Центр Краеведения в ДОУ
консультация по теме

Требования  к организации центров Краеведения в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_sent.17.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Центр Краеведения»

воспитателя по обучению татарскому языку

Рахмановой  Г.З. МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №6 № «Улыбка» ЗМР РТ

сентябрь, 2017г.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с

детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация

центров краеведения  (уголков) в возрастных группах, позволяет повысить

качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями

родного края.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края,  города, Поволжья, России.

В качестве задач определено следующее:

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов;

- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к

искусству, музыке, литературе, народной культуре;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира

путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в

работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и

содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре

людей, его населяющих;

- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

- практические действия с предметами;

- музыкально-театрализованная деятельность;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные центры краеведения в детском саду должны

соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность,

научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких центрах развивает у дошкольников речь, воображение,

мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению

личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств

детей, пробуждая любовь к родному городу, Республике.

Центры краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший возраст (2-4года).

Ознакомление с культурой народов Поволжья

1. Куклы в татарской, русской национальной  одежде (мальчик и девочка)

2. Материал о родном городе

(3-4 иллюстрации).

3. Художественная литература (перевод татарских народных сказок и произведений татарских писателей).

4. Иллюстрации к татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей.

Дополнительный материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья

1. Мультфильмы производства Татармультфильм.

2. Мультфильмы по произведениям Габдуллы Тукая.

3. Мультипликационные фильмы студии «Союзмультфильм» на татарском языке (в 5-х частях).

4.  DVD, СD – материалы поступившие с Министерства РТ.

5.  Материалы телепередачи «Әкият илендә» – «В мире сказок», «Фиксики» - «Фиксиләр» созданный для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи.

На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены материалы по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.

Средний дошкольный возраст (4-5лет).

Ознакомление с культурой народов Поволжья

1. Символика РФ и РТ (герб, флаг). Информационный и фотоматериал.

2.Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).

3. Информационный и наглядный

материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).

4. Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани.

5. Информационный и наглядный

материал о РТ (города, животный, растительный мир).

6. Информационный материал о Татарстане, России: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, русские и татарские подвижные игры)

7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, перевод их произведений и татарские народные сказки. 

8. Образцы татарских национальных орнаментов

5 элементов:

- тюльпан – лалә

- лист – яфрак

- колокольчик – кыңгырау

- гвоздика – канәфер чәчәге

- трехлистник - өч яфрак

9. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими  национальными орнаментами

(4 игры), например:

1. «Составь узор» (на блюдце, чашке).

2. «Найди пару» (орнаменты домино).

3. «Найди и назови» (орнамент).

4. «Укрась тюбетейку и калфак.

Закрепление пройденного материала УМК

Материалы по обучению русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-5 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по- татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С.и др.

1. CD – диск «Татарча сөйләшәбез» к проекту «Минем өем» - «Мой дом».

2. Предметные картины к проекту «Минем өем» - «Мой дом».

3. Дидактические, словесные, ИКТ- игры (разработанные педагогами) к проекту «Минем өем» - «Мой дом».

4. Рабочие тетради для детей 4-5 лет.

5. Анимационные сюжеты к проекту «Минем өем» - «Мой дом».

6. Интерактивные игры  к проекту «Минем өем» - «Мой дом».

Дополнительный материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья

1. Мультфильмы производства Татармультфильм.

2. Мультфильмы  по произведениям Габдуллы Тукая.

3. Мультипликационные фильмы студии «Союзмультфильм» на татарском языке (в 5-х частях).

4.  DVD, СD – материалы поступившие с Министерства РТ.

5.  Материалы телепередачи «Әкият илендә» – «В мире сказок», «Фиксики» - «Фиксиләр»  созданные для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи.

На официальном сайте МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» размещены материалы по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях.

Старший возраст (5-6лет).

Ознакомление с культурой народов Поволжья

1. Символика РФ и РТ (герб, флаг).

2. Портрет Президента РФ и РТ (в папке).

3.Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).

4. Информационный и наглядный

материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).

5. Информационный и наглядный материал о столице РТ г. Казани.

6. Информационный и наглядный материал о РТ (города, их достопримечательности, животный и природный мир).

7. Информационный и наглядный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Мари-Эл, Мордовия: (образцы орнаментов для  ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)

8. Портреты татарских писателей, их произведения - перевод. Татарские народные сказки.

9. Материал о композиторах, художниках РТ, их репродукции.

10.Образцы татарских национальных орнаментов (7 элементов орнамента:

- тюльпан – лалә

- лист – яфрак

- колокольчик – кыңгырау

- гвоздика – канәфер чәчәге

- трехлистник - өч яфрак

- пион - чалмабаш,

- шиповник – гөлҗимеш;

11. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами

(4 игры), например:

1. «Составь узор» (на полотенце, салфетке, блюдце, кувшине и т. д.)

2. «Найди пару» (орнамент – домино).

3. «Найди и назови» (орнамент).

4.«Укрась одежду» (тюбетейку, калфак, ичиги, камзол, фартук).

Закрепление пройденного материала УМК по проекту “Уйный-уйный үсәбез” и дополнительный материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья.

Подготовительный к школе возраст (6-7лет).

1. Символика РФ и РТ (герб, флаг).

2. Портрет Президента РФ и РТ (в папке).

3.Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).

4. Информационный и наглядный

материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).

5. Информационный и наглядный материал о столице РТ г. Казани.

6. Информационный и наглядный материал о РТ (города-5, их достопримечательности, животный и природный мир).

7. Информационный и наглядный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Мари-Эл, Мордовия: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)

8. Портреты татарских писателей, их произведения - перевод. Татарские народные сказки.

9. Материал о композиторах, художниках РТ, их репродукции.

10.Образцы татарских национальных орнаментов (7 элементов орнамента:

- тюльпан – лалә

- лист – яфрак

- колокольчик – кыңгырау

- гвоздика – канәфер чәчәге

- трехлистник - өч яфрак

- пион - чалмабаш,

- шиповник – гөлҗимеш;

11. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами

(4 игры), например:

1. «Составь узор» (на полотенце, салфетке, блюдце, кувшине и т. д.)

2. «Найди пару» (орнамент – домино).

3. «Найди и назови» (орнамент).

4.«Укрась одежду» (тюбетейку, калфак, ичиги, камзол, фартук).

Закрепление пройденного материала УМК по проекту “Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә илтә юллар” и дополнительный  материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья.

Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует

различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной:

целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры,

чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в        

организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с

ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о

родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

Дать представления о размерах нашего края и ее природных богатствах.

Вызвать интерес к жизни родного края;

Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

Познакомить с бытом и традициями  татарского, русского народа, народов Поволжья (башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва), народными праздниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр краеведения в группе

Цель создания центров:  всестороннее  изучение  родного  города,  края,  России....

Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы

Статья раскрывает цель создания центра краеведения в группах дошкольного учреждения....

Проект "Центр краеведения – основа воспитания патриотизма"

Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею....

Творческий проект. Создание Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»

Поект в рамках мероприятий посвященных 80-летию Алтайского края....

Семинар «Центр краеведения в предметно - пространственной среде группы»

Семенар для педагогов ДОУ об организации уголков краеведения...

Центр краеведения в группе

Создание предметно-развивающей среды по краеведению (фотоотчет)...