Беседа с детьми "Традиции моей семьи".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Беседа на тему : "Традиции моей семьи" позволяет углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_detmi_traditsii_moey_semi.docx | 25.98 КБ |
beseda_s_detmi_traditsii_moey_semi.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми «Традиции моей семьи»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- формировать навыки ответственного поведения в семье;
- развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
- развивать творческих способностей.
- воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент
Круг радости
Ведущий: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).
Ведущий: «Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
— Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
3. Традиция «Мое родословное древо»
Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?»
Ведущий:
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
4. Традиция «Гордость за своих предков»
Ведущий: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !
— Назовите их сейчас и расскажите о них.
Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.
5. Традиция «Трудовые династия»
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)
6. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»
Ведущий: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Игра «Продолжи цепочку»
Ведущий: Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »
Физкультминутка
Ведущий: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
7. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»
Ведущий: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
8. Традиция «Составление семейного альбома»
Ведущий: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Звучит песня «Семейный альбом».
Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.
9. Традиция «Хранение старинных вещей»
Ведущий: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.
10. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»
Ведущий: Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.
— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье
11. Традиция «Семейные праздники»
Ведущий: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Ведущий: Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
— Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия.
Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
- Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
- Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Все вместе поют песню «Родительский дом».
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми «Традиции моей семьи»
Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- формировать навыки ответственного поведения в семье;
- развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
- развивать творческих способностей.
- воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент
Круг радости
Ведущий: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:
Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.
2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа
Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).
Ведущий: «Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
— Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
3. Традиция «Мое родословное древо»
Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».
— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.
— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Игра «А ты мне кто?»
Ведущий:
Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
4. Традиция «Гордость за своих предков»
Ведущий: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !
— Назовите их сейчас и расскажите о них.
Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.
5. Традиция «Трудовые династия»
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)
6. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»
Ведущий: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Игра «Продолжи цепочку»
Ведущий: Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »
Физкультминутка
Ведущий: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
7. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»
Ведущий: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
8. Традиция «Составление семейного альбома»
Ведущий: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.
Звучит песня «Семейный альбом».
Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.
9. Традиция «Хранение старинных вещей»
Ведущий: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.
10. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»
Ведущий: Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.
— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.
Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.
— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье
11. Традиция «Семейные праздники»
Ведущий: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
— Какие праздники отмечают в вашей семье?
Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Ведущий: Для чего нужны «Семейные праздники»?
— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
— Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия.
Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
- Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
- Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
Все вместе поют песню «Родительский дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....
Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"
Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Беседа с детьми "Моей семьи война коснулась"
Беседа с детьми о Великой Отечественной войне....
Беседа по патриотическому воспитанию для детей средней группы на тему: «Традиции моей семьи»
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей.Задачи:1. Обобщить и расширить теоретические знания о проведении семейных праздников.2. Ра...
Беседа "Традиции моей семьи"
Беседа "Традиции моей семьи"...