Роль центра краеведения в воспитании нравственно-патриотической культуры у детей дошкольного возраста
статья
Доклад на тему: краеведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsentra_kraevedeniya_v_vospitanii_nravstvenno.docx | 64.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЦЕНТРА КРАЕВЕДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составила: Черкашина Светлана Николаевна (педагог высшей категории дополнительного образования по якутской национальной культуры, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным направлением по позновательно-речевому развитию детей № 9 «Якутяночка»)
В образовательной программе «Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева и в программе «Воспитание и обкладываются основы учение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой на первый план выдвигается задачи формирования духовно-нравственных ценностей. И это очень важно: именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного, духовного и эстетического воспитания. Воспитание нравственно-патриотического культуры в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Культура человека - это духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовная и душевная утонченность, и творческая активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение.
Сегодня как никогда актуально духовно-нравственное воспитание дошкольников, так как утрачены исторические традиции народов. Одним из направлений по реализации данной проблемы является музейная педагогика. Так как музеи выступают хранителями исторического и культурного наследия любого народа. Музейная педагогика - это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического воспитания и развития современного ребенка. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально -положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Дошкольное детство - важный этап в составлении морально облика человека. Именно в эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления и начал патриотизма. В дошкольном возрасте важным для патриотического воспитания является воспитание в ребенке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Привязанность к дому, к детскому саду, к любимому уголку, к любимой игрушке, любимой воспитательнице. Одним словом воспитание патриотизма - это создание для ребенка теплой, уютной атмосферы. Главный мотив в патриотическом воспитании - воспитание в ребятах чувство ответственности. Оно - залог патриотизма. Ведь если понятие «патриотизм» разложить на составляющие, в нем обнаружатся: эмоциональная привязанность, чувства собственного достоинства, чувства ответственности, готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо. Воспитание честности тоже закладывает основу для патриотизма. Патриотическое воспитание включает следующие задачи:
1. Развивать у детей эстетическое и нравственное восприятие посредством слушания и разучивания песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной природе;
2. Закрепление информации в творческой деятельности детей;
3. Укреплять физическое и умственное здоровье детей через спортивные и народные игры;
4. Знакомить с трудом взрослых и приобщать детей к трудовой деятельности через беседы, экскурсии, наблюдения, совместный труд;
5. Формировать бережное отношение к природе: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей, благоустройство участка, дачи, двора, улицы.
Для реализации возникшей проблемы появилась потребность краеведческой работы, цель которой воспитание будущего патриота родины. В нашем детском саду №9 «Якутяночка» с 2005 года созданы условия для открытия Центра краеведения:
1. Имеется соответствующее помещение;
2. Развивающая среда (методическая, художественная литература, наглядно-демонстративный материал, папки передвижки по темам, макеты, картины, национальная посуда, изделия прикладного искусства из дерева, меха, кости, ткани, народные игрушки, мебель);
3. Атрибуты для дидактических, словесных, спортивных, сюжетно-ролевых, народных, подвижных игр.
Центр краеведения основывается на положения:
1. Концепции дошкольного образования (1989 год) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, идеям выдающихся ученых-философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека(И.А.Ильин)
2. Закон РФ «Об образовании»;
3. Закон РС «Об учителе»;
4. Закон «О национальной доктрине образования РФ»;
5. Образовательная программа «Школа 2100»:
6. Программа воспитания и обучения (под ред. М.А. Васильевой);
7. Программа «Гражданское воспитание в дошкольном возрасте»;
8. Отечественные программы по экологическому воспитанию «Юный эколог» и «Наш дом - природа»;
9. Ознакомление дошкольников с Якутией (под ред. Д.Г. Ефимовой);
10. Знакомство дошкольников с городом Якутском (Т.Н. Ушакова).
Роль Центра краеведения заключается в конкретизации объема знаний и представлений о республике, где они живут, о природно -климатических и экологических особенностях, о художественной литературе и искусстве народов, живущих в республике Саха Якутии.
Работа Центра краеведения основана на следующих принципах:
- воспитание и обучение детей дошкольного возраста происходит по дидактическому принципу «от близкого к далекому в зоне ближайшего и актуального развития»;
- приобщение детей к культуре, традициям коренных народов возможна на основе знаний и любви к родной культуре;
- воспитание подлинного интернационализма основывается на знании; понимании, уважении труда и таланта любого народа;
- личностно - ориентированный подход к подбору материала в зависимости от развития ребенка.
Эту работу в детском саду ведет педагог дополнительного образования по краеведению. Педагогу - краеведу необходимо:
1. Быть в курсе преобразований города, республики;
2. Систематически пополнять знания из периодической печати, радио, телевидения, художественной литературы;
3. Строить работу с дошкольниками, опираясь на методическую литературу, касающиеся воспитания у детей первых чувств гражданствен ности;
4. Необходимо применять в работе с детьми сведения об истории, фольклоре, языке народов, населяющих Республику Саха;
5. Вызвать интерес и желание детей учить разговорный якутский язык.
Дошкольное учреждение - вторая семья ребёнка, где он окружён вниманием, любовью и заботой. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания.
Задача краеведа дать первоначальные представления о:
• Республике Саха, как части России, научить определять на карте территорию Якутии, как регион России, познакомить с гербом, флагом Республики Саха, уточнить представления о городе и селе, о столице Республике, в котором они живут, о других старых и новых городах Якутии, знакомство с Якутском начинаем с того, что Якутск является одним из старинных городов Сибири, столицей Республики Саха. Якутск центр науки и культуры. В городе работает много научных учреждений: Институт мерзлотоведения, институт космофизических исследований и аэрономии, институт здоровья, институт языка и культуры северных народов, Гуманитарный институт.
Учреждения культуры. Театры: Саха театр им. П.А, Ойунского, Русский академический театр им. А.С. Пушкина, Театр оперы и балета, Театр юмора и сатиры, Театр эстрады, Театр танца им. С. Зверева, Государственный Саха цирк.
Музеи: Музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, Государственный национальный художественный музей, Литературный музей им. П. А. Ойунского, Музей варгана, Музей мамонта, Музей археологии и этнографии.
Якутск - город студентов и учащихся: Якутский государственный университет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Саха государственная педагогическая академия, Высшая школа музыки, гимназии, лицеи и т.д.Якутск - центр промышленности. Заводы: завод по ремонту теле -радио аппаратуры, Ремонтно-механический завод, Завод по ремонту измерительной техники, Завод по огранке драгоценных камней и т.д. Фирмы национальной одежды и обуви: «Сардана», «Сахабулт», ювелирные заводы. Транспортная система: речной порт, автовокзал, аэропорт «Туймаада» и т.д.
Планирование помогает краеведу правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между различными сообщаемыми детям сведениями. Правильная дозировка определяет качество усвоения. Слишком малый или, наоборот, чрезмерный объём материала не будет способствовать мыслительной активности ребёнка. Что бы ребёнок хорошо знал свой родной город нужно формировать у него первоначальные представления об общественных событиях родного города, о его истории и развитии, воспитывать желание узнать больше о своём городе, уметь восхищаться им и гордиться им, любить и уважать людей живущих в нём.
В нашей Республике Саха проживают люди многих национальностей. Среди них наиболее многочисленными являются якуты и русские. Культуры этих народов постоянно взаимообогащались в течение трёх столетий и продолжают благотворно влиять друг на друга в воспитании доброжелательных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Но нужно рассказывать детям о разных национальностях, не культивируя и не принижая при этом ни одну из них. Воспитываем чувство дружбы между народами.
Патриотизм в сегодняшнем ДОУ - это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых в последствии «вырастает» чувство ответственности, любви, интерес к родной стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца, ощущение принадлежности своей земле, своему народу. Знакомство детей с коренными народами Якутии: саха, эвенами, эвенками, юкагирами, чукчами даёт доступные представления о праздниках, традициях в одежде, еде, нравственных устоях этих народов (доброта, терпение, скромность, верность, честность);
Традиции: бережное отношение к окружающей среде, преклонение к природе (духу огня, солнца, земли, воды, тайги); Семейные традиции: тёплое и искреннее отношение к детям и старикам, написанные моральные законы северян по отношению к природе, к людям (доброжелательность, скромность, достоинство, гостеприимство, сдержанность и т.д.).
Содержание работы Центра краеведения состоит из трех блоков: краеведение, культуроведение, языковедение.
I блок - Краеведение
«Моя Республика» - включает материалы о природе, климатических особенностях края, о городах и селах, о столице Республике. Цель: Формирование любви к родному краю, понимание взаимозависимости и взаимосвязи человека с природой и бережного отношения к окружающей среде, живой природе, воспитание элементов экологической культуры.
