Природа Башкортостана
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Асадуллина Гульназ Ришатовна

Доброе утро!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_bashkortostana.docx95.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                                                           детский сад «Ладушки» с.Чесноковка муниципального района                                                Уфимский район Республики Башкортостан

Конспект   интегрированного  занятия                                             в  старшей  группе №1 в  соответствии  с  ФГОС ДО

Воспитатель:

АсадуллинаГульназРишатовна

18.05.2017 г.

Конспект интегрированного занятия в соответствии  с требованиями ФГОС ДО

(старшая группа №1)


Тема ООД: «Природа Башкортостана».

Образовательная область (интеграция): познавательное,  речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Направление: формирование целостной картины мира.

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природе.

Задачи: 

1.  Обучающая:

- продолжать знакомить детей с природой родного края, с ее животными и

растительным миром;

-побуждать детей рассказывать о природе родного края;

 2.  Развивающая:  

   -внимание, память, мышление;

3. Воспитательная:

 -бережное отношение к природе, умение видеть, чувствовать и  

 понимать ее.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная, двигательная. 

Формы организации: фронтальная, индивидуальная. 

Формы реализации детских видов деятельности: решение проблемной ситуации, игра с речевым сопровождением, отгадывание загадок, физкультминутки.

Оборудование: иллюстрации, мяч, аудиозапись «Звуки природы», ватман с изображением соцветия курая, набор картинок: деревья – дуб, клён, берёза, ель, рябина, тополь; цветы – одуванчик, ромашка, колокольчик,; грибы – маслёнок, груздь, боровик, подберёзовик, опята, рыжик; птицы – сова, сорока, дятел, синица, воробей; насекомые – бабочка, стрекоза, жук, божья коровка; дикие животные – медведь, лиса, волк, белка, ёж, заяц, лось; ягоды – земляника, клубника, черника, костяника.

ИКТ: мультимедийное сопровождение. Интегрированное занятие

Словарная работа. Башкортостан, лиственные, хвойные, хищник, травоядный, волчье лыко, паслен, вороний глаз, черника, лекарственные, грызуны, ядовитый, съедобный, сыроежка, груздь, дурман.

Ход   ООД:


I. Вводная часть:

Приветствие:  

Доброе утро!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Ребята к нам сегодня пришли гости. А давайте мы дружно поздороваемся.

Ребята садимся на стульчики.



Ход:
— Ребята, сегодня я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. А еще наш курай волшебный! В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание.

II. Основная часть:

Первое задание:  Давайте посмотрим, что там. Давид, покажи, что изображено на обратной стороне соцветия? (ребенок достает соцветие, показывает всем).

Дети: Да. Изображен лес.
Воспитатель.
 Да, это лес. Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по родному Башкортостану. Итак, отправимся в лес.

Ребята встаем возле стульчиков,  одеваем свои головные уборы, а теперь закрываем глаза, вокруг себя повернитесь, на лесной поляне окажитесь. Открываем глаза. Присаживаемся.
Представьте, что мы с вами в лесу.

Что дает человеку лес?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, дома сделано из дерева?

Ответы детей.

Воспитатель. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? И почему?

Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.

Воспитатель. А чем богаты леса?

Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.

Воспитатель: Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?

Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.

Воспитатель: Вы внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.

А теперь, послушайте, какие голоса вы слышите?

(Включается аудиозапись «Звуки природы»)
Дети. Шумит лесной ручеек, поют птицы.
Воспитатель. Правильно. Молодцы! Ребята, какие же задания еще спрятаны в соцветии курая? Кто еще нам хочет помочь, кто покажет задание?

Второе задание: Посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, это птицы!
Воспитатель: А какие птицы у нас есть?

Дети: Зимующие и перелетные.

Воспитатель. Правильно. Какие птицы зимующие?
Дети. Сорока, синица, дятла, голубь, ворона, снегирь, свиристель, воробей.

Воспитатель. Правильно. Какие птицы перелетные?
Дети. Грач, скворец, ласточка, соловей, дрозд, ласточка, журавель, аист, цапля.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру с мячом «Я начну, а ты продолжай». Я буду бросать мяч, и спрашивать  перелетная или зимующая  птица, а ты ловишь мяч и говоришь. Например: перелетные птицы – грач, зимующие птицы – воробей.

Воспитатель. Молодцы, хорошо справились! А нас ждет следующее задание! Риана, покажи нам соцветие. Что там изображено?

Третье задание:

Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на картинке?

Воспитатель. Правильно, животные. А каких животных мы можем встретить в нашем лесу?
Дети. Хищников, грызунов и травоядных

Воспитатель. Правильно. Ребята, а скажите, почему их так называют?
Дети. Хищники – это волк, рысь, лиса, куница, медведь.  Эти звери охотятся, на других  животных, едят мясо.

Воспитатель.  Правильно. Какие  животные относятся к грызунам?
Дети.  Есть грызуны – белка, заяц, бобр.

Воспитатель: правильно. А травоядные животные кто?

Дети: Есть травоядные животные – это лось, олень, кабан. Они едят траву, ягоды, орехи, грибы, листья.

Воспитатель. Молодцы ребята раз вы так хорошо знаете животных. Предлагаю игру «Узнай какое животное?»Сегодня мы играем с хищными, травоядными и грызунами. Ваша задача правильно подобрать карточки по группам животных.

Молодцы, ребята, все правильно сделали.

 Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть. Приглашаю всех на физкультминутку!

«Зверобика»

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы подходим на носках,

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка –косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому, что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик славно потянулся,

( дети выполняют движение в соответствии с текстом)

Молодцы! Хорошо справились. Отдохнули немножко. Пока  следующую задание выполнить?

Четвертое задание:

Воспитатель Нас ждет четвертое задание. Кто поможет определить какое задание? Что нарисовано на картинке? Правильно, кустарники, растений. Скажите ребята, а без чего не смогут жить животные, птицы, без чего не будет леса?
Дети. Без растений, деревьев, кустарников.

Воспитатель. Какие деревья и кустарники мы можем встретить в наших лесах?

Дети: Хвоённые и лиственные леса.

Воспитатель: Правильно. А какие деревья относятся к лиственным?
Дети. К  лиственным: дуб, липа, клен, береза, тополь, рябина, калина, шиповник, орешник.

Воспитатель: А хвойным?

Дети: В хвойным: пихта, ель, сосна, лиственница.

Воспитатель. Какие еще есть леса в нашей республике?
Дети. Есть смешанные леса, в них растут и лиственные, и хвойные деревья.
Воспитатель: А давайте, поиграем (проводятся игры, «Какая дерева лишняя»). Для начала разделится на 3 команды. Ваша задача ребятанайти то дерево, которое не растет в наших краях.  Молодцы, ребята.

Пятое задание: Амина, какое еще задание спрятано на соцветии курая? Что это?! Что нарисовано? Правильно, ягоды, грибы!

Воспитатель. Верно. Предлагаю игру «Я знаю…». Вы называете знакомые вам ягоды и грибы.
Дети. Я знаю белый гриб, лисички, опята, грузди, ежевику, малину, чернику, мухомор, белую поганку, ложные опята, вороний глаз, волчье лыко.

Воспитатель. Все ли они съедобные.
Дети. Среди них есть ядовитые: мухомор, поганка, вороний глаз, волчье лыко, ложные опята. Их нельзя собирать и есть.

Интересно, какое еще задание приготовил курай. Евгений покажи нам соцветие.

Шестое задание:(отгадайте загадки)

Воспитатель. Ребята как вы думаете, какие это растение? Правильно.
Дети. Лекарственные, они могут лечить. А какие  лекарственные растения вы знаете? Хорошо, молодцы. Предлагаю, отгадать загадки

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Был он желт,

А стал он бел.

Я подул -  он улетел. (Одуванчик)

Ай, не трогай меня!

Обожгу я без огня. (Крапива)

Есть и украшенье,

Есть и устрашенье;

Гляди да любуйся

А руками не суйся. (Шиповник)

Молодцы, ребята все правильно отгадали.

Осталось последнее задание.

Кто хочет открыть задание?

Седьмое  задание

Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно насекомые.

Воспитатель: А каких насекомых вы знаете?

 Дети: Это –насекомые (Муха, комар, муравей, пчела, оса, шмель т.п.)Воспитатель: А кто из них самый знаменитый?

Дети: Это – башкирская пчела. Она дает людям целебный мед, он вкусный и полезный для здоровья. Наш мед славится на весь мир.

Воспитатель: Ребята, вот как много вы сегодня узнали. Но я хочу еще добавить, что многие животные и растения занесены в Красную книгу.

Кто может сказать, какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Животные: лось, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, кабан, белка обыкновенная.

Растения: подснежники, ландыши, колокольчик, кувшинка.

Предлагаю, посмотреть слайд на экране. И запомнить на, всегда тех животных и растениях, которые на грани исчезновения.

А теперь, я предлагаю вам отдохнуть в юрте, поиграть немного. А что такое Юрты?

Дети: Это жилище башкир.

Воспитатель: Правильно. Игра «Юрта». Слушаем правила игры. На мелодию ребята вы переменным шагом перемещаетесь в общий круг. По окончании музыки вы быстро бежите к своим стульям, берете платок и натягиваете его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает та группа, первой построившая юрту. Молодцы, хорошо поиграли.

Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Мальчики и девочки, а теперь встаем возле своих стульчиков и закрываем глаза, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь. Открываем глаза.

III. Заключительная часть. 

Что было интересного во время путешествия?

  1. Скажите, где мы были?
  2. Каких животных видели?
  3. А что еще в лесу растет?
  4. Что такое «Красная книга»
  5. А какие птицы бывают?

Ответы детей.

Воспитатель:  Все задание выполнены. Вы такие молодцы! И от курая вам ребята подарок. Получите сладкий подарок (вынос шкатулки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме: «Культура и традиции Башкортостана»

конмпект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с Родным краем...

Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»

       Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

конспект занятия по познанию "Природа Башкортостана"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Природа Башкортостана" в подготовительной группе....

Презентация к викторине "Природа Башкортостана"

Презентация к викторинам по экологии...

Сохраним природу Башкортостана.

Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»

Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии...

«Природа Башкортостана». Конспект НОД по ОО «Познание» в средней группе

Систематизировать знания детей о флоре и фауне Родного края. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе.Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять ...