Модифицированная программа развития творческих способностей «Художники – умельцы» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Разработанная Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке «Радуга» для детей 5-7 лет в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомством с символикой русского и кубанского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Образовательная деятельность проходит по тематическим циклам: «Народная игрушка», «Народные промыслы», «Традиции и сказки», «Быт и традиции», «Ремёсла Кубани», «Русский сувенир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhniki_umeltsy.docx | 152.25 КБ |
raboty_detey.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель муниципального бюджетного Руководитель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 28 «Родничок» детского сада № 28 «Родничок» станицы
станицы Новодонецкой муниципального Новодонецкой муниципального образования
образования Выселковский район Выселковский район
________________ Щербина Л. А. __________________ Берестова Е. А.
20 августа 2015 г. 20 августа 2015 г.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
развития творческих способностей
«Художники – умельцы»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Стельмухова Т.В.
станица Новодонецкая, 2015 год.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ………..…………………...…………………..4
- . Особенности организации образовательного процесса…………………..6
- . Календарно – тематическое планирование к программе «Художники – умельцы» в старшей и подготовительной группах……………………...…9
- ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПО ОКОНЧАНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖНИКИ – УМЕЛЬЦЫ»………………………28
- Формы подведения итогов реализации рабочей программы………...28
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29
4. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...30
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Родина, Отечество, традиции…. Эти понятия неразрывно связанны между собой, и включают в себя всё то, что окружает человека с самого рождения: территория, природа, организация быта, национальные праздники, ремёсла и другое. В задушевной русской песне, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в радостной по цвету дымковской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству.
Исходя из этого, художественно-эстетическое воспитание является актуальным направлением модернизации системы образования, как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности.
Проанализировав программы, реализующиеся в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Радость творчества» О.А. Соломенниковой я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
В связи с этим возникла необходимость написания данной Программы, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек и в программе «Радость творчества» О.А. Соломенниковой нет конспектов знакомящих с традициями и ремеслами Краснодарского края. Поэтому я перед собой поставила цель помимо ознакомления с русским народным декоративно – прикладным творчеством, познакомить детей с историей, бытом и традициями Кубани, ведь определенную роль в казачьем быту так же играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Разработанная Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке «Радуга» для детей 5-7 лет в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомством с символикой русского и кубанского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Образовательная деятельность проходит по тематическим циклам: «Народная игрушка», «Народные промыслы», «Традиции и сказки», «Быт и традиции», «Ремёсла Кубани», «Русский сувенир».
При формировании Программы опирались на основные принципы и подходы дошкольного образования:
1) принцип наглядности, систематичности, последовательности, доступности материала.
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) сотрудничество Организации с семьёй;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства России и Краснодарского края.
Задачи программы:
- расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям родного края.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства.
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа, любовь к традициям и ремёслам Кубани.
- познакомить с приёмами работы народных мастеров.
- формировать эстетический вкус.
- развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- совершенствовать технику рисования декоративных элементов.
- знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов.
- учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.
- закреплять технику лепки декоративных изделий конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
Тематическое распределение часов в старшей группе.
№ | Разделы, темы в государственной программе | Циклы в модифицированной программе | Количество тем | |
Государственная программа | Модифицированная программа | |||
1 | Народное искусство | «Народная игрушка» | Волшебная дымка | Русская матрешка |
2 | Волшебная дымка | Филимоновские свистульки | ||
3 | Русские народные потешки | «Народные промыслы» | Городецкие цветы | Гжельская роспись |
4 | Филимоновские свистульки | Хохломская роспись | ||
5 | Рисуем отгадки к народным загадкам | «Традиции и сказки» | Русские народные потешки | Кубанские мотивы |
6 | Городецкие цветы | Русские народные сказки | ||
7 | Русские народные сказки |
Тематическое распределение часов в подготовительной группе.