Уровень знаний, умений, навыков к концу года определяется с учетом усвоения местного материала, развития каждого ребенка.
II блок - Культуроведение
«Мы - якутяне» - включает ознакомление с художественной литературой, фольклором, искусством, играми и движениями коренных и других народов республики.
Цель: приобщение детей к материальной и духовной культуре народов, населяющих Якутию, к их традициям, обычаям, расширение кругозора детей о ' том, что у людей могут быть разные традиции и обычаи.
III блок - Языкознание
«Саха тыла» - обучение русскоязычных детей разговорному якутскому языку по
программе Ю.И. Трофимовой, Е.М. Сергеевой, В.М. Петровой.
Цель: Обучение русскоязычных детей разговорному якутскому языку.
Приобщение к литературному якутскому языку детей владеющих родным
языком.
Двуязычие является одним из важнейших средств интернационального воспитания, воспитания уважительного отношения к культуре, традициям коренного народа Саха. В своей работе по краеведению используем разные методы воспитания:
- воспитание делом;
- воспитание ситуацией;
- воспитание игрой;
- воспитание общением;
- воспитание отношением. Методы патриотического воспитания:
1. Целевые прогулки («Старый город», «Площадь Марата», «Художественный музей» и др.).
2. Экскурсии («Наши соседи», «В зоопарке», «Мой город» и др.).
3. Наблюдения за природными явлениями («Снег», «Капель», «Ледокол» и др.).
4. Уроки нравственности («Моя семья», «Мой друг» и др.).
5. Уроки доброты («Моя бабушка», «Мой котёнок» и др.).
Уроки мышления («Что бы это значило?», Что было сначала, что потом?» и др.).
6. Конкурсы чтецов («Золотая осень», «Зимушка» и др.).
7. КВН, викторины, Поле чудес («Умники и умницы», «Что? Где, когда?», «Животные родного края» и др.).
6. Трудовой десант (уборка территории участка и дачи, посадка
семян цветов и овощей). 9. Зелёный патруль (уход за комнатными растениями, аквариумом,
уход за огородом и теплицей).
11. Выставки («Дары осени», «Семейные проекты» «Хоровод новогодних ёлок» и др.).
12. Беседы по культуроведению и краеведению («Герб, флаг, гимн Республики Саха», «Мой город» и др.).
13. Рассматривание и обсуждение репродукций, иллюстраций, видеофильмов («Якутия», «Якутск», «Семья» и др.).
14. Знакомство с народно-прикладным искусством (резьба по дереву, меху, кости; шитьё бисером и др.).
15. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, загадок.
16. Чтение сказок, рассказов.
17. Слушание музыкальных произведений, народных инструментов.
18. Рассказ, объяснение педагога в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.
19. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
20. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
21. Надо учесть, что личный пример педагога, его взгляды, мировоззрение, суждения, активная жизненная позиция - самый сильно действующий фактор воспитания.
22. Игры (творческие, дидактические, словесные, сюжетные, подвижные и др.).
23. Праздники и развлечения по краеведению.
24. Работа с педагогами детского сада (консультации, семинары и др.).
25. Работа с родителями (консультации, семинары, участие в утренниках и др.). Работа с родителями
1 .Создание природных условий в детском саду, на участке, на даче.
2. Контакт родительского комитета с театрами, музеями, с природоохранными учреждениями (лесничество, охотобщество, ботанический сад, тепличное хозяйство).
3. Помощь в организации экологического уголка в группах (растительный и животный мир, краеведение).
4. Организация экскурсий, прогулок, походов (предоставление транспорта и сопровождение детей).
5. Помощь, спонсорство в пополнении Центра краеведения (литература, экспонаты и др.).
6. Помощь в приобретении экологически чистого детского питания (мясо, ягода, овощи).
Народные приметы - приметы предсказания погоды, событий, которые играли важную роль в жизни народов, которые передавались из поколения в поколение, как народную мудрость, опыт, накопленный тысячелетиями. С характерными особенностями народов знакомим через художественную литературу, произведения художников, раскрывающих нравственно-этические особенности в простых жизненных эпизодах и размышлениях
Проводим встречи с интересными людьми, этические беседы, экскурсии, прогулки. Знакомя с художественной литературой, приобщаем детей поэтическому языку: разучивание стихотворений, песен, элементы устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы и поговорки). Даём представления о том, что писатели и поэты воспевают трудовой народ, суровую красоту родной природы и рассказывают об интересной жизни детей на Севере, что каждый народ имеет свои эпосы, былины, песни, Олонхо, что народная мудрость раскрывается в пословицах и загадках.
