Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
проект (подготовительная группа)
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._kultura_i_taditsii_narodov_povolzhya._podgotovitelnaya_gruppa_no10_2023-2024g.docx | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
городского округа Самара
Педагогический проект с детьми подготовительной группы № 10.
Тема: «Культура и традиции народов Поволжья»
Подготовили и провели
воспитатели:
Сычёва Ольга Александровна
Рассадина Надежда Александровна
Самара , 2023-2024 г.
Паспорт проекта
Направление образовательной деятельности | Информационно-творческий , познавательный. |
Название проекта | «Культура и традиции народов Поволжья» |
Вид проекта | По виду деятельности: информационно - творческий. По срокам проведения: долгосрочный (декабрь 2023 - март 2024г.) По составу: групповой |
Разработчики проекта | Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна |
Участники проекта | Воспитанники подготовительной группы № 10. Родители детей группы № 10. Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна. |
Актуальность | «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова. Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, г.Самары, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры и т. д. |
Проблема | В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому мы решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию , изучить культуру и традиции народов Поволжья. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами. Укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях. Система знаний у детей о культурных традициях народов Поволжья. Наличие компонентов толерантного поведения у детей: доброжелательности, внимательного отношения к другому, бесконфликтного общения, эмпатическим способностей, общительности, сотрудничества, коммуникативной толерантности, самопринятия и принятия других. |
Цель проекта | Знакомство детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья. |
Основные задачи проекта | Формировать у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формировать познавательный интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья. Творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно - исследовательской, трудовой). Развивать познавательный интереса к культуре и традициям народов Поволжья. Воспитывать толерантность, уважение к другим народам Поволжья. Воспитывать нравственно - патриотические чувства у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья. |
Принципы построения проекта. | Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. |
Формы реализации проекта | -чтение и заучивание художественной литературы по теме; -рассматривание и обсуждение по теме; -продуктивные виды деятельности; -игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения; -беседы и ООД с детьми; -игровые и проблемные ситуации; -культурно-досуговая деятельность; -информационно-исследовательские мероприятия по теме; -речевое творчество; -совместные виды деятельности детей и родителей; -самостоятельная деятельность детей; -работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей; -консультация для воспитателей. Ресурсное обеспечение проекта : -предметно-пространственная развивающая среда; -методическая литература; -художественная литература; -средства ИКТ. |
Продукт проекта | Создание альбома «Традиции и культура народов Поволжья» - Национальные костюмы народов Поволжья. - Национальные блюда народов Поволжья. - Национальные праздники народов Поволжья. |
Этапы реализации проекта (Примерный план работы )
Подготовительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности организации учебно-воспитательного процесса | ||
Содержание работы | Цели | Работа с родителями |
Изучение методической литературы и составление перспективного плана, конспектов | Систематизация материала. | |
Определение проблемы; постановка цели, задач; подбор художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов. | Привлечь родителей к реализации проекта. Составление плана работы с родителями. | Ознакомление родителей с проектом (буклет) Анкетирование родителей.
|
одготовить практический материал: сбор материалов для детского творчества; подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности; подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме проекта. | Привлечь родителей к реализации проекта. | Беседы по проведению проекта. |
Основной этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Содержание работы | Цели | Работа с родителями |
Выполнение проекта. Включает в себя: Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом. Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото - выставки, рисунки). Пополнение развивающей среды. | Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья. | |
Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; формирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья; творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой); формирование системы элементарных научных знаний о родном крае, доступных пониманию ребенка; развитие познавательного интереса к культуре и традициям Поволжья; воспитание толерантности, уважение к другим народам Поволжья. | Оформление консультаций для родителей по теме проекта | |
Заключительный этап | ||
Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса | ||
Содержание работы | Цели | Работа с родителями |
Анализ достижения поставленной цели. Обобщение результатов работ; формулировка выводов. Презентация проекта. | Закрепление знаний детей по теме «Культура и традиции народов Поволжья» | Помощь в подготовке к изготовлению альбома. |
Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив. | Вывод о проделанной работе | Презентация работ детей . |
Перспективный план работы с детьми по проекту
Декабрь
Тема: Дружная семья народов»
Месяц/неделя | Содержание работы. | Цели | Работа с родителями |
