Разговорный колорит казачьего наречия.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатели:
Мужанова Н. М.
Черепанова И. И.
20.01.2017.
Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.
Пояснительная записка
Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.
Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению патриотов своей Родины.
Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.
Тема :
Разговорный колорит казачьего наречия.
Цель :
- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего словаря»;
- приобщение к речевой культуре казачества.
Задачи:
- изучение «казачьего словаря»;
- приобщение к культуре и традициям казачества;
- формирование представлений о жизни и быте казаков;
- развитие речи с использованием разговорного колорита казачьего наречия.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Игры, которые мы хотим представить, направлены на развитие речи детей. Идея разработки данных игр возникла у нас не случайно, изучив множество источников и литературы, мы обнаружили, что казачьи игры в основном направлены на развитие двигательных функций – это подвижные и хороводные, а так же сюжетные. Нами разработаны словесные игры с сюжетным элементом и элементом инсценировки. Данные игра позволяют разнообразить речь детей новыми словами, учат классифицировать и обобщать слова, соотносить слово с изображением или предметом. По мимо игр, мы используем казачьи пословицы и поговорки, а так же казачьи колыбельные. Внедряя эти компоненты в различную деятельность детей, мы разнообразили ее речевой колорит. Данные игры можно использовать уже во второй младшей группе, а с возрастом усложнять правила и пополнять словарь новыми более сложными словами.
Михаил Лермонтов
стихотворение
«Казачья колыбельная песня»
Спи, младенец мой прекрасный, Игра «казачий словарь»: Материалы : кубик с липучками, картинки с липучками. Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом) Ход игры : На грани кубика прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь) Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро – цэбэрка , колодец – криница или копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего фишек или картинок. Казачий словарь Лук – цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец – криница; петух – кочет; конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; кот – кит; кошка – кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак; дом – хата; полотенце – рушник; хлев – баз; волк – бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда – загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка – лава. Игра « Подворье» Материалы : - макет подворья с атрибутами - кубик с картинками -набор домашние животные - картинки Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на кубике выпала картинка с домиком. Ребенок называет - это хата. Берет игровой атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря. Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья. Словесная игра «Кубанка» Материалы :Кубанка – головной убор казака. (шапка) Правила игры: дети делятся на две команды. Команды по очереди передают друг другу Кубанку, при этом называют слова из Казачьего словаря. У какой команды осталась Кубанка, те и считаются победителями. Ход игры: две команды, с помощью считалки определяют, кто из них первый начинает. Затем команда получает головной убор – Кубанку. И начинается игра, одна команда называет слово, затем передает Кубанку другой команде, которая называя слово, возвращает шапку. И так игра длится до тех пор, пока Кубанка передается. Выигрывает та команда у которой остался головной убор. Для облегчения игры можно использовать иллюстрации. |
Заключение :
Данная разработка позволяет обогащать речь детей и насыщать ее разговорным колоритом казачьего словаря. Приобщает к культуре и традициям. Показывает жизненный уклад казачьего подворья.
Разрабатывая игры с использованием казачьего компонента, мы приобщаем детей к устаревшим традициям и устоям, тем самым воспитываем у детей чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)
Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...
Знакомство детей с наречиями
Познакомить детей с наречиями. Учить вслушиваться в звучание слов, закрепить умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении. Продолжать учить детей произносить слова, выделяя голосом н...
Предлоги и наречия в речи дошкольников
Предлоги и наречия в речи дошкольников...
Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра
Данная презентация является частью занятия по ФЭМП для детей старшего гр возраста 5-6 лет по Лексической теме: "Рыбы", позволяет актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра...
разговорный колорит казачьего наречия
Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента. разговорный колорит казачьего наречия. речевые игры КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ И ПОДВОРЬЕ....
Обогащение словаря детей с ОНР наречиями, отвечающими на вопрос «Как?»
Расширение представлений детей подготовительной к школе группе о наречии - словах, отвечающих на вопрос "Как?"...
Конспект "Употребление наречий"
Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картин...
- Мне нравится (1)