№ | Разделы, темы в государственной программе | Циклы в модифицированной программе | Количество тем | |
Государственная программа | Модифицированная программа | |||
1 | Русская народная песня | «Быт и традиции» | Русская вышивка | Устное народное творчество |
2 | Русская вышивка | Народный костюм | ||
3 | Русский народный костюм | «Ремёсла Кубани» | Петраковская роспись | |
Кубанское кружево | ||||
4 | Голубая гжель | Керамика на Кубани | ||
5 | Русские народные игры | «Русский сувенир» | Жостовская роспись | |
6 | Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа | Полхов – Майданская роспись | ||
7 | Золотая хохлома | Мезенская роспись | ||
8 | Русская матрешка | |||
9 | Жостово | |||
10 | Народные промыслы родного края | |||
11 | Сказки |
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «ХУДОЖНИКИ – УМЕЛЬЦЫ»
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь. В качестве средства эстетического воспитания решено использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства в организованной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с традициями России и Кубани, заложит основы эстетического воспитания.
Организация деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной проблеме строится поэтапно:
- Знакомство с промыслом
- Обучение приемам рисования
- Закрепление полученной информации в организованной и свободной творческой деятельности, досугах, развлечениях.
2.1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБДОУ ДС № 28 обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей от 1 года до 7 лет. Формат образовательных услуг, оказываемых организацией, обусловлен наличием социального заказа, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и педагогическими возможностями образовательной организации. Изучив, запросы родителей воспитанников и оценив возможности образовательной организации, на основании Устава и Лицензии на образовательную деятельность в кружке «Радуга» ведутся дополнительные бесплатные образовательные услуги художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ.
Кружок «Радуга» посещают две группы детей по десять человек: 5-6 лет старшая группа, 6-7 лет – подготовительная группа, где помимо рисования, лепки и аппликации 1 раз в неделю во второй половине дня проводится организованная деятельность по декоративно – прикладному творчеству.
Количество организованной деятельности
к программе «Художники – умельцы»
в старшей и подготовительной группах:
№ | Вид деятельности | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | Знакомство с народными промыслами (включая развлечения) | 14 | 14 |
2 | Самостоятельное создание детьми декоративных изделий: Рисование: Лепка: Аппликация: | 18 2 - | 18 3 3 |
ИТОГО В ГОД: | 34 | 38 |
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
- Знакомство детей с образцами традиционных художественных промыслов России и Краснодарского края.
- Учить видеть, понимать, оценивать красоту произведений промыслов России и Краснодарского края
- Восприятие содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, связь с традициями народного искусства.
- Формирование чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
- Самостоятельное использование своих впечатлений о народных промыслах в разные виды художественной деятельности.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, на основе полученных представлений о характерных особенностях росписей.
Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей средствами народного декоративно – прикладного творчества, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В реализации программы широко используются технические средства обучения: ноутбук, интерактивное и мультимедийное оборудование, фотоаппарат, магнитофон.
Расписание организованной деятельности
в старшей группе к рабочей программе «Художники-умельцы»
№ | Цикл | Тема | Общее кол-во ОД |
1 | «Народная игрушка» | Дымковская игрушка | 4 |
Филимоновская игрушка | 4 | ||
Русская матрешка | 4 | ||
2 | «Народные промыслы» | Городецкая роспись | 4 |
Гжельская роспись | 3 | ||
Хохломская роспись | 4 | ||
3 | «Традиции и сказки» | Кубанские мотивы | 4 |
Русская народная сказка | 4 | ||
Русские народные потешки | 4 | ||
Всего за год: | 34 |
Расписание организованной деятельности
в подготовительной группе к рабочей программе «Художники-умельцы»
№ | Цикл | Тема | Общее кол-во ОД |
1 | «Быт и традиции» | Русская вышивка | 4 |
Народный костюм | 4 | ||
Устное народное творчесство | 4 | ||
2 | «Ремёсла Кубани» | Петраковская роспись | 4 |
Кубанское кружево | 3 | ||
Керамика на Кубани | 4 | ||
3 | «Русский сувенир» | Жостовская роспись | 5 |
Полх-Майданская роспись | 4 | ||
Мезенская роспись | 3 | ||
Всего за год: | 38 |
2.2. Календарно – тематическое планирование к программе
«Художники – умельцы» в старшей и подготовительной группе.
