Семинар «Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы»
методическая разработка на тему

Семенар для педагогов ДОУ об организации уголков краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_tsentr_kraevedeniya_polozhenie_o_konkurse.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Центр краеведения  в предметно - пространственной среде группы»

Цель: повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по организации центра краеведенья  в предметно - пространственной среде группы

Ход семинара

(Педагоги делятся на три группы: младший, средний, старший дошкольный возраст)

  1. Организационный момент

- Уважаемые коллеги, организуя своей группе  центр краеведения, какую цель вы преследуете?

- Зачастую, созданный вами центр, стоит «не тронутый» (книги не обновляются, игры пылятся, экспонаты очень вами оберегаются от детей, потому что: или очень старые,  или очень ценные).  

- И сегодня мы хотим поговорить с вами о центрах, которые смогли бы  сохранить и ваши экспонаты, и создать условия для развития детей, и  вам как  педагогам,   помогли  в работе по духовно - патриотическому воспитанию дошкольников.

  1. Теоретическая часть

   Дошкольный возраст это благоприятный время, когда можно заложить в человеке духовно-патриотические  качества, воспитать хранителя  культурного наследия.  Культура и история родного края  становится для ребенка первым шагом в познании   общечеловеческих ценностей и  формировании себя как личности.  

        Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно - патриотических основ личности ребёнка и, с другой стороны,  требование Федерального государственного стандарта, который  рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Можно выделить три типа элементов развивающей предметной среды:

  • центры краеведения в группах,
  • центр краеведения всего детского сада;
  •  центр краеведения на территории ДОУ.

- Какие новые формы организации краеведческой работы можно проводить в группе?

(Организация мини-музея, ролевые игры, фотовыставки, изготовление лэкбуков, выпуск газеты, альбома, книги и т.д.)

- Организуя центры или уголки краеведения,  вы определяете, каким он у вас будет.  Где мы можем найти информацию об организации уголка или центра краеведения? (Разные источники)

- И сегодня  содержанием материалов в центрах краеведения мы вас познакомим.

Центры краеведения в группах (презентация)

.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

  • Альбомы: «Наша семья», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».
  • Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды, сказки потешки, скороговорки.
  • Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Жигулей”, “Наш город во все времена года”.
  • Подвижные игры народов.
  •  Картинки – иллюстрации: «Труд взрослых», «Дети разных стран».
  • Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
  • Совместные работы из бросового и природного материала.
  • Образцы декоративно-прикладного искусства
  • Куклы в русских и хакасских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

  • Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом «Моя Россия»
  • Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе, о России, о Хакасии.
  • Папки - передвижки: “ о городе, о России, о Хакасии, о животном и растительном мире родного края и страны.
  • Подвижные игры народов России и Хакасияя.
  • Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.
  • Элементы одежды, посуда, игрушки  русского и хакасского народа.
  • Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.д.).
  • Аудио- и видеокассеты о природе родного края.
  • Куклы в русских и в хакасских костюмах.
  • Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
  • Декоративно прикладное искусство народов  (игрушки).

Старший дошкольный возраст (6-7-й годы жизни).

  • Альбомы: все вышеперечисленные, плюс альбом об: образовании, культуре, спорте, медицине, народной кухни и костюмах Хакасии.
  • Предметы искусства, одежды и быта народов русского и хакасского народа.
  • Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).
  • Традиции, обычаи, фольклор (описания, иллюстрации).
  • Флаг, гербы и другая символика города, республики, страны.
  • Макеты: юрты, избы, детского сада, деревни;
  • Аудио- и видеокассеты
  • Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.
  • Куклы в национальных костюмах.
  •  Выставки работ родителей и детей.  Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

- Проведя  анализ содержания  центров краеведения, можно сделать вывод, что они могут быть разной направленности. Например: уголок прикладного искусства; народной одежды; музыкальных инструментов; народной куклы; жилище и быт коренного народа; символики и т.д.  Презентация центров (фотографии)

-  При внедрении  образовательную и совместную деятельность центра или уголка краеведения мы придерживаемся  принципов: научности, полифункциональности, трансформируемости, вариативности, доступности.

 

  1. Практическая часть.

- Используя полученную информацию,  предлагаем разработать модель центра или уголка краеведения, применяя все принципы.

(Каждая группа разрабатывает модель на свой возраст)

 - Работа в группах.

-  Презентация

  1. Итог.

Проведение конкурса уголков краеведения 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы

Статья раскрывает цель создания центра краеведения в группах дошкольного учреждения....

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО»

Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образованияЗадачи:- повышение профессиональной компетент...

Консультация для воспитателей «Центр краеведения в предметно – пространственной среде группы»

Консультация для воспитателей«Центр краеведения впредметно – пространственной среде группы»...