Проект Байкальский омулек
проект (младшая группа) на тему

Зазуля Марина Вячеславовна

Знакомство детей с обитателями озера Байкал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_baykalskiy_omulek.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  №3 «Теремок»

Проект

«Байкальский омулек»

 Подготовила:

Воспитатель I кв.к.

Зазуля М.В.

Байкальск 2016 -2017 г.

 

  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

•        Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории

Зазуля М.В.

•        Вид проекта – групповой

•        Тип –  Познавательный, информационно – творческий.

•        По составу участников – дети второй младшей  группы, родители, педагоги,(музыкальный руководитель, руководитель ФИЗО)

•         Возраст детей – 3-4 года

  • Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год  (01.07.2016 - 20.05. 2017).

Актуальность 

 В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов исчезновением чистой воды и обитающей в ней рыб, проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка закладываются основы взаимодействия с природой, формируется основа экологического мышления, сознания и культура. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель: Формирование первичных представлений о животном мире озере Байкал, развитие сенсорных, познавательных функций детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию благоприятных детско–родительских отношений         посредством организации совместного досуга (целевые прогулки, создание коллекций и т. д).

Задачи проекта:

  • Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в  воде (Байкале);
  • Познакомить с отличительными особенностями рыб (форма тела, плавники)
  • Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей,  фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать экологическую грамотность  и культуру,  красоту окружающего мира;
  • Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
  • Привлечь родителей к совместной работе.
  • Организовать совместный досуг ДОУ и семье.

Гипотеза: использование методов экологического воспитания в  работе, для формирования экологически целесообразного образа жизни с детьми.

Планируемые результаты: сформированность у младших дошкольников представлений о разнообразии обитателей озера Байкал;

- получение  знаний о жителях подводного мира Байкала (внешнем виде рыб, способах их передвижения).

Реализация проекта позволит объединить детей и родителей группы в одну большую и дружную семью и воспитает экологически грамотную и культурную личность, научит бережно относиться к Байкалу и к окружающей природе.

 Предполагаемые риски реализации проекта и их минимизация

I  Невозможность выезда детей на экскурсию к озеру наблюдение за рыбой

Пути решения:

1)        Экскурсия через презентации (виртуальные);

2)        Организация экскурсии совместно с родителями

II  Низкая активность  участия родителей

      Пути решения:

1)        Проведение внутригрупповых  конкурсов, викторин;

2)        Организация совместного творчества с детьми.

Этапы реализации проекта

Вводный  срок реализации.

 Информационно-накопительный:   июль-август

Ответственные и участники  

Цель

Предполагаемый результат

Содержание

1. Подбор  и изучение справочной, энциклопедической  и методической литературы по данной теме.

1. Накопление и систематизация информации по теме

2. Повышение экологической грамотности и  культуры родителей.

3.Информировать родителей воспитанников об актуальности взаимодействия семьи и ДОУ.

1.Анкетирование

2. Составление  с  творческой группой родителей   плана  работы над проектом.

3. Подборка и изготовление дидактических игр.

4.Пополнение ИКТ среды.

5.Оформление альбома «Славное море»

6.Сбор природного материала для продуктивной деятельности панно

 « Рыбы», «Наше озеро».

7.Фото сессия «Жители подводного мира»

8. Подборка консультаций для родителей:

 « Что должны знать дети об обитателях Байкала!»

«Эндемики Байкала!»

« Чистая вода всем нужна!»

Воспитатель, родители

Воспитатель, родители,

дети

Воспитатель

Основной этап. Практический: срок реализации: сентябрь - апрель

1.Установить с  родителями доверительные и партнёрские отношения.

2.Положительное развитие эмоциональной сферы детей, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

1.Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

2.Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

1.Экскурсия на Байкал

2.Оформление уголка

« Удивительное озеро-  Байкал!» «Коллекция камешек».

3.«Макет – уголок Байкала в группе».

4.Презентация

 « Животный и растительный  мир Байкала!»

5.Изготовление памяток

 « Берегите Байкал!»

6.Викторина для родителей

«Жемчужина Сибири!»

7. Прослушивание шума воды на Байкале

Словотворчество

1.Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома»; Пермяк «Первая рыбка».

2.Оформление «Экологического стенда» (стихи, загадки,  для детей Тамары Долбуновой; словесные игры)»

Художественное творчество

1.Аппликация из листьев «Байкальская рыбка»

2.Выставка рисунков

« Мир Байкала»

Выставка поделок совместно с родителями «Байкальский омулек».

3. «Изготовление книжек малышек (совместно с родителями) «Рыбы и другие подводные обитатели Байкала»

Дидактические игры, подвижные игры : 

« Рыбалка», «Кто живёт в Байкале?», «Найди рыбку?». П/и «Рыбка»,

досуг«Путешествие на Байкал»,

 

Воспитатель, родители, дети

Родители

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

Воспитатель,  музыкальный руководитель, дети

Воспитатель, дети

Родители, дети

Воспитатель,  руководитель ФИЗО, дети

Итоговый. Оценочно – рефлексивный  срок реализации: май  2017

Анализ и обобщение результатов внедрения проекта, закрепление, полученных знаний детей в ходе реализации проекта. Подведение итогов.

1.Повышение уровня экологической грамотности родителей.

2.Собственное стремление родителей к активному участию в совместной деятельности детского сада и семьи (к совместному проживанию всех этапов детства своего ребенка)

Выставка  «Байкальский омулек»

Обобщение опыта работы. 

Презентация проекта. 

Что хотели узнать, что узнали?

Воспитатель, дети

                                               Ресурсное обеспечение.

Ответственные

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Авторы идеи и проекта. Идейные организаторы. Информационная поддержка текущей работы.

Организация работы по разработке сценариев, поисковой и исследовательской деятельности информационная поддержка.

2. Родительский клуб

«Семицветик»

 Подготовительная работа к совместным мероприятиям; пополнения предметно-развивающей среды группы.

Фотосъёмка мероприятий; активное участие во всех мероприятиях, положительные эмоции в общении с детьми;

3. Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по составлению сценарий.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Результативность проекта определяли используя

      Методы:

    1. Анкетирование родителей;

2.        Ответы на вопросы из почтового ящика;

3.        Консультации по запросу;

4.Наблюдение за поведением детей, за содержанием в свободной игровой деятельности детей;

   5.Рефлексия мероприятий

Продукты проектной деятельности:

  • Фотоматериалы;
  • Новые методические разработки: сценарии нетрадиционных форм работы с семьей; картотеки: «Дидактические игры о Байкале», «Стихи, загадки», «Книжки-малышки», Мини-музей «Байкальские камушки».
  • Пополнение предметно- развивающей среды:
  • Оформление фотоальбома :«Славное море», «Удивительное озеро-  Байкал!»
  • Выставки: Выставка рисунков « Мир Байкала», выставка поделок «Байкальский омулек».

Формы проведения работы с родителями

1.        Консультации и беседы

2.        Родительские собрания

3.        Семинары-практикумы

4.        Анкетирование

5.        Дни открытых дверей

7.        Викторины

8.        Семейные гостиные

9.     Экскурсия

10.  Развлечения

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

•        уровень  педагогической компетентности родителей

•        уровень вовлеченности в реализацию  проекта педагогов, родителей и детей

•        положительные отзывы   партнеров и участников  проекта

•        новые формы сотрудничества  семьи и ДОУ

•        посещение мероприятий-досугов, способствующих коррекции детско- родительских отношений

Список литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы  М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  2. "Сибирячок" - детский журнал.
  3. Стародумов В. "Омулевая бочка"
  4.  Т. Долбунова «Сборник сказок о Байкале»
  5. Путешествие по Байкалу. Учебно-методическое пособие. Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста по произведениям сибирских писателей и поэтов. Разработчик учебно-методического пособия: Муратова Татьяна Николаевна.
  6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  7. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с
  8. Интернет ресурсы:    maam.ru›obrazovanie/bajkal;  PlanetaDetstva.net› info/detyam-pro-bajkal; smiletv.org›7-chudes-rossii-ozero-bajkal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения к проекту "Байкальские сказки"

Современный мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей  преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информаций. В по...

Детский исследовательский проект "Байкальская нерпа"

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное сост...

Проект "Спасем байкальский омулек"

Цель проекта: через творчество сформировать у детей  экологическую культуру: бережное отношение к озеру Байкал, к эндемику Байкала – омуль.Проблема: В наше время остро стоит проблема с загр...

Проект «Байкальская нерпа» (детский проект)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние,...

Краткосрочный проект Тема: «Байкальский сундучок» Подготовительная к школе группа

Тип проекта: Познавательный.Вид: краткосрочныйСроки проведения: С 1-5 февраля 2021г.Участник: дети, родители, воспитатели.Проблема: Недостаточные знания детей о родном крае, о. Байкале.Цель: Расширять...

Будем дружить! Посткроссинг между детскими садами России. Проект взаимодействия воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 9 «Светлячок» г. Байкальска Иркутской области с воспитанниками 2-й логопедической группы МБДОУ №17 ст. Петропавловской Крас

Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников. На современном этапе развития общества патриотичес...