Согласовано:
Старший воспитатель:
_________________Щербина Л.А.
«_____»______________2015 год.
СТАНИЦА НОВОДОНЕЦКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ «ХУДОЖНИКИ УМЕЛЬЦЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Количество часов: всего 34, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе модифицированной программы развития творческих способностей «Художники-умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл «Народная игрушка» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Сентябрь «Дымковская игрушка» | 1. Беседа «Волшебная дымка» | Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. | Выставка дымковских игрушек, репродукции и фотографии с изображением дымковских игрушек, раскраски, алгоритмы росписи, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Разрезные картинки», «Узнай по силуэту» «Найди лишнее» Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Дымковские узоры» | Продолжать знакомство с дымковской игрушкой. Формировать технику рисования элементов дымковской росписи. Развивать чувство цвета при составлении узора. | |||
3. Лепка «Кубанская игрушка» | Познакомить с народной игрушкой Кубани. Показать особенности лепки традиционных глиняных игрушек. Формировать эстетический вкус, любовь к родному краю, его традициям. | |||
4. Рисование «Дымковская барышня». | Продолжать знакомство с народным декоративно- прикладным искусством. Учить аккуратно раскрашивать готовый силуэт дымковскими узорами. Формировать эстетический вкус. |
Цикл «Народная игрушка» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Октябрь «Филимоновская игрушка» | 1. Беседа «Творчество филимоновских мастеров» | Знакомство детей с творчеством народных мастеров. Расширение представлений о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства. | Выставка филимоновских игрушек, репродукции и фотографии с изображением филимоновских игрушек, раскраски, алгоритмы росписи, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Сравни игрушки», «Составь узор», «Найди пару» «Лабиринт» Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Элементы филимоновской росписи: полосок, ёлочек, цветов» | Закреплять представления детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов росписи. Формирование эстетического вкуса. | |||
3. Лепка «Кубанская свистулька»» | Продолжать знакомство с народной кубанской игрушкой. Показать особенности лепки свистульки. Учить добиваться точности в передаче формы. Развивать мелкие движения руки. | |||
4. Рисование «Филимоновские игрушки». | Расширять представления о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи. Развивать творчество и фантазию. |
Цикл «Народная игрушка» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Ноябрь «Русская матрёшка» | 1. Беседа «Путешествие с матрешкой» | Знакомство с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами. | Выставка русских матрёшек, репродукции и фотографии с изображением матрёшек, раскраски, силуэты матрёшек для раскрашивания, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Сравни игрушки», «Игры с матрёшками», «Найди лишнее», «Найди пару» «Часть – целое», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Загорская матрёшка» | Продолжать знакомство с матрёшкой. Показать характерные особенности сергиевопосадской матрёшки. Совершенствовать технику кистевой росписи. | |||
3. Рисование «Семёновская матрёшка» | Расширять представления о разнообразии русской матрёшки. Показать характерные особенности семёновской матрёшки. Совершенствовать технику кистевой росписи. | |||
4. Изготовление народной кубанской куклы из соломы. | Закреплять представления о народных игрушках Кубани. Формировать эстетический вкус, любовь к традициям Кубани. | |||
5. Выставка «Народные игрушки» |
Цикл «Народные промыслы» | ||||||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий | ||||
Декабрь «Городецкая роспись» | 1. Беседа «Знакомство с городецким промыслом» | Знакомство с изделиями городецких мастеров. Развитие эстетического восприятия. Формирование эмоциональной отзывчивости. Учить выделять характерные особенности росписи. | Выставка изделий городецкого промысла, репродукции и фотографии с изображением изделий промысла, раскраски, алгоритм росписи, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. | ||||
2. Рисование «Элементы городецкой росписи» | Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством. Учить рассматривать городецкий узор. Показать особенности рисования растительных элементов городецкой росписи. | |||||||
3. Рисование «Городецкие птицы» | Продолжать знакомить детей с городецким промыслом. Познакомить с техникой выполнения городецкой птицы. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи. | |||||||
4. «Кубань – ремесленный край» | Закреплять представления о традиционных ремёслах Кубани, характерных особенностях. Воспитывать чувство любви к Кубани. | |||||||
Цикл «Народные промыслы» | ||||||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий | ||||
Январь «Гжельская роспись» | 1. Беседа «Незабудковая гжель» | Расширять знания об истории гжельского промысла. Учить выделять его характерные особенности. Формировать эстетический вкус. | Выставка изделий гжельских мастеров, репродукции и фотографии с изображением изделий гжельского промысла, раскраски, алгоритм росписи, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Найди лишнее», Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. | ||||
2. Рисование «Голубая гжель» | Расширять знания о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Показать особенности рисования элементов гжельской росписи, всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Приобщать к истокам народной культуры. | |||||||
3. Рисование «Лепка и роспись гжельских изделий» | Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Показать способ лепки скульптур малых форм. Развивать творчество и фантазию. | |||||||
4. Рисование «Кубанский орнамент» | Закреплять представления о народных промыслах Кубани, учить украшать бумажные силуэты кубанскими орнаментами. | |||||||
4. Выставка «Народные промыслы России». |
Цикл «Народные промыслы» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Февраль «Хохломская роспись» | 1. Беседа «Золотая хохлома» | Расширять знания о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить выделять его характерные особенности. Формировать эстетический вкус. | Выставка изделий хохломского промысла, репродукции и фотографии с изображением изделий промысла, раскраски, бумажные силуэты изделий, алгоритм росписи, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Найди лишнее», Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Элементы хохломской росписи» | Продолжать знакомить с хохломским промыслом. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять отдельные элементы росписи. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью. | |||
3. Рисование «Роспись бумажных силуэтов хохломскими узорами» | Продолжать знакомить с хохломским промыслом. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти. | |||
4. Рисование «Кубанское подворье» | Закрепление представлений о традициях и быте на Кубани. Формирование у детей эстетического вкуса и художественно-творческих способностей. |
Цикл «Традиции и сказки» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Март «Кубанские мотивы» | 1. Беседа «Промыслы и традиции Кубани» | Расширять знания детей об особенностях края, в котором они живут. Расширять знания о традиционных промыслах Кубани, учить выделять характерные особенности этих промыслов. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Формировать эстетический вкус. | Выставка изделий традиционных промыслов Кубани, репродукции и фотографии с изображением ремёсел Кубани, презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Найди лишнее», Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», «Народные узоры», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Рушник» | Закрепление знаний о традиционном Кубанском ремесле вышивка крестом. Учить отражать в рисунке полученные знания. Формировать эстетический вкус. | |||
3. Рисование «Петраковская роспись» | Закрепление знаний о традициях Кубани. Учить выделять характерные особенности росписи. Формировать эстетический вкус. | |||
4. Развлечение «Кубанские мотивы…» | Закреплять знания детей об особенностях и традициях края в котором мы живём. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. |
Цикл «Традиции и сказки» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Апрель «Русская народная сказка» | 1. Беседа «Сказка ложь – да в ней намёк…» | Закреплять умение отличать русскую народную сказку от других жанров устного народного творчества. Вызывать эмоциональный отклик на услышанные сказки. Учить отражать в художественной деятельности впечатления о знакомых сказках. | Выставка репродукции книги «Русские сказки» презентации по теме. | «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Найди лишнее», Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», «Народные узоры», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Мой любимый сказочный герой» | Учить передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя. Развивать образное представление. Воспитывать интерес к народному творчеству. | |||
