"Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях."
презентация на тему
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predstavleniya_doshkolnikov_o_rodnom_gorode_krae_i_izvestnyh_lyudyah.pptx | 134.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наш современник академик Д.С.Лихачёв отмечал:- «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Цель : формирование представлений детей об историческом прошлом и настоящем города Нефтекамска; развитие эстетического восприятия, кругозора детей; воспитание интереса и любви к родному городу, гордости за труд людей, которые делают наш город знаменитым. развивать стремление знать свой город; способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.
С одержание психолого-педагогической работы по программе «от рождения до школы» 1 младшая группа Родная страна. Напоминать детям название города, в котором они живут. Вторая младшая группа: Родная страна. Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке). Средняя группа Родная страна . Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах которые охраняют нашу родину ()Пограничники, морячки, летчики)
Старшая группа Родная страна. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна .
Подготовительная группа Родная страна. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Содержание совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования представлений о родном городе. Воспитательно-образовательный процесс строится на основе интегративного подхода, т. е. используется интеграция всех видов деятельности и форм организации: проведение целевых прогулок, экскурсий в музеи, выставочные залы, библиотеки, театры; наблюдения, познавательные беседы, чтение соответствующей литературы; все виды игр, открытых мероприятий, конкурсов, выставок; викторины, праздники, совместный с родителями досуг .
Создание условий для реализации поставленных задач: приобретение литературы, энциклопедий, пособий по теме, изучение существующего опыта; оформление выставки изделий промышленности города; создание фотоальбома памятников архитектуры нашего города, оформление альбомов с видами города; приобретение конструкторов; оформление схем, карт; изготовление и пополнение атрибутов к играм и постройкам; подборка презентаций (слайдов) по теме «Ознакомление с родным городом».
сюжетно-ролевые игры («Путешествие по родному городу на автобусе», «Строим сказочный снежный городок», «Пойдемте в гости», «Буровая», «Встреча гостей города», «Мы пришли в музей», «Ателье» и др.); дидактические игры ( «Узнай на фото», «Найди дерево», «Определи дерево по описанию», «Найди нужный флаг», « Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку», «С чей ветки эти детки?», «Букет красивых слов о Нефтекамске», «Узнай, где я нахожусь», «Кому что надо для работы?», «Богатства родного края», «Подбери орнамент», «Угадай, чья одежда», «Герб города», «История родного города», «Северные россыпи», «Найди флаг Нефтекамска », «Чей костюм», «Выложи узор» и др. )
творческие и развивающие игры («Придумай герб», «Раскрась флаг нашего города», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, каким будет Нефтекамск через тысячу лет», «Мечтатели», «Когда я вырасту…», «Строим город будущего», «Закончи предложение», «Все ли верно, докажи», «Перестройка микрорайона», «Разбитая картина», «Мы строители», «Машина времени», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Продолжи», «Так бывает», «Найди отличия», « Нефтекамские загадки», «Чудо-дом», «Зима на вкус, ощупь и запах», «Чем пахнет в городе в разное время года», «Укачай братика», «Загадай, а мы отгадаем», «Животные наших лесов », «Покажи и расскажи», «Назови герб», «Найди животное по следу», «Кто где обитает», «Найди похожее облако», «Подбери символику», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку»); игры народов Башкортостана ( «Гуси-лебеди», «Липкие пеньки», «Стрелок», «Биляша», «Тимербай», «Спутанные кони», «Водяной», «Кого вам?» и др.); игры-драматизации («По сказке «Кукушка», «Мышонок и олененок», «Снегирь и мышонок», «Три сына», Ягодная королева»). игры-конкурсы («Знатоки Нефтекамска», «Колесо истории Нефтекамска», «Стихи о Нефтекамске»).
1 младшая группа Тема Развернутое содержание Мой дом Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объекта - ми (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). 2 младшая группа Мой дом, мой город Знакомить с родным городом (поселком), его названием, основными достопримечательностями. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер) Средняя группа Мой город, моя страна Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях Старшая группа День народного единства Расширять представления детей о род ной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица на шей Родины. Подготовительная группа Мой город, моя страна, моя планет Расширять представления детей о род ном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в ко тором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле мно го разных стран. Объяснять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы младшая группа: Называет свой город (поселок, село). Средняя группа: Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях. Старшая группа: Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет. Подготовительная группа: Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯ Критерии оценки: - разнообразие; - доступность расположения; - соответствие возрасту; - эстетичность; - степень участия родителей; - оригинальность. Младшие группы. Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. 1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию: - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид); - тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии); - фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); - тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.); - тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей; - тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»). 2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы. 3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах. 4. Художественная литература (песенки, потешки , сказки и т.д.).
Средняя группа. Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой поселок и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам башкирской культуры» 1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах). 2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. 3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. 4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). 5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб). 6. Элементы республиканской символики (флаг, герб). 7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий). 8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями .
Старшая и подготовительная к школе группы. Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, республикой, государственной символикой, историческим прошлым России и Республики Башкортостан. 1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант — « Портфолио ребенка». 2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура Башкирии», «Знаменитые земляки», «Башкортостан (Россия) в годы Великой Отечественной войны», «Достопримечательности города Нефтекамска », «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе, Республике Башкортостан, России. Карта города. Символика города (флаг, герб). 3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Республики Башкортостан, портрет Главы республики; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство). 4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. 5 . Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской и башкирской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. 6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского (башкирского) народного костюма» «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. 7. Художественная литература (сказки, былины, предания). Художественная литература, посвященная великим соотечественникам прославившим Россию, Республику Башкортостан; их портреты. 8. Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
"Формирование представления дошкольников о родном городе, крае и известных людях."
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...
Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...
Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.
Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....
Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».
Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...
Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине...
"Формирование представлений об истории родного города Тольятти" для младшего возраста
Для маленького ребёнка – Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живёт он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны....