Рабочая программа "Родные просторы"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Рабочая программа "Родные просторы" предназначена для детей от 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Родные просторы" | 363.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1 | Целевой раздел | |
1.1. | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цель и задачи реализации Программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 3 |
1.4. | Возрастные характеристики развития детей. | 4 |
1.5. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
1.6. | Формы подведения итогов Программы | 5 |
Содержательный раздел | ||
2.1. | Тематическое планирование | |
2.1.1. | Средняя группа | 6 |
2.1.2. | Старшая группа | 12 |
2.1.3. | Подготовительная группа | 16 |
2.2. | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. | 20 |
2.3. | Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик. | 21 |
2.4. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. | 22 |
Организационный раздел | ||
3.1. | Психолого- педагогические условия реализации Программы | 22 |
3.2. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах | 23 |
3.3. | Материально- техническое обеспечение рабочей Программы | 23 |
3.4 | Обеспеченность методическими материалами | 24 |
4 | Дополнительный раздел | |
4.1. | Краткая презентация Программы | 25 |
4.2. | Лист изменений и дополнений | 26 |
- Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность программы
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к своим близким, к своему дому, детскому саду, природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.
Рабочая программа (далее Программа) «Родные просторы» отражает содержание работы с детьми по региональному компоненту в условиях сельского дошкольного учреждения, способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Основная задача взрослых при взаимодействии с ребёнком заключается в создании условий ( проблемные вопросы, коллективная деятельность, ситуации и т.д.) для активного познания «малой Родины».
Программа рассчитана на работу с детьми от 4 -7 лет.
Всё содержание Программы разбито на тематические блоки, содержание которых усложняется с возрастными особенностями детей.:
Модуль 1. « Мой детский сад. Моя семья»»
Модуль 2. « Алтайский край, Родинский район»
Модуль 3. « Зелёное золото Алтая»»
Модуль 4. « Быт , традиции , праздники»
Модуль 5 «Озёра , реки Алтайского края. Родинского района»
Модуль 6 « Животный мир Алтая»
Модуль 7 « Богатства Алтайского края»
Модуль 8 « Люди-гордость Алтая»
Модуль 9 Никто не забыт, ничто не забыто»
Основное время отведено совместной деятельности взрослых и детей: беседы, праздники, игры, экскурсии, трудовая деятельность. Каждая тема проходит закрепление через художественно- эстетическую, игровую деятельность. В план включены занятия по музыкальному фольклору, на которых дети слушают народную музыку, играют на музыкальных инструментах, разучивают фольклорные песенки, заклички, играют в подвижные –музыкальные игры
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы : Создание условий для становления краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста как средства развития основ гражданственности и патриотических чувств.
Задачи:
- Формировать первичные представления о «малой Родине», культуре, традициях родного края.
- Расширить знания детей о ближайшем окружении: детском саде, семье и её истории; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Углубить знания о природных богатствах Алтайского края: растительном и животном мире.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к « малой Родине».
- Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип сотрудничества- предполагает единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через
неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его
потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка(физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана Программа
Программа рассчитана на детей 4- 7 лет.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если в конце раннего детства ребенок говорит: «Я большой», то к 7 годам он начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение; формируется как техническая, так и мотивационно-целевая сторона разных видов деятельности. Главным итогом развития всех видов деятельности являются, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всѐ более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личности.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста Программы
Средняя группа (4-5 лет) Ребенок готов и способен:
Назвать членов семьи (образовывать ласковые формы имен); понимать возрастные отличия; назвать домашний адрес; рассказать о семейных традициях; составить короткий рассказ о семье. Называть приметы осени; диких животных; жилище животных; коротко рассказать, как звери готовятся к зиме; называть приметы зимы; рассказывать, как зимуют звери и птицы; называть зимние забавы. Назвать родное село - Родино, улицу на которой живёт; узнавать достопримечательности села по иллюстрациям; называть профессии родителей; называть разные виды транспорта.
Старшая группа (5-6 лет)
Ребенок готов и способен:
Назвать родное село - Родино, озеро в селе Родино; назвать домашний адрес;
назвать достопримечательности села , назначение учреждений; назвать профессии родителей; разные виды транспорта.
Назвать времена года, приметы сезонных изменений в природе; назвать
диких животных родного края, их повадки, жилища; зимующих и перелетных
птиц родного края; лекарственных растений и растительности родного края. Называть некоторые виды полезных ископаемых.
Назвать столицу Алтайского края- город Барнаул. Рассказать о символическом значении цветов флага и герба Алтайского края ;
Рассказать о предметах декоративно-прикладного искусства, о народных
праздниках и их назначении.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Ребёнок готов, ребёнок способен
Ребёнок обладает начальными представлениями о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире , историческом прошлом и настоящим Алтайского края. Имеет представления о карте Алтайского края, символике;
Имеет первичные представления о своей семье, родном селе, (ближайшем социуме), природе Родинского района, истории родного села, о людях , прославивших Родинскую землю. Может рассказать о своём родном селе, назвать его. Имеет представление о карте Родинского района. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах поселка;
Проявляет интерес к народному творчеству, узнаёт и называет изделия народного промысла Алтайского кра;.
Проявляет способность к созданию художественных образов природы и животного мира Алтайского края в различных видах продуктивной деятельности;
С интересом и желанием играет в народные игры., исполняет фольклорные песенки, пляски;
Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется сведениями о родном селе, крае, наблюдает , экспериментирует;
Ребёнок проявляет внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям села.
С удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
.
1.6. Формы подведения итогов реализации Программы
Наблюдение процесса развития патриотических качеств у детей, заполнение Карты наблюдения.
Изучение и анализ продуктов деятельности детей, внесение информации в Карту наблюдения.
Организация выставки детских работ: « Край, в котором я живу», « Село моё родное».
« Алтайские узоры».
Составление коллажа «Заповедник», «Времена года».
Организация выставки фотографий родителей на тему: « Сельские профессии », «Мой поселок».
Составление гербариев
Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:
- День народных игр;
- Музыкальный досуг « Осенние посиделки», « Пришла весна- пришла победа!»
- Сюжетно-ролевые игры: « Моя семья», « Путешествие по родному селу», « Профессии»
- проекты « Моя семья», « Бабушкин сундук», « Моя родословная»
- подготовка презентаций на темы: « Мой Алтай», « Путешествие по городу Барнаулу», « Растительный и животный мир Алтайского края», « Природно-климатические условия Алтайского края», «Люди, прославившие Алтайский край и Родинский район»
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
Средняя группа
месяц | неделя | тема | Целевые ориентиры | Содержание работы |
сентябрь | 2 | « Мой детский сад. Моя семья» | Формировать дружеские взаимоотношения , развивать навыки общения между детьми | НОД « Детский сад- он построен для ребят» Экскурсия по детскому саду Дидактические игры « Кто где работает» Сюжетно-ролевая игра « Путешествие на автобусе» |
3 | Формировать начальные представления о родственных отношениях в семье, воспитывать чуткое отношение к самым близким. | Беседа « Моя семья». Понятие «семья». Место ребёнка в семье (сын, брат, сестра, внучка, внук, дочь). Семейные обязанности Рассматривание фотографий, иллюстраций Сюжетно-ролевая игра « Моя семья» | ||
4 | Учить детей передавать впечатления о детском саде в рисунках. Развивать образное восприятие. | Художественное творчество Рисование « Это мой детский сад» | ||
октябрь | 1 | Алтайский край. Родинский район | Воспитание любви к малой Родине | НОД « Прогулка по родному селу» Беседа о достопримечательностях села, экскурсия Рассматривание альбома Дидактическая игра « Где это находится» |
2 | Расширить представления детей о родном селе, познакомить с главной улицей села, улицей на которой находится детский сад. | Беседа «Улица на которой я живу» Улица, на которой находится наш детский сад Просмотр презентации о селе. Чтение худ.литературы | ||
3 | Развивать творческие способности и воображение. | Рисование « Моя улица» | ||
4 | Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад | Экскурсия по ул Стасовой | ||
Ноябрь | 1 | « Зелёное золото Алтая» | Закрепить знания детей об уже знакомых фруктах и овощах. | Растения сада, огорода, цветники ,характерные для Родинского района Чтение худ. Литературы. Разгадывание загадок. Рассматривание картин |
2 | Уточнить знания детей о сезонных изменениях в родном селе. | Просмотр презентации « Природа родного края осенью « | ||
3 | Познакомить детей с трудом работников сельского хозяйства, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба. | «Хлеб-золото Алтая» беседа о растительном мире полей, труде работников сельского хозяйства. Чтение худ. Литературы. Рассматривание картин | ||
4 | Закреплять знания детей об осенних дарах природы. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира. | Дидактические игры « Что у нас растёт?», подвижные игры « грибник», « У медведя во бору» Проведение осеннего праздника | ||
декабрь | 1 | Быт.традиции, праздники | Познакомить детей с особенностями крестьянской жизни людей прошлым и настоящим, убранством русской избы. | Знакомство с русской избой и домашней утварью. Просмотр презентации Чтение худ. Литературы, загадывание загадок |
2 | Дать детям представление о народных праздниках, продолжать знакомить детей с малыми жанрами устного народного творчества. | Традиционные народные праздники . Произведения устного народного творчества. | ||
3 | Познакомить детей с народной игрушкой «Пеленашка». Развивать интерес к народной игрушке. | Народная игрушка «Пеленашка», Разновидность кукол ,характерных для алтайского края | ||
4 | Создать духовный настрой, пробудить интерес к народному творчеству | Народные подвижные игры. | ||
Январь | 2 | Озёра, реки Алтайского края ,Родинского района | Познакомить детей с озером в с.Родино, вызвать желание охранять озеро и его обитателей. | «Озеро в селе Родино.обитатели озера Рассматривание альбома Настольно-печатные игры: Лес, степь, водоём» Подвижные игры « Рыбак» , «Цапля» |
3 | Углубить знания детей о обитателях озёр. | Просмотр презентации « Подводный мир озёр» | ||
4 | Развивать творческие способности детей, побуждать передавать свои впечатления в рисунке. | Рисование « На озере» | ||
Февраль | 1 | Животный мир Алтайского края | Формировать представления детей о степи ,познакомить с обитателями степной зоны. | « Обитатели степи»Знакомство с жителями степной зоны, условиями , в которых они обитаю» Чтение худ.литературы. Рассматривание картин. Загадывание загадок Рисование «животные Алтайского края» |
2 | Познакомить детей с зимующими и перелётными птицами. Побуждать заботиться о пернатых. | « В гости к птицам» Зимующие и перелётные птиц Чтение худ.литературы. Рассматривание картин Загадывание загадок Наблюдения за птицами на «Птичьей столовой» | ||
3 | Развивать творческие способности детей. | Рисуем, лепим птиц | ||
4 | Развивать интерес детей к животному миру Алтайского края. | Просмотр презентации «Животный мир Алтайского края» Подвижные игры: « Непоседа воробей», «Гуси-гуси». | ||
март | 1 | Богатства Алтайского края | Формировать представления детей о полезных ископаемых. Познакомит с несколькими (соль, песок, глина) Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования . | Знакомство с полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий. Экспериментальная деятельность Работа в уголках экспериментирования. |
2 | Воспитывать бережное отношение к природе. | « Мы защитники природы».беседы о защите природы Чтение худ.литературы. Рассматривание картин | ||
3 | Воспитывать в детях любовь к прекрасному, к родной природе | Рисование « Горы Алтая» | ||
4 | Создать духовный настрой, пробудить интерес к народному творчеству | Народные подвижные игры | ||
Апрель | 1 | Люди- гордость Алтая | Познакомить детей с людьми разных профессий, работающих в селе. Воспитывать чувство уважения к труду людей. | Знакомство с профессиями людей в Родинском районе Рассматривание альбомов. Экскурсии Д/И « Кто где работает» Сюжетно-ролевые игры « Строитель», «Продавец» и т.д. |
2 | Познакомить детей с творчеством В.Бианки. Вызвать интерес к познанию родной природы через художественную литературу | Творчество В.Бианки . Чтение произведений о природе Рисование по произведениям В.Бианки. | ||
3 | Формировать умение детей воспринимать различные образы в сравнении, определять настроение, переданное художником. | Рассматривание иллюстраций Алтайских художников. | ||
4 | Познакомить детей с элементами Алтайских узоров, пробуждать желание самостоятельно нарисовать рисунок. | Рисование « Алтайские узоры» | ||
май | 1 | Никто- не забыт, ничто не забыто» | Познакомить детей с защитниками Отечества нашего района, воспитывать у детей любовь и уважение к героям ,павшим за Родину. | Их подвигом гордятся внуки. Беседа с показом презентации Чтение худ.литературы .Рассматривание иллюстраций |
2 | Воспитывать чувства уважения ,гордости к ветеранам Великой отечественной войны.. | « Помним, гордимся, чтим» Стихи о войне Конкурс чтецов (стихи о войне,победе) | ||
3 | Закреплять знания детей о родном крае, воспитывать чувство гордости за свой край. | Итоговая беседа « Я житель Алтая и я его знаю» | ||
4 | Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным селом. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села. Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него. | Экскурсии по селу, рисование по замыслу. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШАЯ ГРУППА
месяц | неделя | тема | Целевые ориентиры | Содержание работы
|
сентябрь | 2 | « Я, моя семья» | Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Формировать элементарные представления о семейных традициях и обычаях | Беседа о значении семьи для человека. Семейные традиции. Рассматривание фотографий, иллюстраций Дидактические игры « Кто где работает» Сюжетно-ролевая игра « Путешествие на автобусе» |
3 | Развивать творческие способности детей, воспитывать чувство любви к свои близким | Рисование « Моя семья» Сюжетно-ролевая игра « Моя семья» | ||
4 | Прививать любовь к народной музыке. | Музыкальный фольклор «Колыбельные» | ||
октябрь | 1 | Алтайский край. Родинский район | Углубить знания детей о улице, на которой живут, познакомить с достопримечательностями села Родино, продолжать развивать интерес к своей малой Родине. | НОД « Прогулка по родному селу» Беседа о достопримечательностях «Улица на которой я живу» Улица, на которой находится наш детский сад села, экскурсия Дидактическая игра « Где это находится» Просмотр презентации о селе. Чтение худ.литературы |
2 | Познакомить детей со столицей Алтайского края г.Барнаул, развивать интерес к своему краю, к его прошлому и настоящему. | Беседа « Мой Алтай» путешествие по столице Алтайского края Городу Барнаул Просмотр презентации о Алтайском крае. Чтение худ.литературы | ||
3 | Воспитывать чувство восхищения красотой природы родного края. | Рисование « Край в котором я живу» | ||
4 | Продолжать расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным селом. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного села. Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него. | Экскурсия по с.Родино | ||
Ноябрь | 1 | « Зелёное золото Алтая» | Продолжать расширять представления детей о растительном мире Алтайского края. Познакомить детей с лекарственными растениями. | Растительный мир Алтайского края, Родинского района. Зелёная аптека Чтение худ. Литературы. Разгадывание загадок. |
2 | Вызвать интерес к природе Родного края, воспитывать чувство прекрасного | Просмотр презентации « Природа родного края» | ||
3 | Познакомить детей с растительным миром полей. Углубить знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | «Хлеб-золото Алтая» беседа о растительном мире полей, труде работников сельского хозяйства. Чтение худ. Литературы. Придумывание сказки Кроссворд Выпуск детской газеты «Берегите хлеб» | ||
4 | Развивать творчество детей, побуждать их к самостоятельным действиям | Музыкальный фольклор Проведение осеннего праздника | ||
декабрь | 1 | Быт.традиции, праздники | Познакомить детей с жизнью и бытом переселенцев Родинского района. Вызвать интерес к к прошлому предметов. | Предназначение предметов русского быта. Чтение худ. Литературы, загадывание загадок |
2 | Познакомить детей с названием русских костюмов. Привлекать к созданию алтайских узоров | Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение .Одежда наших предков Рисование орнамента | ||
3 | Познакомить детей с глиняной троицкой игрушкой «Конь», пробуждать желание самостоятельно слепить такую же игрушку. | Народная игрушка « Конь» | ||
4 | Познакомить детей с народными играми на Алтае: « Горелки», « Уголки», « Пятнашки». Вызвать интерес к игровым действиям. | Народные игры. Проигрывание игр | ||
Январь | 2 | Озёра, реки Алтайского края ,Родинского района | Познакомить детей с краткой историей озера в с.Родино. Продолжать расширять знания детей о природе родного края. | Путешествие по озёрам края. Озеро в с.Родино Подвижные игры « Рыбак» , «Цапля» д/и « Кто |
3 | Углубить знания детей о водном мире Алтайского края. | Путешествие по рекам» Алтайского края» Просмотр презентации | ||
4 | Учить детей движениям русской народной пляски | Музыкальный фольклор « Рождественский хоровод» | ||
Февраль | 1 | Животный мир Алтайского края | Продолжать расширять знания детей о животном мире Алтайского края. Воспитывать интерес к животному миру Алтайского края, бережное отношение к братьям меньшим | Животный мир Алтайского края Чтение худ.литературы.. Загадывание загадок Рисование «животные Алтайского края» |
2 | Продолжать расширять знания детей о»Зимующих» и « перелётных» птицах Алтайского края. Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам. | « В гости к птицам» Зимующие и перелётные птицы Чтение худ.литературы. Загадывание загадок Наблюдения за птицами на «Птичьей столовой», подкормка. | ||
3 | Учить детей передавать в рисунках образ птиц, подбирать соответствующую цветовую гамму. | Рисуем птиц. | ||
4 | Расширять представления детей о животном мире Алтайского края | Просмотр презентации «Животный мир Алтайского края» Подвижные игры: « Непоседа воробей», «Гуси-гуси». | ||
март | 1 | Богатства Алтайского края | Способствовать становлению у детей первоначальных представлений о внутреннем содержании Земли- полезных ископаемых. Познакомить детей с полезными ископаемыми, которые добывают в Алтайском крае. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки | Знакомство с полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий. Экспериментальная деятельность Работа в уголках экспериментирования. |
2 | Формировать представления детей о заповеднике и его назначении. Познакомить с Алтайским заповедником .Воспитывать ответственное , бережное отношение к природе. | « Знакомство с Алтайскими заповедными местами, памятниками природы.» Выпуск газеты « Берегите природу» | ||
3 | Развивать творческие способности детей. | Рисование « Горы Алтая» | ||
4 | Способствовать развитию творческих способностей детей в исполнении фольклорных песен, игр | Музыкальный фольклор Слушанье « А мы Масленицу дожидаем» Музыкально-фольклорные игры: « Коршун», « Ручеёк» | ||
Апрель | 1 | Люди- гордость Алтая | Расширять представления детей о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Родинский район. | Знакомство с профессиями людей в Родинском районе Рассматривание альбомов. Экскурсии Д/И « Кто где работает» Сюжетно-ролевые игры « Строитель», «Продавец» и т.д. |
2 | Познакомить детей с писателями Алтайского края. Формировать представления об особенностях творчества детских писателей Алтайского края. Воспитывать уважение к людям творческих профессий. | Творчество писателей Алтайского края: В.Свинцова, И.Цхай. Чтение произведений Драматизация по произведениям. | ||
3 | Познакомить детей с художниками Алтайского края, Родинского района. Формировать представление об особенностях творчества художников. Воспитывать интерес к профессии художника, гордость за мастерство художников-земляков | Рассматривание иллюстраций Алтайских художников. | ||
4 | Развивать творческие способности детей. | Рисование « Алтайские узоры» | ||
май | 1 | Никто- не забыт, ничто не забыто» | Воспитывать любовь к Родине. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны | Их подвигом гордятся внуки. Беседа с показом презентации. экскурсия на мемориал Чтение худ.литературы |
2 | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | « Помним, гордимся, чтим» Стихи о войне Конкурс чтецов (стихи о войне,победе) | ||
3 | Обобщить знания детей о Алтайском крае, Родинском районе. | Итоговая беседа « Я житель Алтая и я его знаю» | ||
4 | Продолжать расширять представления детей о родном селе, достопримечательными местами, воспитывать любовь к малой Родине. | Экскурсии по селу, рисование по замыслу. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовительная группа
месяц | неделя | тема | Целевые ориентиры | Содержание работы |
сентябрь | 2 | « Я, моя семья» | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи. | Понятие «предки». Несколько поколений составляют «Род».Родословная. генеалогическое древо Дидактические игры « Кто где работает» Сюжетно-ролевая игра « Семья» |
3 | Прививать любовь к народной музыке | Музыкальный фольклор «Колыбельные»
| ||
4 | Развивать творческие способности детей, воспитывать чувство любви к свои близким | Рисование « Моя семья» | ||
октябрь | 1 | Алтайский край. Родинский район | Продолжать поддерживать интерес к истории родного села. Формировать понятие « Малая Родина» | НОД « Прогулка по родному селу» Особенности городской и сельской местности Дидактическая игра « Где это находится» Просмотр презентации о селе. Чтение худ.литературы |
2 | Познакомить детей с геральдикой Алтайского края .Продолжать знакомить детей с достопримечательностями современного города. | Беседа « Мой Алтай» путешествие по столице Алтайского края Городу Барнаул. Геральдика Алтайского края Просмотр презентации о Алтайском крае. Чтение худ.литературы | ||
3 | Воспитывать эстетические чувства, эмоции к истории родного края. | Рисование « Край в котором я живу» | ||
4 | Совершенствовать знания детей о родном селе. | Экскурсия по с.Родино | ||
Ноябрь | 1 | « Зелёное золото Алтая» | Продолжать расширять представления детей о растительном мире Алтайского края. Познакомить детей с Красной книгой Алтайского края, её назначении. | Растительный мир Алтайского края, Родинского района. Зелёная аптека. Красная книга Чтение худ. Литературы. Разгадывание загадок. |
2 | Углубить знания детей о природе Алтайского края | Просмотр презентации « Природа родного края» | ||
3 | Развивать творческие способности детей. | Проведение осеннего праздника | ||
4 | Обобщить знания детей о труде работников сельского хозяйства. Расширить знания о значении хлеба в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, производившим его. | «Хлеб-золото Алтая» беседа о растительном мире полей, труде работников сельского хозяйства. Чтение худ. Литературы. Придумывание сказки Кроссворд Выпуск детской газеты «Берегите хлеб» | ||
декабрь | 1 | Быт. традиции, праздники | Продолжать расширять знания детей о традициях русских народных праздников, прививать интерес к обрядовым народным праздникам, воспитывать любовь к народной культуре | Народный календарь Традиционные праздники Чтение худ. Литературы, загадывание загадок |
2 | Продолжать знакомить с особенностями русского народного костюма. Развивать творческие способности в изобразительной деятельности. | Особенности русского народного костюма. Женский и мужской костюмы .Современная одежда Рисование орнамента | ||
3 | Познакомить детей с глиняной троицкой игрушкой «Барыня», пробуждать желание самостоятельно слепить такую же игрушку. | Народная игрушка « Барыня» | ||
4 | Познакомить детей с народными играми: «Бабушка, угадай!»,» Мёдом и сахаром», « Коршун».Доставить радость детям | Народные обрядовые игры . Проигрывание игр | ||
Январь | 2 | Озёра, реки Алтайского края ,Родинского района | Продолжать знакомить детей с водоёмами Алтайского края. Расширять представления детей о разновидностях водоёмов. | Путешествие по озёрам края. Подвижные игры « Рыбак» , «Цапля» д/и « Кто |
3 | Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, воспитывать интерес к произведениям русского народа. | Музыкальный фольклор « Колядки» | ||
4 | Углубить знания детей о природе Алтайского края. | Путешествие по рекам» Алтайского края» Просмотр презентации | ||
Февраль | 1 | Животный мир Алтайского края | Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать уникальность. Формировать представление о том, как люди оберегают редких животных , помогают им. | Животный мир Алтайского края, Родинского района. Красная книга Алтайского края Чтение худ.литературы.. Загадывание загадок Рисование «животные Алтайского края» |
2 | Формировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с перелётными и зимующими птицами родного края. | « В гости к птицам» Зимующие и перелётные птицы Чтение худ.литературы. Загадывание загадок Наблюдения за птицами на «Птичьей столовой», подкормка. | ||
3 | Развивать творческие способности детей. | Рисуем, лепим птиц | ||
4 | Углубить знания детей о животном мире Алтайского края, воспитывать любознательность. | Просмотр презентации «Животный мир Алтайского края» Подвижные игры: « Непоседа воробей», «Гуси-гуси». | ||
март | 1 | Богатства Алтайского края | Продолжать знакомить детей с полезными ископаемыми и их свойствами, которые добывают в Алтайском крае. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки | Знакомство с полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий. Экспериментальная деятельность Работа в уголках экспериментирования. |
2 | Расширять представления детей о заповеднике и его назначении. Познакомить с Тигерекским заповедником .Воспитывать ответственное , бережное отношение к природе. | « Знакомство с Алтайскими заповедными местами, памятниками природы.» Выпуск газеты « Берегите природу» | ||
3 | Воспитывать устойчивый интерес к русской народной песни | Музыкальный фольклор «Жаворонушки» | ||
4 | Развивать эстетические чувства, образные представления. | Рисование « Горы Алтая» | ||
Апрель | 1 | Люди- гордость Алтая | Расширять представления детей о профессиях людей Родинского района. Познакомить с выдающимися людьми, прославившими Родинский район. Воспитывать уважение к людям разных профессий | Знакомство с профессиями людей в Родинском районе. Знаменитые люди села, края Рассматривание альбомов. Экскурсии Д/И « Кто где работает» Сюжетно-ролевые игры « Строитель», «Продавец» и т.д. |
2 | Продолжать знакомить детей с творчеством писателей Алтайского края. | Творчество писателей Алтайского края: В.Новичихина, В.Нечунаева Чтение произведений Драматизация по произведениям. | ||
3 | Продолжать знакомить детей с творчеством художников Родинского района, Алтайского края. | Рассматривание иллюстраций Алтайских художников. | ||
4 | Расширять представления детей о разнообразии народного искусства. Воспитывать интерес к искусству родного края. | Рисование « Алтайские узоры» | ||
май | 1 | Никто- не забыт, ничто не забыто» | Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны. Формировать представления о преемственности поколений защитников Родины. | Их подвигом гордятся внуки. Беседа с показом презентации. экскурсия на мемориал Чтение худ.литературы |
2 | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. | « Помним, гордимся, чтим» Стихи о войне Конкурс чтецов (стихи о войне,победе) | ||
3 | Систематизировать знания детей о Алтайском крае. | Итоговая беседа « Я житель Алтая и я его знаю» | ||
4 | Обобщить знания детей о родном селе, традициях, особенностях сегодняшнего дня. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить её в своём творчестве. | Экскурсии по селу, рисование по замыслу. |
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно
и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения,
культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от
опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности.
