Проект «Культура и традиции народов Поволжья».
проект (старшая группа)
Проект «Культура и традиции народов Поволжья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_i_traditsii_narodov_povolzhya.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура и традиции народов Поволжья».
Тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно – творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: 1 год
Актуальность проекта:
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва и т. д.
Цель проекта: познакомить детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Объект проекта: учебно-воспитательный процесс формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: технология формирования личности ребенка посредством ознакомления с культурой и традициями народов Поволжья.
Задачи проекта:
Обучающая:
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование познавательного интереса к языку, литературе, истории, природе, музыке, изобразительному искусству народов Поволжья;
- творческое развитие детей в различных видах деятельности (двигательной, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой);
формирование системы элементарных научных знаний о родном крае, доступных пониманию ребенка;
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к культуре и традициям Поволжья;
Воспитательная:
- Воспитание толерантности, уважение к другим народам Поволжья.
Ожидаемые результаты: данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Этапы проекта:
Этапы | Сроки | Содержание работы |
1.Подготовительный (разработка проекта) | 01.09.2017 г.- 31.09.2017 г. | -определение проблемы; -постановка цели, задач; -подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов; -составление перспективного плана для работы с детьми; -анкетирование родителей; -составление плана работы с родителями. |
2. Основной | 01.10.2017 г.-30.04.2018 г. | -выполнение проекта. Включает в себя: 1.Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом; 2.Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото - выставки, рисунки); 3.Пополнение развивающей среды. |
3. Итоговый | 01.05.2018 г.-31.05.2018 г. | -анализ достижения поставленной цели; -обобщение результатов работ; формулировка выводов; -презентация проекта. |
Перспективный план работы с детьми по проекту
Месяц/неделя | Тема | Форма работы | ОО | Цель | ||
Октябрь Тема: "Дружная семья народов". | ||||||
1неделя | Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина. Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар. Рассказывание русских и татарских сказок. Разучивание пословиц о дружбе. | Беседа | Социально-коммуникативное развитие |
и быте наших предков (русских людей - славян, татар - булгар), их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших предков. | ||
2 неделя | «Отгадай, где я нахожусь» | Дидактическая игра | Закрепить название улиц, умение ориентироваться на схеме города. | |||
3 неделя | «На площади Советской» | Беседа | Расширять знания детей о городе, об учреждениях, зданиях, которые находятся рядом с площадью. Воспитывать любовь друг к другу. Закрепить знания правил поведения в общественных местах. | |||
4 неделя | «Главные улицы нашего города» | Целевая прогулка | Закрепить место административных зданий, памятников, магазинов, скверов. | |||
Ноябрь Тема: "Татарский национальный костюм". | ||||||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций Ф.Х. Валеева "Орнамент казанских татар". Раскрашивание раскрасок. Беседа о татарском растительном орнаменте. Аппликация "Орнаментация каймы скатерти". Посещение Казанского кукольного театра. | Беседа | Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | |||
2 неделя | «Я – житель планеты, страны, края, города» | Беседа | Закрепить знания и представления о планете, стране, крае и городе, в котором мы живём. Развивать нравственно-эстетические чувства. Формировать речевые навеки. | |||
3 неделя | « Так бывает или нет» | Дидактическая игра | Закрепить представления о родном город, учить находить и исправлять ошибки в описании города, развивать логическое мышление, воображение, умение правильно и связно отвечать на вопросы. | |||
4 неделя | «Герб Республики Мордовия» | Рисование | Закрепить знания и представления о гербе Приморского края, развивать нравственно-эстетические чувства о родном крае. | |||
Декабрь Тема: "Русский национальный костюм". | ||||||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены". Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок". Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя. Посещение национального исторического музея. | Беседа | Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. | |||
2 неделя | «Тигриная семья» | Аппликация | Формировать представление о внешнем виде редкого животного, развивать умение работать ножницами и клеем. | |||
3 неделя | «Обитатели Мордовских лесов» | Беседа | Познакомить детей с животными, обитающими в Мордовских лесах. Выяснить какие из них внесены в Красную Книгу. Развивать разговорную речь, умение чётко выражать свою мысль. | |||
4 неделя | «Дикие животные» | Игра-театрализация | Закрепить название диких животных, умение отображать их повадки, отличительные признаки. | |||
Январь Тема: "Башкирский национальный костюм ". | ||||||
1 неделя | Изучение журнала "Куклы в народных костюмах" №19. Башкирский праздничный костюм. Разучивание башкирских народных пословиц. Башкирская подвижная игра "Кто быстрее?". | Сюжетно-ролевая игра | Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир, их одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек. Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. | |||
2 неделя | «Путешествие по Мордовским лесам» | Беседа | Познакомить с редкими лекарственными растениями Мордовским лесам, подчеркнуть важную роль растений в лесу, природе, научить узнавать некоторые виды растений по внешнему признаку. Дать чёткое представление о различии между глобусом и картой. Закрепить понятие родины, планеты земля, России. Развивать воображение детей. | |||
3 неделя | «Наш зелёный друг» | Беседа | Развивать бережное отношение к флоре, выяснить, какую пользу даёт природа человеку и наоборот человек природе. | |||
4 неделя | « Детки к ветке» | Дидактическая ига | Закрепить название деревьев, умение различать по внешнему виду. Подбирать часть к целому. Развивать логическое мышление. | |||
Февраль Тема: "Мордовский национальный костюм" | ||||||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Слушание мордовских мелодий, песен на CD-дисках. Чтение мордовских сказок. Аппликация "Укрась тарелку". | Беседа | Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. | |||
2 неделя | «Морское путешествие» | Сюжетно-ролевая игра | На основании полученных знаний, из изготовленных атрибутов уметь разворачивать сюжет игры. Поощрять умение детей перевоплощаться в необходимые образы. На протяжении некоторого времени поддерживать интерес к игре. Развивать воображение, речь, выразительность движения. | |||
3 неделя | « Я - житель Мордовии» | Беседа | Дать понятие «национальность». | |||
4 неделя | Экскурсия в городской парк. | Учить детей различать виды растений по стволу и другим доступным опознавательным признакам. Учить беречь природу | ||||
Март Тема: "Марийский национальный костюм". | ||||||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций с изображением марийских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда. Слушание марийских мелодий. Чтение сказок. Нарядить куклу в марийский национальный костюм. | Конструирование | Дать детям представление об истории марийского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям марийского народа. | |||
2 неделя | «Найди отличия». | Дидактическая игра | Учить сравнивать характерные особенности посёлка и современного города, находить отличия. Закрепить знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать мышление, речь, умение рассуждать. | |||
3 неделя | «Улицы родного города» | Рисование | Учить передавать красоту родного города. | |||
4 неделя | «Русская изба» | Виртуальная экскурсия в музей | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | |||
Апрель Тема: "Чувашский национальный костюм". | ||||||
1 неделя | Раскрашивание раскрасок. Беседа о чувашском растительном орнаменте. Аппликация "Орнаментация платка". Разучивание считалки на чувашском языке. Слушание песен, мелодий, сказочных музыкальных постановок. Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме. | Виртуальная экскурсия в музей | Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу. | |||
2 неделя | «Делу – время, потехе – час» | Конкурс пословиц и поговорок | Закреплять знание русского фольклора | |||
3 неделя | «Откуда хлеб пришел» | Беседа | Познакомить с историей выращивания хлеба | |||
4 неделя | Сделаем наш город чище | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | |||
Май Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка посуды". | ||||||
1 неделя | Мастер класс для родителей по изготовлению предметов из папье-маше. Совместно с родителями изготовить посуду (папье-маше). Декоративное рисование "Укрась посуду орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды". Оформить стенд фотографий: "Татарстан - многонациональная республика". | Беседа | Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать интерес к истории и культуре народов Поволжья. Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре. | |||
2 неделя | «Боевая слава нашего народа» | Экскурсия к памятнику солдату ВОВ | Сформировать представление о героизме, подвиге. | |||
3 неделя | «Веселые старты» | Спортивные соревнования | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | |||
4 неделя | «Что ты знаешь о своей малой Родине?» | Итоговое занятие | Выявление усвоенных знаний детьми. |
План работы с родителями
Месяц | Формы работы | Название мероприятия |
Октябрь | Консультация | «История названий улиц города» |
Ноябрь | Папка-передвижка | «Мой любимый город» |
Декабрь | Выставка фотографий | «Мой дом – моя крепость» |
Январь | Развлечение | «Ярмарка чудес» |
Февраль | Конкурс армейских фотоальбомов пап | «Есть такая профессия – Родину защищать» |
Март | Тематический вечер | «Тепло материнского сердца» |
Апрель | Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике. | «День Победы» |
Май | Конкурс | «Знатоки родного города» |
Материально - техническое обеспечение:
Дидактические игры, картотека русских и мордовских народных игр, подборка стихотворений, альбом «Наш родной город», альбом « Мой край, Мордовия моя», альбом «Заповедники Мордовии»; компьютер; магнитофон.
Формы и методы работы.
- Словесный (беседа, разучивание стихов, отгадывание загадок)
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, картин, использование ИКТ, наблюдения)
- Практический (игровые упражнения, динамические паузы)
Список использованных источников:
1. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) : конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.:УЦ «Перспектива», 2011. – 296 с.
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Изд.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Ветохина, А.Я., Дмитренко, З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко. – Санкт-Петербург. Детство – Пресс, 2013. –192 с.
4.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! /О.А. Воронкевич. Изд.: Детство- ПРЕСС,2016
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html - - Загл. с экрана
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 280 с.
7. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада/ Е.С. Евдокимова. – Волгоград: Перемена. 2001.-с.83
8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: Скрипторий , 2015.- 112с.
9. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. - М.: ТИ Сфера, 2014. - 161с.
10. Новицкая, М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе/ М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010. – 160 с.
11. Сертакова, Н.М, Кулдашова, Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности / Н.М. Сертакова, Н.В. Кулдашова.М.: Учитель, 2015. – 116 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96с.
13. Я живу в России. Модифицированная (авторизованная) программа по нравственно-патриотическому воспитанию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://4.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/modificirovannaya-avtorizovannaya-programma-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-ya-zhivu-v-rossii.html# - Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: воспитатели, дети старшего и подготовительного возраста, родители воспитанников. Продолжительность проекта: октябрь 2018 ...
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья»
Приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края....
Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"...
Проект Культура и традиции народов Поволжья «От Мелекесса до Димитровграда»
Проект: долгосрочный.Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.Понимание детьми и родителями истории формирования и развития населения Поволжья. Уважительно...