Рабочая программа "Родные просторы"
рабочая программа
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Концепции развития личности ребенка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.
По утверждению специалиста в области теории культуры, доктора философских культур, профессора А.И. Арнольдова, доктора педагогических наук, профессора Л.А. Ибрагимовой, научного-руководителя, кандидата педагогических наук Р.М.Римбурга - приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по утверждениям доктора философии В.Г. Безносова, философа, учёного-литературоведа, академика РАН Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период дошкольного возраста является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Таким образом, мною было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnye_prostory.docx | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Родные просторы»
для детей 3 -7 лет
Автор составитель
Воспитатель
Екатерина Николаевна Артамонова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
1.1 Цель и задачи реализации Программы
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию
2.2 Перспективное планирование по возрастным группам
2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
3.2 Место рабочей программы в режиме дня
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.4 Учебно-методическое обеспечение
Введение
«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –
это источник любви к Родине…
Пусть ребёнок чувствует красоту и
восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.Сухомлинский
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» отметил, что для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Концепции развития личности ребенка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года. В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности, о возникновении потребности в воспитании нравственной основы подрастающего поколения.
По утверждению специалиста в области теории культуры, доктора философских культур, профессора А.И. Арнольдова, доктора педагогических наук, профессора Л.А. Ибрагимовой, научного-руководителя, кандидата педагогических наук Р.М.Римбурга - приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по утверждениям доктора философии В.Г. Безносова, философа, учёного-литературоведа, академика РАН Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период дошкольного возраста является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.
Таким образом, мною было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Одной из главных частей воспитательного процесса является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы ДОУ, а также использовались технологии парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князева, М.Д. Маханева
Программа, определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры рассчитана на детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных способностей.
Содержание п программы интегрировано в содержание раздела «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие» ООП ДО для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель:
организация нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
организовать и систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края с учетом контингента воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями;
познакомить детей с историческим и культурным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области, стимулировать интерес детей к его самостоятельному изучению;
скоординировать деятельность с семьями воспитанников для реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, через ознакомление с историей и культурой родного края;
обогатить развивающую предметно-пространственную среду и создать условия для работы по нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края;
способствовать воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
Принцип целенаправленности - воспитание нравственности требует осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - воспитание любого нравственного качества во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д.
Принцип культуросообразности - в процессе воспитания нравственности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Этот принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира.
Принципы связи воспитания морально-этических норм с жизнью - Воспитание нравственности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия в мире.
Принцип уважительного отношения к личности - независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса.
Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания нравственности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Рабочая программа основана на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
2. Системно-деятельные подходы:
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Характеристики особенностей развития детей от 3 до 7 лет
Контингент воспитанников | Характеристики возрастных особенностей развития детей |
Младшая группа3-4 года | В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов |
Средняя группа 4-5 лет | Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. |
Старшая группа 5-6 лет | Ведущее значение приобретает развитие познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас |
Подготовительная группа6-7 лет | В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. |
2.Содержательный раздел
- Содержание образования по образовательным областям
Образовательные области | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Социально-коммуникативное развитие | Игровое упражнение; индивидуальная игра; совместная с воспитателем игра; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе); чтение; беседа; наблюдение; рассматривание; поручение; праздник. | Индивидуальная игра; совместная с воспитателем игра; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе); чтение; беседа; наблюдение: педагогическая ситуация; экскурсия; проектная деятельность; рассматривание; поручение; праздник; просмотр и анализ мультфильмов; совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. |
Речевое развитие | Рассматривание; игровая ситуация; дидактическая игра; ситуация общения; беседа; хороводные игры с пением; игра- драматизация; чтение; обсуждение; рассказ | Чтение; беседа; рассматривание; решение проблемных ситуаций; игра; проектная деятельность; создание коллекций; обсуждение; рассказ; инсценирование детьми; ситуативный разговор с детьми; сочинение загадок; проблемная ситуация; использование различных видов театра |
Познавательное развитие | Рассматривание; наблюдение; исследовательская деятельность; развивающая игра; ситуативный разговор; рассказ; беседа; проблемная ситуация. | Создание коллекций; проектная деятельность; исследовательская деятельность; экспериментирование; развивающая игра; наблюдение; проблемная ситуация; рассказ; беседа; интегративная деятельность; экскурсия; коллекционирование; моделирование; игры с правилами. |
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов; игра; организация выставок; изготовление украшений; слушание соответствующей возрасту народной, деткой музыки; экспериментирование со звуками и материалами (песком, глиной); музыкально- дидактическая игра; разучивание музыкальных игр и танцев; совместное пение. | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров предметов для познавательно- исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление; рассматривание эстетически привлекательных предметов; игра; организация выставок соответствующей возрасту; слушание народной, детской музыки; музыкально- дидактическая игра; интегративная деятельность; совместное и индивидуальное музыкальное исполнение; музыкальное упражнение; попевка, распевка; творческое задание; концерт- импровизация; музыкальная сюжетная игра. |
2.2. Перспективное планирование по возрастным группам
Перспективный план для инвариантной части программы представлен по возрастным группам: вторая младшая группа (3-4 года) средняя группа (4 – 5 лет), старшая группа (5 – 6 лет), подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Вторая младшая группа (3 – 4 года).
