Семинар-практикум «Организация предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС ДО»
статья
Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования;
- обеспечение полноценной теоретической и практической подготовки к проектированию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО;
- формирование умений проектировать и прогнозировать ППРС в группах детского сада
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ", карточки с заданиями, мольберт, маркер.
План семинара – практикума
1. Теоретическая часть.
• Приветствие участников семинара-практикума (метод «Разогрев»)
• Представление презентации: «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ». Экспресс-теория «Включение педагогов в разговор по теме».
2. Практическая часть.
• «Разминка - мозговой штурм»
• Работа в парах «Фразы по смыслу»
• Защита центров по направлениям педагогами ДОУ «Из практики работы ДОУ»
• Эссе «Детский сад будущего. Какой он?»
3. Этап рефлексии.
Ход семинара – практикума
Теоретическая часть.
Перед тем как мы начнём наш семинар – практикум предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
1. Приветствие участников семинара-практикума
Уважаемые коллеги! Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры.
2. Представление презентации: «Развивающая предметно- пространственная среда в ДОУ»
Тема нашего семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие реализации ФГОС ДО»
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Уважаемые коллеги!
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Данное высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определёнными принципами разделения пространства группы.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования.
- Как Вы думаете, какие?
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
-Существуют ещё 2 письма Минобразования России, с которыми Вы можете ознакомиться, обратившись к папке с нормативно – правовыми документами для педагогов ДОУ в методическом кабинете.
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей.
- Какие области развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО вы знаете?
(социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие).
Принимая во внимание качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
Назовите детские виды деятельности (игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальная и др.).
Развивающая предметно пространственная среда должна выполнять различные функции.
- Как Вы думаете, какие?
(образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции).
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
- Развивающая предметно-пространственная среда должна быть какой? Т. Е. На какие показатели следует обратить внимание? Пожалуйста, расскажите о каждом показателе и соотнесите этот показатель со средой своей группы. Предоставляю вам самовыбор определения, о каком показателе будете говорить. Определитесь, пожалуйста….
Высказывания педагогов (трасформируемой, доступной, полифункциональной, безопасной, вариативной, содержательной).
Ст. воспитатель: Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.
Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, это, в свою очередь, стимулирует у него проявления самостоятельности, творчества.
При организации развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира игры. Необходимым становится удовлетворение потребности в познавательно-исследовательской деятельности, которая является основой формирования предпосылок учебной деятельности для перехода на новую, следующую ступень образования.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. А созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций
• организующей
• воспитательной
• развивающей
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых.
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Только тогда среда может претендовать становится развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Важно, чтобы предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно - пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательной деятельности. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Практическая часть.
1. Уважаемые коллеги, в продолжение работы над темой семинара-практикума «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» я предлагаю Вам методом мозгового штурма ответить на следующие вопросы:
- назовите Министра образования и науки Российской Федерации (Васильева Ольга Юрьевна)
- назовите Министра образования Оренбургской области (Лабузов Вячеслав Александрович)
2. Работа в парах
Задание "Слова по смыслу". (Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды).
1 команда. Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать С ПЕДАГОГАМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ИГРОВОЙ деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного …. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей ИГРАТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОДГРУППАМИ. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного УЕДИНЕНИЯ дошкольника, где он может подумать, помечтать.
1 команда. Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, …. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя СТАРШИМИ среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ЛЮБИМЫМ делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
2 команда. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- ПРОСТРАНСТВО;
- ВРЕМЯ;
- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - РАБОЧАЯ
2 - АКТИВНАЯ
3 - СПОКОЙНАЯ
3 задание "Из практики работы ДОУ" (педагоги договариваются о выборе центра развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с реализуемой программой ДОУ) и раскрыть смысл центра и его наполняемость необходимым материалом и оборудованием).
После раскрытия центров - предлагаю вам соотнести центры и образовательные области. Пожалуйста, впишите на доске название центра, о котором рассказывали, согласно данным областям.
4 задание Эссе «Детский сад будущего. Какой он?».
Задание: Из 4 – 5 предложений написать эссе «Детский сад будущего. Какой он?»
III. Этап рефлексии.
Скоростной «Блиц-опрос»
Кто знает ответ – делает шаг вперёд
• система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
• к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
• к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
• к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
• о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта, отреагирование негативных эмоций? («Центр физического развития»);
• о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
• какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
• какой вид деятельности реализуется с помощью следующих
предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь
погоды? (познание);
• как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
• как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
• перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).
Вывод: Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду, мы с вами сегодня выстроили оптимальную модель организации развивающей среды, адаптированную к условиям нашего детского сада.
В дальнейшей работе мы планируем продолжить организовывать РППС в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию групп для родителей, распространить свой опыт в СМИ.
Решение:
1. Стремится к тому, чтобы среда группы была насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, доступной, безопасной.
2. Менять материалы и атрибуты в соответствии с образовательной ситуацией и интересами детей.
3. Использовать в работе собственные разработки.
4. Создавать условия для поддержки детской инициативы.
5. Привлекать родителей к обогащению РППС.
6. Повышать свою компетентность в вопросах организации РППС. Использовать опыт лучших педагогов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ
ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"
Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...
Семинар-практикум для педагогов «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
в данном материале представлен материал с заданиями для воспитателей и решением по РППС...
«Организация предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
обобщение опыта...
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:1) социально-коммуникативная,2) познавательная,3)...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...