Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obrazovatelnoe_doshkolnoe_uchrezhdenie.doc | 907 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
С
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ
ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ
СОСТАВИЛ:
ТЕРЕНТЬЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
-ВОСПИТАТЕЛЬ
Игрим
2007
Пояснительная записка
Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о родном крае остаются весьма поверхностны и отрывочны. У детей были элементарные знания о родном крае: большинство из них не знали название посёлка, района, округа, улицы, на которой они проживают. Не имели знаний об окружающем мире родного края. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут.
Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т.д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы».
Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию межпредметных связей.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Ввели в традицию применение почтового ящика «Забытая почта» целью, которой является - познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми. (Приложение 5)
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;
- «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.
- «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.
5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными.
Задачи программы:
- Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности
- Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;
- Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.
Результативность программы за 2006-2008 года
Анализ по данной программе показал хорошие результаты. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.
Позитивная динамика достижений воспитанников
Этапы выполнения работ по программе
Первый этап - создание условий работы по ознакомлению
детей с историко-культурным наследием родно края
Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:
- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются
дети;
- предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны
быть доступны детям и радовать их не только своим
назначением, но внешним видом.
Центр изобразительно искусства
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).
Музыкально- театральный центр
Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.
Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».
Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр.
Центр «Моя семья»
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Экологический центр
Этнографическая - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.
Структура этнографическо - развивающей среды
Групповая комната
Занятия, игровая деятельность, творческая
мастерская, индивидуальная работа с детьми,
оздоровительные мероприятия
Музыкальная гостиная
Музыкальные занятия,
индивидуальные занятия, праздники, развлечения, досуги, «творческие гостиные»
Физкультурный зал
Физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, досуги
Центр изобразительного искусства
Занятия с детьми по изодеятельности, ручной
труд, кружок по изобразительной
деятельности, выставки творчества,
творческая гостиная, конкурсы, праздники воспитатели, дети, родители
Центр этнографии
Занятия, групповые развлечения с детьми, посиделки с родителями, занятия сюрпризы, экскурсии, краеведческий музей ИСШ №2
Галерея детского творчества
Экспозиции детских работ, творческих работ
родителей, конкурс изобразительного
творчества, совместное творчество детей и
родителей, экскурсии в выставочный зал.
Территория детского сада
Подвижные игры, досуги,
природоведческая работа, занятия, труд на огороде, цветнике,
Второй этап- организация работы по программе
Формы работы
- Групповые занятия
Программа реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятий |
4-5 | 18 | 15- минут |
5-6 | 19 | 20 минут |
6-7 | 19 | 20 – 25 минут |
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога
.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Часть 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – просмотр видеофильмов, слайд - фильмов, чтение сказки, игры по темам, например, игра «Я птица» (бросая мяч, друг другу, называем себя - птицей, рассказываем о себе – птице – характере, повадках, окрасе, месте обитания и т.п.), слушание и пение песенки (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине », о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов.
Часть.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (виды орнаментов, название национальной одежды), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Одень куклу», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – на практических занятиях применяют нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
Часть 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка, включающая элементы подвижных игр народов севера.
- Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты.
- Работа с родителями
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях;
- просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации;
- анкетирование
Перспективный план работы с родителями
Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения | ||||
Планирование работы с родителями | ||||||
1. Банк данных по семьям воспитанников | Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:
| сентябрь-октябрь | ||||
2. Анкетирование | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
|
1 раз в квартал | ||||
3. Родительские собрания | Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:
|
| ||||
4. Заседания "Круглого стола" |
| декабрь февраль | ||||
5. Дни открытых дверей | Участие родителей в групповых занятиях | 1 раз в квартал | ||||
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | ||||||
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы |
|
апрель сентябрь декабрь октябрь ноябрь май | ||||
2. Праздники, развлечения |
| сентябрь апрель | ||||
Педагогическое просвещение родителей | ||||||
1. Наглядная педагогическая информация |
| в теч. года | ||||
2. Консультирование |
| октябрь апрель май |
Традиции группы
(кроме традиционных)
Для родителей
Методические приёмы
- Познавательные беседы; - проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом
- Словесные, настольно - печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия;
- Рисование, аппликация – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, закрепления знаний полученных на познавательных занятиях;
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления и обобщения знаний о родном крае;
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения;
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам;
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей с сказкой, снятия напряжения.