№ | Тема | Задачи |
1 | Милости просим, гости дорогие | Познакомить детей с "избой" и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке. |
2 | Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча | Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "кочерга", "лупяки". |
3 | Петушок - золотой гребешок | Познакомить детей с обитателем избы - Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей. |
4 | Как у нашего кота | Познакомить детей с обитателем "избы" - котом Васькой; заучить потешку "Как у нашего кота:"; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора. |
5 | Чтение потешек "Кисонька-мурысонька", "Пошёл котик на торжок" | Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах "Не ешь одна" при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим. |
6 | Мы ходили в огород | Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. |
7 | Семья Петушка | Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином. |
8 | Колобок | Напомнить детям содержание сказки "Колобок"; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи. |
9 | Ходит сон близ окон | Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей. |
10 | Водичка, водичка, умой моё личико | Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку "Водичка, водичка:"; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности. |
11 | С гуся вода, а с Ванечки худоба | Повторение потешки и знакомых колыбельных; закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в "избе". |
12 | Заюшкина избушка | Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой "Зайки". |
13 | Девочка и лиса | Познакомить детей со сказкой "Снегурушка и лиса"; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой "Кто позвал?"; развивать слуховое внимание. |
14 | Уж ты, зимушка-зима | Обогащать словарь детей: "тулуп", "рукавицы", "валенки", "шаль"; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память. |
15 | Фока воду кипятит и как зеркало блестит | Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим. |
16 | Сундучок Деда Мороза | Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника. |
17 | Пришла коляда - открывай ворота | Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья - "козулей". |
18 | Весёлые ложки | Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству. |
19 | Хозяйкины помощницы | Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым. |
20 | Половичку курочка веничком метёт | Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь. |
21 | Масленица годовая - наша гостьюшка дорогая | Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей. |
22 | Три медведя | Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола. |
23 | Маша и медведь | Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы |
24 | Идёт коза рогатая | Познакомить детей с новым обитателем "избы" - козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека. |
25 | В гости к Хозяюшке | Ознакомление с малыми фольклорными формами; вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста. |
26 | Приди, весна, с радостью | Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички "Ласточка, ласточка:", "Грачи-киричи"; познакомить детей с традицией печь "жаворонков". |
27 | Трень-брень, гусельки | Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке. |
28 | В гости к бабушке Загадушке | Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным. |
29 | Сорока-белобока кашу варила | Познакомить детей с новым предметом русского обихода - глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку. |
30 | Репка | Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки. |
31 | Во дворе у бабушки | Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их. |
32 | Курочка Ряба | Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху. |
33 | Солнышко, нарядись, красное, покажись | Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе. |
34 | Кто в тереме живёт | Напомнить детям содержание сказки; учить отгадывать загадки о животных; развивать память, творческое воображение. |
35 | Ярмарка | Рассказать детям о ярмарке, процессе купли-продажи; учить запоминать и рассказывать прибаутки, стихотворения о ярмарке; развивать память, речь детей. |
36 | Сказки водят хоровод | Развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь, пополнять и активизировать словарь детей; помочь детям вспомнить знакомые сказки; вызывать у детей желание пересказывать знакомую сказку с помощью педагога, подсказывать нужные слова, помогать строить предложения из 3-4 слов правильно; воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
Средняя группа 4-5 лет
№ | Тема | Задачи |
1 | «Что такое детский сад» | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. |
2 | «Моя семья» | Ввести понятие «Семья», дать детям представление о родственных отношениях к самым близким людям – членам семьи. |
3 | «Русская береза» | Познакомить детей с неофициальным символом России – березой. Прививать любовь к Родине. |
4 | «Мы в лес пошли, мы грибок нашли» | Убедить детей в том, что лес это наше богатство, познакомить детей с лесными ягодами. Напомнить, какие можно собирать грибы. Показать какую пользу приносят деревья, развивать речь, логическое мышление; воспитывать любовь к родной природе. |
5 | «Мой дом» | Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим, близким, своему дому, формировать этические представления. |
6 | «Моя семья» | Закрепить понятие «Семья», закрепить представление детей о родственных отношениях к самым близким людям – членам семьи. |
7 | «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех зову» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. |