Также в своей работе мы используем малые фольклорные жанры русского народа: колыбельные, песни, пестушки, прибаутки, потешки, скороговорки, считалки, загадки, поговорки, пословицы, дразнилки, игровые припевы, заклички и т.д.
Знакомим детей о том, что формирование личности ребёнка в якутских семьях осуществляется, а соответствии с девятью положениями Учения Айыы (учение о жизни, о добром начале, о добром духе):
- правильное движение;
- традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера;
- умелая организация жизни;
- своевременное обучение:
- полезный отдых с преобладанием активных форм;
- доверительное отношение к людям;
- интеллектуальное развитие;
- традиционные верования;
- эффективная деятельность.
В дошкольный период игра - основной фактор развития всех психических и познавательных процессов. Идея включения игры в процессе обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал лёгкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие педагоги Л. С. Макаренко, Е. И. Тихеева, Р.Н. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др.
В своей работе используем разные виды игр. Например:
Название игры | Назначение игры |
игра - путешествие | направлена на развитие ориентирования в пространстве, познавательной деятельности и творчества |
игра - дидактическая | «Рассмотри, запомни, назови» (ориентирована на развитие наблюдательности и памяти) |
игра - поиск | направлена на развитие интеллекта, способности анализировать ситуацию и обобщать увиденное |
коллективная игра -моделирование | модель и глина (направлена на формирование чувства «партнера») |
игра - самопроекция | проецирующая через подражание (движение, жест, мимика) образ партнера |
игра- фантазия | когда второстепенная, но эмоционально значимая для ребёнка деталь может послужить началом раскручиваемого волшебного клубочка воображения |
Формирование начал экологической культуры является одним из направлений воспитания нравственно-патриотической культуры детей дошкольного возраста.
В нашем саду созданы все условия для воспитания экологического сознания, поведения, новой психологии и эко культуры детей, педагогов и родителей. В каждой группе есть уголки природы, аквариумы. Дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями, рыбками и т.д.
С 1996 года наш детский сад «Якутяночка» имеет летнюю дачу по Сергеляхскому шоссе. С этого времени мы углублённо работаем по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста в летний период.
Летом на даче дети больше находятся на воздухе. Мы напоминаем им, что растения, деревья, насекомые нуждаются в заботе и внимании. Каждый день проводим наблюдения, труд, игры для воспитания экологической культуры.
Одной из главных работ по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста являются экскурсии, которые мы проводим в летнее время на даче.
Мы считаем, что природная среда пригородной зоны, сосновый бор нашей дачи является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на растущего ребёнка-дошкольника. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к родному краю
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами вызываемыми общением с природой.
На экскурсии в лес, на озеро дети осваивают правила поведения' на природе, проходя по маршруту, знакомятся со многими растениями, которые раньше видели только на картинах; практически закрепляют правила обращения с незнакомыми растениями, животными, вспоминают и выполняют нормы поведения в природе. После экскурсии свои впечатления дети зарисовывают. Рисунки оформляем в альбомы, которые сопровождаются детскими рассказами и фотографиями.
Заключение
Таким образом, для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка дошкольного возраста национально-региональный компонент является основой образовательной программы. У детей расширяется знакомство с культурой других народов, образом жизни человека па земле, отношениями с окружающим миром, природой, с мифами легендами народов, с основой правового сознания, общественными нормами и правилами поведения.
Главной задачей дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми, их разносторонним развитием и воспитанием с учётом национально-региональных факторов.
Миссия образования в Якутии - развивая республику сохранить национальные истоки. Наша республика вместе со всей Россией стоит на вахте по сбережению национально-культурной самобытности и единства народов, прав, свобод и достоинства граждан страны. Только образование способствует взаимодействию всех этнических общностей, их культур, сплочению интеллектуальных, творческих сил
разных народов для их сотворчества в строительстве достойного настоящего и будущего. Таким образом, работа Центра Краеведения в детском саду необходима для формирования нравственно-патриотической культуры у детей дошкольного возраста. Для этого нужно создать условия, использовать разные методы воспитания:
- воспитание словом;
- воспитание
общением;
- воспитание делом;
- воспитание отношением;
- воспитание ситуацией;
- воспитание игрой.
Также важно взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса - педагоги, дети, родители. Только тогда мы можем воспитать будущих патриотов, творческую личность.