3. Рисование «Сказочные птицы» | Формировать эстетические чувства. Развивать мышление, предлагая детям выделять сходство и различия сказочных и реальных птиц. Развивать воображение при создании сказочного образа. | |||
4. Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни. | Закреплять представления о жанре устного народного творчества Кубани. Воспитывать интерес к кубанской культуре. |
Цикл «Традиции и сказки» | ||||
месяц | Вид деятельности, тема | Задачи | Развивающая среда | Образовательная работа вне занятий |
Май «Русские народные потешки» | 1. Беседа «Творчество художника– иллюстратора Ю.А. Васнецова » | Познакомить с творчеством известного художника – иллюстратора Ю.А. Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного фольклора. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора. | Иллюстрации и фотографии творчества Ю.А. Васнецова, презентации по теме. | «Найди пару», «Рукавичка», «Подбери узор», «Продолжи узор», «Найди отличия», «Найди лишнее», Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Составь узор», «Часть и целое», Лото. Чтение стихотворений, загадывание загадок по теме. |
2. Рисование «Пошла Маня на базар…» | Закреплять знания о произведениях малого устного фольклора. Учить детей с выражением рассказывать потешку. Формировать умение передавать в рисунке народный характер потешки. | |||
3. Рисование «Идет петушок, красный гребешок». | Развивать художественное восприятие иллюстраций по произведениям малого устного фольклора. Развивать желание украшать рисунок различными узорами. | |||
4. Коллективное оформление альбома «Подарки с кубанской грядки» | Формировать эстетический вкус, развивать желание украшать странички альбома традиционными кубанскими узорами. |
Согласовано:
Старший воспитатель:
_________________Щербина Л.А.
«_____»______________2015 год.
СТАНИЦА НОВОДОНЕЦКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ «ХУДОЖНИКИ УМЕЛЬЦЫ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Количество часов: всего 38, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе модифицированной программы развития творческих способностей «Художники-умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл «Быт и традиции» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи ОД | Материалы и оборудование |
Сентябрь «Русская вышивка» | 1 | 1. Беседа «Волшебный узелок» | Знакомство с историей русской вышивки. Показать красоту вышитых изделий. Воспитывать уважение к труду вышивальщиц. Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. | Мультимедийное оборудование, презентация «Волшебный узелок», образцы вышитых изделий. |
2 | 2. Рисование «Рушник» | Продолжать знакомить детей с традиционными кубанскими ремёслами, вышивкой. Расширять представления о композиционном построении узора. Учить выполнять геометрические растительные узоры на готовых формах. | Бумажные силуэты для украшения, краски, кисточки, стаканы с водой, цветные карандаши, фломастеры. Образцы вышитых изделий. Карточки с образцами вышитого орнамента. | |
3 | 3. Лепка «Узоры для вышивки» | Продолжать знакомить детей с русской вышивкой. Учить выполнять геометрические растительные узоры на различных формах. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество. | Картон 10х10 см., пластилин, стеки, салфетки. Карточки с образцами вышитого орнамента. | |
4 | 4. Аппликация декоративная «Волшебные плащи» | Создание интереса к изготовлению элементов народного костюма. Воспитание интереса к сотрудничеству и сотворчеству. | Бумажные силуэты элементов одежды (манжет, воротник, карман), краски, кисточки, баночки с водой, цветные карандаши, фломастеры. |
Цикл «Быт и традиции» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи ОД | Материалы и оборудование |
Октябрь «Народный костюм» | 1 | 1. Беседа «Русский народный костюм» | Знакомство с историей и особенностями русского народного костюма. Расширять знания о русской народной культуре. Развивать эстетический вкус. | Мультимедийное оборудование, презентация «Русский костюм», образцы вышитых изделий. |
2 | 2. Рисование «Оденем Ваню в русский костюм» | Расширять представления о русской народной одежде. Показать видоизменения русского костюма. Развивать интерес к национальной культуре. | Готовые бумажные силуэты мужского русского костюма по количеству детей, краски гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, баночки с водой, кисточки. | |
3 | 3. Рисование «Оденем Маню в русский костюм» | Расширять представления о русской народной одежде. Показать видоизменения русского костюма. Развивать интерес к национальной культуре. | Готовые бумажные силуэты женского русского костюма по количеству детей, краски гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, баночки с водой, кисточки. | |
