Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
проект (подготовительная группа)

Сычёва Ольга Александровна

Проект "Культура и традиции народов Поволжья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

городского округа Самара

Педагогический проект   с детьми подготовительной  группы № 10.

Тема: «Культура и традиции народов Поволжья»

                                                                                       Подготовили и провели

                                                                     воспитатели:

                                                                                                     Сычёва Ольга Александровна

Рассадина Надежда Александровна

Самара , 2023-2024 г.

Паспорт проекта

Направление образовательной деятельности 

Информационно-творческий , познавательный.

Название проекта

«Культура и традиции народов Поволжья»

Вид проекта

По виду деятельности: информационно - творческий.

По срокам проведения:  долгосрочный

(декабрь 2023 - март 2024г.)

По составу: групповой

Разработчики проекта

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда

Александровна

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы № 10.

Родители детей группы № 10.

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна.

Актуальность

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».                                                                          Э. К. Суслова.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, г.Самары, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры и т. д.

Проблема

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому мы  решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию , изучить культуру и традиции народов Поволжья.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

Система знаний у детей о культурных традициях народов Поволжья.

Наличие компонентов толерантного поведения у детей: доброжелательности, внимательного отношения к другому, бесконфликтного общения, эмпатическим способностей, общительности, сотрудничества, коммуникативной толерантности, самопринятия и принятия других.

Цель проекта

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Основные задачи проекта

Формировать у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формировать познавательный интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья.

Творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно - исследовательской, трудовой).

Развивать познавательный интереса к культуре и традициям народов Поволжья.

Воспитывать толерантность, уважение к другим народам Поволжья.

Воспитывать  нравственно - патриотические   чувства   у    дошкольников   через   углубленное   изучение   традиций   и   культуры народов Поволжья.

Принципы построения проекта.

Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Формы реализации проекта

-чтение и заучивание художественной литературы по теме;

-рассматривание и обсуждение по теме;

-продуктивные виды деятельности;

-игровая деятельность: подвижные и спортивные, строительные и конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, творческие игры и упражнения;

-беседы и ООД с детьми;

-игровые и проблемные ситуации;

-культурно-досуговая деятельность;

-информационно-исследовательские мероприятия по теме;

-речевое творчество;

-совместные виды деятельности детей и родителей;

-самостоятельная деятельность детей;

-работа с родителями: консультации, анкетирование, беседа-обсуждение, памятки, задания для родителей;

-консультация для воспитателей.

Ресурсное обеспечение проекта :

-предметно-пространственная развивающая среда;

-методическая литература;

-художественная литература;

-средства ИКТ.

Продукт проекта

Создание альбома «Традиции и культура народов Поволжья»

- Национальные костюмы народов Поволжья.

- Национальные блюда народов Поволжья.

- Национальные праздники народов Поволжья.

Этапы реализации проекта (Примерный план работы )

Подготовительный этап

Основные направления и содержание деятельности организации  учебно-воспитательного процесса

Содержание работы

Цели

Работа с родителями

Изучение методической литературы и составление  перспективного плана, конспектов

Систематизация материала.

Определение проблемы;

постановка цели, задач;

подбор  художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов.

Привлечь родителей к реализации проекта.

Составление плана работы с родителями.

Ознакомление родителей  с проектом (буклет)

Анкетирование родителей.

 

одготовить практический материал:  

сбор материалов для детского творчества;

подбор игрушек и атрибутов для игровой деятельности;

подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме проекта.

Привлечь родителей к реализации проекта.

Беседы по проведению проекта.

Основной этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Содержание работы

Цели

Работа с родителями

Выполнение проекта.

Включает в себя:

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.

Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото - выставки, рисунки).

Пополнение развивающей среды.

Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

формирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья;

творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой);

формирование системы элементарных научных знаний о родном крае, доступных пониманию ребенка;

развитие познавательного интереса к культуре и традициям Поволжья;

воспитание толерантности, уважение к другим народам Поволжья.

Оформление консультаций для родителей по теме проекта

Заключительный этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Содержание работы

Цели

Работа с родителями

Анализ достижения поставленной цели.

Обобщение результатов работ; формулировка выводов.

Презентация проекта.

Закрепление знаний детей по теме «Культура и традиции народов Поволжья»

Помощь в подготовке к изготовлению альбома.

Подведение итогов проекта, оценка его результативности и эффективности, определение перспектив.

Вывод о проделанной работе

Презентация работ детей .

Перспективный план работы с детьми по проекту

Декабрь

Тема: Дружная семья народов»

Месяц/неделя

Содержание работы.

Цели

Работа с родителями

1 неделя

 НОД «Страна, в которой мы живём»

Закрепить знания детей о названии страны,в которой они живут.

Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому,чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Консультация «Наша страна Россия»

2 неделя

НОД «Мой родной город»

Расширять знания детей о городе, об учреждениях, зданиях, достопримечательностях города, улицах, районах.

Выучитьс ребёнком  стихотворение о родном городе.

3 неделя

 Игра «Назови свой адрес».

Закрепить знания детей о  названии  улицы, доме, в котором он живёт.

4 неделя

Беседа «Родное Поволжье»

Закрепить знания детей,  о городах входящих в область Поволжья.

Формировать представление о реке Волге, как богатстве нашей природы, нашей Родины.

Формировать представление о дружбе народов разной национальности, 

Беседа по проведению проекта.