1 неделя | НОД «Страна, в которой мы живём» | Закрепить знания детей о названии страны,в которой они живут. Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому,чувство гордости за свой народ и его прошлое. | Консультация «Наша страна Россия» |
2 неделя | НОД «Мой родной город» | Расширять знания детей о городе, об учреждениях, зданиях, достопримечательностях города, улицах, районах. | Выучитьс ребёнком стихотворение о родном городе. |
3 неделя | Игра «Назови свой адрес». | Закрепить знания детей о названии улицы, доме, в котором он живёт. | |
4 неделя | Беседа «Родное Поволжье» | Закрепить знания детей, о городах входящих в область Поволжья. Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины. Формировать представление о дружбе народов разной национальности, | Беседа по проведению проекта. |
Январь Тема: «Русский народ - великий народ» | |||
1 неделя | Беседа. Тема: «Рождество, Крещение, Масленница» | Познакомить детей с культурой и традициями русского народа. Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. | |
2 неделя | Развитие речи. Русские народные пословицы и поговорки. Подвижные игры: "Бабка-Ёжка", "У дедушки Трифона". | Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси. | |
3 неделя | Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок". Рассматривание иллюстраций - элементы одежды . Лепка дымковского коня. Аппликация. Презентация "Культура и быт русского народа". | Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек. Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с историей создании русской матрешки . Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке. | |
4 неделя | Национальные блюда русского народа. Масленица. Просмотр фотографий «Как мы с мамой печём блины» Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно". | Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов и других блюд. | Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. |
Февраль Тема: «Культура и традиции татар». | |||
1 неделя | Беседа. | Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа. Учить украшать жилет (камзол). | |
2 неделя | Тема: Татарский национальный костюм.
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно». | Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов. Дать детям представление о национальных татарских блюдах. | |
3 неделя | Художественное творчество: рисование Отгадывание загадок. | Учить аккуратно разукрашивать жилет (камзол). Воспитывать уважение к ответам товарищей. | |
4 неделя | Музыка. | Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. | |
Март Тема : Культура чувашского народа» "Мордовский народ - интересный народ". | |||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Слушание мордовских мелодий, песен. Чтение мордовских сказок. Рассматривание куклы в мордовском национальном костюме. | Знакомство детей с мордовской национальной культурой. Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа | Памятка для родителей «Как воспитать маленького патриота» |
2 неделя | Слушание эрзянской народной песни «Баю –баю-баю-бай» Рассказывание мордовской сказки «Диль, дильдедынока» Презентация "Культура и быт мордовского народа". Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой. Декоративное рисование «Кукла Татюня в мордовском костюме» . Слушание мордовских народных песен. Аппликация «Украшение головного убора (сороки) » | Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками. Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников. Воспитывать интерес к произведениям мордовского прикладного искусства . Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента ,постепенно усложняя их. Формировать представление о мордовской народной музыке. Учить вырезать новые элементы узора, по готовой разметке,создавать композиции по мотивам мордовской вышивки. | |
3 неделя | Беседы: КУЛЬТУРА ЧУВАШСКОГО НАРОДА Рассматривание национальный костюм чувашского народа. Чтение чувашских народных сказок. Рассказывание легенд об истории чувашского края: (Легенда о девушке –вышивальщице) Легенда о трех Солнцах. | Формирование представлении о чувашской национальной культуре. Воспитывать уважение к людям , создавшим красоту чувашского народа. Знакомить детей с народными чувашскими сказками. | |
4 неделя | Мультимедийная презентация «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА» . Дидактические игры «НАЙДИ И НАЗОВИ –элементы одежды чувашей», «СЛОЖИ ЧУВАШСКИЙ УЗОР» Рисование «Полотенце – рисование чувашской вышивки» Прослушивание музыкальных чувашских композиторов. Чувашские народные подвижные игры: «Расходитесь – Сирелер, Кого вам –Тили рам» Консультация для родителей РОССИЯ –МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА. | Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах ,праздниках чувашского народа. Развитие способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании. Вызвать интерес к чувашскому народному фольклору. Воспитывать интерес к чувашской культуре ,обычаем и народным играм. | Консультация для родителей РОССИЯ –МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА. |
Взаимодействие с педагогами:
- Разработка методических рекомендаций по использованию данных консультаций для педагогов.
- Создание картотеки дидактических игр по теме: «Культура и традиции народов Поволжья».
- Предложение проекта в помощь педагогам.
- Публикация проекта в интернет изданиях.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...
Сценарий проведения развлечения " Традиции народов Поволжья"
Для этнокультурного развития дошкольников, сотрудничества с родителями воспитанников и воспитания толерантности....
Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья
План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...
Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»
Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов родного края»...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...