Проект «Культура и традиции народов моей малой Родины»
проект (старшая группа) на тему

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, природой, архитектурой , традициями. дети в силу своего возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Задача взрослых направить их познание в правильное русло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_i_traditsii_narodov_moey_maloy_rodiny.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Культура и традиции  народов моей малой Родины»

Введение

Воспитание дошкольников – проблема сложная в условиях современной многонациональной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Взаимодействие с семьей занимает центральное место в ряду приоритетных направлений образовательного процесса дошкольных образовательных организаций и является залогом успешного развития детей и предполагает достижение родителями эмоциональной и интеллектуальной приверженности целевым ориентирам дошкольного образования, побуждает к реализации воспитательных функций.

Чувство любви к малой Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Актуальность темы. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, природой, архитектурой, традициями и так далее. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Наша задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых детьми, более доступные. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Цель: духовно – нравственное воспитание детей через приобщение к истории родного края.

Начиная работу,  были поставлены следующие задачи:

- воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю  и его истории; учить видеть  историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов);

- воспитывать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей;

- приобщать к культуре и традициям русского и татарского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

- развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки и др.);

развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;

- развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей поделке, читать наизусть стихи и прочее;

- развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством поэтов и восприятие картин художников. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: наблюдение, педагогическое проектирование, специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом  сотрудников, целевые прогулки, дидактические игры, театрализованная деятельность, методы музейной педагогики.

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы (5-6 лет) и их родители.

Вид проекта: информационно-творческий.

Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.

Длительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации: учебный год.

Обеспечение проекта:  кабинет татарского языка, групповое помещение, мини-музей МБДОУ, наглядные, дидактические пособия по теме проекта, компьютерное и мультимедийное оборудование

Для реализации проекта необходимо:

- экскурсия в районный краеведческий музей;

- изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о Высокогорском муниципальном районе;

- вместе с родителями оборудовать  в детском  саду  краеведческий музей (предметы русского, татарского народного быта, фотографии, слайды, значки, открытки о районе);

- подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны  с Высокогорским районом  и отражают быт, культуру, национальные традиции высокогорцев в доступной детям форме;

- сшить  для кукол народные костюмы;

- собрать и систематизировать русские и татарские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского и татарского характера : доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине;

- изготовить творческие  развивающие игры: «Пройди по району». «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема района);

- Организовать сюжетно – ролевые  творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Высокогорского района); «Мы пришли в музей», «Путешествие  по району»;

- посетить районную  детскую библиотеку и МБОУ «ВСОШ № 1», обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.

Ожидаемые результаты: воспитание  любви к родному краю (через прямое общение с природой,  восприятие  её красоты и многообразия); чувства гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, к ее культурными историческим ценностям, создание на территории МБДОУ экологически благоприятной среды; совершенствование  профессионального мастерства педагогов по теме проекта; повышение уровня знаний у воспитанников и родителей.

Реализация проекта.

Предварительная беседа с воспитанниками, для  выявления уровня представлений детей о родном крае и малой Родине, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик района, интерес к природному и животному миру родного края, традиций.

                                   

Творческие задания детям.

Наш юный друг! Гордись, что родился и живешь в Высокогорском районе!

Подготовься ответить  на вопросы.

 - Как звучит твое полное имя?

- На какой улице ты живешь? В каком доме?

- В каких памятных местах ты был?

- Знаешь ли ты народные песни. Частушки? Спой любимую.

- Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в садик?

Тема «Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду».

Пути достижения цели: специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом  сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении.

Формы, методы закрепления: Дидактические словесные игры «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся?». Музыкальное познавательное развлечение «Поле чудес»

Тема «Природа на участке детского сада (в парке)».

Пути достижения цели: Экскурсии в парк, наблюдения на прогулке, занятия на тему экологии, работа и наблюдения уголке природы, чтение художественной литературы о природе Е.Чарушина, М.Пришвина, стихов, пословиц, загадок.

Формы, методы закрепления: Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа  республики и района.

Тема «Фольклор: русские и татарские народные сказки, пословицы, потешки, загадки».

Пути  достижения цели: Использование их на занятиях(заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр.

Формы, методы закрепления: Театрализованные игры по русским народным сказкам «Теремок», «Репка», «Три медведя». По татарским сказкам: «Чукмар белэн Тукмар», «Су анасы». Музыкальные развлечения «Бабушкины сказки» и «Эбием сандыгы»

Тема «Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе. Знакомство с русским, татарским народными костюмами»

Пути достижения цели: Музыкальные  занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий. Специально организованные занятия.

Формы, методы закрепления: Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей. Отражение впечатлений в рисунках и играх.

Тема «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Татарстана».

Пути достижения цели: Рассматривание вышивки на полотенцах,  подушках, народных глиняных и деревянных игрушек, посуды, изделия народного ткачества (дорожка).

Форма, методы закрепления: Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей»

Тема «Леса, реки  района. Элементарные географические сведения»

Пути достижения цели: Занятия в кабинете экологии; наблюдения, опыты; труд в природе и уголке природы. Рассматривание физической карты РТ и Высокогорского района, иллюстрации в книгах о природе Высокогорского района. Чтение, заучивание стихов о природе. Участие в международной природоохранной акции «Марш Парков»

Формы, методы закрепления: Творческие игры «На уроке географии», «Путешествие по реке Волга», «Что увидели в лесу», рисунки детей для международной природоохранной акции «Марш Парков».

Тема «Экскурсия в детскую библиотеку района.  Знакомство с произведениями современных  детских писателей, живущих в Высокогорском районе».

Пути достижений цели: Рассказ библиотекаря о творчестве высокогорских поэтов и писателей. Выставка книг. Чтение детьми стихов, книг о Высокогорском районе.

Формы, методы закрепления: Совместный с родителями просмотр фильмов и мультфильмов на татарском и русском языках.

Тема «Тематические праздники, вечера с привлечением родителей, бабушек, дедушек»

Пути достижения цели: Ответственный за подготовку и проведение – музыкальный руководитель, воспитатель, воспитатель по обучению татарскому языку.

Формы, методы закрепления: Фольклорный праздник «Играй гармонь» (игра детей на музыкальных и шумовых инструментах, пение народных песен, исполнение танцев, хороводов, чай у самовара. Вечер русских и татарских народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры, состояния ловкости). Обобщающая викторина «Что? Где? Когда?» (с участием родителей).

                     

План работы с родителями.

1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.

2. Провести семинары-практикумы «Родной свой край люби и знай»; «Знакомим детей с природой родного края».

3. Организовать консультации на следующие темы:

- Роль родителей в воспитании у детей любви к родному району.

- Куда повести малыша в выходные дни.

- Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания.

- Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

- Устное народное творчество- кладезь народной мудрости.

- О мудрости народной педагогики.

- Расскажите детям о своих любимых местах района, когда и почему вы их полюбили.

4. Провести вечер вопросов и ответов «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе.

5.Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети?»

6. Привлечь родителей к организации и проведению групповых  развлечений и праздников «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Играй гармонь», «Сабантуй», «Кто лучше знает свой район».

7. Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Татарстана», «Мы из Высокогорского района»- фотографии детей в самых красивых местах республики Татарстан и Высокогорского района.

8. Организовать видеосъёмку различных мероприятий в детском саду.

9. Проводить ежемесячно дни открытых дверей.

10. Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», «Сабантуй».

11.Организовать работу родительских клубов (с привлечением родителей и бабушек).

12. Оформить выставки творческих работ детей по теме проекта

Заключение

        Изучение культуры и традиций народов малой Родины очень кропотливая работа, но она приносит удовлетворение. В этом проекте мы постарались осветить историю нашего района, а также познакомить с традициями,  с известными людьми  Высокогорского муниципального района, благодаря которым наш район прославился.

        Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и дошкольной образовательной организации в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.        

Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем. Картины родной природы в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

Литература

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.

2. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. -  М.,  Физкультура и спорт, 1985.

3. Галияхметова А.Ф. Сказки народов Татарстана, Татарское книжное издательство, 2016

4. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989. 

5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-пресс, 1998.

6. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

культурных традициях своего народа: метод. пособие. -  М.: АРКТИ, 2005.

7. Высокогорский район. Вчера. Сегодня. Завтра. -  2016.

8. Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД " Культура и быт моей малой Родины" .

Непосредственно образовательная деятельность...

НОД " Культура и быт моей малой Родины" .

Непосредственно образовательная деятельность...

Проект «Мой дом-моя крепость» по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»

Проект «Мой дом-моя крепость»по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»...

Проект:« Воспитание дошкольников через культуры и традиции народов моей малой Родины "

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

Проект «Моя семья-часть моей малой Родины» для детей средней группы

Проект "Моя семья - часть моей малой Родины" для детей средней группы...

проект: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...