Формы организации деятельности воспитанников: совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в режимных моментах | самостоятельная деятельность детей. |
Прогулки Экскурсии Чтение художественной литературы Экспериментирование Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры. Театрализованная деятельность: Игры-драматизации Обыгрывание ситуаций Культурно- досуговая деятельность: Праздники, развлечения, музыкальные гостиные Организация выставок декоративно- прикладного искусства Просмотр презентаций Трудовая деятельность | Игровая деятельность: дидактическая игра, игра-исследование, сюжетно- ролевая,подвижные,театрализованные игры Самостоятельная деятельность в центрах(уголках) развития. Самостоятельная творческая Изобразительная деятельность Рассматривание книг, иллюстраций, картинок, альбомов Конструктивная деятельность (из строительных, под- ручных, природных материалов Самостоятельная двигательная активность |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Специально организованная деятельность воспитателя и детей по Программе
происходит, в основном, во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В процессе организации культурных практик воспитателем создастся атмосфера
свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, совместной
деятельности. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой
характер.
Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Виды игровой деятельности:
Творческие игры: сюжетно-ролевые; игры-драматизации; театрализованные; игры со
строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и
настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.);
с природным, бросовым материалом.
Игры с правилами: дидактические (по содержанию: математические, речевые,
экологические, музыкальные и др.)
по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
подвижные.
Познавательная деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Виды познавательной деятельности: беседа, рассматривание альбомов, картин,
дидактические игры, обыгрывание проблемных ситуаций.
Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка,
направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов
познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Виды познавательно-исследовательской деятельности: экспериментирование;
исследование; проведение элементарных опытов, моделирование.
Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на
взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по
общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Формы общения со взрослым: ситуативно-деловое; внеситуативно-познавательное;
внеситуативно-личностное.
Формы общения со сверстником: эмоционально-практическое; внеситуативно-
деловое; ситуитивно-деловое.
Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать
двигательные задачи путем реализации двигательной функции: утренняя гимнастика,
гимнастика после сна, подвижные игры.
Трудовая деятельность – это форма активности ребенка, требующая приложения
усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая
конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.
Виды трудовой деятельности: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд
в природе; ручной труд.
Продуктивная деятельность (конструирование и изобразительная деятельность) –
форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный
продукт. Виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,
конструирование из бумаги, строительных, природных материалов.
Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая
ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
слушателя, исполнителя, сочинителя.
Восприятие художественной литературы – форма активности ребенка,предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя
событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного
присутствия, личного участия в событиях.
Виды восприятия художественной литературы: чтение (слушание); обсуждение
(рассуждение); рассказывание (пересказывание), декламация; разучивание; ситуативный
разговор, беседа.
Культурно-досуговая деятельность - развитие культурно-досуговой деятельности
дошкольников по интересам, что позволяет обеспечить каждому ребенку отдых
(пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию
умения занимать себя. Виды культурно-досуговой деятельности: праздники, развлечения,
показы театров, досуги.
2.2 Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
-Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Как мы отдыхаем» и др.
-Анкетирование
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- реализация проектов по региональному компоненту: « Моя семья», « Бабушкин сундук»,» Моя родословная»;
- фотовыставки;
- досуговые мероприятия;
- совместное изготовление костюмов, масок.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. . Психолого – педагогические условия реализации Программы
Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание психолого-педагогических условий развития детей в дошкольной организации, это развивающая и эмоционально комфортная для ребенка образовательная среда. Пребывание в детском саду« Колокольчик» строится для доставления ребенку радости, а образовательные ситуации планируются в увлекательной форме.
Образовательные ориентиры программы :
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
3.2. Особенности организация предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда групп:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование ). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей —
конструктивной, изобразительной, музыкальной, спортивный .
Предметно - пространственная среда не ограничивается рамками групповой комнаты, она охватывает территорию всего детского сада. В раздевалке находиться тематические стенды для родителей, фотовыставки. Проводятся целевые наблюдения на кухне. В музыкальном зале проходят развлечения, досуги, праздники и подготовка к ним. Дети пользуются детскими музыкальными инструментами (ложки, дудочки, металлофоны и др.) , различными атрибутами (венки, маски, ленточки и др. ). Активно используют их в народных играх. Во время прогулки на участках есть возможность понаблюдать за живой и не живой природой, организовываются опыты, игры детей с природным материалом.
И за пределами детского сада не заканчивается предметно- пространственная среда. Совместно с родителями создаются маршруты целевых прогулок и проводятся в парк, к мемориалу, Центр детского творчества, библиотеку, музей, детскую спортивную школу, картинную галерею, производственные предприятия с.Родино..
Предметно- пространственная среда распространяется и на семью ребенка, здесь продолжает идти совместная работа детей и родителей по реализации данной программы: изготовление теста для печенья, разгадывание кроссвордов, рассматривание фото альбомов бабушек и прабабушек для фото выставки "Фото прошлых лет", и тд.
Воспитатели проводят виртуальные экскурсии, где дети могут путешествовать по территории Алтайского края "Мой край родной – Алтайский край".
- Материально- техническое обеспечение Программы
В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного поселка и Алтайского края. В содержание уголков включены альбомы с различными фотографиями о родном селе, Алтайском крае, геральдика Алтайского края, макеты и т.д.
Альбомы:
« С.Родино»; « Растения Алтайского края», « Животные Алтайского края»,
« Достопримечательности г.Барнаул», «Знаменитые люди Родинского района», «Как хлеб на стол пришел», « Я работаю в селе», « Реки Алтайского края», « Парк в с.Родино», «Писатели Алтайского края», «Озеро в с. Родино», гербарий растений Родинского района.
Презентации: « г.Барнаул», « Природно-климатические условия Алтайского края»,
« Алтайский край», « Геральдика Алтайского края. г.Барнаула», « Путешествие в прошлое», Животный мир Алтайского края», « Писатели Алтайского края», « Озеро в с.Родино»
Педагогами разработаны конспекты занятий по календарно-тематическому планированию: « Моя семья», »Мой дом», « Село моё родное», «Моя улица», « Мы живём в Кулундинской степи», «Перелётные птицы»,» «Озеро в с.Родино»,
« Рассматривание картин Алтайских художников. Василий Кукса», «Знакомство с творчеством В.Бианки», «Мы защитники природы», «Знакомство с полезными ископаемыми нашего края», «Наши прадедушки», «Путешествие по городу Барнаулу», «Животные Алтайского края».
Материалы для творческих продуктивных видов деятельности:
Краски, карандаши, фломастеры, мелки, клей, гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, глину, тесто для лепки, образцы, схемы, муляжи.
Оборудование:
- экран, проектор, музыкальный центр, ПК
- наглядные пособия
- костюмы
- декорации
- предметы декоративно-прикладного искусства.
- Обеспеченность методическими материалами
- Е.В.Затеев «Малыш в мире искусства родного края: Учебно-методический комплекс по художественно-эстетическому образованию дошкольников» – Барнаул АКИПКРО, 2006. – 146с.
- Е.В.Затеева. «От родного порога» Программа - руководство по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края // Е.В. Затеева. - АКИПКРО,2002г-56с
- Е.В. Затеева Е.В., Давыдова Л.А. Мир урало-сибирской росписи: Методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО. – 2003. – 37с.
- М.Н.Сидоренко «География Алтайского края», Барнаул,1972г.
- А.А.Худяков «История Алтайского края», Барнаул,1997г.
- Л.Д.Подкорытова « география Алтайского края» методическое пособие, Барнаул,2008г
- Л.К.Акарачкина « Рассказы о природе и истории Алтайского края», Барнаул,1987г
- Журнал « Звёздочка наша», г.Барнаул, 2012г,2013г,2014г,2015г
- «Алтайское солнце» /М. 1980г
Ю.А. Александрова, Н.В. Николаенко « Алтайский край, Родинский район», Г. Барнаул, 2004г
IV. Дополнительный раздел
4.1. Презентация рабочей программы
Рабочая программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Программа« Родные просторы» рассчитана на 3 года и ориентирована на детей от 4 до 7 лет. Программа реализуется в совместной деятельности педагога с детьми.
Целью программы « Родные просторы!» является: Создание условий для становления краеведческой культуры детей старшего дошкольного возраста как средства развития основ гражданственности и патриотических чувств.
Задачи:
- Формировать первичные представления о «малой Родине», культуре, традициях родного края.
- Расширить знания детей о ближайшем окружении: детском саде, семье и её истории; о замечательных людях, прославивших свой край.
- Углубить знания о природных богатствах Алтайского края: растительном и животном мире.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к « малой Родине».
Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации дети узнают об уникальных местах Алтайского края много интересных фактов: их местоположение, живописность ландшафта, растительный и животный мир, а также знакомятся со знаменитыми людьми, прославившими Родинский район, Алтайский край.
Работа педагогического коллектива с семьей выстроена по следующим направлениям:
- изучение социального статуса семей воспитанников ДОУ;
- обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности;
- организация и проведение массовых мероприятий с участием родителей.
Представленные направления реализуются в различных методах и формах взаимодействия с родителями: проектная деятельность, анкетирование, выставки творчества, досуговая деятельность.
Лист изменений и дополнений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...
"Вместе весело шагать по просторам"
Проект по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников в природных условиях...
занятие по рисованию "Зимние просторы"
занятие позволит детям освоить технику рисования солью. познакомит детей с особенностями соли....
РАБОЧИЕ СТЕНДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ»
Предметно-развивающая среда в группе....
Рабочая программа "Родные просторы"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, рад...
Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»
Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Родные просторы"
Программа с учётом регионального компонента...