«Родной язык - народа достоянье» /Г.Тукай/
план-конспект занятия на тему

Микеладзе Циури Иосифовна

КОНСПЕКТ

Занятия по  международный день родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rodnoy_yazyk-_naroda_dostoyane.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида»

Московского района города Казани

»

 

                                                               

КОНСПЕКТ

Занятия по  международный день родного языка

на тему:

«Родной язык - народа достоянье»

/Г.Тукай/

 

 

 

 

 

                                                                                                        Воспитатель: Микеладзе Ц.И.

.

г. Казань

Цель:  Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.  Воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.  Вызвать у детей интерес к языку, его разнообразию, желания    изучать языки разных народов. 

Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

  Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей, к их деятельности, культуре.

Задачи: 
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- формировать у детей навыки слушательской культуры;

Развивающая: 

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Воспитательная: 

- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Методы и приемы проведения  открытого мероприятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, татарские и русские народные игры,, чтение потешек.

Лексическая доза. Глобус, планета, поверхность, нация, язык, певучий, родительская речь

       Ход занятия

Воспитатель:   Дети, сегодня мы с вами отмечаем Международный день родного языка. Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля. В республике  Татарстана два  государственных  языка- татарский и русский.  

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей).

Дети: В Татарстан

Воспитатель: правильно, Республика Татарстан.

В Международный день родного языка все языки мира признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, показывает его культуру. Каждый народ имеет права говорить на своем родном языке. Мы своей республике Татарстан, говорим и на татарском языке, и на русском, башкиры могут говорить на башкирском, чуваши могут говорить на чувашском языке. Свой родной язык надо знать и нельзя его забывать!  

.Даже наш великий татарский поэт Габдулла Тукай написал об этом свое стихотворение " Родной язык". Сейчас это стихотворение нам расскажет Милана

                                        (Заходят  дети)

О родной язык, красивый,

О родительский язык!

Мир людской я познавая,

К одному тебе приник.

Только с этим языком

Мать качала перед сном

Колыбель мою, я сказки

Слышал бабушки на нём.

О родной язык! опорой

Ты моей навеки стал.

Своё счастье я и горе

На тебе лишь выражал.

О родной язык! с тобою

Я не раз Творца молил:

Защити меня, Всевышний,

И отца, и мать - просил.        

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей).

Дети: В Татарстан

Воспитатель: правильно, Республика Татарстан.

Воспитатель:  Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет. -  Что это? \Глобус\

Дети:  - Глобус

Воспитатель:   А что такое глобус?

  Дети: - маленькая модель земного шара      

 Воспитатель:  - Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\    - На  глобусе мы можем увидеть все страны.

 Воспитатель: Ребята,  в какой стране мы живём?,  в каком городе?

Дети: В Татарстан, в Казани

Воспитатель: правильно, Республика Татарстан. Город Казань

На каком языке мы с вами говорим?

Дети: На русском и  на татарском

Воспитатель: А на каком языке говорят ещё люди :

.

белорусы - белорусском.

Грузины - Грузинском

немцы - немецком, и т.д.

 В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий

Воспитатель:     Мы живем в Татарстане. В нашей республике живут люди разных наций. Я общаюсь на русском языке, вы друг с другом говорите на татарском и русском языке. Наша воспитатель – Циури Иосибовна по национальности грузинка, разговариваю на грузинском языке.

(Сцен- игра)

Ребята, слышите стучатся. К нам приехали гости из соседних республик.

(Заходят  дети)

Рэхим итегез, добро пожаловать! Поздоровайтесь, ребята.

- Здравствуйте!

гости здороваются каждый на своем языке:

Башкорт – Һаумысез, дустар!

Чуваш – аване, туссем!

Татар – Исәнмесез, дуслар!

Татар кызы: Исәнмесез, дусларым,

                     Килдек сезгә кунакка,

                     “Яз кызы” бакчасына

                      Уйнарга да биергә.

           Малай:  Матур итеп киенеп,

                          Чуклы түбәтәй киеп,

                          Килдек сезгә кунакка,

                          “Түбәтәйле” уйнарга.

Уен “Түбәтәй”.

Башкорт кызы: Сәләм әйтеп калды Уфа,

                           Биек матур Урал таулары.

                           Сәлам әйтеп калды сезгә

                           Башкорт малайлары, кызлары.

Уен “Тирмә”.

Чуваш кызы: А я приехала из Чувашии. \рассказывает стих. на чувашском языке.\

Воспитатель:: На каком языке вы разговариваете?

Дети: На русском и на татарском.

Воспитатель: татарские и русские народные игры:

Поиграем в одну из них: «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены») .

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай!

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Воспитатель:: А сейчас прозвучит песня «Туган тел» («Родной язык»)

Слушание аудиозаписи «Туган тел».

Игра на татарском языке: «Капкалы»

Дети держась за руки стоят по кругу, образуя ворота. Одна пара идет вереницей через эти ворота, дети все вместе проговаривают эти слова:

Әйдә безгә килегез (Приходите к нам)

Капкалардан керегез (Проходите к воротам)

Өебезгә үтегез, (Заходите к нам домой)

Кунак булып китегез (Погостите вы у нас)

 «Ворота» закрываются при последнем слове, и «ловит» эту пару детей. Игра повторяется.

Воспитатель:: -Какие пословицы о языке вы знаете?

«Пословицы и поговорки»

 Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

  • Заря-зарница,
  • Красная девица,
  • По полю ходила,
  • Ключи обронила,
  • Ключи золотые,
  • Ленты голубые,
  • Кольца обвитые -
  • За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

Воспитатель:: Почему люди учат языки других народов?

  • Дети:-Потому что люди хотят понимать друг друга,. чтобы общаться, говорить, дружить, учиться, работать.

Игра: «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке. Как будет по-татарски: папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей)

 

Ребята, мы поиграли в игры разных народов и говорили на разных языках. Несмотря на то, что мы живем на разных местах, говорим на разных языках, у нас есть общее – все мы живем дружной семьей на планете Земля. Мы должны беречь землю, украшать ее – строить новые дома, сажать сады, стараться ничего не разрушать.

 Итог.

- Ребята, чему было посвящено наше занятие?

- Что было для вас самым интересным?

- Какие бывают языки?

- Давайте поздороваемся на разных языках:

Здравствуйте!

Исәнмесез!

Һаумысез!

Аванне, туссем!        

Гутен таг! \нем\

Гуд монинг! \англ\

    Воспитатель:   Ребята, для чего же нам надо знать разные языки? \родной язык\

  • Чтобы общаться, говорить, дружить, учиться, работать.
  • О значении языка очень красиво написал  великий татарский писатель
  • Г.Тукай “И туган тел” \воспитатель читает на татарском, русском языках.\

Воспитатель:  на татарском
И туган тел, и матур тел,
Әткәм-әнкәмнең теле.
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән
Әнкәм бишектә көйләгән.
Аннары төннәр буе
Әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Һәрвакытта
Ярдәмең берлән синең
Кечкенәдән аңлашылган
Шатлыгым, кайгым минем.

И туган тел! Синдә булган
Иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм
Әткәм-әнкэмне, ходам!

Воспитатель:  на русском
Родной язык, красивый язык,
Родительский язык!
Все, что я в жизни узнал
Благодаря тебе, родной язык.

Раньше с родным языком
Мама качала в колыбели,
В эти ночи
Бабушка рассказывала сказки.

В любые времена, родной язык
С твоей помощью
С малых лет объяснялся
Радость, грусть моя.

О родной язык, на тебе была
Сотворена самая первая (моя) молитва:
Помилуй (говорил я) меня и
Маму с папой, мой Боже! 

Русский: Наш Татарстан

                Дружбой славится

               Нам жить в Татарстане

                Очень нравится.

- Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

- На этом наш занят закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО-Югре

План мероприятий по реализацию Концеппции по обучению родным языкам, литературе и культуре малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО-Югре...

Неделя родного языка. Красивое исполнение стихотворения Г.Тукая "Дитя и мотылек"

В рамках "Недели родного языка" в нашем детском саду прошел конкурс чтецов...

Цикл семинаров о реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов России прошел во всех федеральных округах

В декабре 2019 года в Центральном, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском, Южном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах прошли семинары по обсуждению результатов анализа ...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...

"Родной язык - народа достоянье" - сценарий развлечения, посвящённого Дню родного языка.

Материал рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В сценарии представлен устный материал, подробный ход действия с главными героями (Ведущий, 3 матрёшки - взрослый и две девочки воспитанницы...