Список литературы
1. Аджиев М. Лена. Яна. Витим. Оленек. М. «Детская литература», 1989
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М.: « Педагогическое общество», 2001.
3. Аржакова В. К. Ефимова Д. Г . Ознакомление дошкольников с Якутией. Якутск 1998.
4. БолотинаЛ.Р. Комарова Т.С. Баранова С.Г. Дошкольная педагогика. М.: Академия. 1997.
5. Ветлугина Н. А, Художественное творчество и ребёнок. М: Просвещение 1972.
6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М: Просвещение 1985 с. 18
7. Дрязгунова В. А. Дидактические игры дел ознакомления дошкольников с растениями. 1991 .с 31.
8. Дьяченко О. М .и др. Чего на свете не бывает. М.: «Знание» 1994.
9. Ильина Л. П. Национальные традиции народа Саха основа экологического обучения и воспитания. Якутск 1988.
10. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста М.: 1996 с 84.
11. Князева О.М. Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1999.-304с.
12. Леонтьев А.А. Образовательная программа «Школа 2100», 1999
13. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников М. Педагогика -1981 с81.
14. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М. 1989 с.59.
15. Николаева С.Н. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. М. 1993 с.78.
16. Попов Б. Н. Особенности философского знания. Якутск. 2001. С 82.
17. Психология личности и деятельности дошкольника под редакцией А.В. Запорожца, Л.З. Невсрович М. 1986 .
18. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. 1987, С 135.
19. Проект стратегии образования в Республике Саха. Якутск. 2005.
20. Ушакова Т. И. Знакомство дошкольников с городом Якутском. Якутск. 2003.
21. Яковлев В. Гриневский А. Игры для детей, М.: Сфера, 1992.
Календарный план работы по краеведению в подготовительных группах «Умка», «Почемучка» и «Золотая рыбка» на 2016 –2017 учебныйгод
С Е Н Т Я Б Ь | Мы-выпускники детского сада «Якутяночка» | Познание Коммуникация Социализация Художественное Творчество | Закрепить знания о роли детского сада в развитии и воспитании , в подготовке к школе ребенка | Обобщить знания детей о роли детского сада в подготовке к школе Повторить стихи и песни о детсаде Воспитывать чувство любви и уважения к родному саду | Фотографии, видеозаписи о жизни в детском саду | Рассказ педагога о роли детского сада Беседа с детьми об играх, занятиях, утренниках, прогулках, о любимых воспитателях Разучивание стиха «Это наша воспитательниц» | Рекомендовать тесное содружество каждой семьи и детского сада в воспитании и подготовке детей к школе | |||||||||||||||||||||||||||
День рождения родного города | Познание Художественное творчество Социализация | Продолжать знакомить с городом Якутском | Учить ориентироваться в родном городе, узнавать памятные места, площади,парки и улицу, на котором стоит наш сад . Воспитывать у детей чувство любви уважения к родному городу. | Книги о городе Якутске, фотографии, иллюстрации и т.д. | Чтение стихов о городе Якутске Рассказывать о том, почему Якутск называют столицей Разучивание стиха «Я люблю свою столицу» Музы Мординовой | Консультации по истории возникновения города Якутска и в воспитании патриотических чувств у детей | ||||||||||||||||||||||||||||
Символы Республики Саха | Познание Социализация Коммуникация Художественное Творчество | Закрепить знания о символах Республики Саха и учить рассказывать об их значении | Обобщить знания о символах Учить находить их в окружающей жизни, послушать гимн Воспитывать чувство уважения ,гордости и и любви к родной Республике Саха | Карта, флаг, герб, текст и аудиозапись гимна | Рассматривание карты Республики Саха Беседа с детьми о символах | Беседа «Как знакомить детей со символами» | ||||||||||||||||||||||||||||
Это наша воспитательница | Познание Социализация Коммуникация Здоровье | |||||||||||||||||||||||||||||||||
О К Т Я Б Р Ь | Олонхо- шедевр устного творчества человечества | Познание Социализация Художественное Творчество | Познакомить с олонхо якутского народа | Расширить знания о содержании олонхо Развить желание слушать и понимать олонхо Воспитывать интерес к якутскому фольклору, к народному, образному языку | Иллюстрации к олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» | Рассказ педагога о всемирном значении олонхо якутского народа Пересказ содержания олонхо Рассматривание иллюстраций к олонхо | Консультация «Как доступно рассказать детям об олонхо» | |||||||||||||||||||||||||||