Содержание программы
Структура построения разделов связана с тематическим планированием
Темы занятий | |||||
Раздел | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
«Поселок, в котором я живу» | «Мой дом - моя улица» | «Наш посёлок» | «Посёлки района» | ||
«Осенняя пора» | «Дух и природа» | «Грибы ищут – по лесу рыщут» | «Осень в лесу» | ||
«Транспорт водный и земной» | «Транспорт на улицах посёлка» | «Транспорт, обслуживающий население посёлка» | «Транспорт народов севера» | ||
«Край родной на век любимый» | «Посёлок в зарисовках» | «Ознакомление с картой посёлка» | «Ознакомление с картой района» | ||
«О профессиях» | «Труженики посёлка» | «Виды профессий» | «Первооткрыватели Югры» | ||
«Стоп машины, тише ход – на дороге пешеход» | «Знакомство с правилами движения в посёлке» | «Встреча с инспектором ГИБДД» | «Экскурсия в отделение ГИБДД» | ||
«Славна богатырями земля Югорская» | «Богатыри из сказок народов севера» | «Встреча с ветеранами боевых конфликтов» Экскурсия к памятнику Г.Е. Собянину (герой ВОВ) | |||
Поселки Березовского района | Поселок, в котором я живу | Национальные поселки Березовского района | |||
Символика района, округа | Герб района | Герб района и округа | Герб, флаг, гимн округа | ||
Поселки и их названия | Игрим в названиях улиц | Многонациональные поселки и деревни Березовского района | |||
Главный поселок района | Березово в картинках | История Березово с древности до наших дней | Культурные места в Березово | ||
Географическое расположение нашего края | Карта п.Игрим | Карта района | Карта округа | ||
Достопримечательности Березовского района | Экскурсия по поселку | Чем славен Берёзов - Град | Исторические места Березовского района | ||
Животные нашего края | Животные тайги | Животные тундры | Исчезающие животные Югры | ||
Птицы нашего края | Птицы леса | Птицы тундры | Исчезающие птицы Югры | ||
Живое серебро Югры | Обитатели рек | Охраняемые виды рыб | Рыбный промысел края | ||
Флора нашего края | Растения нашего поселка | Растения тайги | Растения, занесенные в Красную книгу. Профессия лесничий. | ||
Явления природы | Сезонные изменения | Северное сияние | Экскурсия на метеостанцию | ||
Ткет ткач ткань на платье | Национальные орнаменты | Одежда народов севера | Экскурсия в музей школы № 2 | ||
Дом, дом, открой свою тайну | Быт народов севера | Чум – жилище народов Севера | Лесное стойбище | ||
Что за обед, коли каши нет | Утварь народов Севера | Национальная кухня | Дары леса | ||
Каков мех такова и шуба | Виды меха | Национальная обувь | Зверофермы | ||
Нефть и газ | А у нас, в квартире газ | Для чего добывают нефть и газ? | Профессии нефтяник и газовик | ||
Сокровища Полярного Урала | Полезные ископаемые района | Экскурсия в музей школы №2 | Драгоценные камни | ||
Экологические проблемы нашего края | Экология нашего района | Связь добычи нефти и газа с охраной окружающей среды | |||
Литература и искусство Народов Севера | Сказки народов Севера | Народно-декоративный промысел | Культура Югры |
Способы проверки достижения требований к знаниям,
умениям дошкольника
(Тестовый материал)
Название методики | Цель | |
4-5 лет | ||
Сентябрь | Тестовый материал «Поселок, в котором я живу» | Выяснить первоначальные знания о родном посёлке |
Апрель | Тестовый материал «Наш район» | Определить уровень полученных знаний о нашем районе. |
5-6 лет | ||
Сентябрь | Тестовый материал «Наш район» | Выяснить знания детей о Берёзовском районе |
Май | Тестовый материал «Наш край - Югра» | Определить уровень полученных знаний детей о нашем округе |
6-7 лет | ||
Сентябрь | Тестовый материал «Наш край - Югра» | Выявить уровень знания детей по ознакомлению с родным краем. |
Май |
Требования к уровню подготовки дошкольников
Возраст | Знания и умения детей (критерии) | Уровни освоения программы |
4-5 | - знать свою улицу, двор, дом, квартиру; - знать название посёлка, реки, которая протекает в посёлке; - называть 2 вида узора; - иметь представления о приспособлении животных к среде обитания и называть 4-5 животных нашего края; - называть зимующих и перелётных птиц нашего края; - называть и узнавать деревья; - знать об сезонных явлениях природы; - иметь представления о приспособлении растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, летом, весной. | допустимый уровень - Объём знаний о посёлке, о животных, птицах, растениях незначителен. Интерес к природе ситуативен. Не знает название улицы, дома квартиры, название реки. оптимальный уровень - ребёнок имеет представления о животных, о среде обитания, опираясь на отдельные признаки. Называет деревья, птиц. Знает название посёлка, улицы, реки. Затрудняется в назывании узоров. достаточный уровень - ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных и их характерные признаки. Называет название посёлка, улицы, дома, квартиры, реки, знает название узоров. |
5-6
| - Знать некоторые сведения об истории посёлка, достопримечательностях, главных улиц; - знать название округа; - узнавать символику Берёзовского района; - иметь представления о народных промыслах; - называть 2 произведения местных писателей; - иметь представление о народном промысле народов севера; - иметь представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах. | допустимый уровень - недостаточные знания об истории посёлка, знает символику, затрудняется в назывании произведений, имеет представления о народных промыслах, устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. оптимальный уровень - ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки. Знает историю посёлка, достопримечательности. Знает местных писателей и их произведения. достаточный уровень - ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания. Имеют представления о народном промысле (материал). Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту. |
6-7 | - знать название посёлка, района, округа и его символику; - называть национальности, проживающие в нашем округе; - иметь представления о добыче полезных ископаемых; - иметь представления о профессиях нашего посёлка; - знать правило поведения в природе; - распознавать 6-7 деревьев, 4-5 кустарника; - иметь представления о сезонных явлениях природы Севера; - уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты, наблюдения; - иметь представления о культуре народов Севера и их отличие от других стран; - уметь описывать и строить предположения по поводу исторического и географического содержания; - владеть несложными символическими действиями (составлять с помощью взрослого простые планы). | допустимый уровень- знает название посёлка, района, округа, затрудняется сказать, что означает символика района. Знает несколько полезных ископаемых, называет профессии. Имеет элементарные представления о правилах поведения в природе. С помощью педагога распознаёт деревья и кустарники. оптимальный уровень -называет название посёлка, округа, символику района, называет животных, птиц нашего края, имеют представления о сезонных явлениях природы Севера. С помощью педагога проводит опыт, эксперимент, составляет рассказ о нашем посёлке. достаточный уровень - Знает национальности нашего округа, знает правила поведения в природе, умеет самостоятельно проводить эксперименты, опыты, описывает и строит предположения, с помощью педагога выполняет символические действия. |
1 класс | - Знать названия городов и поселков округа, уметь объяснять значение символики округа и района - уметь описывать и строить предположения по поводу исторического и географического содержания; - иметь представление о флоре и фауне нашего края; - знать промыслы народов севера; - иметь представление о культуре народов севера; | допустимый уровень затрудняется в объяснении символики; имеет элементарные представления о географическом содержании, но затрудняется в описании; элементарные знания о культуре народов севера; оптимальный уровень - знает названия городов и посёлков округа; - умеет ориентироваться по карте района и округа; - знает флору и фауну нашего края; - имеет представление о промыслах и культуре народов севера. достаточный уровень -объясняет значение символики, название городов и посёлков округа, а так же с историей об образования этих населённых пунктов; - имеет представления о развитии животных и растений нашего края; - различает виды искусства и промыслы народов севера; |
Перечень основных средств обучения
- Музыкальный центр;
- Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка», « Магия воды»
- Видеоматериал: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».