8 | «Праздник осени» | Расширять знания детей об осени, с помощью персонажей кукольного театра. Доставить детям удовольствие и радость. |
9 | «Теремок» | Заучивание потешки «Пошел котик во лесок». Проведение русских игр «В поясок», «Салки – догонялки» |
10 | «Баю - баюшки – баю, баю Машеньку мою» | Проведение дидактической игры «Найди правильно», разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка» |
11 | «Мы кормушки смастерили» | Прививать нравственные качества через использование русских народных сказок, пословиц, загадок. Проведение народных игр. |
12 | «В гости к хозяюшке» | Повторение потешек про кота. Проведение игр «Кот Васька», «Огуречик, огуречик». разыгрывание сказки «Колобок» |
13 | «Машины на нашей улице» | Побеседовать с детьми о транспорте. Отличие телеги от саней. Разыгрывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» Побеседовать о правилах поведения на дороге. |
14 | «Веселые козлята» | Показ сказки «Два козленка» |
15 | «Кормим куклу» | Познакомить детей с народной посудой. Чтение прибаутки «сорока – сорока» |
16 | «Веселый хоровод» | Закрепление знаний о новогодних праздниках. Проведение хороводов, песен, стихов, игр. |
17 | «Зимние святки» | Познакомить детей с праздником «Рождество». Учить отгадывать загадки о зиме, снеге. |
18 | «Заюшкина избушка» | Показ сказки «Заюшкина избушка»; развивать творческие способности; воспитывать интерес к русским народным сказкам. |
19 | «Приметы зимы в родном поселке» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, родному поселку, закреплять название родного поселка, приметы зимы. |
20 | «Русская матрешка» | Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; вызвать интерес к народному творчеству. |
«Богатыри земли русской» | Формировать представление о героическом прошлом русского народа – русских богатырях – защитниках земли Русской | |
21 | «Зима в лесу» | Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе; закрепить приметы русской зимы; развивать чувство восхищения красотой русской природы. |
22 | «Дымковские игрушки» | Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России; познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек; развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов. |
23 | «При солнышке – тепло, при матушке – добро» | Беседа о маме с включением потешек, поговорок. Самостоятельный рассказ о маме. Пение песен о маме. |
24 | «Весна» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе; познакомить детей с признаками ранней весны; закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними. |
25 | «Русский колокольчик» | Познакомить детей с русским колокольчиком; рассмотреть строение колокольчика; познакомить с Царь – колоколом, колокольными звонами; воспитывать любовь к Родине. |
26 | «Проводы зимы» | Познакомить детей с праздником «Масленица» |
27 | «Достопримечательности родного поселка» | Закреплять у детей название родного поселка ; формировать патриотические чувства; познакомить детей с достопримечательностями родного поселка. |
28 | «Золотое веретено» | Познакомить детей с предметами обихода – прялкой и веретеном. |
29 | «Город мастеров» | Познакомить детей с дымковской и филимоновской игрушками; формировать интерес к народному декоративно – прикладному искусству. |
30 | «Русская изба» | Познакомить детей с новыми словами: горница, утварь, пяльцы. Познакомить детей с устройством горницы русской избы с теми предметами, которые в ней находятся. |
31 | «Волшебные спицы» | Познакомить детей со спицами . беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть. |
32 | «Времена года» | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
33 | «Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко». |
34 | ««Родной поселок» | Закреплять название поселка, домашний адрес; формировать у детей чувство любви к своему родному краю. |
35 | «Веселые ложки» | Познакомить детей с предметами обихода – деревянными ложками |
36 | Развлечение «Моя Родина Россия» | Формировать у детей представления о России как о родной стране, чувства любви к своей Родине. |
Старшая группа (5 – 6 лет)
№ | Тема | Задачи |
1 | «Что летом родится, - зимой пригодится» | Беседа о лете. Формировать представление детей о том, какие фрукты и овощи собирают летом; закреплять знания о различии фруктов, ягод и овощей; воспитывать бережное отношение к окружающему миру; развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы. |
2 | В гости к тетушке Алене | Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. |
3 | Большая и малая Родина. | Познакомить с понятиями большой и малой Родины, способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе). |
4 | Теремок. | Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешнем и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. |
5 | «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
6 | Сундучок тетушки Алены. | Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми , их сделавшими; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества. |
7 | Путешествие в прошлое часов | Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца. |
8 | «Что нам осень принесла» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. Закреплять умение образовывать слова, сравнивать, рассуждать. Воспитывать желание помогать, приходить на помощь; умение договариваться; бережное отношение к живой и неживой природе. Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве |
9 | Подарки Марьи – искусницы. | Вызвать интерес к вышивке, желание ребенка самому научиться вышивать. Уточнить знания детей о видах ткани, правилах техники безопасности при работе с инструментами для вышивания, поупражняться в отмеривании нити и вдевании ее в иглу. |
10 | Поможем ежику перебраться через ручей. | Познакомить детей с понятиями «стежок», «шов», создать эмоциональный настрой на работу. |
11 | Соберем картинку вместе | Упражнять в выполнении шва «Вперед иголку» по контуру изображения деталей на картоне, познакомить с завязыванием узелка на конце нити. |
12 | Из прошлого ложки | Познакомить с куханной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами, способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков. |
13 | Матушка печка, укрась своих детушек | Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. |
14 | Перевертыши | Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устное народное творчество; воспитывать интерес к творчеству своего народа, желание творить самим. |
15 | Мы идем смотреть Родину | Дать представления о Родине, интегрируя разные виды искусства (поэтическое, музыкальное, изобразительное); увидеть и понимать красоту родной земли, природы, |
16 | «Народные приметы» | Знакомство с приметами на ноябрь месяц. |
17 | Пришла коляда, отворяй ворота… | Познакомить с праздником народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям. |
18 | Путешествие в прошлое одежды | Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обобщать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому. |
19 | Народная игрушка – кукла - самоделка | Познакомить с народной игрушкой – куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом. |
20 | День Защитника Отечества | Закреплять представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расширять словарь по теме: “День Защитника Отечества” (армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист, пограничник, десантник, летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный, государственный, осторожный, нужный. |
21 | Панно «Пароход» | Упражнять в вышивке швами «Вперед иголку», «Вперед иголку в два приема», пришивание бисера и выполнении аппликации из ткани. |
22 | Как рубашка в поле выросла | Познакомить с технологией крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян. |
23 | Панно «Волшебные цветы» | Упражнять в вышивке швами «Вперед иголку», «Вперед иголку в два приема», пришивание бисера и выполнении аппликации из ткани. |
24 | Весенний день 8 марта! | Познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; развитие речи. |
25 | Устное народное творчество – небылицы, считалочки | Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; познакомить со считалочкой, научить использовать ее; воспитывать интерес к устному творчеству своего народа. |
26 | Панно «Космос» | Упражнять в вышивке швами «Вперед иголку», «Вперед иголку в два приема», пришивание бисера и выполнении аппликации из ткани. |
27 | Жизнь руси в старину | Вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарные представления о христианстве; воспитывать адекватное отношение к войнам, стремление защищать свою Родину. |
28 | Пришла весна земля проснулась | Используя иллюстрации, произведения поэзии, живописи, показать детям силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь человека; подчеркнуть взаимосвязь между ними; воспитывать интерес к явлениям родной природы, любовь к произведениям живописи, поэзии |
29 | «Победа в воздухе не вьётся, а руками достается» | Формирование у детей представление том, что такое Великая Отечественная война; активизировать словарь детей; воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне. |
30 | В русской горнице | Продолжать знакомство с жилищем русского человека; разъяснить понятие горница; рассказать о ее устройстве; воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям. |
31 | «Крестьянская игрушка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. |
32 | «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. |
33 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
34 | «Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. |
35 | «Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. |
36 | Комнатные растения в русской горницы в и наше время | Закрепить понятие о том, что человек – часть природы; расширять знания о комнатных растениях; уточнить названия комнатных растений; упражнять в сравнении – описании их; развивать умение находить нужные обобщающие слова; воспитывать сознательное, заботливое отношение к растениям; тренировать умение принимать участие в беседе, выражать свои мнения, прислушиваться к мнению товарищей. |
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
№ | Тема | Задачи |
1 | «Весенушка – осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Весенушка-осень». |
2 | «Хлеб – всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе. |
3 | «Корнеплоды» Куприянов день (13 сентября ) | Познакомить детей с понятием «корнеплод» рассмотреть с ними разные виды корней. Учить детей отгадывать загадки. |
4 | Праздник “Осенины – осени именины”. | Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины. |
5 | «Земля – наш общий дом» | Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. |
6 | «Наша – Родина Россия, наш язык – русский» | Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству. |
7 | «С чего начинается Родина?» | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? |
8 | «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» | Уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
9 | «Щедрые дары природы» | Познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
10 | .«Государственные символы России – флаг, гимн, герб» | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
11 | «История возникновения герба родного посёлка» | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
12 | «Что такое генеалогическое дерево» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека. |
13 | «Зима – не лето, – в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Проведение русской народной игры «Лиса и зайцы», «Медведь». Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. |
14 | Нитки. Ткачество. | Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть. |
15 | Одежда наших предков | Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. |
16 | Женские головные уборы. | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Рисование «Роспись кокошника» |
17 | «Русская печь». | Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. |
18 | «Русский самовар и чаепитие на Руси». | Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. |
19 | «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. |
20 | «Как жили славяне» | Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине. |
21 | «Забавы вокруг печки» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. |
22 | «Защитники земли русской» | Формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
23 | «Есть такая профессия – Родину защищать» (рисование) | Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
24 | «Масленица». | Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку о масленичной неделе. |
25 | 2. «Отражение народных традиций в национальном костюме» | Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. |
26 | «Сердце матери лучше солнца греет». | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
27 | «Русские народные промыслы» | Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
«Как живут в деревне? Добрые избы» | Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни. | |
28 | «Многонациональная Родина» | Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. |
29 | «Что такое героизм?» | Формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. |
30 | «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. |
31 | «Знаменитые земляки» | Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. |
32 | «День Победы» | Закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. |
33 | «Мой поселок: вчера и сегодня» | Познакомить детей с историей возникновения посёлка «Коченёво», его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. |
34 | « Поляна детства» | Диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. |
35 | «Мы – патриоты» | Диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. |
36 | Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина» | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. |
2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности.
Приоритетной формой организации образовательной деятельности по реализации содержания Программы является образовательная ситуация (проблемная ситуация) – такая форма образовательной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций, включающую в себя несколько этапов:
1 этап: Вводная часть. Организация детей, создание проблемной ситуации (или мотивация детей к деятельности), постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности.
2 этап: Основная часть. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности. «Открытие» детьми новых знаний, способа действий. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений (выполнение детьми работы).
3 этап: Заключительная часть. Подведение итогов образовательной деятельности, систематизация знаний и полученных представлений детей. Рефлексия образовательной ситуации.
Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие методы обучения.
Решение образовательных задач программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
- принятие и удержание учебной задачи;
- самостоятельный выбор средств для достижения результатов;
- точное выполнение инструкции (правила) игр и др.;
Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Программой предусмотрено:
- выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
- организация предметно-игровой среды с учётом индивидуальных предпочтений детей;
- поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
- стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
- формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;
- участие педагога в детских играх как равного партнёра по игре;
- поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;
- формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
- расширение спектра игровых интересов каждого ребёнка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.
В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Одной из основных образовательных задач Программы является индивидуализация образовательного процесса. Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования – важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода. Под индивидуальной образовательной стратегией понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей (законных представителей).
Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приёмов, используемых в Программе, обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей. Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Деятельность педагога направляется, в первую очередь. На индивидуальную помощь ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий.
В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое внимание в Программе уделяется:
- поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей.
В нашем ДО используются такие технологии, которые учитывали бы не только педагогические требования, но и психологические механизмы развития детей, среди которых приоритетной является ИГРА.