4 | 4. Аппликация «Красивые платочки» | Освоение приема аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Обогащение аппликативной техники. | Листы бумаги, ножницы, цветной картон для основы, клей, кисточки. | |
5 | 5. «Традиционная одежда кубанского казака и казачки» | Знакомство с историей и особенностями кубанского костюма. Расширять знания о кубанской культуре. Развивать эстетический вкус. | Мультимедийное оборудование, презентация «Кубанские казаки», иллюстрации, фотографии. |
Цикл «Быт и традиции» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи ОД | Материалы и оборудование |
Ноябрь «Устное народное творчество» | 1 | 1. Рисование «Пословицы и поговорки русского народа» | Знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить понимать переносный смысл пословиц. Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций к русским пословицам. Формировать умение передавать в рисунке воображаемый сюжет пословицы. | Иллюстрированные книги пословиц и поговорок русского народа, Бумага, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитры, карандаши, кисти разных размеров, салфетки. |
2 | 2. Лепка «Сказка петушок и курочка» | Учить лепить персонажей сказок по мотивам народных игрушек. Формирование эстетического вкуса. | Пластилин, стеки, дощечки, салфетки, иллюстрации народные игрушки. | |
3 | 3. Рисование «Всех скороговорок не переговоришь…» | Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Развивать эстетическое восприятие при рассматривании иллюстраций. Учить передавать в рисунке сюжет скороговорки. | Иллюстрированные книги и поговорок русского народа, Бумага, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитры, карандаши, кисти разных размеров, салфетки. | |
4 | 4. « Кубанский народный фольклор: стихи, поговорки, песни» | Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством кубанского народа. Учить самостоятельно выбирать способ изображения. Учить передавать в рисунке, аппликации, лепке сюжет народного фольклора. Формировать воображение, эстетический вкус. | Бумага, гуашь, акварельные краски, баночки с водой, палитры, карандаши, кисти разных размеров, салфетки. Пластилин, дощечки. Восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры. |
Цикл «Ремесла Кубани» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Декабрь «Петраковская роспись» | 1. Беседа «Роспись на Кубани» | Знакомство детей с традиционной кубанской росписью, учить выделять характерные особенности росписи. Формировать эстетический вкус. | Мультимедийное оборудование, презентация «Петраковская роспись» | |
2. Рисование «Элементы петраковской росписи» | Продолжать знакомство детей с традиционной кубанской росписью, учить выделять характерные особенности росписи. Учить выполнять элементы росписи. Формировать эстетический вкус. | Листы белой бумаги, краски гуашевые, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||
3. Рисование «Укрась избушку» | Продолжать знакомство детей с традиционной кубанской росписью, учить выделять характерные особенности росписи. Учить выполнять элементы росписи на готовых силуэтах избы. Формировать эстетический вкус. | Бумажные силуэты для росписи, краски гуашевые, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||
4. Рисование «Кубанская роспись» | Продолжать учить работать с красками и кистью, продолжать развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, развивать эстетическое мировоззрение, патриотические чувства. | посуда с нанесенным кубанским узором, элементы узоров для рассматривания, бумага, простые карандаши, краски, кисти, салфетки, ножницы, трафареты для рисования. | ||
5. Викторина «Край наш кубанский – родная земля» |
Цикл «Ремесла Кубани» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Январь «Кубанское кружево» | 3 | 1. Беседа «История Кубанского кружева» | Знакомство детей с традиционной кубанской ремеслом – вязанием кружев. Воспитывать любовь к традициям малой Родины, уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус, положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народного промысла. | Мультимедийное оборудование, презентация «Ремёсла Кубани» |
4 | 2. Аппликация декоративная «Ажурная салфетка» | Знакомство с приёмом аппликативного оформления – прорезной декор. Формировать эстетический вкус. | Листы бумаги, цветной картон для основы, ножницы, клей, кисточки, салфетки. | |
5 | 3. Рисование «Сказочные кружева» | Продолжать знакомство детей с традиционным кубанским ремеслом, Развивать фантазию, воображение, аккуратность при выполнении работы. Формировать эстетический вкус. | Бумага, восковые мелки, карандаши простые, краски акварель, кисточки, салфетки. | |