Январь

Тема: «Русский народ - великий народ»

1 неделя

Беседа. 
Тема: "Русский народ-великий народ". 
Рисование. 
Тема: «Русский сарафан». 
НОД.

Тема: «Рождество, Крещение, Масленница»

Познакомить детей с культурой и традициями русского народа. 

Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды.
Дать детям представление о народных праздниках-Рождестве, Крещение, Масленнице.

2 неделя

Развитие речи. 
Тема: «Русский национальный костюм». 

Русские народные пословицы и поговорки.

Подвижные игры: "Бабка-Ёжка", "У дедушки Трифона". 
Слушание народных песенок, закличек, потешек. 

Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси.
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми.
Обогащать словарный запас.

3 неделя

Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".

Рассматривание иллюстраций - элементы одежды .

Лепка дымковского коня.

Аппликация. 
Тема: «Русская матрешка». 

Презентация "Культура и быт русского народа". 

Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек.

Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров.

Познакомить детей с историей создании русской матрешки .

 Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке. 

4 неделя

 Национальные блюда русского народа.

Масленица.

Просмотр фотографий

«Как мы с мамой печём блины»

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно". 

Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов и других блюд.

Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. 

Февраль

Тема: «Культура и традиции татар». 

1 неделя

Беседа. 
Тема: Народная культура и традиции татар. 
Художественное творчество: Рисование. 
Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.(Аппликация) 
Татарские народные игры: 
1."Перетягивание каната" (Аркан тартыш)
Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров кладётся посередине площадки вдоль неё. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам. Игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната, стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, даётся свисток и борьба прекращается. Побеждает команда, которая смогла перетянуть канат на свою сторону.  

Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.

Учить украшать жилет (камзол). 
татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок». 

2 неделя

 Тема: Татарский национальный костюм. 


Художественное творчество: лепка. 
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто). 

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно». 

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов.

Дать детям представление о национальных татарских блюдах. 

3 неделя

Художественное творчество: рисование  
Тема: Украшаем жилет (камзол). 

Отгадывание загадок. 

Учить аккуратно разукрашивать  жилет (камзол). 
татарскими национальными цветами.

Воспитывать уважение к ответам товарищей. 
Развивать дослушивать загадку до конца. 
Учить понимать смысл загадки. 

4 неделя

Музыка. 
Тема: Слушание  татарских народных песен.
Выставка фотографий"Татарские национальные блюда". 

Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Март

Тема : Культура чувашского народа»

"Мордовский народ   - интересный  народ".

1 неделя

Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Слушание мордовских мелодий, песен.

Чтение мордовских сказок.

Рассматривание куклы в мордовском национальном костюме.

Знакомство детей с мордовской национальной культурой.

Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа

Памятка для родителей «Как воспитать маленького патриота»

2 неделя

 Слушание эрзянской народной песни «Баю –баю-баю-бай»

Рассказывание мордовской сказки «Диль, дильдедынока»

Презентация "Культура и быт мордовского народа". 
Народные игры («В волков»«В ворону», «В платочки и др.)

Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой.

 Декоративное рисование «Кукла Татюня в мордовском  костюме» .

Слушание мордовских народных песен.

Аппликация «Украшение головного убора (сороки) »

Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками.

Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников. 
Повторить и уточнить знания о народной вышивке.

Воспитывать интерес к произведениям мордовского прикладного искусства . 

Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента ,постепенно усложняя их.

Формировать представление о мордовской народной музыке.

Учить вырезать новые элементы узора, по готовой разметке,создавать композиции по мотивам мордовской вышивки.

3 неделя

 Беседы: КУЛЬТУРА ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Рассматривание национальный костюм чувашского народа.

Чтение чувашских народных сказок.

Рассказывание легенд об истории чувашского края:

 (Легенда о девушке –вышивальщице)

Легенда о трех Солнцах.

 Формирование представлении о чувашской национальной культуре.

Воспитывать уважение к людям , создавшим красоту чувашского народа.

Знакомить детей с народными чувашскими сказками.

4 неделя

Мультимедийная презентация «ОБЫЧАИ  И ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА» .

Дидактические игры «НАЙДИ И НАЗОВИ –элементы одежды чувашей»,

«СЛОЖИ ЧУВАШСКИЙ УЗОР»

Рисование «Полотенце – рисование чувашской вышивки»

Прослушивание музыкальных чувашских композиторов.

Чувашские народные подвижные игры: «Расходитесь – Сирелер,

Кого вам –Тили рам»

Консультация для родителей РОССИЯ –МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА.

Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах ,праздниках чувашского народа.

Развитие способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании.

Вызвать интерес к чувашскому народному фольклору.

Воспитывать интерес к чувашской культуре ,обычаем и народным играм.

Консультация для родителей РОССИЯ –МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА.

Взаимодействие с педагогами:

- Разработка методических рекомендаций по использованию данных консультаций для педагогов.

- Создание картотеки дидактических игр по теме: «Культура и традиции народов Поволжья».

- Предложение проекта в помощь педагогам.

- Публикация проекта в интернет изданиях.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Сценарий проведения развлечения " Традиции народов Поволжья"

Для  этнокультурного  развития дошкольников, сотрудничества с родителями воспитанников и воспитания толерантности....

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

Перспективный план работы на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов Поволжья»

Перспективный план работы в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой и традициями народов  родного  края»...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Беседа «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска пут...