- Ноутбук;
- CD – Плеер;
- Телевизор.
Наглядный материал и атрибуты
- Карта посёлка, округа;
- Альбомы о природе края;
- Альбомы о животных;
- Альбом о птицах края;
- Альбом о сокровищах Приполярного Урала;
- Иллюстрации «Национальное искусство народов Севера»;
- Альбом «Северные орнаменты»
- Альбом с иллюстрациями о жизни народов севера «Составь рассказ по картине»
- Дидактические игры: «Сложи узор», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Кто живёт в нашем лесу?» и др.
- Акварель, гуашь, кисточки;
- Цветная бумага;
- Природный материал;
- Художественная литература и журналы;
- Карандаши цветные;
- Фломастеры, клей, кисточки;
- Ватман, альбомы, картон;
- Мех, ткань, бусы;
- Атрибуты к подвижным играм;
- Чучела птиц и животных;
- Гербарии растений;
- Коллекция камней;
Ожидаемый результат
Изобразительная деятельность
- Имеет представление о народном и декоративно - прикладном искусстве народов севера и основных ее особенностях.
- Владеет приемами декоративного украшения изделий (бумага, мех, береста) ;
- Знаком с материалом, фактурой поверхности, цветом, орнаментом и узором, который используется для украшений.
- Умеет выражать свои чувства и настроение.
- Грамотно использует различные изоматериалы и конструктивные материалы в сочетании ;
- Имеет представления о художниках;
- Знает основные виды изоискусства народов севера;
- Имеет представление об архитектуре родного поселка и ее особенностях:
Познавательная деятельность
- Наблюдательны к окружающему миру;
- Любознательны;
- Имеет представление о флоре и фауне родного края;
- Гордиться родным краем, своей семьей, домом, где они родились и выросли;
- Проявлять интерес и уважение к культуре, обычаям, традициям коренного населения;
- Проявлять чувства гордости за своих земляков, трудившихся во благо и славу Югры;
- знаком с народным музыкальным творчеством края;
- знаком с возникновением национальной народной музыки, ее историей и особенностями;
- знаком с национальными народными музыкальными инструментами;
- знаком с героями сказок и легенд народов севера;
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки дошкольников, направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов:
- овладение дошкольников способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме занятий, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Литература
- Абрамова Л.А., Антонова Т.В. Игра дошкольников. М: Просвещение, 1989, с. – 286.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: Обучение и развитие. Академия развития. 2003. – 256 с.
- Большев А.С., Силкин Ю.А и др. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 224 с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М: Просвещение, 1989, с. – 94.
- Гибсон Р. – М: «Росмэн», 2000.
- Глухих А. – Музейный уголок: ж/л «Югра» №7, 2007, с. – 48 – 50.
- Григорян А.Б., Зуева У.Н. Основы формирования нравственного облика. Ханты-Мансийск ГУИПП «Полиграфист», 2002, с. – 72.
- Дошкольная педагогика /Под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. М: Просвещение, 1978, с. - 416
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М: ТЦ Сфера,2002 – 192 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М: Просвещение, 1981, с. – 126.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М: Академия, 2001, с. – 414.
- Макеева Е.И. Нравственное воспитание в детском саду. М, 1959,с. – 184.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1986, с. – 94.
- Некрасова М.А. Возвращение к истокам родной культуры. М.: ВЛАДОС, 2001 – 248 с.
- Шинкалова Т.Я. Истоки. Академия развития. 2003. – 256 с.
Темы занятий к программе
«Родные просторы»
Темы занятий соответствуют разделам программы и возрасту детей дошкольного возраста 4-7 лет
Период | Тема | Содержание | Формы работы | Предварительная работа |
1 неделя | Гуляй да присматривайся | Рассказать о наступившем времени года, обратить внимание на осенние изменения погоды. Знакомство. | Экскурсия в парк. Рассматривание иллюстраций. Слушание звуков природы | Экскурсия в парк |
| Дух и природа. | Показать что художественная жизнь и природа соединены в единой гармонии. Воспитать интерес и бережное отношение к красоте осенней природы. | рассматривание иллюстраций сбор мусора на участке д/с | |
2 неделя | Грибы ищут – по лесу рыщут. | Познакомить с названиями грибов, раскрыть их своеобразие, рассказать о зависимости названия грибов от места их произрастания, внешнего вида. Четко дифференцировать ядовитые и съедобные грибы. Ядовитые грибы полезны для животных. | Рассматривание иллюстраций, муляжей и растущих в природе грибов. | Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. |
Какая ягода такое и варенье | Рассмотреть натуральные ягоды, обратить внимание на характерные признаки. Показать и рассказать где и как растут (на дереве, на земле, на болоте). Показать и попробовать на вкус то что готовят из ягод. Дать представление о том, что человек культивировал дикие кустарники, вывел сорта. | Рассматривание иллюстраций. Целевая прогулка в огород. | Наблюдение за растениями | |
3 неделя | Наш поселок | Рассказать детям о нашем поселке, рассмотреть альбом и фотографии. Познакомить с названиями улиц. | Рассматривание альбома, карты, видеоматериалов. | Экскурсия по поселку. |
Мы на севере живем | Дать представление детям о том, что мы живем на севере. У нас суровый климат и сложные условия жизни. Рассказать что название нашего края - Югра (района, поселков) | Рассматривание карты, альбома, видеоматериала | ||
4 неделя | Портрет сентября | Рассказать детям о сентябре, что это первый месяц осени – её начало. Сравнить, что изменилось в природе к концу месяца. | Аппликация из осенних листьев | Сравнительная экскурсия Сбор осенних листочков. |
Сентябрь
Октябрь
Неделя | Тема | Содержание | Формы работы | Предварительная работа |
1 неделя | Ткет ткач ткани на платье | Знакомство детей с тканями. Продемонстрировать разнообразие тканей по качеству и расцветке, рассказать об их использовании. | Рассматривание образцов тканей. | Аппликация «Украшение платья» |
Листом красиво дерево, а одеждою тело | Познакомить детей с национальными костюмами народов ханты и манси, узнавать и называть предметы одежды. Сравнивать предметы по функциональному назначению. Дать представление о производстве одежды, и из каких материалов ее изготовляют. | Экскурсия в школьный музей | Рассматривание альбома | |
2 неделя | Октябрь землю кроет – где листком, где снежком | Расширять знания детей о разнообразии растительного мира нашего края. Познакомить с лиственными деревьями, учить объяснять отличие деревьев по форме листьев, цвету коры. Показать плоды деревьев. Обратить внимание на изменение окраски листьев осенью. Научить детей видеть красивое в природе, высказывать свои мысли, понимать причинно – следственные связи. | Работа с природным материалом | Целевая прогулка |
Животные осенью | Расширять знания детей о животных нашего края. Познакомить с названиями некоторых животных и птиц нашего края. Рассказать о том, что некоторые птицы улетают в теплые края. А животные залегают в спячку. | Рассматривание альбома. Чтение художественной литературы. | Рассматривание чучел животных и птиц | |
3 неделя | Дом, дом -открой свою тайну | Формировать понятие – чум. Познакомить с различными типами и видами жилища. Обратить внимание детей на то, что дома у ханты и манси бывают разные, из шкур оленя, деревянные и каменные. Уточнить представление об их свойствах, правильно называть их особенности. Экология жилища. | Игры эксперименты: глина, камень, дерево, мех | Коллективная работа «Лесные угодья» |
Земля Югорская и ее богатства | Дать представления о неживой природе. Формировать представления об использовании человеком природных богатств: нефть, газ. Рассказать о богатствах Приполярного Урала. Рассказать, как добывают, об их свойствах, о значении в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к богатствам земли Югорской. | Экскурсия в школьный музей, рассматривание альбома | Рассматривание коллекции природных ископаемых |
Ноябрь
Неделя | Тема занятий | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Перелетные птицы | Формировать представления детей о перелетных птицах, где и как они живут, какую пользу приносят. Зависимость их внешнего вида от образа жизни. Сравнение водоплавающих птиц и неводоплавающих. | Рассматривание альбомов и иллюстраций | Прослушивание голосов птиц. Отгадывание загадок |
Зимующие птицы. | Формировать представление детей о зимующих птицах, о местах их обитания, внешний вид, особенности поведения. Учить названия зимующих птиц. Воспитывать желание кормить птиц. | Наблюдения за птицами на участке д/с, кормление птиц. | Рассматривание иллюстраций. | |
2 неделя | Дикие животные | Формировать представление о диких животных, их общих признаках, внешний вид, детеныши ,пища, среда обитания. | Рассматривание альбомов | Рассматривание чучел животных |
Животные Севера | Формировать представление детей о животных Севера. Узнавать животных, которые обитают на севере, их внешний вид, Особенности жизни в суровых условиях | Экскурсия в школьный музей. | Коллективная работа «В тундре» | |
3 неделя | Транспорт водный и наземный | Формировать представления детей о видах транспорта народов ханты и манси. Нарты буран, облас-калданка, объяснить, почему они так называются, как ими пользоваться. Отражение народных традиций и обычаев в использовании транспорта. | Чтение сказок | Целевая прогулка |
Что за обед Коли, каши нет | Рассказать детям о народных праздниках ханты и манси, коми-зырян. Отражение народных обычаев в празднике. Рассказать детям о блюдах коренных народов, каким продуктам они отдают предпочтение. | Встреча с интересным человеком. | Вспомнить названия поселка, района, округа. | |
4 неделя | Звери наших лесов | Расширять представления о многообразии животного мира. Знать характерные признаки животных, чем питаются, как называется жилище. Дифференциация животных – хищные травоядные, всеядные. | Создание красной книги Югры. | Рассматривание альбома. |
Поздняя осень | Обратить внимание на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе. Сравнить природу ранней и поздней осени. Рассказать, что происходит с деревьями, как они готовятся к зиме. | Экскурсия . | Вспомнить названия перелетных и зимующих птиц |
Декабрь.
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Спасибо мороз, что на север снега принес | Рассказать о наступившем времени года. Обратить внимание на зимние изменения погоды, сравнить, как изменился поселок с приходом зимы. Формировать представления о признаках зимы. Объяснять и прослеживать изменения в живой и неживой природе. | Аппликация «Поселок зимой » | Чтение стихов о зиме |
Каков мех - такова и шуба | Рассказать о зимней одежде, головных уборах и обуви Северных народов. Из меха, каких животных они изготовляют, качество, отличительные признаки в сравнении с летней одеждой, сравнить мех и ткань через игру эксперимент. Пушное производство (звероводство) | Аппликация «Украшение малицы» | Игра-эксперимент «Или мех, или ткань» | |
2 неделя. | Мы кормушки мастерили - мы столовую открыли! | Расширять представления о птицах, отличие друг от друга. Выявить общие признаки птиц. Закрепить понятие о необходимости помогать птицам зимой. Если птица сыта, мороз ей не страшен. | Кормление птиц на участке д/с | Наблюдение за птицами. |
Как звери в лесу зимуют | Вспомнить какое сейчас время года, обратить внимание на природные условия. Закреплять представления о диких животных, которые живут в наших лесах, как приспосабливаются к условиям. | Рисование «Животные севера» | Рассматривание альбома | |
3 неделя | В лесу родилась елочка | Познакомить детей с хвойными деревьями нашего края. Учить распознавать деревья по коре, плодам, хвое. Знать строение дерева. Учить бережно, относиться к деревьям, правильно вести себя в лесу. Профессия лесничий. | Целевая прогулка в парк | Рассматривание альбома о профессии лесничий. |
В лесу и грибной ряд ,в лесу и пушнина | Рассказать о пользе леса и о том, как человек использует его богатства. Обратить внимание на то что, вырубая лес люди, высаживают молодые деревья. | Игра – эксперимент о свойствах и особенностях дерева и бумаги | Рисование «Ёлочка» | |
4 неделя | Новогодние праздники |
Январь
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Край суровый, край прекрасный | Познакомить детей с интересным природным явлением - северное сияние. Дать представление о том, что в сильные морозы на небе появляется северное сияние. Отметить признаки зимы | Рисование «Чудеса на небе» | Наблюдение за северным сиянием |
Зима без снега - лето без хлеба | Зависимость урожая от количества снега. Систематизировать и уточнять представления о свойствах снега, льда и воды. Продолжать развивать логическое мышление. Упражнять в подборе определений, сравнений, глаголов-действий. | Игры-эксперименты со снегом и льдом | ||
2 неделя | В зимний холод- всякий молод! | Познакомить детей с играми северных народов, в которые играют зимой. Расширить знания детей об играх забавах. Виды национального спорта. Значение движения для здорового образа жизни. | Целевая прогулка | Разучивание спортивных игр |
Край родной – навек любимый. | Воспитывать любовь к родным местам. Формировать элементарные представления об истории, природных условиях, культурных традициях родного края. Почему так назван поселок, район, край. Достопримечательности поселка | Экскурсия. | Просмотр иллюстраций, фотографий ,видеоматериала. | |
3 неделя | Человек – без Родины, соловей без песни | Воспитывать у детей любовь к нашему краю. Формировать представления о том, что наш край многонационален. В нем много городов и поселков. Закрепить их названия. Рассказать о столице округа г. Ханты-Мансийск. Дать представления о некоторых особенностях природы, хозяйства, прикладного искусства. Гимн, флаг. | Рассматривание альбомов, фотографий | Вспомнить названия городов и поселков. |
4 неделя | О профессиях | Дать понятие детям о том, что основные профессии коренных народов - рыбаки, охотники, оленеводы. Рассказать о каждой особенности, и для чего она нужна. | Рисование «Рыбаки » | Чтение сказок |
Книга - лучший товарищ. | Познакомить детей литературой коренных народов. Сказки, стихи, легенды. Дать представления о библиотеке. Познакомить с профессией библиотекаря. | Экскурсия в библиотеку. | Чтение сказок, стихов. |
Февраль
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Игрушки | Дать представление детям о национальной игрушке-кукле (акань). Учить сравнивать с русской матрешкой, находить отличительные особенности, выделяя признаки. Рассказать детям, из какого материала изготовляют куклу. | Ручной труд «Изготовление куклы». Экскурсия в музей | Рассматривание альбома |
Посуда | Дать представление детям о видах национальной посуды (кузовки, туески). Из каких материалов изготовляют посуду (береста, дерево) | Рисование «Роспись посуды» | Дифференциация посуды | |
2 неделя | Стоп машина, тише ход на дороге пешеход | Провести беседу о правилах уличного движения. Уметь различать проезжую часть дороги, тротуар. Понимать значение зеленого и красного сигналов светофора. Улицу переходят только на зеленый свет. | Экскурсия по поселку | Аппликация «На улице поселка» |
Славна богатырями земля Югорская! | Рассказать о богатырях, используя сказки народов Севера. Рассмотреть картинки и иллюстрации. Познакомить детей с амуницией и оружием. | Чтение сказок, легенд. | ||
3 неделя | День защитника отечества | Рассказать детям о празднике, кто такие защитники отечества. Познакомить детей с защитниками отечества А.Зарубин, Г.Е. Собянин и др. | Экскурсия к памятнику Собянина Г.Е. | Встреча с А Зарубиным. |
Национальное искусство | Дать представление об искусстве северных народов. Закрепить умение детей узнавать и называть виды народного декоративного творчества. Воспитывать любовь к искусству. | Рисование «Украшение мансийской рубашки» | Рассматривание иллюстраций | |
4 неделя | Как зима не злится – весне покорится | Закрепить знания детей о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе. Вспомнить о жизни птиц и животных зимой, о том, как они зимуют, как человек помогает им зимовать. | Вспомнить названия птиц и животных | |
Март
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Что было, видели деды, что будет увидят внуки | Дать детям знания о жизни и быте северных народностей проживающих в ХМАО, и ведущих кочевой образ жизни. Вызвать интерес и эмоциональный отклик. | Экскурсия в выставочный зал | Вспомнить названия национальностей нашего округа. |
Живое серебро земли Югорской | Дать представление детям о том, какие виды рыб водятся в наших реках. Закрепить названия рек. умение называть и различать виды рыб. | Целевая прогулка на реку. | Вспомнить названия рек | |
2 неделя | Семья в куче не страшна и туча | Формировать у детей представление о том, что наш округ многонационален и живет как одна большая семья, воспитывать желание заботиться о близких. | Рисование «Моя семья » | Генеалогическое древо. |
Весна, весна, поди, сюда | Рассказать о наступившем времени года. Обратить внимание на изменения, происходящие в природе ранней весной. Понаблюдать за изменениями в погоде. | Целевая прогулка в подсобное хозяйство. | Разучивание стихов о весне | |
3 неделя | Что ты ждешь? Не жди весна, приходи, ты нам нужна | Рассказать детям о старинных обычаях встречи весны у северных народов. Знакомство с праздником «Вороний день», с приметами этого праздника. | Развлечение | |
Береги то, что не починишь! | Продолжать знакомить детей с предметами быта народов севера, их значением. Характеризовать материал вещей. Учить сравнивать, классифицировать. Понимать значение обобщающих слов. | Экскурсия в школьный музей. | Рассматривание фотографий | |
4 неделя | Что имеем, не храним | Дать представления детям, что такое музеи. Вещи старины хранятся в музее. | Выставка старинных вещей | Встреча с интересным человеком |
Толи птица, толи зверь. | Продолжать знакомить детей с национальными орнаментами, их значением. Учить различать простейшие узоры, формировать навыки рисования и в аппликации. | Рисование «Северные орнаменты» | Экскурсия в выставочный зал |
Апрель
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Что за чудо эти сказки | Продолжать знакомить со сказками народов севера. Поддерживать к ним интерес. Учить характеризовать героев. | Прослушивание сказок на КД | Вспомнить ранее прочитанные сказки |
Весна пришла - открывай ворота! | Продолжать закреплять знания детей о жизни животных в лесу. Сравнить, как жилось животным зимой и весной. Рассматривание иллюстраций. | Прослушивание голосов природы. | Рассматривание иллюстраций. | |
2 неделя | Ловись рыбка, мала и велика | Дать понятия, что в нашем районе много водоемов, где обитает много рыбы. Классификация рыб (речные, морские). Рассказать о труде рыбаков, способах ловли рыбы, о разведении рыб человеком. | Целевая прогулка на рыболовецкий участок. | Наблюдение за рыбкой. Вспомнить названия рыб нашего края. |
Грач на горе – весна на дворе | Обратить внимание на сезонные изменения в природе. Закрепить представления детей о перелетных птицах нашего края. Учить узнавать их, сравнивать, называть части тела. Воспитывать бережное отношение к птицам. | Рисование «Весна пришла!» | Наблюдение за птицами в парке. | |
3 неделя | Каждая птица хозяйка своего гнезда | Продолжать знакомить детей с перелетными птицами. Уточнить разницу в строении и образе жизни водоплавающих и насекомоядных птиц. Сформировать понятие о месте и назначении птиц в экологической цепочке: растения - насекомые-птицы - животные. Охрана птиц. | Целевая прогулка на реку. | Рассматривание чучел птиц |
Весна в поселке | Продолжать сравнивать изменения в неживой природе. Сравнить какие изменения произошли в поселке. Закрепить названия поселка , улиц, района, округа. | Экскурсия на почту | Вспомнить названия улиц | |
4 неделя | Поэты Севера о весне | Познакомить детей с творчеством народов севера- Юван Шесталов, Юрий Вела и др. Конкретизировать знания детей о весне, ее приметах, особенностях. | Разучивание стихов | Вспомнить приметы весны. |
Солнце взойдет, прощай светел месяц. | Познакомить детей с понятиями земля, небо, солнце, луна. Формировать представления о пространстве. Развивать умение моделировать, читать схемы. | Рисование «Закат на реке Сосьва» | Рассматривание атласа звездного неба. |
МАЙ
Неделя | Тема занятия | Содержание | Форма работы | Предварительная работа |
1 неделя | Человек жив до тех пор,пока помнят | Рассказать о празднике День Победы, почему он так называется, дать понятие о героической битве. Как наши солдаты боролись с фашистами. Вспомнить героев ВОВ нашего поселка. Экскурсия к памятнику. | Поселковый митинг, посвященный дню Победы | Экскурсия к памятнику Г.Е.Собянина. |
Народная дружба и братство – дороже всякого богатства | Рассказать детям о том, что в наши дни происходят военные конфликты. Чем это вызвано? Вспомнить, что наш округ и район и многонационален. Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу и людям другой национальности. | Встреча с интересным человеком. | Вспомнить какие национальности проживают в нашем округе. | |
2 неделя | В мае все вокруг принаряжается, тут листком, там цветком. | Побеседовать с детьми о том, какие изменения произошли в природе весной. Какие цветы появились? Объяснить, что первые цветы называются первоцветами. | Экскурсия в лес. | Классификация растений леса и сада. |
Май леса наряжает – лето в гости поджидает | Побеседовать с детьми о лесе, о том какие деревья растут у нас в лесу (хвойные и лиственные). Объяснить какую пользу приносит лес. Экологические катастрофы. | Уборка мусора на участке. | Рисование «Деревья в парке» | |
3 неделя | Течет река. Широка и глубока | Закрепить названия рек нашего края. Объяснить, что река берет свое начало с маленького ручья. Предприятия на реке. | Экскурсия на берег реки. | Вспомнить названия рек. |
Поздняя весна не обманет | Сравнить признаки весны в природе в марте и мае. Вспомнить, как ведут себя звери и птицы весной. Воспитывать любовь к природе и родному краю. | Совместная викторина детей и родителей. | Рассматривание фотографий, альбомов. | |
4 неделя | что узнал покажи и другому расскажи | Викторина о нашем крае. Закрепить знания детей о нашем крае, о жизни и быте коренного населения, флоре и фауне родного края. | Экскурсия в пожарную часть. |
Особенности программы
Содержание программы по краеведению нацелено на формирование у дошкольников национально-патриотической культуры как части духовной, на приобщение у воспитанников любви к родному краю, общечеловеческим и национальным ценностям, через их собственное творчество.
Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира -общечеловеческими основами. Поэтому основополагающий принцип построения программы «Родные просторы»- это «диалог культур».
Ребенок - дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей.
Экология природы, экология культуры - это грани одной проблемы -сохранение в человеке человечности, это основная смысловая установка программы «Родные просторы». Ребёнок, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в неё явлений. Воспитатель помогает ребёнку «открыть глаза» на невидимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.
Краткая характеристика детского сада «Золотой ключик»
ДОУ «Золотой ключик находиться в поселке Игрим, Березовского района. В саду 3 возрастных группы. Сад построен в живописном районе поселка. Недалеко находиться большой сосновый парк. Сам садик стоит в окружении соснового бора. Рядом протекает река Сосьва. Дети имеют возможность знакомиться с жизнью и достопримечательностями поселка.
Посещают такие места как памятник Г.Е. Собянину, аллея славы, или встречи с интересными людьми внёсших вклад во благо поселка. Дети ходят на целевые прогулки в парк, школьный музей, библиотеку, берег реки. Ведут наблюдения за рыбаками и проходящими мимо кораблями.
Удобное месторасположение детского сада и его соседство с такими предприятиями как РЭБ флота, совхоз Игримский, школа №2, магазин, библиотека предполагает проводить такие прогулки и экскурсии, что значительно расширяет кругозор детей, интерес к путешествию, как к форме познания окружающего мира.
Краткая характеристика группы.
В данной группе, на которой я работаю, сформирован постоянный состав детей.
На протяжении всей работы на этой группе, дети выросли не только физически, но и духовно. Научились общаться со сверстниками и педагогами.
Дети проявляют активность в познавательной деятельности, любознательность, инициативу. Ребята стали организованными, доброжелательными.
В целом, в группе преобладает благоприятная, эмоциональная атмосфера, которая способствует развитию личности ребенка.
Структура программы
Программа по ознакомлению с историко-культурным наследием родного края рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная группы). Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.
Средняя группа –
«Мой дом – моя улица – мой посёлок»
Старшая группа –
«Наш район»
Подготовительная группа
«Мой край - Югра»
Структурной особенностью программы является тематическое планирование содержание занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.
Система занятий по ознакомлению с родным краем рассчитана на два занятия в неделю. Каждая программная тема может быть использована в изобразительной, декоративной деятельности, и на занятиях по ручному труду, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей задачи.
Анкета для воспитателей.
№ | Вопрос | Да | нет |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
6 | Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете? | ||
7 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
8 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
9 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
10 | Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию? | ||
11 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
12 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
(диагностика детей)
Ф.и.ребенка | ||||||||||||||||||||
1.Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||||
2.Символика Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России | ||||||||||||||||||||
3.История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно- климатические зоны (тундра, лес Виды ладшафта(горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно- климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно- климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно- климатические зоны; не заботится об окружающих , не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Анкета для родителей.
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»
Цель:
Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город- результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.
2. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
3.Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.
4.ознакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.
5.Рассказать о местах отдыха, об экологии города
Темы:
1.МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения. Промышленность города.
2.УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.
«Малая родина- мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия
3.ТРАНСПОРТ ГОРОДА.
Виды транспорта, История создания городского транспорта.
4.ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха людей (парковая зона, набережная)
5.НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
6.ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
7.ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Музей. История его создания. Вечный огонь, памятник Г.Е .Собянину
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность воспитателя:
1.Методические рекомендации родителям по данной теме
2. Помощь родителей в организации экскурсии в музей .
3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий
Деятельность воспитателей и детей
- Создание альбомов «Мой город», «Города России».
- Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.
- Выявление уровня знаний детей.
- Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
- Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
- Чтение произведений местных поэтов.
- Сюжетно- ролевые игры
- Целевые прогулки по городу.
- Беседы: «Визитная карточка города- герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города»
- Составление рассказов «Из окна наша улица видна»
Совместная деятельность детей и родителей.
- Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
- Дети знают историю своего города
- Уважение к жителям города.
- Забота о природных и культурных ценностях города
- Уважение традиций города
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель:
Укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого родителя- обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
- Развивать интерес к своим близким, друзьям.
- Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
- Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
1.ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ВСЕЙ ГРУППЫ «КАКИЕ МЫ»
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом ласковым и доброжелательным тоном. Дети делятся на мальчиков и девочек. Они во многом похожи: любят играть, слушать интересные истории, петь, танцевать, любят своих родителей, ходят в детский сад. Вместе с тем они отличаются друг от друга: у них разная одежда, разные прически, разные игрушки. Девочки слабее мальчиков- им нужно во всем помогать, уступать место, пропускать вперед.
2.«МЫ- РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое- настроение хорошее, если лицо грустное- настроение- плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены- настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты- хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки- женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
3.МОЙ МЛАДШИЙ/СТАРШИЙ БРАТ, СЕСТРА.
Рассматривание фотографий, внешние сходства и различия детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим.
4.МОЯ СЕМЬЯ.
Рассматривание фотографий . Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, Брат, сестра. Папа и дедушка- мужчины, брат- мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка- женщины, сестра- девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают. Составление генеологического древа. Чтобы в семье все было хорошо, члены семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире), тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.
5.МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
4.НАШ ДЕТСКИЙ САД.
История детского сада в фотографиях.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома одни, их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу, замечают плохое настроение других. В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди- воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, читают книги, играют с детьми. Есть няня- она наводит чистоту, кормит детей. Есть повар- он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться одним дома, но еще и потому. Что в детском саду много интересных занятий, многому можно научиться.
5.КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность воспитателя:
Консультация «Современные формы и методы работы с семьей»
Подбор педагогической и детской литературы.
Составление картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках ( «Книга мудрости»)
Составление памяток для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками
Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов занятий, бесед ( «Авторитет любви», «Бабушка, я сам», «Растим читателя», «Поиграй со мной, бабуля»), литературных вечеров и праздников.
Смотр- конкурс «Фотографии из семейного альбома»
Празднования Дня пожилого человека
Составление генеологического древа каждой семьи.
Подбор фотографий для семейного группового альбома «Вместе – дружная семья».
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
Барто А.Л. Твои стихи, м.Детская литература, 1983 г ( «Две бабушки»), Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто бабушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони».
Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация».
Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О.Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке».
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Составление генеологического древа семьи.
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения
- Установление контакта со старшими членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми.
ПАМЯТКА
С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
- Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
- Помогайте всем, чем только можно. Деньги- наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
- Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
- Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
- Помните: главные воспитатели- родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
- Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
- Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование |
↓
Составление плана работы с родителями |
↓
Определение основных форм работы |
↓
Совместные праздники |
↓
Открытые просмотры |
↓
Консультации |
↓
СМИ для родителей |
↓
Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома» |
↓
Составление генеологического древа |
↓
Встречи с ветеранами войны и труда |
↓
Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья» |
↓
Праздник пожилого человека |
↓
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы» |
↓
Оформление материалов, методические рекомендации |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
Цель:
Познакомить детей с тем, кто такие защитники Отечества.
Задачи:
1.Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной город, традиции преемственности поколений.
3.Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4.Подвести к обобщению: наша армия- защищает всех детей, наша армия- армия- освободительница, миролюбивая и гуманная.
Темы:
- «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
- «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
- «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ»
Земляки Югорчане- защитники земли русской.
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в сердцах людей.
- «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии- надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАШИ ДЕДЫ НАДЕВАЮТ ОРДЕНА»
Цель:
Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
1.Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
3.Познакомить с почетными людьми Игрима - участниками и героями войны.
4.Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
5. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6.Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Темы:
- «ЧТО ТАКОЕ ГЕРОИЗМ»»
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
- «В МУЗЕЕ СЛАВЫ»
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, что люди всегда помнят о защитниках Отечества, воздвигают памятники.
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым-
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закаленным!
Слава павшим и живым.
От души спасибо им!
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ – за нас с тобой!
- «ОРДЕНА И МЕДАЛИ»
Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. Правительство по достоинству оценило тех, кто совершил ратные и трудовые подвиги в годы войны.
«За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда».
- «ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ»
Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща. Война – это беда, это несчастье для многих людей, «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»
Деятельность воспитателя:
- Презентация мини- проектов в группе (родительские собрания, открытые занятия)
- Помощь родителейв организации экскурсии в музей школы №2, городскую библиотеку, в организации встреч с ветеранами.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг со сказками и былинами, тематической выставки «Ордена и медали»
- Оформление материала «Сибиряки- герои Великой Отечественной войны»
Работа с общественными организациями
- Организация экскурсии в музей школы № 2
- Организация встречи с ветеранами
Совместная деятельность воспитателя и детей
- Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву»,, Л.Кассиль «Твои защитники», С.Михалков «День Победы»,заучивание стихов к празднику «День Победа»
- Встреча с ветеранами войны
- Индивидуальные и коллективные беседы (рода войск, военные ордена и медали, военная техника)
- Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей- участниках войны, их героических судьбах.
- Экскурсии к памятнику Собянина Г.Е, возложение цветов.
- Слушание песен военно- патриотической тематики
- Тематическое содержание книжного уголка
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»
- Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.
- Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.
- Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков
- Беседы на тему «Традиции в армии».
- Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский «Марш»(детский), П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки».
- Сюжетно- ролевые игры.
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия памятнику с возложением цветов.
- Организация совместной с родителями выставки детского рисунка.
- Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о Армии.
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
- Совместная посадка цветов «Аллея цветов»
Ожидаемые результаты:
- Уважение к ветеранам войны.
- Правильное отношение к войне «Худой мир лучше доброй ссоры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. На тему: « Мы живы, пока наша память жива!» Автор: Терентьева Наталия Анатольевна ДОУ «Золотой ключик»
Муниципальный конкурс разработок мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне1941-1945г, оснащенных мультимедиа поддержкой....
Всероссийский конкурс творческих работ «Моя малая Родина» Номинация: История моего сельского населенного пункта Терентьева Наталия Анатольевна. пгт Игрим
Всероссийский конкурс творческих работ...
Отзыв На программу Терентьевой Наталии Анатольевны Название «Ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием родного края»
Отзыв На программу Терентьевой Н...
Рецензия на парциальную программу ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ» (для детей 4 -7 лет) ВОСПИТАТЕЛЯ ТЕРЕНТЬЕВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ
Рецензияна парциальную программу ...
Конспект совместной деятельности воспитателя, родителей, детей Тема: \'\'Мы выбираем здоровый образ жизни\'\' 2 младшая группа Выполнила: воспитатель Терентьева Н. Г.
Цели:- привлечение семей воспитанников к участию в совместной деятельности;- развитие компетентности родителей в воспитании детей;- формировать у родителей и детей представление о здоровом образе жизн...
Описание танца "Чебиләр зарядкасы" ("Зарядка цыплят") под татарскую музыку, для старшей группы детского сада. Автор: Терентьева Ю.Х.
Этот танец предназначен для деток старших групп (6-8 человек). Музыка татарская, танец не сложный, можно поставить как в русских, так и в татарских группах. Желательно пары мальчик и девочка. Но можно...
План повышения квалификации (самообразования) по теме "Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Терентьевой Ю.Х.
Представляю План повышения квалификации (самообразования) по теме "Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста" Терентьевой Ю.Х. сроком на 5 лет (2018-2023 гг...
Комментарии
Модифицированная программа