4. Выставка «Семейные традиции» |
Цикл «Ремесла Кубани» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Февраль «Керамика на Кубани» | 1 | 1. Беседа «Традиционное гончарное ремесло на Кубани» | Знакомство детей с традиционным гончарным кубанским ремеслом. Воспитывать любовь к традициям малой Родины, уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус, положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народного промысла. | Мультимедийное оборудование, презентация «Ремёсла Кубани», керамические изделия. |
2 | 2. Лепка «Декоративная посуда» | Продолжать знакомство с гончарным ремеслом Кубани. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус. | Пластилин, дощечки, салфетки, глиняная посуда и предметные картинки, иллюстрации с изображением посуды | |
3 | 3. Рисование «Миска для Маши» | Продолжать знакомство детей с традиционным кубанским ремеслом, Развивать фантазию, воображение, аккуратность при выполнении работы. Формировать эстетический вкус. | Бумажные заготовки, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации, фотографии и образы посуды. | |
4 | 4. Развлечение «Кубанские посиделки» | Закреплять представления детей о традициях и ремёслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю. |
Цикл «Русский сувенир» | |||||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование | |||
Март «Жостовская роспись» | 1 | 1. Беседа «Искусство Жостова» | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства. | Мультимедийное оборудование, презентация «Жостовский букет». | |||
2 | 2. Рисование «Элементы жостовской росписи» (рисование цветов) | Закреплять представления детей о жостовской росписи. Учить составлять цветочную композицию на подносах разной формы. Закреплять технику рисования орнамента кистью, без прорисовки карандашом. | Листы бумаги белого цвета, краски акварель, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||||
3 | 3. Рисование «Элементы жостовской росписи» (рисование листьев) | Закреплять представления детей о жостовской росписи. Учить составлять цветочную композицию на подносах разной формы. Закреплять технику рисования орнамента кистью, без прорисовки карандашом. | Листы бумаги белого цвета, краски акварель, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||||
4 | 4. Рисование «Кубанская посуда» | Закреплять представления детей о ремёслах Кубани. Учить украшать традиционным рисунком силуэты посуды. Закреплять технику рисования узора кистью, без прорисовки карандашом. | Бумажные силуэты посуды белого цвета, краски акварель, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||||
5 | 5. Рисование «Разные подносы» | Закреплять представления детей о жостовской росписи. Учить составлять цветочную композицию на подносах разной формы. Закреплять технику рисования орнамента кистью на готовых силуэтах подносов, без прорисовки карандашом. | Бумажные силуэты жостовских подносов, краски акварель, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки. | ||||
6. Выставка «Жостовский букет» | |||||||
Цикл «Русский сувенир» | |||||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование | |||
Апрель «Полх – Майданская роспись» | 1 | 1. Беседа «Цветочные узоры Полхов - Майдана» | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества Полхов – Майданских мастеров. Учить выделять характерные особенности росписи. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. | Мультимедийное оборудование, презентация «Полхов -Майдан». | |||
2 | 2. Рисование «Элементы Полхов- Майданской росписи» | Закреплять представления детей о полхов – майданской росписи. Учить составлять композицию в соответствии с народной росписью. Закреплять технику рисования узора кистью, без прорисовки карандашом. | Листы бумаги белого цвета, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации по теме. | ||||
3 | 3. Рисование «Изделия из Полхов – Майдана» | Закреплять представления детей о полхов – майданской росписи. Учить составлять композицию на бумажных силуэтах. Закреплять технику рисования узора кистью, без прорисовки карандашом. | Бумажные силуэты изделий, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации по теме. | ||||
4 | 4. Лепка «Кубанская резьба» | Закреплять представления о традиционном кубанском промысле, резьбе по дереву. Закреплять технику выполнения узора на плоскости. | Доски, вырезанные из картона и покрытые пластилином, стеки, салфетки, деревянные предметы быта с резьбой. |
Цикл «Русский сувенир» | ||||
месяц | неделя | Вид деятельности, тема | Задачи | Материалы и оборудование |