Приход Быка Холода –начало Зимы | Познание Коммуникация Здоровье Физическая культура Художественное творчество | Рассказать о персонаже якутской сказки – Быке Холода | Закрепить знания об особенностях якутской зимы Рассказать о приходе Быка Холода из Северного Ледовитого Океана Воспитывать у детей стремление закаливать свой организм, учитывая суровый климат Якутии | Книга «Якутские сказки» Маска Быка Холода | Рассказ о приходе Быка Холода Чтение стихов о зиме Подвижная игра «Бык Холода и дети» | Беседа «Знакомство о приходе Быка холода» | ||||||||||||||||||||||||||||
День матери Якутии | Познание Здоровье Социализация Хужожественное творчество | Познакомить с ролью матери в жизни ребенка | Рассказать о чествовании матерей Якутии Расширить знания стихов и песен о маме Воспитывать чувство любви и уважении к маме | Книги, фотографии, атрибуты ,куклы к игре «Семья» | Беседа «Самый дорогой человек» Дидактическая игра «Ласковые слова для моей мамы» Стихи ипеснио маме на русском и якутском языках | Организовать фотовыставку «Наши мамы дорогие» | ||||||||||||||||||||||||||||
Петр тобуроков – детский поэт | Познание Коммуникация Художественное творчество | Рассказать о творчестве великого якутского поэта | Закрепить знания произведений поэта на русском и якутском языка Учить инсценировать ,читать выразительно Воспитывать интерес, любознательность детей к красоте языка поэта | К | Показ портрета поэта и рассказ о том ,что его произведения написаны от имени детей Чтение стихов «Куну кыттаоонньуубут» (Мы играем с солнцем), «То5о?» (Почему) Инсценировка «Эрдэтурбут о5олор» | Предложить знакомиться с переченью произведений Петра Тобурокова | ||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь | Хомус - якутский Музыкальный инструмент Подвижные игры народов Якутии Железная дорога в Якутии Пословицы и поговорки – мудрость народа Что такое Родина,роднойалас, земля предков Нравственно – этическая беседа «Что такое генологическое дерево» Новый год – любим Что такое «танха» и «святки» Якутские настольные игры (тыксаан,тырыынка,керчях, хабылык) Кухня северных народов Алгыс – якутское благословление Скороговорки якутского и русского народов Защитники Отечества(богатыри,воины,солдаты) Сказки и предания Севера Наши мамы дорогие Оьуохай – якутский хоровод Человек Айыы в олонхо Конь – святое животное у народа саха Отец – опора и надежда семьи Греет солнышко теплее Земля – наш общий дом День рождения Республики Саха | Познание Здоровье Коммуникация Социализация | Знакомство с музыкальным инстументом народа саха | Закрепить знания об инструменте Рассказать об оздоровительной пользе хомуса | Книга «Кулаковскайуонна хомус» Видеозапись игры на хомусе | Рассказ и беседа о хомусе Рассматривание разновидовхомуса из книги Слушание хомуса с оздоровительной целью | Предложить приобрести хомус,напом нить об оздоровительнойфункции звуков хомуса | |||||||||||||||||||||||||||
Байанай – дух тайги, покровитель леса | Познание Здоровье Коммуникация | Познакомить с духом тайги | Расширить знания о том, что по поверью народа сахавсе в природе имеет свой дух Воспитывать у детей Чувство | Картина «Байанай» | Беседа «Байанай – дух тайги, покровитель леса, охоты, рыболовства» Инсценировка обычая «» | Попросить рассказать о значении леса,тайги, о Байанайе | ||||||||||||||||||||||||||||
Подвижные игры народа саха | Познакомить с народными играми и с их значением | Познание Коммуникация Физическая культура | Закрепить знания разучиванием новых подвижных игр Воспитывать желание двигаться, закаляться,беречьсвое здоровье | Атрибуты игр- маски лошади, полено, палки для перетягивания,платок | Рассказ о народных играх, которые передаются из одного поколения в другое Народные игры: «Конные скачки» «Не сбей полено» | Подготовка атрибутов к играм | ||||||||||||||||||||||||||||
Железная дорога Якутии | Познание Коммуникация Социализация | Рассказать о железных дорогах Якутии | Расширить знания о том, что железная дорога пришла до берега реки Лены и что скоро будет построен железнодорожный Мост | Макет железной дороги Фотографии видов поездов, станций, вокзалов | Показ макета поезда Рассказ о станциях: Беркакит ,Нерюнгри,Томмот,Нижний Бестях с показом на карте Якутии | Консультация «Расскажите детям о железной дороге Якутии» | ||||||||||||||||||||||||||||
