Досуговое мероприятие по мордовскому (мокша) языку по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет «Тядянь – алянь кяльсь - народть ваймоц» («Родной язык – душа народа»)
методическая разработка (старшая группа)
Досуговое мероприятие по мордовскому (мокша) языку по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ko_dnyu_rodnogo_yazyka.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Досуговое мероприятие
по мордовскому (мокша) языку
по образовательной области
«Познавательное развитие»
для детей 6-7 лет
«Тядянь – алянь кяльсь - народть ваймоц»
(«Родной язык – душа народа»)
Подготовила: воспитатель
ОП «ЦРР-д/с «Росинка»
МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка»
г.Ковылкино республики Мордовия
Родькина Людмила Михайловна
В музыкальном зале оформлена книжно – иллюстративная выставка. «Тядянь – алянь кяльсь – ару лихтибря. Родной язык, что чистый родник».
Звучит мордовская музыка.
Ведущий 1: Шумбратада, кельгома ялгат!
Ведущий 2.Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 1 . Минь тейнть арьсетяма кеме шумбраши, валда менель , павазу эряф.
Ведущий 2. Мы вам желаем крепкого здоровья, светлого неба, счастливой жизни.
Ведущий 1. Тячи минь тага пуромоме тядянь – алянь кяльть праздновандамонза. Лемдьсаськ тя шить родной валти, тядянь кяльти, конат вятьсамазь минь эряфонь киге – янга.
Ведущий 2. Сегодня уже в который раз отмечаем День родного языка и посвящаем этот праздник родному слову, родной речи, которые ведут нас по жизни, дают возможность общаться, понимать друг друга, развивать лучшие человеческие качества.
Ведущий 1 : Мокшень кяльняй, ару кяльняй!
Корхтайхть, курок тон юмат
Но аф стамот монцень мяльне,
Тон вдь верозонк сувать!
Ребенок. Стихотворение А.Волгаповой «Мокшень кяль»
(Рассказывает Маша Глазкова)
Мокшень кяльняй, шачем кяльняй
Кода кельгте, содак тянь.
Шаронтт прясон, пара мяльняй,
Мезе мярьгат – пачфтьса сянь.
Мокшень кяльса прязень шнафтса,
Корхтан, моран,тяштян стихт.
Кулхцондсамазь оцю мяльса
Руз и татар церат, стирьхть.
Васень валнязе ульсь «тядя»,
Мокшень кяльса кайгозь- кайгсь.
Терди велезе – сей сада!
Марясы прянц лац эрь сайсь.
Мокшень кяльняй, шачем кяльняй,
Идень идезти илятт.
Кеподить и пара мяльнень,
Сембе пинкнень тон улят!
Ведущий 2 : К сожалению, в последние десятилетия над многими языками мира нависла угроза исчезновения. Этот факт не может не беспокоить. Представляете, насколько обеднеет планета, потерявшая вместе с очередным исчезнувшим языком, целую народность и естественно своеобразную культуру. И неважно, где жил этот народ: в Африке, Америке, или в России .
Считается, что язык, который перестают изучать более 30 процентов детей в какой-то общности, становится вымирающим. По меньшей мере, половине живых языков на планете грозит исчезновение. ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, а 20 из них уже признаны мертвыми. 63 языка Российской Федерации занесены в Красную книгу языков народов России.
Танец детей «Шумбрат» (Здравствуй)
Ведущий 2: Исчезновение любого языка – это гуманитарная драма, и мы не вправе равнодушно наблюдать этот драматический процесс, не вправе сидеть, сложа руки – как перед неизбежностью. Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим.
Например, на мокшанском языке слово «папоротник» буквально означает – раскрытый платок Вирь- авы (языческой богини леса). Красиво!
Слово предоставляется заслуженному поэту Республики Мордовия, члену Союза писателей Республики Мордовия Полине Владимировне Алешиной.
Ведущий 1: Для поддержки языков необходимы конкретные действия и в области образования, и в социальной сфере. Не секрет, что хранителем национальных культур и языков остается деревня, а она, как вы знаете, угасает. Для прекращения миграции необходимы хорошие условия проживания - прежде всего работа для сельского населения, дороги, транспорт, газ, водоснабжение, учреждения соцкультбыта, магазины и многое другое
Ведущий 2: Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно, и способствует языковому и культурному разнообразию, сохранению культурного наследия.
Ведущий 1. А сейчас перед вами выступит ансамбль педагогов детского сада «Мокшень стирнят» с песней «Кафта церат тише лядихть»
Ведущий 2: Сегодня, ребята, очень важный день. Сегодня во многих уголках России отмечается День мордовских языков. Выделение этого дня в качестве особенного на календаре – дань уважения к одному из древних финно – угорских языков – мордовскому. И в нашей республике стало доброй традицией отмечать День родного языка.
Ведущий 1: Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мать, отец (тядяй, аляй). Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери. Сейчас, в наше время, идет деградация мордовского языка, так же, впрочем, как и в других национальных республиках. Но все – таки невнимание к родному языку – это всегда деградация с невосполнимыми и непредсказуемыми последствиями. Никто в этом не виноват, кроме самих людей, их отношением к родному языку, порой бывающее отрешенным и хладнокровным. Языки эрзи и мокши – это во многом судьба мордовского народа. Каждый из них – двух его культура и достоинство. Лишить еще с младенческих лет новое поколение эрзи и мокши своего языка – это, значит, оторвать от накопленного за столетия духовного наследия народа, не воспитывать с детства чувство национального достоинства, способствовать отчуждению, созданию ненормальной языковой обстановки. Так в наше время не должно быть…. Ибо у любого человека, по словам казахского писателя Мухтара Шаханова: Должны быть обязательно, кроме родителей четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.
Ведущий 1: У каждого народа есть свои особенности, история, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой родной язык, свою гордость, отдавая дань предкам.
Ведущий 2: А сейчас дети исполнят частушки.
1.Эрька, ялгай, моратама.
Тячи етка- пинге.
Ломатть ваймосема састь,
Кулхцондсамазь миньге.
2.Ковылкинать вельхксса
Тячи гайняйхть морхне,
Мазышиснон азондсазь
мокшекс морай цефксне.
3.Эрька, ялгай, шяяреньконь
Понасаськ минь локшекс.
Минь кштитяма – моратама
Сценать лангса мокшекс.
4.Мон и моран, и кштиян
Самай пара пингозе.
Минь Мордовияньке, ванка,
Фалу моли инголи.
5.Частушкада содан лама,
Анцек саты, тутама.
Тага васьфтемс ератада-
Звоняда и сатама.
6. Мы вам пели и плясали,
Веселились от души.
А ведь правда, что мордовки
Очень даже хороши!
Ведущий: Родной язык – душа народа. Язык создаётся веками, тысячелетиями, непрерывно, постоянно. Он очень стар. Никто в этом мире не может сказать, сколько лет языку. Язык – похож на большую реку, в которой каждая капелька – слово.
Ведущий 1:Вначале было слово, родное слово, первоисточник родного языка, на котором писали до нас, и будут писать после нас. Родной язык – удивительный источник философии и жизни народа, безграничной мудрости и красоты
Игра «Найди пару» («Мук ялганц»)
(Дети садятся за столы. На столах парные карточки с изображением диких и домашних животных, фишки по количеству парных карточек.
