Традиции чувашского края
методическая разработка (старшая группа) на тему
Блок «Моя семья»
Продолжать воспитывать у детей любовь и заботу о членах семьи, вежливое отношение к ним, желание вести себя в семье культурно: желать доброго утра и спокойной ночи, следить за тем, чтобы быть чистым и опрятным, чтобы другим членам семьи приятно было с ним общаться, следить за порядком (вовремя убирать игрушки, помогать убирать посуду).
Закреплять этикетные слова на чувашском языке: ыра up (доброе утро), ыра кад пултар (добрый вечер), лайах тёлёксем кур (приятных снов), сывлах сунатап (будь здоров), кадар (извини), тавтапуд (спасибо), тархасшан (пожалуйста).
Продолжать развивать у детей потребность в действенном проявлении заботы о пожилых (бабушках и дедушках) — они много сделали в жизни для своих родных, вырастили своих детей, помогают воспитывать внуков, нужно стараться их не расстраивать, беречь от переживаний.
Формировать представления о роде (йах), воспитывать у детей желание беречь честь рода — быть честным, выполнять обещанное, ладить с людьми, не оставлять родителей в старости.
Закреплять в словаре детей чувашские слова: атте (отец), анне (мать), кукамай (бабушка по матери), кукади (дедушка по матери), асанне (бабушка по отцу), асаттв (дедушка по отцу), аппа (старшая сестра), пичче (старший брат), йамак (младшая сестра), шамам (младший брат), ывал (сын), хёрём (дочь), манук (внук).
Формировать представления о семейных праздниках, традициях, реликвиях, ценностное отношение к ним.
Блок «Мой детский сад»
Развивать способность искренне радоваться успехам других детей в ходе игры, занятия и других видов деятельности.
Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду работников детского сада. Повар вовремя и вкусно кормит. Няня и дворник наводят чистоту и порядок. Воспитатели играют, занимаются с детьми, чтобы они росли добрыми, честными, умными, здоровыми. Старший воспитатель помогает воспитателям разобраться в их сложной работе. Прачка следит за чистотой белья. Шофер привозит вовремя продукты, новые игрушки, интересные книжки. Заведующий руководит работой детского сада. Люди, которые работают в детском саду, заботятся о том, чтобы детям было хорошо.
Развивать у детей стремление помочь взрослым поддерживать чистоту и порядок в группе и на участке детского сада (поменять постельное белье, унести его в прачечную; всегда расставлять по местам игрушки; одежду, обувь класть на место).
Воспитывать у детей благодарное отношение ко всем работникам детского сада (учить детей называть работников детского сада по имени и отчеству), стремление сделать приятное работникам детского сада (быть доброжелательным, улыбаться при встрече, поздравлять с праздником, готовить подарки), здороваться и прощаться без напоминания.
Совершенствовать навыки самообслуживания, умение чисто и аккуратно содержать одежду, обувь и постель.
Развивать привычку к труду, способность самостоятельно замечать необходимость выполнения какой-либо работы и потребность сделать ее самому или с помощью взрослого, других детей.
Формировать элементарные умения по приготовлению пищи: чистить вареные овощи, нарезать их для винегрета, мыть овощи и др.
Совершенствовать умения по выполнению функций дежурных по столовой, по занятиям, по уголку природы.
Формировать умения, необходимые для работы в огороде, саду, цветнике.
Развивать умения изготавливать своими руками игрушки, сувениры, украшения из природного материала, бумаги, картона и других материалов; ремонтировать книги.
Совершенствовать навыки взаимопомощи в совместной деятельности с детьми и взрослыми, привычку предлагать и оказывать помощь старшим.
Закреплять в словаре детей словосочетание на чувашском языке: ача сачё, сыва-и, ыра up, ыра кад пултар, сывлах сунатап, кадарар, чипер юлар, тавтапуд, тархасшан.
Блок «Мой город (деревня, село, поселок)»
Развивать интерес и любовь у детей к родному городу (деревне, селу, поселку). Формировать представления о главных событиях, произошедших в жизни города (деревни, села, поселка), знакомить с историей возникновения города (деревни, села, поселка), его географическим положением, достопримечательностями, основными отраслями производства (сельское хозяйство, животноводство, легкая и тяжелая промышленность), известными людьми, прославившими его.
Формировать конкретные знания о некоторых заслуженных мастерах своего дела в родном городе (деревне, селе, поселке), воспитывать чувство особого уважения к ним, восхищения их трудом, знаниями, умениями, гордости за таких земляков.
Ввести в словарь детей чувашское слово ентеш — земляк.
Воспитывать бережное отношение к памятникам города (деревни, села, поселка). Люди сажают цветы, поддерживают чистоту вокруг памятника. К памятникам приносят цветы в день рождения известных людей, венки в честь тех, кто погиб на войне.
Воспитывать уважительное отношение к людям, которые заботятся о сохранении культуры города (деревни, села, поселка): главе, администрации города (деревни, села, поселка).
Закрепить в словаре детей словосочетания на чувашском языке: таван, ял, хула, сала.
Блок «Моя республика»
Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям других национальностей, проживающих на территории Чувашской Республики.
Воспитывать у детей уважительное отношение к государственной символике республики (флагу, гербу, гимну).
Воспитывать у детей желание трудиться на благо республики и страны.
Все люди, проживающие в республике, трудятся на благо республики и страны.
Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства Чувашии, на которых люди трудятся: производство различного оборудования, машиностроение, а также пищевая промышленность. Тракторный завод — единственный в России завод, входящий в четверку мировых предприятий-лидеров по производству бульдозеров, машин для нефтегазовой, строительной и других отраслей. Предприятие по производству конфет, печений и прочих десертов «Акконд» входит в число ведущих предприятий региона. Компания по производству напитков выпускает пиво, лимонад. Легкая промышленность производит носочно-чулочные изделия. Приоритетной отраслью сельского хозяйства Чувашской Республики является хмелеводство. На всю Россию качеством своей продукции известны картофелеводы Чувашии, активно развивается животноводство. Известна далеко за пределами республики Альгешевская фабрика вышивки и ткачества «Паха тёрё».
Раздел «Кто такие чуваши?»
Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности (у чувашских детей). Формировать представления о культуре чувашского народа.
Жилище чувашей в прошлом: маленькие деревянные дома с соломенной крышей, полуземлянки; внутреннее убранство: нары, которые служили кроватью и ларем для хранения домашних принадлежностей; топка по-черному; украшение жилища домоткаными полотенцами, половиками, вязаными скатертями, подзорами.
Национальная одежда: кёпе, тухья, масмак, сурпан, хуьипу, шу- пар, накосники, подвески; лапти и др. Украшение одежды. Использование разных видов орнамента.
Одежда детей: у мальчиков — рубашка с мелкой вышивкой по грудному разрезу, краю рукава и подола; у девочек — платья, простенькие бусы, по праздникам они носили ожерелья из монет, наплечные и наспинные украшения: накосники, подвески-пояски, медные «хвостики».
Пища чувашей: в пище преобладали растительные продукты: мука, крупа, овощи, по праздникам готовили хуран кукли (вареники), тултармаш (кишки, начиненные жирным мясом с ячменной, полбенной или пшенной кашей, сваренные в котле, затем поджаренные), шарттан (чувашская колбаса), йава (мелкие шарики из сдобного теста), хуплу (пирог с мясом), какай шурпи (мясная похлебка), чакат (сыр), салма яшки (суп с клецками) — приветственный суп для почетных гостей, пуремеч (ватрушки с творогом или картофелем), шаркку (жаркое), месерле дамарта (сваренные вкрутую и поджаренные яйца). Максама — сладкое пиво без хмеля и дрожжей для детей и стариков.
Традиции, обычаи и обряды чувашского народа: ниме, алыл- маш; приглашение в гости, угощение, проводы гостей; обходить вековой дуб при отправлении в дальний поход и др.
Национальные богатыри: Улып, Чемень, Юман-батыр, Ту- батыр.
Праздники чувашского народа: Сурхури, £аварни, Манкун, Ака- туй, сёрен и др.
Посуда и утварь чувашей: пользовались самодельной деревянной, глиняной посудой: тирёк (большая деревянная чаша), чаплашка (мисочка для маленьких детей), алтар (братина), курка (ковш); куршак (горшок), какшам (кувшин), датма (сковорода); плетеной тарой: кушел (кошель), кардинкка (корзина). Посуду украшали красивой причудливой резьбой.
Инструменты для изготовления посуды: пара (бурав), айа (стамеска), даврам пара (коловорот) и др.
Материал для изготовления посуды: береста, дуб, лоза, глина и др.
Ремесла и промыслы: земледелие, изготовление холста из льна и конопли, прядение, отбеливание, окрашивание, изготовление одежды, вышивание, резьба по дереву, плотничество, гончарное дело, изготовление колес, плетеной, гнутой мебели, музыкальных инструментов, охота и др.
Раздел «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?»
Формировать представления у детей о том, кого чуваши считали хорошим человеком: трудолюбивого, доброго, любящего свою родную землю, Родину, честного, уважительно относящегося к старшим, вежливого в общении.
Формировать у детей представления о традиции чувашей давать благопожелания родившемуся ребенку: мальчику — быть, как отец крепким, сильным, трудолюбивым, девочке — быть, как мать приветливой, скромной, быстрой в работе. Ребенку также желали быть счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, чтобы у него в будущем было много детей. Знакомить детей с именами, которые чуваши давали своим детям (Илемпи, Сарпи- ке, Юман, Атнер и др.,), показать связь чувашских имен с бла- гопоже л аниями.
Воспитывать у детей интерес к труду чувашей и трудолюбие. Дать представление о любви чувашей к работе на земле (труд на земле с ранней весны до поздней осени от зари до зари: подготовка к посевной, посевная, сенокос, жатва, посев озимых, молотьба, копка картофеля и корнеплодов и т.п., выход чувашей на полевые работы в полном праздничном светлом одеянии и в украшениях, вовлечении детей с ранних лет в земледельческий труд). Раннее начало трудового дня; выполнение работы по дому, хозяйству; помощь детей родителям в выполнении домашних дел (присмотр за младшими братьями, сестрами, уход за домашней живностью, работа в огороде).
Трех-четырехлетние дети зимой ухаживали за ягнятами в избе, с рук кормили веточным кормом, убирали за ними, кормили цыплят, утят, гусят, стерегли их. В пять-шесть лет дети имели индивидуальные трудовые обязанности. В шесть-семь лет дети имели свои грядки (супинкке).
Особенности труда девочек — девочки привлекались к приготовлению пищи, уборке помещения, рукоделию, работе в огороде, уходу за домашней живностью; достоинством женщины считали умение владеть земледельческими орудиями, стряпать, шить, ткать и т.п.
Особенности труда мальчиков — в труде мальчиков требовалось применение физической силы, проявление выносливости, идеалом крестьянского мужчины являлся тот, кто обладал необходимыми познаниями в ремеслах.
Дети при участии взрослых мастерили игрушечные орудия труда, с их помощью они выполняли те же действия, что и взрослые в процессе труда. Постепенно от игрушечных орудий труда дети переходили к настоящим орудиям труда. У детей были детские ведра, коромысло, лопата, грабли, вилы, ломик и т.п. В качестве детского топорика использовался маленький топорик наподобие полумесяца — айпалта. Дети убирали за собой, чистили и сушили обувь, постепенно учились пришивать пуговицы, ставить заплатки, штопать, стирать свои мелкие вещи, чинить лапти и т.п.
Трудовых обязанностей у детей было очень много. Девочек постарше мать обучала изготовлению кружева, скатерти, богато орнаментированного одеяла с аппликациями, приготовлению пищи. Отцы обучали мальчиков сельскохозяйственным работам, плетению лаптей. Чувашским детям строго запрещалось произносить слова об усталости (об этом говорили на ушко), от детей требовалось любить труд и людей труда, трудолюбивым считали того, кто с любовью делает и нелюбимую работу, трудолюбие, по мнению чувашей, считалось самым драгоценным человеческим качеством. Проверка трудовой подготовки старших детей осуществлялась во время ниме, алылмаш, всевозможных праздников.
Воспитывать бережное отношение к продуктам труда.
Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Обучить народным играм, связанным с трудовым содержанием.
Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, людям другой национальности. Формировать представления о доброте как одной из характерных черт чувашей (доброго человека чуваши называли ыра дыннамар), традиции чувашей в ответ на какой-то подарок или доброе дело непременно отблагодарить: подарить более ценную вещь или помочь в чем-то; распространение благодарности на всю семью и род человека, сделавшего доброе дело; люди, симпатизирующие друг другу, обменивались между собой дорогими подарками. Познакомить с завещанием И.Я. Яковлева чувашскому народу: дружбы с русским народом: («Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ...»), дружбы с многочисленными народностями, дружбы среди самих чувашей («Будьте дружны между собой»), дружбы в семье («В семейном счастье — защита от жизненных испытаний»).
Познакомить детей с пословицами и поговорками о добре, благодарственной песнью.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, земле, развивать желание ее защищать, трудиться на благо своей Родины, хранить в памяти и сердцах имена людей, погибших на войне. Чуваши преданно любили свою Родину, бережно относились к своим обычаям и языку. Поэтический образ Родины у чувашей — «золотая колыбель». Традиция чувашей обходить вековой дуб, отправляясь в дальний поход, чтобы всегда помнить
Родину и возвратиться удачно. Участие чувашей в Гражданской и Великой Отечественной войнах, уход чувашей добровольцами на фронт в годы Великой Отечественной войны. Проявление храбрости и героизма чувашским народом во время войны. Помощь чувашского народа людям, сражавшимся на войне, хлебом, мясом, маслом, теплыми вещами, деньгами.
Познакомить детей с пословицами и поговорками, песнями о Родине.
Воспитывать у детей честность через формирование представлений о чувашах, как людях, которые старались сохранять доброе и честное имя в самых сложных обстоятельствах, они не одобряли обмана и неблагодарности в отношении к людям. Отсутствие у чувашей привычки брать чужое, их отрицательное отношение к нечестным людям.
Познакомить с пословицами и поговорками о честности.
Воспитывать уважительное отношение к старшим. Чувашские дети вежливо и почтительно относились к взрослым. К старшим обращались: пичче (старший брат), аппа (сестра), а к пожилым — асанне, кинемей (бабушка), асатте (дед), инке (тетя) и т.д.; анне (мать), кинемей для чувашей понятия священные. При решении важных проблем всегда прислушивались к мнению стариков. Почтительное отношение к матери.
Поощрять детей использовать этикетные выражения в разных ситуациях: при входе в дом — Мёнле пуранатар? (Хорошо ли поживаете?), при входе в дом во время обеда — Апачё тутла пултар (Пусть пища будет вкусной), при приближении к работающим — Вай патар (Пусть силы прибавятся), при прощании — Телейлё дул пултар (Пусть дорога будет удачной) и др.
Раздел «Культура народов, проживающих в Чувашии (русских, татар, марийцев, мордвы и др.)»
Воспитывать уважение к народам, проживающим в Чувашии (русским, татарам, марийцам, мордве и др.), через формирование представлений об их культуре.
Культура русского народа:
народный костюм, его детали: мужская одежда — рубаха, штаны, зипун, кафтан, ферязь, армяк и др.; женская одежда — сарафан, понева, запона, душегрейка, шубка, суконный опашень, муфта;
праздники: Новый год, Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха и др.
национальные богатыри: Микула Селянович, Святогор, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
национальная кухня: блины, пироги, похлебки, каши, варенья, соленья, квас, кисель и др.
ремесла: кузнечное дело, златокузнечное дело, гончарное ремесло, керамика, вышивка, мастерство эмалей, резьба по дереву, кости, чернение, гравировка по металлу, стеклоделие, фарфор, художественная роспись (гжель, жостовская роспись, палехская миниатюра, хохлома, лубок), изготовление самоваров, матрешек и др.
Культура татарского народа:
народный костюм, его детали: одежда — рубаха-платье, шаровары, халат, чоба (легкая, без подкладки, верхняя одежда), чекмень (приталенная длинная демисезонная одежда); головные уборы — тюбетейка (у мужчин), калфак (у женщин); обувь — ичиги, чабата (лапти).
праздники: Сабантуй (праздник плуга), Курбан-байрам и др. национальные богатыри: Батыр, Алпамаш, Камыр и др. национальная кухня: отличие татарской кухни — разнообразие и редкое сочетание продуктов: чак-чак, шербет, бишбар- мак, кыстыбый (лепешка из пресного теста) и др.
ремесла: гончарное ремесло, ювелирное искусство, каменное и деревянное зодчество (резьба, монументальное строительство, изготовление предметов быта), кожевенное ремесло, ткачество и золотое шитье, кузнечное дело, оружейное ремесло.
Культура марийского народа:
народный костюм, его детали: тувыр (нательная рубаха), йолаш (штаны), кафтан, передник, пояс; типы головных уборов — каркасные, остроконечные, лопатообразные, мягкие полотенчатые (шарпан), платки, наиболее древний головной убор — шурка; обувь — лапти, кожаные сапоги.
праздники: Агавайрем (праздник пашни), Угинде (праздник урожая) и др.
национальные богатыри: Кайван, Чумбылат и др. национальная кухня: лашка (суп с клецками), подкогыльо (вареники с начинкой из мяса или творога), коман мелна (слоеные блины), пахта и др.
ремесла: изготовление дорожных сундуков, тарантасных плетенок, национальных музыкальных инструментов, деревянных тростей, корзиноплетение, валяние валенок, изготовление валяного мужского головного убора, изготовление шуб шубков из овчины, вышивка, резьба по дереву, ювелирное ремесло.
Культура мордовского народа:
народный костюм, его детали: одежда — панар (рубаха), понкст (штаны), кушак (пояс), сумань (приталенное суконное пальто), чапан (демисезонное пальто), пулай (набедренное украшение), сюлгамо (декоративная застежка на рубахе); головные уборы — панго, шлыган и др.; обувь — лапти, сапоги, онучи;
праздники: мордовские праздники приурочивались к русским народным праздникам. Роштува (праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту), Акша келу (Белая береза) — праздник Святой Троицы и др.
национальные богатыри: Перя, Пургаз, Сабан-богатырь.
национальная кухня: традиционная мордовская кухня зависела от продуктов, получаемых в хозяйстве, и обуславливалась основными занятиями народа — земледелием и животноводством, подспорьем в питании служили и служат продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. Блюда: блины, лепешки, селянка, лукш (пирог из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7—12 слоев), чапамо ловсо (кислое молоко) и др.
ремесла: ювелирное искусство, вышивка золотой нитью, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева, плетение из лыка, изготовление глиняных игрушек, кукол, плетение кружев на коклюшках, изготовление керамической посуды, матрешек, роспись по дереву, валяние валенок, кузнечное дело, бортничество.
Блок «Моя Родина»
Формировать представление о том, что в состав России входит много суверенных республик: Чувашская, Татарская, Марийская, Мордовская и др.
Развивать чувство патриотизма на основе ознакомления с историческим и культурным прошлым страны, современным развитием культуры и промышленности, уважительное отношение к государственной символике (флагу, гербу, гимну).
Воспитывать дружелюбное отношение к странам ближайшего окружения (Белоруссия, Украина и др.), их культуре, обычаям.
Развивать обобщенные представления о многонациональном составе населения России, их языке, культуре.
Недели | «Традиции чувашского края» (я и моя семья,мой детский сад) | «Традиции чувашского края» (я и мой город, моя республика, родная страна) |
Сентябрь | ||
01.09.2017 – 08.09.2017 | «Дружная семья» Задачи: Обогащать представления детей о семье. Дать представление о роде (йах) | Наша малая родина. Задачи: Знакомить детей с географией и традициями Чувашского края. Воспитывать чувство гордости за свою родину. |
11.09.2017 – 15.09.2017 | «Работа по заучиванию домашних адресов» Задачи: формировать представление о том, что в городе много улиц и у каждой есть свое название, у каждого дома есть свой номер. Уточнить, для чего нужен адрес. | Рассматривание иллюстраций «Животные родного края» Задачи: познакомить детей с дикими животными, которые обитают в лесах нашей республики. |
18.09.2017– 22.09.2017 | «Беседа с детьми о городе, деревне» Задачи: развивать у детей интерес к городу, селу, району в котором он живёт, что в его городе живут люди разных национальностей: и русские, чуваши, татары.
| Рассказ о земледельческих занятиях чувашей. Знакомство с орудиями труда - серпом, цепом Задачи: прививать интерес к изучению жизни и быта своих предков-чуваш.
|
25.09.2016 – 29.09.2017 | Рассматривание картины «Ача сачё» Задачи: Обогащать представления детей о деятельности людей, причастных к детскому саду. Формировать представления о том, что взрослые заботятся о детях; Формировать уважительное отношение к взрослым | Кто такие чуваши? Задачи: Развитие интереса к истории чувашского народа. Продолжать воспитывать интерес к прошлому чувашского народа |
Октябрь | ||
02.10.2017 – 06.10.2017 | «Семья» Задачи: Воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи на основе обогащения представлений детей о семье. | Чувашская деревня в старину. Рассматривание иллюстраций с жилищем чувашей Задачи: Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу, понимание своей национальной принадлежности (у чувашских детей). Формировать представления о культуре чувашского народа. |
09.10.2017 – 13.10.2017 | «Мой детский сад!» Задачи: Воспитывать уважительное отношение к труду, работникам детского сада. Обогащать представления о деятельности людей, причастных к детскому саду. Формировать понимание о роли труда в обществе. | Слушание чувашской народной песни «Асран кайми аки-сухи». Задачи: Развивать представление детей о культуре чувашского народа. |
16.10.2017 – 20.10.2017 | Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей» Задачи: Формировать умение использовать вежливые слова, этикетные выражения при приветствии; Воспитывать у детей тактичность, почтительное отношение к окружающим, навыков гостеприимства | Рассматривание изделий декоративно-прикладного творчества Задачи: Развитие интереса к особенностям чувашского творчества. Формировать представления о культуре чувашского народа. |
23.10.2017 – 27.10.2017 | Беседа: «Для чего нужны людям библиотеки?». Задачи: Воспитание бережного отношения к книгам, развитие навыков поведения в общественных местах. | Презентация «Многонациональная Чувашия». Задачи: Знакомить с многообразием народов, проживающих на территории Чувашии, их традициями. |
Ноябрь | ||
30.10.2017 – 03.11.2017 | Работа в книжном уголке: главная достопримечательность родного города Задачи: продолжать знакомить детей с родным городом, прививать любовь к родному краю. | «Традиции и обычаи чувашского народа». Задачи: Продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре; Понимание своей национальной принадлежности. Развивать представления о труде и обычаях. |
06.11.2017 – 10.11.2017 | Беседа: «Моя любимая семья» Задачи: Продолжать развивать у детей потребность в действенном проявлении заботы о пожилых (бабушках и дедушках) — они много сделали в жизни для своих родных, вырастили своих детей, помогают воспитывать внуков, нужно стараться их не расстраивать, беречь от переживаний.
| Рассматривание карты Чувашской Республики Задачи: Развитие интереса к истории чувашского народа; Продолжать формировать у детей разных национальностей национальную идентичность; Социально-коммуникативное развитие с учетом регионального компонента. |
13.11.2017 – 17.11.2017 | Дид. игра «Что хорошо, что плохо?» Задачи: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Воспитывать уважительное отношение к старшим, доброжелательности друг к другу. | Беседа о флаге, гимне. Задачи: Прослушивание гимна ЧР. Воспитание уважительного отношения к государственным символам ЧР. |
20.11.2017– 24.11.2017 | Беседа «Кого можно считать хорошим человеком?» Задачи: Усвоение норм и ценностей принятых в обществе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к своей Родине. | Чувашская национальная одежда. Задачи: Развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса. Воспитывать интерес к историческому прошлому. |
27.11.2017– 01.12.2017 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Задачи: Воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Учить соблюдать определённые правила в семье; Усвоение норм и ценностей, принятых в семье. | Рассматривание набора открыток с изображением достопримечательностей г. Чебоксары Задачи: Продолжать воспитывать у детей любовное отношение к родному городу (деревне, селу, поселку), уважительное отношение к людям, которые хранят культуру города |
Декабрь | ||
04.12.2017– 08.12.2017 | «Игры со строительным материалом» - учить детей строить улицу из строительного материала (дорога-домики). Задачи: Закрепить названия города, улицы. Обратить внимание, что дома бывают высокие и низкие. | Рассматривание фотографий: «Мой город» Задачи: закрепить с детьми название своего города, побуждать рассказывать о знакомых местах, где они гуляли с родителями.
|
11.12.2017 – 15.12.2017 | Изготовление с детьми тряпичной куклы. Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии | Рассматривание комплекта «Народы России» Задачи: закреплять осознание принадлежности к определенной национальности и формировать толерантное отношение к людям других национальностей. |
18.12.2017 – 22.12.2017 | Просмотр и обсуждение мультфильма «Алеша Попович Задачи: Воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, о родном городе, деревне, селе; | Моя Родина – Чувашия Задачи: Воспитывать у детей любовь к своей родине, земле, развивать желание ее защищать, трудиться на благо своей Родины, хранить в памяти и сердцах имена людей, погибших на войне. Чуваши преданно любили свою Родину, бережно относились к своим обычаям и языку |
25.12.2017 – 29.12.2017 | Беседа на тему "Семейные традиции" Задачи: познакомить детей с понятием "Семейные традиции". Поговорить с детьми о семейных традициях, существующих в их семье | Рассматривание иллюстраций с изображением различных праздников. Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии |
Январь |
| |
09.01.2018 – 12.01.2018 | Слушание песен о ласточке, солнце, дубе — символах здоровья, красоты и трудолюбия чувашского народа Цель: Учить детей сравнивать мелодии; формировать интерес к прослушиванию песен различной тематики; Развивать способность к слуховому представлению, музыкально-эстетическое сознание
| Рассматривание иллюстраций «Родная природа» Задачи: продолжать знакомить детей с красотой родного края, воспитывать чувство любви и гордости за свою малую родину, желание беречь эту красоту и обогащать ее своими добрыми делами. |
15.01.2018 – 19.01.2018 | Просмотр презентации «Чем мы занимаемся в детском саду» Задачи: Формировать устойчивый интерес к совместной практической деятельности со сверстниками, умение строить отношения с ними на деловой доброжелательной основе.
| Презентация «Культура русского народа» Задачи: познакомить детей c культурными традициями русского народа , c особенностями национального костюма, с элементами народной вышивки, с ремеслами и кухней, с народными праздниками и играми, с русскими богатырями. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение. |
22.01.2018 – 26.01.2018 | Беседа на тему «Наши родные воспитатели» . Задачи: Формировать представление о том, что взрослые всегда заботятся о детях. Формировать уважительного отношения к взрослым, труду других людей. Дать понятие о специальном человеке, присматривающем за детьми. | Рассматривание фотографий с изображениями русской народной одежды Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к русскому народу, его традициям. |
Февраль | ||
29.01.2018 – 02.02.2018 | Праздник Сурхури. Задачи: Приобщать детей к культуре чувашского народа. Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям. | Рассматривание репродукции картины Н.В. Овчинникова «Здравствуй, Земля». Задачи: Формирование основ этнической идентичности на основе ознакомления с национальной культурой народов Чувашии
|
05.02.2018 – 09.02.2018 | «Хищник в море»(Чувашская народная игра) Цель: Расширить представления детей о национальном колорите подвижных игр; развитие быстроты реакции, координации движений; воспитание ловкости, смелости.
| Рассматривание презентации «Города Чувашии» Задачи: В состав Чувашии входят следующие города: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин, Цивильск, Козловка, Мариинский Посад. Развивать интерес и любовь к родному краю через формирование первоначальных представлений о родной республике. |
12.02.2018 – 16.02.2018 | Выставка фотографий «Сердцу милый уголок» Задачи: Воспитывать у детей благодарное отношение к работникам детского сада за их заботу и любовь, желание сделать им приятное: здороваться, прощаться на русском и чувашском языках, улыбаться при встрече | Презентация «Ремесла и промыслы чуваш» Задачи: Познакомить детей с чувашским народными промыслами: резьба по дереве, лозоплетение, земледелие, вышивание, гончарное дело, изготовление колес, гнутой мебели, музыкальных инструментов; охота. Развивать мышление, память детей. |
19.02.2018 – 23.02.2018 | Чувашские национальные богатыри. Задачи: Чтение былин и легенд. Воспитывать желание быть смелыми, защищать слабых Родину. | Чуваши- трудолюбивый народ Задачи: Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства Чувашии, на которых люди трудятся: производство различного оборудования, машиностроение, а также пищевая промышленность. |
Март | ||
26.02.2018 – 02.03.2018 | Чувашская сказка «Лиса-плясунья» Задачи: познакомить школьников с чувашской сказкой «Лиса-плясунья»; дать представление об особенностях чувашского костюма; познакомить с основными движениями чувашского женского танца
| Рассматривание посуды изготовленной чувашскими мастерами, салфеток с чувашским орнаментом, повязок масмак, головного убора тухья. Беседа о солнце на вышивках чувашских девушек. Задачи: Расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости |
05.03.2018 – 09.03.2018 | Дид. игра «Одень куклы Нарспи и Сетнер». Задачи: Развитие интереса к деталям чувашской национальной одежды, эстетического вкуса. | Рассматривание фотографий с изображениями татарской национальной одежды Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к татарскому народу, его традициям. |
12.03.2018 – 16.03.2018 | Слушание чувашской народной сказки «Пирог веревочкой» Задачи: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. | Рассматривание фотографий с изображением продуктов различных ремесел. Задачи: Привлечение родителей к сбору экспонатов для представления культуры татарского народа в краеведческом уголке, созданию тематического альбома «Татарские ремесленники |
19.03.2018 – 23.03.2018 | Чтение и обсуждение мордовской легенды о Пере- богатыре. Задачи: Развивать у детей чувство гордости за людей, прославивших республику, желание трудиться на благо республики и Родины, также прославить их своими достижениями | Рассказ воспитателя о деталях мордовской национальной одежды (женской и мужской), головных уборов, обуви. Задачи: Воспитание у детей уважительного отношения к мордовскому народу, его традициям |
26.03.2018 – 30.03.2018 | Обучение марийским народным играм «Катание мяча», «Биляша» и др. Задачи: Формирование представления детей о народах, проживающих на территории Среднего Поволжья, об их национальной культуре; Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другим национальностям, их культуре, традициям и обычаям; | Рассказ воспитателя о видах ремесел марийского народа. Задачи: Продолжать воспитывать уважение к народам, проживающим в Чувашии (русским, татарам, марийцам, мордве и др.) через развитие представлений об их культуре. Продолжать формировать у детей разных национальностей национальную идентичность. |
Апрель | ||
02.04.2018 – 06.04.2018 | Знакомство детей с пословицами и поговорками о добре Доброе дело питает и разум и тело. Задачи: Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, людям другой национальности. Формировать представления о доброте как одной из характерных черт чувашей | Беседа – рассказ «Здоровый человек в татарских именах, пословицах и поговорках» Задачи: Формировать интерес детей к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор. Знакомить детей с национальными особенностями разных народов. Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
|
09.04.2018 – 13.04.2018 | Рассказ о чувашском космонавте А. Г. Николаеве. Задачи: Закрепить знания детей об известных людях, прославивших Чувашскую Республику | Беседа и просмотр презентации «Особенности и орнаменты чувашского узора» Задачи: дать понятие о чувашских орнаментах; создать эмоционально-положительное настроение.
|
16.04.2018 – 20.04.2018 | Знакомство с завещанием И.Я. Яковлева чувашскому народу Задачи: Воспитывать у детей доброе отношение друг к знаменитому чувашскому просветителю | Организация выставки «Чувашия-страна ста –тысяч узоров» Задачи: воспитание любви к родному краю, и развитие в детях художественных способностей на основе народного промысла Чувашии, и привитие уважения к своему народу |
23.04.2018- 27.04.2018 | Рассматривание набора открыток Г. Изратовой «Запах хлеба» Задачи: Воспитание бережного отношения к хлебу. Развитие интереса к работе на земле. Формировать умение работать в коллективе. | Рассматривание репродукции картин Н.В. Овчинникова «Праздники на земле Улыпа». Задачи: Развитие интереса к обрядовым праздникам. развитие интереса к познанию истории родного края; Воспитание патриотизма на основе обогащения представлений детей о своей малой Родине, о родном городе, деревне, селе; |
Май | ||
30.04.2018 – 04.05.2018 | Экскурсия к монументу Воинской Славы. Задачи: Посещение памятников, рассказ о людях, которым сооружены памятники | Герои Чувашии Задачи: Формировать конкретные знания о некоторых героях своей республики, воспитывать чувство особого уважения к ним, восхищения их трудом, знаниями, умениями, гордости за таких земляков. |
09.05.2018 – 11.05.2018 | Они защищали Родину Задачи : закрепить знания детей о том, как защищали страну люди в годы Великой Отечественной войны, как в мирное время помнят о них; уточнить знания о героях- земляках | Рассматривание фотографий с изображением чувашей, сражавшихся на войне, воинских наград. Задачи : Воспитание любви к своей малой родине, патриотизма, чувства гордости за предков, отстоявших Родину. |
14.05.2018– 18.05.2018 | Сюжетно-ролевая игра «Посещение музея». Задачи: Развитие навыков поведения в общественных местах развитие интереса к познанию истории родного края; | Чтение мифа «Как люди научились обрабатывать землю? Задачи: Развитие интереса к работе с землёй. Формировать желание помогать взрослым, работать в коллективе Воспитывать бережное отношение к природе. |
21.05.2018 – 31.05.2017 | Привлечение детей к посадке цветов на участке детского сада, уходу за ними. Задачи: Развитие интереса к работе на земле. | Рассказ о земледельческих занятиях чувашей Задачи: Воспитывать у детей интерес к труду чувашей и трудолюбие. Дать представление о любви чувашей к работе на земле |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...