Творческий проект. Создание Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»
проект (старшая группа) на тему
Поект в рамках мероприятий посвященных 80-летию Алтайского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_altay.docx | 130.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №31
город Яровое Алтайского края
Творческий проект.
Создание Центра краеведенья
«Люби и знай родной Алтай»
Капуста И.А., воспитатель
Кононова В.И., воспитатель
Мусатова Е.И.,
учитель-логопед.
2017
“Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца”.
К.Паустовский
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональные особенности территории. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с Алтайским краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут каждому ребёнку стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине, выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – сформировать это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показать всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
В период обновления дошкольного образования возрастает роль регионального компонента, в том числе изучения родного края как источника развития творческого потенциала для детей и взрослых.
Проблема. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, но не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта: формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей Алтайского края.
Задачи проекта:
- Обогатить знания детей об Алтайском крае, городе Барнауле, как столице края; об истории, символике, достопримечательностях, промышленных и культурных объектах края.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край.
- Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Создать условия для творческого содружества семьи и ДОУ, включая семьи в единое воспитательное пространство ДОУ.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Участники проекта:
- дети
- воспитатели
- специалисты ДОУ
- родители
Сроки реализации:долгосрочный
Принципы реализации проекта:
- Краеведческий принцип - максимальное включение в образовательный процесс изучения традиций, обычаев и культуры Сибирского края.
- Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса- каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество.
3. Принцип интегративности - особая роль в проекте отводится интеграции краеведческого содержания в различные виды детской деятельности и через различные способы её организации. Мы реализуем этот принцип в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим и художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Сибири сочетаем разные виды деятельности.
4. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает - позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
5. Динамичность - детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Основные организационные формы
С родителями | С детьми |
- анкетирование, - родительская гостиная, - участие в жизни д/с, - рекомендации, - посещение музея -совместные экскурсии детей и родителей по различной тематике - творческое задание: «История моей семьи в истории Алтая», - КВН «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ» | -НОД, -свободная деятельность, -целевые прогулки по городу, -игры, -праздники, -развлечения, -экскурсии, -наблюдения, -продуктивная деятельность, --тематические выставки, -диагностика нравственно- патриотических способностей детей, -встречи с участниками исторических событий, людьми искусства, -работа в краеведческих уголках групп. |
Этапы реализации проекта
Название этапа | сроки | содержание |
1 этап. Информационно-накопительный. | Январь-март | 1. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. 2. Обращение к специалистам. |
2 этап. Разработка проекта | февраль | 1. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта. 2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. 3.Составление плана работы над проектом. |
3 этап. Реализация проекта | Февраль-март | Познавательное развитие: Экскурсии :
|
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Физическое развитие:
Игровая деятельность
| ||
4 этап. Презентационно - завершающий | март | 1. Создание в группе уголков по краеведению. 2. Выставки продуктов детской деятельности |
5 этап. Контрольно-рефлексивный | 1. Подведение итогов. 2. Рефлексия по итогам реализованного проекта: диагностика уровней сформированности знаний об Алтайском крае у детей 6-7 лет. |
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
- Проявление самостоятельности и творческой активности.
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
- Развитие связной речи, обогащение словаря.
- Формирование у детей знаний об истории возникновения города, о его достопримечательностях, природных богатствах, социально - экономической значимости.
- Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, края.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ.
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
- Помощь в создании в группе Центра краеведенья «Люби и знай родной Алтай»
Литература:
- Мы живем в России, авт. И.Н. Зеленова, Л.Е.Осипова, изд.Москва 2010г.
- «Воспитание маленького гражданина», авт. Г.А.Ковалева, Москва 2004г.
- Нравственно – патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста. М.Д.Маканева, Москва 2005г.
- Периодическая печать
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай родной свой край"
Несколько занятий, посвященных изучению природы своего края....
Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).
изучение и анализ по проблеме проекта. - формирование нр...
Педагогический проект по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента "Люби и знай родной край" (2 младшая-средняя группа)
Проблема педагогического проекта: Расширение знаний о мире природы в целом и о мире природы республики Адыгея.Выявив интерес детей, была сформулирована значимая для детей проблема, на решение ко...
Краеведение в ДОУ "Люби и знай родной свой край"
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и тради...
Рабочая тетрадь по краеведению «Люби и знай, родной свой край» предназначена для дошкольников 5-7 лет.
Нельзя любить свою Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к "малой Родине" - важная задача, которая стоит перед педагогами.Рабочая тетрадь по краеведению &laq...
Картотека бесед по краеведению "Люби и знай свой край родной".Старший дошкольный возраст
В данной разработке представлена картотека бесед по теме "Люби и знай свой край родной" с целями и формами проведения.Старший дошкольный возраст....
Проект в средней группе «Люби и знай, родной свой край»
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личност...