Проект «Культура и традиции народов Поволжья».
проект (старшая группа)

Проект «Культура и традиции народов Поволжья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_i_traditsii_narodov_povolzhya.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Культура и традиции народов Поволжья».

Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно – творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: 1 год

Актуальность проекта:

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва и т. д.

Цель проекта: познакомить детей с культурой и традициями народов Поволжья.

Объект проекта: учебно-воспитательный процесс формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: технология формирования личности ребенка посредством ознакомления с культурой и традициями народов Поволжья.

Задачи проекта:

Обучающая:

- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья;

- творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой);

формирование системы элементарных научных знаний о родном крае, доступных пониманию ребенка;

Развивающая:

- развитие познавательного интереса к культуре и традициям Поволжья;

Воспитательная:  

- Воспитание толерантности, уважение к другим народам Поволжья.

Ожидаемые результаты: данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Этапы проекта:

Этапы

Сроки

Содержание работы

1.Подготовительный (разработка проекта)

01.09.2017 г.- 31.09.2017 г.

-определение проблемы;

-постановка цели, задач;

-подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов;

-составление перспективного плана для работы с детьми;

-анкетирование родителей;

-составление плана работы с родителями.

2. Основной

01.10.2017 г.-30.04.2018 г.

-выполнение проекта.

Включает в себя:

1.Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;

2.Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото - выставки, рисунки);

3.Пополнение развивающей среды.

3. Итоговый

01.05.2018 г.-31.05.2018 г.

-анализ достижения поставленной цели;

-обобщение результатов работ; формулировка выводов;

-презентация проекта.

Перспективный план работы с детьми по проекту

Месяц/неделя

Тема

Форма работы

ОО

Цель

Октябрь

Тема: "Дружная семья народов".

1неделя

Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина.

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

Беседа

Социально-коммуникативное развитие

  • Дать детям общее представление о жизни

и быте наших предков (русских людей - славян, татар - булгар), их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших  предков.

2 неделя

 «Отгадай, где я нахожусь»

Дидактическая игра

Закрепить название улиц, умение ориентироваться на схеме города.

3 неделя

«На площади Советской»

Беседа

Расширять знания детей о городе, об учреждениях, зданиях, которые находятся рядом с площадью. Воспитывать любовь друг к другу. Закрепить знания правил поведения в общественных местах.

4 неделя

 «Главные улицы нашего города»

Целевая прогулка

Закрепить место административных зданий, памятников, магазинов, скверов.

Ноябрь

Тема: "Татарский национальный костюм".

1 неделя

Рассматривание иллюстраций

Ф.Х. Валеева "Орнамент казанских татар".

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о татарском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация каймы скатерти".

Посещение Казанского кукольного театра.

Беседа 

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

2 неделя

 «Я – житель планеты, страны, края, города»

Беседа 

Закрепить знания и представления о планете, стране, крае и городе, в котором мы живём. Развивать нравственно-эстетические чувства. Формировать речевые навеки.

3 неделя

 « Так бывает или нет»

Дидактическая игра

Закрепить представления о родном город, учить находить и исправлять ошибки в описании города, развивать логическое мышление, воображение, умение правильно и связно отвечать на вопросы.

4 неделя

 «Герб Республики Мордовия»

Рисование

Закрепить знания и представления о гербе Приморского края, развивать нравственно-эстетические чувства о родном крае.

Декабрь

Тема: "Русский национальный костюм".

1 неделя

Рассматривание иллюстраций

Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены".

Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".

Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя.

Посещение национального исторического музея.

Беседа 

Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

2 неделя

 «Тигриная семья»

Аппликация

Формировать представление о внешнем виде редкого животного, развивать умение работать ножницами и клеем.

3 неделя

«Обитатели Мордовских лесов»

Беседа 

Познакомить детей с животными, обитающими в Мордовских лесах. Выяснить какие из них внесены в Красную Книгу. Развивать разговорную речь, умение чётко выражать свою мысль.

4 неделя

 «Дикие животные»

Игра-театрализация

Закрепить название диких животных, умение отображать их повадки, отличительные признаки.

Январь

Тема: "Башкирский национальный

костюм ".

1 неделя

 Изучение журнала "Куклы в народных костюмах" №19. Башкирский праздничный костюм.

Разучивание башкирских народных пословиц.

Башкирская подвижная игра "Кто быстрее?".

Сюжетно-ролевая игра

Дать детям представление о   территориальном расположении  республики  Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир, их одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского  народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.

   Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик.

2 неделя

«Путешествие по Мордовским лесам»

Беседа 

Познакомить с редкими лекарственными растениями Мордовским лесам, подчеркнуть важную роль растений в лесу, природе, научить узнавать некоторые виды растений по внешнему признаку. Дать чёткое представление о различии между глобусом и картой. Закрепить понятие родины, планеты земля, России. Развивать воображение детей.

3 неделя

 «Наш зелёный друг»

Беседа

Развивать бережное отношение к флоре, выяснить, какую пользу даёт природа человеку и наоборот человек природе.

4 неделя

 « Детки к ветке»

Дидактическая ига

Закрепить название деревьев, умение различать по внешнему виду. Подбирать часть к целому. Развивать логическое мышление.

Февраль

Тема: "Мордовский национальный

костюм"

1 неделя

Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Слушание мордовских мелодий, песен

на CD-дисках.

Чтение мордовских сказок.

Аппликация "Укрась тарелку".

Беседа 

Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского  народа.  

2 неделя

 «Морское путешествие»

Сюжетно-ролевая игра

На основании полученных знаний, из изготовленных атрибутов уметь разворачивать сюжет игры. Поощрять умение детей перевоплощаться в необходимые образы. На протяжении некоторого времени поддерживать интерес к игре. Развивать воображение, речь, выразительность движения.

3 неделя

 « Я - житель Мордовии»

Беседа

Дать понятие «национальность».

4 неделя

Экскурсия в городской парк.

Учить детей различать виды растений по стволу и другим доступным опознавательным признакам. Учить беречь природу

Март

Тема: "Марийский национальный

костюм".

1 неделя

Рассматривание иллюстраций с изображением марийских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда. Слушание марийских мелодий.

Чтение сказок.

Нарядить куклу в марийский национальный костюм.

Конструирование

Дать детям представление об истории  марийского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям марийского народа.

2 неделя

 «Найди отличия».

Дидактическая игра

Учить сравнивать характерные особенности посёлка и современного города, находить отличия. Закрепить знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать мышление, речь, умение рассуждать.

3 неделя

«Улицы родного города»

Рисование

Учить передавать красоту родного города.

4 неделя

«Русская изба»

Виртуальная экскурсия в музей

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

Апрель

Тема: "Чувашский национальный

костюм".

1 неделя

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о чувашском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация платка".

Разучивание считалки на чувашском языке.

Слушание песен, мелодий, сказочных музыкальных постановок.

Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме.

Виртуальная экскурсия в музей

Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

2 неделя

«Делу – время, потехе – час»

Конкурс пословиц и поговорок

Закреплять знание русского фольклора

3 неделя

«Откуда хлеб пришел» 

Беседа 

Познакомить с историей выращивания хлеба 

4 неделя

Сделаем наш город чище 

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. 

Май

Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка посуды".

1 неделя

Мастер класс для родителей по изготовлению предметов из папье-маше. Совместно с родителями изготовить посуду (папье-маше).

Декоративное рисование "Укрась посуду

орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды".

Оформить стенд фотографий: "Татарстан - многонациональная республика".

Беседа 

Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать  интерес к истории и культуре народов Поволжья.

Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.

2 неделя

«Боевая слава нашего народа» 

Экскурсия к памятнику солдату ВОВ

Сформировать представление о героизме, подвиге.

3 неделя

«Веселые старты» 

Спортивные соревнования 

Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья 

4 неделя

«Что ты знаешь о своей малой Родине?»

Итоговое занятие

Выявление усвоенных знаний детьми.

План работы с родителями

Месяц

Формы работы

Название мероприятия

Октябрь

Консультация

«История названий улиц города»

Ноябрь

Папка-передвижка

«Мой любимый город»

Декабрь

Выставка фотографий

«Мой дом – моя крепость»

Январь

Развлечение

«Ярмарка чудес»

Февраль

Конкурс армейских фотоальбомов пап

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Март

Тематический вечер

«Тепло материнского сердца»

Апрель

Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

«День Победы»

Май

Конкурс

«Знатоки родного города»

Материально - техническое обеспечение:

Дидактические игры, картотека русских и мордовских народных игр, подборка стихотворений, альбом «Наш родной город», альбом « Мой край, Мордовия моя», альбом «Заповедники Мордовии»; компьютер; магнитофон.

Формы  и методы работы.

  • Словесный  (беседа, разучивание стихов, отгадывание загадок)
  • Наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, использование ИКТ, наблюдения)
  • Практический  (игровые упражнения,  динамические паузы)

Список использованных источников:

 

1. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий  / Н.В. Алешина. – М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 296 с.

2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Изд.:  Мозаика-Синтез, 2015.

3.  Ветохина,  А.Я., Дмитренко,  З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я Ветохина,  З.С. Дмитренко. – Санкт-Петербург. Детство – Пресс, 2013. –192 с. 

4.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! /О.А. Воронкевич. Изд.:  Детство- ПРЕСС,2016

5.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html - -  Загл. с  экрана

6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 280 с.

7. Евдокимова,  Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с.83

8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: Скрипторий , 2015.- 112с.

9.  Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е  изд. -  М.: ТИ Сфера,  2014. - 161с.

10. Новицкая,  М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе/  М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010. – 160 с.

11. Сертакова, Н.М, Кулдашова, Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности /  Н.М. Сертакова,  Н.В. Кулдашова.М.: Учитель, 2015. – 116 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.

13. Я живу в России.  Модифицированная (авторизованная) программа по нравственно-патриотическому воспитанию  [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://4.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/modificirovannaya-avtorizovannaya-programma-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-ya-zhivu-v-rossii.html#  - Загл. с  экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта:  октябрь 2018 ...

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»

Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Проект "Культура и традиции народов Поволжья"

Проект "Культура и традиции народов Поволжья"...

Проект Культура и традиции народов Поволжья «От Мелекесса до Димитровграда»

Проект:  долгосрочный.Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.Понимание детьми и родителями истории формирования и развития населения Поволжья. Уважительно...