Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей группы с родным городом
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Агапова Татьяна Викторовна

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей  группы с родным городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_starshaya_gruppa.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшей  группы с родным городом

Время проведения

Форма работы

Содержание

сентябрь

- Беседа «Моя улица»

- НОД  «Вот эта улица, вот этот дом»

- Целевая прогулка по территории детского сада

- Целевая прогулка «Дома бывают разные»

- Беседа «Городские здания»

- Рассказ воспитателя «История возникновения родного города»

- НОД «Вечерний город» (отражение в воде)

- Конструирование «Детский сад моей мечты»

- Беседа «Как мы отдыхаем?»

- Рассматривание гербария «Лекарственные травы тульского края», «Деревья родного края»

- Продуктивная деятельность: коллективная работа «Чудеса природы» (из природного материала).

- Видео презентация «Растительный и животный мир родного края»

- Рассматривание иллюстраций картин современных художников о старинной Туле из цикла «Художники России о самоварном чаепитии»

- НОД «О том, чего не замечают взрослые»

- Формировать у детей интерес к своей малой Родине; закреплять знания домашнего адреса. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, общаться, развивать коммуникативные навыки

- Познакомить детей с понятиями: архитектор, архитектура, фасад, торец; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Закрепить знания об основных частях здания (стена, окно, крыша, дверь, балкон, лоджия).  Расширять представления о различных прямоугольниках – широких и узких, высоких и низких; учить создавать композицию современной городской улицы; закреплять приемы рисования краской, учить готовить оттенки цвета путем разбавления краски водой на палитре

- Обратить внимание детей на изменения, которые произошли на территории (сделаны новые песочницы, асфальтированы дорожки). Подчеркнуть, что о детях позаботились взрослые,  и чтобы на территории детского сада всегда было так красиво, необходимо ко всему относиться бережно

- Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закрепить навык безопасного перехода проезжей части дороги.

- Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением; объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, банк.

- Расширять представления о родном городе, полученные в средней группе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названием, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города.  Рассказать, что в сентябре построен Тульский Кремль (1507г.).

- Продолжать знакомить детей с понятием архитектурный пейзаж; учить передавать в рисунке впечатления от праздника  - Дня города: украшенные улицы, салют над городом. Закреплять умение передавать в рисунке изображение домов разных пропорций.

- Закреплять знания об архитектуре, познакомить с понятием декоративная архитектура; учить детей конструировать по заданной теме. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

- Познакомить детей с понятием отдых и показать его необходимость; формировать  представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают; учить ценить свободное время, заполнять его разумным и интересным делом. Уточнять представления детей о городе. О природе, достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к природе.

- Развивать познавательный интерес; учить определять названия деревьев по листьям, названия трав по листьям и цветам. Воспитывать бережное отношение к природе.

- Учить видеть прекрасное в окружающем мире, любоваться им. Воспитывать умение вест себя в природе.

- Закреплять представления детей о растительном и животном мире, реках города. воспитывать бережное отношение к природе. Расширять знания в области охраны природы. Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей.

- Знакомить детей с историей города, с творчеством  художников туляков, архитектурой старой Тулы. Вызвать положительное эмоциональное отношение от  знакомства с  произведениями художников.

- Расширять представления детей о природе родного края

октябрь

- Беседа «Что такое дом»

- Беседа «Городские здания»

- Целевая прогулка «Золотая осень»

- Беседа «Зачем нужна деревня?»

- Вечер развлечений «Мисс Осень»

- Рассказ воспитателя о нашем микрорайоне

- Продуктивная деятельность «Улицы нашего города»

- Рассматривание открыток с видами Тулы, игра «Угадай, где побывал Незнайка»

- Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?»

- НОД «Традиции чаепития» из цикла «Художники России о самоварном чаепитии»

- Беседа «Что я знаю о родном городе»

- Рассматривание иллюстраций картин тульского художника Поленова о природе родного края.

- Экскурсия в мини-музей группы «Тула – наш родной город» на выставку самоваров

- Уточнить понятие, что такое дом, что означает слово дом, как появились первые дома. Развивать связную речь и логическое мышление. Учить детей доброте, отзывчивости. Воспитывать бережное отношение к дому и ко всему, что с ним связано.

- Закрепить знания о разных видах городских зданий, их назначением; познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей: бассейн, теннисный корт, кукольный театр, экзотариум, филармония, музей, художник, композитор.

- Вызвать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, формировать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение  к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

- Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий; формировать у детей интерес  и любовь к своей малой Родине.

- Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родного края сенью, дарами природы.

- Совершенствовать знания детей о малой Родине: Пролетарский район самый большой и красивый; это современные здания, школы, скверы, парки, детские сады, стадионы, детские площадки. Воспитывать интерес и любовь к родному району.

- Расширять знания детей о городе Туле; учить отражать в рисунке знания о родном городе.

- Учить узнавать и называть места родного города, достопримечательности, исторические места и места отдыха.

-  Закреплять знания детей о родном городе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Воспитывать культуру речевого общения. Закреплять правила поведения в природе.

- Рассказать детям, что такое самовар; о сосудах, которые были предшественниками самоваров, что служило растопкой для самоваров; почему Тулы прославилась самоварами; как выглядит самовар, для чего он нужен; чем отличается старинный самовар от современного, что нужно знать при обращении с самоваром. Расширять словарный  запас: самоварное золото, сбитень, самонагревающиеся сосуды. Приобщать детей к изобразительном искусству.

- Закреплять знания детей о городе, его достопримечательностях. Воспитывать интерес к истории города, гордость за тульских умельцев.

- Продолжать знакомить детей с творчеством художника; учить детей видеть красоту родной природы; вызвать эмоциональный отклик от знакомства с произведениями художника. Воспитывать эстетический вкус.

- Расширять представления детей о производстве самоваров, разнообразии их форм и размеров.

Ноябрь

- Беседа «Путешествие на почту»

- Беседа «Книжкин дом»

- Беседа «Тульский Кремль»

- Рассматривание открыток, иллюстраций с видами Кремля

- Конструирование «Кремль», «Башни Кремля»

- Продуктивная деятельность «Наш Тульский край» (коллективная работа по аппликации)

- НОД «Секреты народной игрушки» из цикла «Сказки дедушки Филимона»

- Экскурсия в мини-музей группы «Тула – наш родной город» на выставку филимоновских игрушек.

- Продуктивная деятельность «Изба»

- Вечер развлечений «Наш любимый Пролетарский район»

- Рассматривание иллюстраций картин тульского художника Поленова о природе родного края.

- Чтение рассказов Л. Толстого «Басни Эзопа»

- Конструирование «Город мой, любимейший на свете»

- Беседа «Тульский Кремль»

- Целевое посещение младшей группы детского сада.

- Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес.

- Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации.

- Вызвать интерес к историческому прошлому родного города. Напомнить историю возникновения города; рассказать, что означает слово «кремль» и как помогал он жителям защищаться от врагов.

- Рассказать о башнях Кремля, успенском соборе, музее оружия, музее самоваров – ценнейшими достопримечательностями города.

- Учить создавать конструкции, объединённые общей темой, одним содержанием. Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать ее с точки зрения практического назначения. Учить детей на основе этого анализа самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.

- Учить детей создавать изображения по представлению, композиционно правильно располагать аппликацию, вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой.

- Рассказать, что в тульском крае издавна развивались многие виды народного искусства. Одним из них является филимоновская игрушка. Познакомить с историческим прошлым; вызвать чувство гордости за тульских умельцев.

- Вызвать эмоциональный  отклик от знакомства с игрушкой. Учить замечать цветовое сочетание и форму элементов узора. Продолжать развивать интерес к истории родного края, его достопримечательностям.

- Углублять представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры. Учить делать избу из бревен (бумажных рулончиков) с резными украшениями. Закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать координацию движений руки; воспитывать любовь и интерес к старине; познакомить детей с понятием «наличники»

- Расширять  представления и закреплять знания детей о Пролетарском районе. Развивать чувство сопричастности к всенародным торжествам. Привлекать детей к активному участию в подготовке праздничного убранства группы, участию в оформлении выставки «наш район – наше богатство»

- Продолжать знакомить детей с творчеством художника. Учить видеть красоту родной природы.

- Продолжать знакомить детей с произведениями тульского писателя. Учить детей понимать смысл басен.

- Продолжать знакомить детей с архитектурными сооружениями Тулы (промышленными, общественно-гражданскими, культурными). Учить располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу. Формировать чувство взаимопомощи  в коллективной форме работы; воспитывать любовь к родному  городу.

- Закрепить знания детей о значении строительства Кремля для города Тулы. Вспомнить страницы истории города; строительство Кремля – укрепление и защита города от врагов. Сегодня Кремль – историческая ценность и главная достопримечательность города, память о предках.

- Учить детей по результатам наблюдения рассказывать, чем похожи группы, чем отличаются. Напомнить, что они старшие в детском саду, а старшие в семье всегда помогают младшим. Детский сад – это тоже семья и поэтому старшие дети могут заботиться о младших. Уточнить, как дети могут это сделать? Предложить помогать одевать малышей на прогулку в холодное время года, играть с ними на прогулке, помогать собирать малышам игрушки.

декабрь

- Рассказ о памятниках русскому царю Петру 1 и конструктору-оружейнику Мосину

- Беседа «Какие профессии строят дом»

- Презентация «Экспонаты музея оружия»

- Беседа «Традиции туляков»

- Беседа «Тула оружейная»

- Новогодний праздник

- Рассказать детям о том, что Петр 1 – русский царь, организатор строительства оружейного завода. Мосин – наш земляк, создатель русской трехлинейной винтовки. Воспитывать гордость за людей, которые жили и трудились в нашем городе.

- Закрепить знания детей строительных профессий. Уточнить представления о т том, кто такой архитектор и чем они занимается; кто из детей хотел бы выбрать строительную профессию и почему. Воспитывать чувство гордости за туляков.

- Рассказать, что музей оружия хранит память трудовой славы тульских оружейников; в музее представлены царские грамоты, указы и другие документы, содержание которых связано с оружейной Тулой. Формировать познавательную активность больше узнать о музее, посетить его с родителями.

- Познакомить детей с традиционными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающим, используя художественные средства выразительности; формировать интерес к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников и их значение.

- Закрепить знания детей об оружейном производстве, о создании оружейного завода, его назначении. Закреплять знание названий улиц, сохранивших в своих названиях память об умельцах-оружейниках.

- Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней елкой; воспитывать желание дарить подарки своим близким.

январь

- Рассказ воспитателя о самоварном деле

- Беседа «Кто построил новый дом?»

- Продуктивная деятельность в мастерской Левши «Роспись самоваров», «Новые образцы самоваров» из цикла «Художники России о самоварном чаепитии»

-Экскурсия в мини-музей группы «Тула – наш родной город» на выставку тульских  пряников.

- Продуктивная деятельность «Тульские пряники»

- Чтение пословиц, поговорок, загадок  о тульском самоваре, прянике,  мастерах, о труде, любви к Родине

- Беседа «Тула самоварная»

- Рассматривание иллюстрации тульского костюма, тряпичной куклой тульского края

- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Напомнить, как зародилось самоварное ремесло, как продолжает жить сейчас. Воспитывать интерес к людям разных профессий; работа умельцев трудна, опасна и почетна.

- Закреплять знания детей о строительных профессиях; воспитывать уважение к труду взрослых; пополнять знания о конструкциях домов; закреплять знания о строительных материалах.

- Продолжать знакомить детей с изделиями тульских умельцев; развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к труду мастеров. Закреплять знания детей о назначении самовара, его особенностях форм. Развивать творческие способности детей.

- Знакомство детей с производством пряников. Воспитывать уважение к почетному труду пряничников. Чтение пословиц и поговорок о пряниках, чаепитии, труде, туляках. Формировать познавательный интерес к истории родного города.

- Закреплять знания детей о формах пряников, назначении, видах начинок. Развивать творческие способности детей; закреплять умение рисовать завиток, писать печатные буквы.

- учить детей использовать в повседневной жизни пословицы и поговорки; закреплять знания о достопримечательностях родного города.

- Уточнить знания детей о достопримечательностях родного города; почему туляков называют потомками Левши. Развивать познавательную активность к истории родного города.

- Продолжать знакомить детей с историей тульского края, костюма и народной игрушкой.

февраль

- Беседа «Где работаю ваши родители»»

- Беседа «Туляки-умельцы»

- Викторины «Почемучки-знатоки», «Знаешь ли ты свой город?»

- Вечер развлечений «Золотые руки мастеров»

- Экскурсия в мини-музей группы «Тула – наш родной город» на выставку «Традиции туляков живут и в наше время»

- Праздник, посвященный Дню защитников Отечества

- Организовать выставку детского творчества «Наша армия самая сильная»

- Чтение рассказов Л. Толстого «Прыжок», «Басни Эзопа»

- Видео презентация «Лекарственные растения тульского края»

- Продуктивная деятельность «Лепка по мотивам произведений Толстого»

- Познакомить детей с крупными предприятиями нашего города (тульский оружейный завод, комбайновый завод, завод Штамп, кондитерская фабрика «Ясная Поляна», Тулачермет); рассказать о выпускаемой продукции и о значении этой продукции. Воспитывать интерес к профессиям взрослых. Вызвать чувство гордости за своих родителей, за тружеников заводов.

- Закрепить представление детей о том, почему туляков называют мастерами-умельцами, потомками Левши, как они прославили город Тулу. Рассказать о собирательном образе мастера Левши. Воспитывать любовь к родному городу .

- Закрепить знания детей о достопримечательностях города Тулы. Формировать желание больше узнать о городе-герое, воспитывать гордость за свой город.

- Воспитывать уважение к труду, интерес к народному искусству и фольклору. Воспитывать гордость за свою Родину и мастеров ее прославивших

- Закреплять знания детей о достопримечательностях родного города. Предложить детям выступить в качестве экскурсоводов.

- Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей, любви к Родине, уважение к родителям, гордость за свою семью. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников дошкольного учреждения. Поздравить родителей с праздником, продемонстрировать творческие способности детей, сформированные умения, навыки.

- Развивать творческие способности детей.

- Продолжать знакомить детей с творчеством писателя. Вызвать положительный отклик от знакомства с произведениями Толстого.

- Расширять представления детей о природе родного края; побуждать детей восхищаться красотой родного края. Познакомить с лекарственными растениями и их использовании в лечебных целях.

- Развивать творческие способности, развивать ранее освоенные приемы лепки. Формировать познавательную активность к изучению творчества тульского писателя.

март

- Презентация «Экскурсия по главной улице города – проспекту Ленина»

- Вечер развлечений «Тульские посиделки»

- Продуктивная деятельность « Мамочка милая, мама моя»

- Беседа «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

- Беседа «Мама – первое слово», слушание музыкальных произведений, чтение художественной литературы

- Праздник, посвященный международному Дню 8 Марта

- Рассматривание иллюстраций в книге «Деревянное кружево»

- Беседа «Город, в котором мы живем»

- Беседа «Символы Тулы: герб, флаг и гимн», слушание гимна Тулы

- Продолжать знакомить детей с улицами города, их застройками и достопримечательностями.

- Формировать интерес к народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить  скороговорки, потешки, играть в народные игры.

- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности.

- Продолжать знакомить детей с профессиями родителей, предприятиями Тулы. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать творческие способности.

- Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

- Развивать  творческие способности детей в процессе различных видов музыкальной деятельности. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников дошкольного учреждения.

- Познакомить детей с термином «деревянное кружево». Формировать интерес к окружающему миру, архитектуре прошлого.

- Закрепить знания детей о родном городе (названии города, памятных местах и достопримечательностях). Воспитывать любовь к родному городу, гордость за его тружеников и умельцев.

- Закрепить знания о символах города; сформировать уважительное отношение к символам, прошлому и настоящему города.

апрель

- Беседа «Подвиги туляков в годы Великой Отечественной войны»; рассматривание военных фотографий родственников детей, ветеранов  и участников войны

- Продуктивная деятельность; «По всей России обелиски как души, рвутся из земли», «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска»

- Презентация «Люди, прославившие тульскую землю»

- Презентация «Юные герои войны»

- Вечер развлечений «Жаворонки»

- Вечер развлечений «Ты готов путешествовать?»

- Рассматривание иллюстраций картин о весне тульского художника Поленова

- Познакомить детей  с героическими подвигами туляков; как туляки встали на защиту города; имена героев обороны Тулы живут в названиях улиц. Воспитывать гордость на туляков-героев, чтить и помнить имена погибших.

- Познакомить детей с мемориальной скульптурой. Воспитывать уважение к воинам, интерес к разным родах войск. Развивать творческие способности детей, закреплять ранее освоенные приемы лепки. Воспитывать чувство патриотизма.

- Закрепить знания детей о людях, прославивших тульскую землю; познакомить с гордостью нашего города – поэтами, музыкантами, художниками. Воспитывать чувство уважения к талантам туляков; побуждать стремление учиться так, чтобы прославить  свой город.

- Воспитывать любовь и уважение к героям, отдавшим свою жизнь за счастье на нашей земле.

- Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной; знакомить с фольклорными образцами народного творчества: народными играми, песнями, традициями встречи весны.

- Учить детей с помощью мимики , жестов показывать животных родного края и разные предметы, учить отгадывать загадки природоведческого характера.

- Продолжать знакомить детей с творчеством  художника; учить видеть красоту родной природы

май

- Презентация «Дом-музей Ясная Поляна»

- Беседа «Творчество Л. Толстого»

- Инсценировка произведений Л. Н. Толстого

- Вечер развлечений «Знаешь ли ты произведения Л. Н. Толстого?»

- Беседа «День Победы»

- Итоговая беседа «наш родной город Тула»

- Познакомить детей с местами, где жил и работал великий писатель Л. Толстой. Вызвать чувство гордости за своего земляка.

- Познакомить детей с творчеством Л. Толстого, его биографией и литературным наследием

- Формировать уважение к творчеству писателя. Развивать творчество, средства выразительности в передаче образов героев произведений.

- Развивать интерес к творчеству писателя; умение показывать характер и оценивать поступки героев.

- Формировать чувство уважения к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.

- Закрепить знания детей о происхождении города, его достопримечательностях, людях-тружениках, героях-защитниках. Формировать познавательную активность и интерес к изучению прошлого и настоящего родного города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патр...

Перспективное планирование по ознакомлению детей с дикими животными родного края (подготовительная группа)

Перспективное планирование по ознакомлению  детей с дикими животными родного края: Тамбовской области...

Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с родным городом

Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с родным городом...

Перспективное планирование по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом

Перспективное планирование по ознакомлению детей подготовительной  группы с родным городом...

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)

Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.

Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....