Правила игры заключается в следующем: ребенок, начавший игру, должен открыть на игровом поле сначала одну карточку и проговаривать название животного на русском и мордовском языке. Потом открывает другую карточку и дает название животного. Если открылись две одинаковые карточки, то играющий забирает карточки себе и продолжает играть дальше. За каждый угаданный ход играющий, открывший две одинаковые карточки, получает фишку. Если карточки разные, то ребенок их кладет на место и при этом запоминает, какие животные были изображены на открытых карточках. затем игрок передает ход следующему. В конце игры каждый игрок считает количество фишек. Побеждает тот, кто получил больше фишек)
Ведущий 2: Мордовия — многонациональная республика, где проживает более ста различных этносов. Каждый народ – это неповторимая культура, история, образ жизни. Политика нашей республики направлена на укрепление равноправия народов Мордовии, независимо от их этнической принадлежности. В нашей республике вторым государственным языком является мордовский язык. Среди сидящих в этом зале тоже есть ребята разных национальностей.
Ведущий 1: Наше главное богатство – это наш народ, наш красивейший язык, наша самобытная мордовская культура, а богатство надо беречь, и мы обязаны сохранить мокшанский и эрзянский языки для наших потомков.
Музыкальное упражнение «Разноцветный дождик»
(«Лама тюсса пиземня»)
Ведущий 2: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания
Если взять сокровища нашей литературы, то о чём в первую очередь пишут авторы на своём родном языке? Конечно же, о своей родине, о том месте, где они родились, где прошло их детство.
Ребенок. Стихотворение «Кельгса шачем уженязень»(Люблю свою родимую сторонку)
Кельгса шачем уженязень,
Сембодонга мазы крайть.
Кели паксанзон,луганзон.
Валда веденц Мокша ляйть.
Мон Мордовияса эрян,
Коса кайги мокшень кяльсь.
Строявихть од кутт и школат,
Конат сембонди туфт мяльс.
Варжакстт лангозон и няйсак,
Кода келькте, шачем край.
Аф стак морот колгат морсян,
Инксот седизе резнай.
Ведущий 1: Какую радость испытывает человек на чужбине, когда слышит родное слово! Одно долгожданное слово способно исцелить, поднять боевой дух, превратить жизнь в праздник!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2: Для того, чтобы уважать свой родной язык, чтобы сегодня душа народа пела и расцветала, необходимо, чтобы этот язык был в полном объеме и в полной мере дан детям – будущим хранителям наследия народа.
Песня в исполнении детей «Мордовия моя»
Ведущий 1: И я желаю всем, кто любит свой язык,
Всегда помнить его, не забываться,
Ведь на миллион разных языков,
Один родным лишь может называться
Ведущий 2: Дорогие ребята! Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им, говорите правильно и красиво. В нем наше прошлое, настоящее и будущее. Народ жив, пока живы его культура и язык! Сохранение языков – это сохранение многонациональной страны»
Ведущий 1: Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
Ведущий 2: Мокшень ломать! Прафтода эсь кяльти,
Мзярос нинге сон апак юмафтт.
Козякафтость, ванфтость,путость мяльти
Тядянь кяльнять – надияма вастть.
Ведущий 1: Кельгость тядянь и алянь кяльть, кельгома ялгат!
Ведущий 2: Любите язык матерей и отцов, дорогие друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область: «Познавательное развитие» раздел: Ознакомление с социальным миром» по теме: «Мой родной город» (для детей средней группы 4-5 лет)
Познакомить детей с главными достопримечательностями города, в котором они живут - город Советский....
КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...
Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Класс» тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель мероприятия: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать самостоятельность детей в выборе Тико конструкции, умение видеть конструкцию предмета и анализиров...
Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием набора «Робомышь» Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»
Конспектобразовательного мероприятия с детьми 5-6 лет(образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием набора «Робомышь»Тема: «КАРТА СОКРОВИЩ»Цель...
Конспект образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») тема: «Простейшие алгоритмы»
учить составлять и выполнять линейные алгоритмы с помощью указаний....
образовательного мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием конструктора WeDo 2.0 тема: «Знакомство с зубчатыми колесами. Весёлая карусель»
Цель занятия: изучение зубчатой передачи и установление взаимосвязи между параметрами зубчатого колеса (диаметром и количеством зубьев) и скоростью вращения....
Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»
Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...