Консультация для воспитателей «Центр краеведения в предметно – пространственной среде группы»
методическая разработка (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Центр краеведения в
предметно – пространственной среде группы»
В дошкольных учреждениях все чаще звучит слово краеведение. Что такое краеведение?
Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Краеведение является эффективным средством воспитания и образования подрастающего поколения.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно- пространственной среды, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Выделяют три основных элемента развивающей предметной среды:
• Центры краеведения в группах
• Отдельный центр краеведения всего дошкольного учреждения
• Центр краеведения на территории д\у
Работая в таких центрах, дошкольники применяют на практике знания, которые они получают на занятиях по краеведению, при посещении музеев, во время экскурсий в лес, в парк, по городу, стране.
Цель создания центров – всестороннее изучение родного города, края, в котором живешь.
Задачи:
• Научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история
• Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, поселку, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей
• Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре
Центры должны соответствовать определенным требованиям:
• Хорошая освещенность в дневное и вечернее время
• Целесообразность размещения экспонатов
• Доступность
• Эстетичность
• Научность
• Достоверность представленного материала
Создание центра краеведения будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.
Работа в центре развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, городу,поселку, стране.
Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Центры краеведения в группах д\у.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением. Можно расположить в спокойной зоне, в центре социально – коммуникативного развития.
Альбомы: “Наша семья”, “Улицы поселка”, “Мой поселок”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае, рассказы и легенды нашего края, сказки , потешки, скороговорки.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Хабаровского края”, “Наш поселок во все времена года”.
Дидактические игры : “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
Рисунки детей и взрослых о себе, поселке, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства.
Куклы в национальных костюмах.
Средний возраст. (5-й год жизни)
Альбомы выше перечисленные + «Моя Россия»
тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, -посвященные достопримечательностям поселка и его знаменитым жителям;
-транспорту, архитектуре, профессиям жителей.
-Могут быть представлены материалы об истории возникновения поселка.
различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.) ;
куклы в национальных костюмах;
дидактические игры;
Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки, стихи, загадки народа, о крае, о России.)
Элементы государственной символики (флаг, герб России) ;
Элементы областной символики (флаг и герб республики, поселка, в котором живем);
Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Мини музей: Элементы одежды, Посуда народа, Музыкальные народные инструменты
Аудио и видео материалы о природе родного края
Старший возраст (6-7 –й год жизни)
Располагается в рабочей зоне, весьма активно используется детьми старшего дошкольного возраста, как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»; «Детский сад».
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения поселка», «Промышленность поселка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм », «Достопримечательности поселка», «Архитектура», «Спорт», «Природные богатства», мини-музей («Предметы русского быта»; «Прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
Подборка стихотворений о Хабаровском крае.
Карта города. Символика города (флаг, герб).
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
Тематическая папка «Мой край»: карта и символика края; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве.
Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы».
Художественная литература
Дидактические игры по теме.
Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины.
Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;
Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Центр краеведения детского сада.
Это помещение, где хранится одежда, игрушки, посуда, изделия народных промыслов. Макеты жилищ – русская изба, чум. Верхняя часть макетов снимается, и дети могут играть расставленной внутри мебелью, предметами быта, т. е. использовать их для самостоятельных игр. Дети посещают этот центр вместе с педагогом, который объясняет назначение разных старинных предметов, знакомит дошкольников с фольклором. Некоторые экскурсии проводят сами ребята.
Центр краеведения на территории дошкольного учреждения.
Это музей в здании или под открытым небом – специально выстроенная изба или чум с подворьем, огородом, животными. Здесь ребята играют, учатся разным ремеслам, слушают рассказы педагогов о жизни своих бабушек и дедушек, разыгрывают различные сценки из прошлого, участвуют в народных праздниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"
Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах...
Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"
Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах...
Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в старших и подготовительных группах"
Особенности организации предметно-пространственной среды в старших и подготовительных группах...
Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы
Статья раскрывает цель создания центра краеведения в группах дошкольного учреждения....
Семинар «Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы»
Семенар для педагогов ДОУ об организации уголков краеведения...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей "Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...