Май «Мезенская роспись» | 1 | 1. Беседа « Мезенская роспись» | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мезенской росписи. Учить выделять характерные особенности росписи. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства. | Мультимедийное оборудование, презентация «Мезенская роспись». |
2 | 2. Рисование «Элементы мезенской росписи» | Закреплять представления детей о мезенской росписи. Учить составлять композицию в соответствии с народной росписью. Закреплять технику рисования узора кистью, без прорисовки карандашом. | Листы бумаги белого цвета, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации по теме. | |
3 | 3. Рисование «Роспись силуэтов изделий» | Закреплять представления детей о мезенской росписи. Учить составлять композицию на бумажных силуэтах. Закреплять технику рисования узора кистью, без прорисовки карандашом. | Бумажные силуэты изделий, краски акварельные, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации по теме | |
4 | 4. Выставка «Народные промыслы России и Кубани» | |||
Дидактические игры по народным художественным промыслам | Закрепить представления детей о народных промыслах России. |
- ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПО ОКОНЧАНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖНИКИ – УМЕЛЬЦЫ»
В результате организованной деятельности по Программе «Художники умельцы» предполагается:
- овладение детьми определенными представлениями о народном декоративно – прикладном искусстве России и Кубани;
- различают и называют виды народного декоративно – прикладного искусства России и Кубани;
- выделяют средства выразительности, используемые народным мастером;
- составляют узоры на бумажных силуэтах промыслов России и Кубани;
- выявление и осознание ребенком своих способностей;
- формирование общетрудовых и специальных действий, способов самоконтроля;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- овладение культурой труда;
- улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении опыта работы в коллективе.
- ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
«ХУДОЖНИКИ – УМЕЛЬЦЫ»
- выставки детских работ в детском саду;
- участие в районных, краевых, конкурсах художественно -
эстетической направленности;
- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- изготовление сувениров в традиционных техниках России и Кубани в
подарок родителям к праздникам.
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соломенникова О.А. «Радость творчества» Мозаика-Синтез, 2006
Педагогические технологии:
2. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество», Карапуз – Дидактика, 2006
3. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка» Художник РСФСР, 1988
4. Красильников А.В. «Золотая хохлома» 1979
5. Бедник Н.И. «Цветы на подносе», Художник РСФСР, 1986
6. «Жостовский букет», Мозаика - Синтез
7. «Цветочные узоры Полхов-Майдана», Мозаика – Синтез
8. «Городецкая роспись», Мозаика – Синтез
9. «Сказочная гжель», Мозаика – Синтез
Интернет ресурсы:
10. http://nsportal.ru
11. http://www.maam.ru
12. http://www.liveinternet.ru
13. https://ru.wikipedia.org
14. http://www.moscow-vernisage.com/narodnye-promysla-rossii
15. http://kultura.kubangov.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воздействие образовательной деятельности
по программе «Художники – умельцы»
на развитие творческих способностей ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К ООД «Элементы Петриковской росписи»
К ООД «Элементы Петриковской росписи»
К ООД «Укрась избушку»
К ООД «Оденем Маню в русский костюм»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры развивающие творческие способности и воображение у детей старшего дошкольного возраста"
«Несуществующая рыба». Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы може...
Бумагопластика для развития творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
В презентации "Квиллинг это просто" представлен опыт работы воспитателя высшей категории Комиссарчук Н.Н. по бумагопластике с детьми старшего дошкольного возраста.Эти занятия развивают мелку...
«Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».
Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...
«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...
Проект по художественно – эстетическому развитию. «Развитие и реализация творческих способностей, инициативы и воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с дымковской росписью».
Необходимо с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитать в них нравственные качества. Какими методами воспитывать н...
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.
Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения....