Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем.
Дети 5-6 лет
I квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература |
1 | «Город Нижневартовск» Цель: Формировать комплексное представление о своем городе, местностях, расположенных на его территории. Познакомить с историей развития города Нижневартовска, первыми улицами. Учить ориентироваться по плану улицы, на которой расположен детский сад. |
| Рассматривание альбомов с фотографиями города Нижневартовска Рисование «Дом, в котором я живу» Конструирование «Строим город» | Нижневартовск. Средне – Уральское книжное издательство, Свердловск. 1975г. Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002. Горизонты Тюмени. Фотоальбом. – М.: «Советская Россия», 1990. Зори Самотлора. - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд – во, 1997. |
2 | Природа ХМАО Цель: Обобщать представление детей об основных группах растений и животных, объяснить природоведческие понятия («кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «птицы», «рыбы», «звери», «среда обитания», «приспособления», «живое», «неживое». Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (город ), учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды. |
А.С. Пушкина «Унылая пора»
| Рисование «Осеннее дерево» Лепка «Грибы в лукошке» Деятельность в опытно-экспериментальном уголке с объектами неживой природы (песок, вода) | Природа Края в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. |
3 | Коренные жители ХМАО Цель:Познакомить детей с традиционным устоем жизни коренного населения Севера. Дать понятие о Хантыйской семье. Рассказать детям о быте семьи в прошлом и настоящем, связь между поколениями, национальном распределение мужского и женского общества, о жилищах ханты и манси. |
| Конструирование из бумаги Рисование «Югорская земля» Ручной труд | «Легенды восточных Ханты» Иллюстрированный материал о быте народов Ханты и Манси Рассказ Е.Емельяновой и В.Челинцовой «Окся - труженница» и «Рассказы Юко» Умуро Адо, стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние», Мансийская сказка «Сынок с оленье ушко» |
II квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература |
1 | Город «Нижневартовск» Цель: Обобщить представления детей о своем городе. Закрепить названия знакомых улиц. Познакомить с памятником «Покорители Самотлора» и достопримечательностями города. |
| Рассматривание альбома «Город Нижневартовск». Конструирование «Строим дом» Рисование «Памятники нашего города» Конструирование зданий по готовой схеме (на примере зданий г. Нижневартовска). | Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002 |
2 | Природа ХМАО Цель:Формировать представление о потребностях конкретных растений и животных в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов Дать понятие о неповторимости и своеобразии каждого животного существа и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе |
| Ручной труд «Снегирь» (оригами) Рисование на тему: «Животные и птицы нашего края» Изготовление поделок из природного и бросового материалов Опытно - экспериментальная деятельность в уголке. | Природа Края в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997. |
3 | Коренные жители ХМАО Цель: Познакомить детей с историей появления посуды у народов Ханты и Манси. Дать представление о бересте, познакомить с ее свойствами, о национальной одежде северных народов, какую роль выполняет узор, выполненный на одежде. |
| Лепка «Туесок» Рассматривание альбома «Мой край», экспонатов мини-музея. | «Легенда восточных Ханты» Иллюстрированный материал о быте народов Ханты и Манси. Ханты-мансийские пословицы и загадки. |
III квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература |
1 | «Город Нижневартовск» Цель: Подвести детей к пониманию значимости нашего города, систематизировать знания детей о людях разных профессий, горожан, познакомить с государственной символикой города, края. Познакомить с картой ХМАО, области. |
| Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» «Мы нефтяники» Рисование «Улицы города» Рисование «Все работы хороши» | Сборник рассказов К. Лагунова Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002 |
2 | Природа ХМАО Цель: Учить детей узнавать по листьям деревья. Повторить и обобщить представление детей о деревьях, таежных животных и птицах Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях |
| Рассматривание альбома «Растения и животные Югры» Рисование «Весна в тайге» | О.Н. Гаврилова. «Наблюдения в старших и подготовительных группах» Е.В. Гончарова. «Экология для малышей» (Рабочая тетрадь) Природа Края в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997 |
3 | Коренное население Цель: Расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народы. Формировать представление детей о духовной жизни жителей Сибири. Познакомить с народным праздником «Вороний праздник» Продолжать знакомить с жизнью коренных народов Сибири, с одним из промыслов Ханты и Манси – рыболовство. |
| Опыт с водой и песком Рассматривание экспонатов мини-музея, альбома «Мой край» | Иллюстративный материал «Ханты и Манси» Сборник «Сказки Югры» «Легенды восточных Ханты» |
Дети 6-7 лет
I квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература | ||
1 | «Город Нижневартовск» Цель: Расширить и углубить представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Познакомить с природным богатством – нефтью. |
| Ручной труд «Нефтяная вышка» - из бросового материала Сюжетно-ролевая игра «Мы нефтяники» | Сборник иллюстраций и фотографий «Весь Нижневартовск», «Самотлор» Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002 Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983 | ||
2 | Природа ХМАО Цель: Познакомить детей с природными сообществами края: тайга, растения, животные тайги; луг, болото, с разнообразными условиями жизни, приспособление организмов к различным условиям среды. Развивать способность определять влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования. |
| Рисование «Осень золотая», «Березонька в осеннем уборе» Лепка животных и птиц нашего края по выбору детей Экспериментальная деятельность. | Е.В. Гончарова. «Экология для малышей» (Рабочая тетрадь) Природа Края в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997 | ||
3 | Коренное население Цель: Познакомить детей, с детей с разными видами средств передвижения северных народов и самым традиционным промыслом «оленеводство» Дать представление о северном олене. Познакомить распространенным транспортом – оленьими упряжками. Дать представления детям о народном празднике «Медвежий праздник» |
| Рисование «Транспорт Северных народов» Рассматривание иллюстраций «Северный народ» | Сборник Хантыйских сказок Иллюстративный материал «Северный народ» Подвижные игры народов Сибири |
II квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература |
1 | «Город Нижневартовск» «Природные богатства нашего края» Программное содержание Расширить и обогатить знания детей о нашем крае Дать элементарное представление о полезных ископаемых края – нефти и газа Помочь узнать свойства нефти и газа. Развивать познавательные способности |
| Свободное рисование на тему «Самотлор» | Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983 Зори Самотлора. - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд – во, 1997. |
2 | Природа ХМАО Цель: Познакомить с особенностями тундры – долгая зима и короткое лето, деревьев, цветов, трав очень мало; тундра покрыта мхом. |
| На участке лепка из снега поделок
| Е.В. Гончарова. «Экология для малышей (Рабочая тетрадь) |
3 | Коренные жители 1. «Хантыйский орнамент как элемент декоративно-прикладного искусства» Программное содержание Закрепить представления детям о культурных и духовных традициях народов Севера Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшают свою одежду, обувь Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири |
| Рисование «Придумай свой узор» Подвижные игры северных народов. Изготовление кукол Акань, Пакы. | Подвижные игры народов Севера Иллюстративный материал «Орнамент народов Ханты и Манси» |
III квартал.
№ | Раздел Тема | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность | Литература |
1 | Город Нижневартовск. Цель: Закрепить знания о родном городе: улицах, зданиях, государственной символике и т.д., умение ориентироваться по карте, используя систему координат. |
| Рисование «Мой любимый город» «Улицы родного города» | Сборник иллюстраций и фотографий «Весь Нижневартовск», «Самотлор» Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002 Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983 |
2 | Природа ХМАО «Красная книга – сигнал опасности» Цель: Развивать у детей представление о красной книге, бережное отношение к исчезающим видам растений, к дарам природы, развивать коммуникативные способности |
| Рассматривание Красной книги ХМАО | «Знакомим дошкольников с красной книгой». Методические рекомендации |
3 | Коренное население 1. «Охотоводство» Цель: Формировать представление детей об одном из основных промыслов Ханты – охотой. Показать его необходимость для выживания людей 2. «Священные животные коренного населения» Цель:Познакомить детей с духовной культурой народов Ханты и Манси, их отношение к некоторым животным. |
| Рассматривание альбома «Родной край», экспонатов мини – музея. | Сборник Хантыйских сказок Иллюстративный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...
Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»
Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....
Перспективное планирование по ОО "познавательное развитие" (ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем)
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – является одной из основных задач Дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...