декабрь | Пословицы и поговорки якутского народа ия детей о пословицах- мудрых изречениях Познание Социализация Художественное творчество | Познание Художественная литература | Обогатить знания детей народными пословицами – мудрыми изречениями | Закрепить значение пословиц и поговорок в развитии речи детей Разучивать новые пословицы | Книга «Саха фольклора» | Беседа «Мудрость народа – это пословицы и поговорки» Чтение и разгадывание Разучивание новых пословиц | Задание родителям :учить пословицы | |||||||||||||||||||||||||||
Нравственно – этическая беседа «Что такое генеалогическое дерево» | Познакомить с «деревом» о Происхождениииродстве членов семьи | Познание Социализация Здоровье | Учить знать родственные связи в своей семье Воспитывать чувство любви, заботы, бережного отношения к своим близким | «Генеалогическое дерево» | Показ дерева Рассказ педагога о членах семьи Вопросы и ответы детей о своих семьях Беседа «Надо беречь дерево семьи» | Предложить сделать каждой семье «Генеалогическое дерево» | ||||||||||||||||||||||||||||
Что такое Родина, родной алаас, земля предков? | Формировать знания о малой и большой Родине | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Рассказать о родных местах наших предков Воспитывать любовь и уважение к Родине Учить ценить жизнь и труд предыдущих поколений | Книги, стихи, песни о Якутии | Беседа и рассматривание фотоиллюстраций о видах якутской природы, долины Туймаады, связать их с родными местами Чтение стихов о Родине, Якутии, о красоте природы местных авторо | Рекомендации « Беседа с детьми о малой и большой Родине | ||||||||||||||||||||||||||||
Дата | Тема | Интеграция образовательных областей | Цель | Задачи | Материалы и оборудования | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями | |||||||||||||||||||||||||||
Что такое «танха» и что такое «святки»? | Познание Коммуникация Социализация | Познакомить с якутскими и русскими гаданиями о будущем | Рассказать о «танха» и «святки» Инсценировать «слушание сюллюкюн» , гадание деревянной ложкой,варежками Воспитывать интерес к народным обычаям, к своей будущей жизни | Деревянная ложка – хамыйах, варежки | Рассказ педагога о разных гаданиях Игра – инсценировка по гаданиям | Консультация «Знакомство с народными обычаями» | ||||||||||||||||||||||||||||
Якутские настольные игры | Познание Коммуникация Здоровье Физическая культура | Познакомить с якутскими настольными играми(тыксаан, тырыынка, керчэх, хабылык) | Рассказать,что игры связаны с жизнью и бытом народа саха Развивать навыки игры Воспитывать интерес к народным настольным играм | Атрибуты игр | Рассказ о происхождении игр, о правилах Показ каждой игры Самостоятельная игра | Попросить родителей сделать атрибуты к играм | ||||||||||||||||||||||||||||
Защитники Отечества (богатыри,воины, солдаты) | Познание Социализация Художественное Творчество Коммуникац | Закрепить знания о защитниках Отечества (богатыри, воины – солдаты | Обобщить знания о защитниках Повторить род войск с чтением стихов Воспитывать у детей патриотические чувства: гордость, ответственность – долг | Картины о богатырях, воинах Фотографии разных войск | Рассматривание картин Рассказ и беседа о современных войсках Маршировка под песню «Бравые солдаты» | Рекомендовать рассказ детям по теме «Когда и где служили наши отцы и деды?» | ||||||||||||||||||||||||||||
Осуохай – якутский хоровод | Познание Здоровье Коммуникация Художественное творчество | Знакомство с осуохаем и его значением | Познакомить с якутским хороводом Раскрыть значение круга для оздоровления Воспитывать у детей интерес к культуре народа саха | Фотографии осуохая на Туймааде | Рассказ «Что такое осуохай »(стихи, песни, танец; запевала – главное лицо остальные повторяют, поют, двигаются по ходу солнца ,держась за пальцы. За локоть) Учить ход осуохая и текст | Рассказать о значение осуохая | ||||||||||||||||||||||||||||
Олонхо Нюргун Боотур Стремительный | Продолжать знакомить с олонхо | Раскрыть красоту описаний родных мест героеволонхо Воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому | П.А. Ойунский «Нюргун Боотур Стремительный» | Показ иллюстраций Чтение отрывков описания родного аласа «Сайдалыкыэбэхотун» Рассказ детей о своих родных местах | Показ стенда «Якутский эпос - олонхо» | |||||||||||||||||||||||||||||
Познание Социализация Коммуникация Художественное творчеств | Продолжать знакомить с произведениями северных народов | Формировать знания о жизни и быте северных народов Отметить сходства и различия Воспитывать чувство толерантности к другим народам, уважение их традиций, быта и языка. | ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ КОСТЮМОВ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ Книга «Сказки и предания Севера» | Рассказ о северных народов Якутии (эвены, эвенки, юкагиры.чукчи. долганы) Чтение юкагирской сказки «Росомаха" Эвенской сказки «»Жадный глухарь | Беседа «Северные народы» |
Дата проведения | Тема | Интеграция образовательных областей | Цель | Задачи | Материалы и оборудования | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями |
Апрель | Отец - опора и надежда семьи | Познание Социализация Здоровье Художественное творчество Физическая культура музыка | Рассказать о роли отца в семье | Познакомить с праздником Учить стихи и песни Воспитывать уважение к отцу, быть здоровыми, умными вежливыми | Аудиозапись песен о папах | Рассказ о празднике отцов Чтение стихов Разучивание песен «Песенка про папу» «Мин а5ам утуотэ» | Беседа «О роли отца в семье» |
Греет солнышко теплее | Познание Здоровье Художественное творчество | Закрепить знания о весенних приметах | Познакомить с приметами весны. Расширить знания о правилах поведения безопасности во время паводка. Воспитывать бережное отношение к природе | Картина «Весна» | Дидактическая игра «Назови приметы весны», Рассказ педагога о приметах весны. Песня: «Значит, к нам пришла весна» | Семейный проект «Я живу в Якутии» | |
Земля – наш общий дом | Познание Социализация Художественное творчество Физическая культура | Познакомить с Днем земли его значением | Расширить знания детей о том, что Земля – дом для растений, животных и человека Воспитывать чувство уважения ко всему живому на земле | Глобус ,карта мира, картины растений, животных | Беседа о празднике Земле, о мероприятиях в городе Рассказ о взаимосвязи и взаимозависимости в природе Подвижная игра «Птички в гнездышках» | ||
День рождения Республики Саха | Познание Социализация Коммуникация Художественное творчество | Рассказать о Республике Саха | Расширить знания о том, что Республика является частью России Воспитывать у детей патриотические чувства | Карта Якутии Книги о Якутии | Рассказ о рождении Республики Саха Вспомнить о символах (герб, флаг,гимн). О дружбе народов,о коренных народов(саха, русские, эвены, эвенки,чукчи, долганы, юкагиры ) Чтение стихов о Якутии |
Дата проведения | Тема | Интеграция образовательных областей | Цель | Задачи | Материалы и оборудования | Совместная деятельность взрослого и детей | Взаимодействие с родителями |
Май | 9 мая – День Победы | Познание Социализация Коммуникация Физическая культура | Рассказать о Победе в Великой Отечественной войне | Познакомить с праздником Победы Рассказать об участии якутян в войне и о помощи простых людей | Книга «Якутяне в войне Отечественной (1941 – 1945) | Рассказ о войне Показ иллюстраций книги Беседа о военном параде 9 мая. | Консультация «Расскажи о победе - 9 мая» |
Моя семья – моя крепость | Проводы в школу выпускников «Якутяночки» | Познание Социализация Коммуникация Физическая культура Художественное Творчество | Обобщить знания о воспитании и подготовке к школе в детском саду | Закрепить представления о школе Воспитывать у детей уважительное отношение к родному детскому саду | Фотографии и видеосюжеты детей в средней, старшей, подготовительной группах | Беседа о веселой жизни в саду | |
Проводы в школу выпускников «Якутяночки» | Познание Социализация Коммуникация Физическая культура Художественное Творчество | Обобщить знания о воспитании и подготовке к школе в детском саду | Закрепить представления о школе Воспитывать у детей уважительное отношение к родному детскому саду | Фотографии и видеосюжеты детей в средней, старшей, подготовительной группах | Беседа о веселой жизни в саду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...
Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания дошкольников актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
План по самообразованию на 2013-2018 учебные года по теме «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Роль художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников...
Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...