Основные задачи развития игровой деятельности детей:
приобщать детей к разным видам игровой деятельности, развивать интерес к играм разного вида и тематики, содействовать возникновению желания отражать свой социальный опыт в совместных и индивидуальных играх;
способствовать возникновению в игре дружеских партнерских отношений и игровых объединений по интересам;
содействовать развитию разных видов детской инициативы и активности (творческой, коммуникативной, познавательной, двигательной) в процессе игровой деятельности;
содействовать развитию игровых умений и навыков детей, в том числе и в плане организации предметно-игрового пространства, в соответствии с их возрастными возможностями и видами игр;
обогащать игровой опыт детей, используя разнообразные формы, методы и средства взаимодействия;
поощрять проявления самостоятельности, организованности, произвольности поведения в процессе игры, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней жизни ребенка. Вместе с тем они включают обычные для него повседневные способы самоопределения и самореализации дела. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер
Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках
Культурная практика (вид детской деятельности) | Проявление самостоятельности | Проявление инициативы | Взаимодействие ребенка и взрослого | Целевой ориентир по ФГОС ДО |
Игровая | Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. | Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. | Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. | Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением |
Экспериментирование | Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений | Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. | Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка. | Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения |
Продуктивная | Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. | Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. | Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. | Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания. |
Проектная деятельность | Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка. | Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни. | Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. | Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории |
Манипуляция с предметами | Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. | Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности | Взрослый рассматривается как основной источник информации. | У ребенка развита мелкая и крупная моторика |
Трудовая | Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. | Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. | Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия | Обладает знаниями о социальном мире. |
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель соблюдает ряд общих положений:
предоставление детям права выбора деятельности, игрушек и т.д.;
оформление уголка достижений, полки достижений и т.п.;
обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
организация совместной с родителями проектной деятельности;
словесная похвала, одобрение;
создание разнообразных ситуаций, побуждающих детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
внимательное отношение к детским вопросам;
демонстрация разнообразных форм, методов взаимодействия с окружающей действительностью дозирование помощи детям.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Партнерство детского сада с семьёй строится на основе взаимного уважения и добровольности. Цель взаимодействия с семьёй – сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Семья и детский сад два важных института социализации, навыков жизни в обществе детей, составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до поступления в школу. В лице педагогического коллектива родители обретают важную опору для своего воспитательного потенциала и становления компетентного родителя. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьёй, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно.
Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей по нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста:
оказывать родителям (законным представителям) психолого-педагогическую помощь в семейном воспитании детей по вопросам нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей 4 - 7 лет, через приобщение детей к культуре своего народа.
вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации по данной теме.
поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования детей в вопросах нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы в группе созданы определённые условия:
имеется мини-музей «Русская горница», с меняющимися экспонатами; подобран иллюстративный материал по темам программы; имеется презентационный ряд; подборка народных песен, музыкальных произведений; разработана картотека народных игр; изготовлены лэпбуки; имеется материал для практических занятий в центрах творчества;
подобраны дидактические игры; имеется центр театра с подобранными сказками разных народов; имеется костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок, создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей; декорации для оформления «ярмарочной площади» и «избы» при проведении праздников в музыкальном зале или на улице.
В детском саду имеется ПК, программное обеспечении, экран, мультимедиа проектор, музыкальный центр, выход в интернет.
3.2. Режим организации образовательной деятельности
Совместная деятельность | ||||
Вторая младшая группа (3-4 года) | Средняя группа (4-5 лет) | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | |
Переодичность | Один раз в неделю | Один раз в неделю | Один раз в неделю | Один раз в неделю |
Продолжительность | 10-15 мин | 15-20 мин | 20-25 мин | 25-30 мин |
Всего в год | 36 | 36 | 36 | 36 |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
3.2.Учебно-методическое обеспечение
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 304 с.: ил.
2.Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2 – е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с (распечатка)
3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет/ авт. – сост. В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
4.Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Планирование, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика / авт.-сост. Е.В.Башкирова
5.«Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 208 с.
6.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2015. (Библиотека воспитателя).(3)
7. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности/авт.-сост. Н.М.Сертакова, Н.В.Кулдашова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 116 с.
8. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты/авт.-сост.Т.А.Елисеева, Л.В.Климина, О.С.Хрон. – Волгоград: Учитель, 2016. – 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...
"Вместе весело шагать по просторам"
Проект по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников в природных условиях...
занятие по рисованию "Зимние просторы"
занятие позволит детям освоить технику рисования солью. познакомит детей с особенностями соли....
РАБОЧИЕ СТЕНДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОРСКИЕ ПРОСТОРЫ»
Предметно-развивающая среда в группе....
Рабочая программа "Родные просторы"
Рабочая программа "Родные просторы" предназначена для детей от 5-7 лет....
Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»
Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Родные просторы"
Программа с учётом регионального компонента...