Комплексно - тематическое планирование по коми языку
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день-сохранение родного языка. Успех в возрождении коми языка зависит от того насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении. В настоящее время активизировалась работа пообучению детей коми языку, что является ярким показателем повышения самосознания коми народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_komi_kruzhok.docx | 88.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день-сохранение родного языка. Успех в возрождении коми языка зависит от того насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении. В настоящее время активизировалась работа по обучению детей коми языку, что является ярким показателем повышения самосознания коми народа. Дети слышат коми речь только в детском саду и лишь некоторые из них имеют возможность практического применения в семье. Однако в непосредственной образовательной деятельности обучение родному (коми) языку, развитие разговорной речи становится главной задачей. Успех обучения коми языку русскоязычных детей во многом зависит от того насколько прочный фундамент удалось заложить на начальном этапе обучения в детском саду, в частности, в дошкольном образовательном учреждении. Основными нормативными документами, которые определяют содержание образования по коми языку русскоязычных детей дошкольного возраста являются:
- Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования в Республике Коми: национально – региональный компонент (Коми язык как государственный (второй) в детских образовательных учреждениях) – Сыктывкар, 2001.
- Программа для детских садов по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком (составитель Остапова З.В.) – Сыктывкар,1995.
- Методика проверки уровня знаний программного содержания по коми языку детей старшего дошкольного возраста – Сыктывкар,2001.
Задачи обучения коми языку в дошкольном образовательном учреждении следующие:
- формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой сферах;
- практическое овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков ( в частности, специфических коми звуков- Ӧ -,- дз -, -дж-, -тш- и т.д.);
- практическое овладение определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке;
- постижение через коми литературу и устное народное творчество системы духовных ценностей народа: о нормах поведения, характере общения между людьми ,отношения человека и природы ит.д.
-создание основы для формирования в будущем личности, как умелого хранителя пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций коми края.
В старшей и подготовительной группе овладение русскоязычными детьми коми языком идет через организацию 25- 30 минутных образовательных ситуаций со всеми детьми 1 раз в неделю с закреплением языкового и речевого материала в повседневной жизни ( при приёме пищи, одевании, на прогулке и т. д.), во время разных видов деятельности (игры, труда, рисовании, лепки, пении и т. д.) Объём и содержание обучения русскоязычных детей коми языку в детском саду определяются с учётом этапа обучения; дидактических принципов обучения, интеллектуальных и речевых возможностей дошкольников, а также возрастных их интересов и потребностей.
Таким образом ,обучение детей коми языку должно стать составной частью общего процесса воспитания и обучения детей в детском саду.
Литература:
Александрова Л.В. «Занятия по коми языку в дошкольных учреждениях с русскоязычными детьми. Примерное планирование, методические рекомендации» Коми РИППКНО – Сыктывкар,1993.-35 л.
Белых С.С., Штекляйн С.Н., ПотолицынойН.Б. Парма Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении». – КРИРОиПК - Сыктывкар 2001.
«Вильышпоз» Ичӧт челядьлы лыддьӧм вылӧ книга \лӧсьӧдiс З.В.Остапова. – Сыктывкар:Коми небӧг лэдзанiн, 2000.- 416 л.б.
Вавилова Л.Д. «Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре» Сыктывкар 1991г
Коми челядьлы важъя ворсӧмъяс\ Сост. Ю.Г.Рочев.- Сыктывкар: Коми книжнӧй издательство, 1988.- 24 л.
Остапова З.В.,Москвина Т.А. «Программно-методические материалы дл организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях»\ З.В.Остапова, Т.А.Москвина; Коми республик.ин-т развития образования и переподготовки кадров.- Сыктывкар, 2006.- 92 с.
Остапова З.В., Москвина Т.А.«Обучение коми языку русскоязычных детей в детском саду» Тематическое планирование Сыктывкар, 2002.
Потолицына Н.Б., Зайцева Н.Ф. «Развитие речевого общения на коми языке»: методическое пособие\Н.Б.Потолицына, Н.Ф.Зайцева;под науч.ред. И.В.Макаровой; ГАОУДПО(пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования».-Сыктывкар,2011. -52 с.
Потолицына Н.Б. «Обучение детей дошкольного возраста коми языку».- Сыктывкар КРИРОиПК, 2004.-100с.
Потолицына Н.Б.,Клепиковская Н.Ф.Развивающие игры по обучению коми языку русскоязычных детей дошкольного возраста: рабочая тетрадь.Часть 1 \Н.Б.Потолицына, Н.Ф.Клепиковская; ГАУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования».- Сыктывкар, 2012.-44с.
Потолицына Н.Б.,Клепиковская Н.Ф.Развивающие игры по обучению коми языку русскоязычных детей дошкольного возраста: рабочая тетрадь.Часть 2 \Н.Б.Потолицына, Н.Ф.Клепиковская; ГАУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования».- Сыктывкар, 2012.-44с.
ӧтик - мӧтик, кык-мык…: «Ичӧт челядьлы математикаысь тӧдӧмлунъяс сӧвмӧдӧм вылӧ кывбуръяс да кывпесанъяс,нӧдкывъяс да пудъясьӧмъяс, шусьӧгъяс да кывйӧзъяс, ворсӧдчанъяс да ворсӧмъяс, висьтъяс да мойдъяс, серамторъяс.\ О.И.Рочева.- М.: Вита-Пресс, 2001. – 256 с.
Первый год обучения.
Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность | |
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | «Знакомство» «Тӧдмасьӧм»
«Знакомство» «Тӧдмасьӧм» «Знакомство» «Тӧдмасьӧм»
«Знакомство» «Тӧдмасьӧм» «Детский сад и дети» «Детскӧй сад да челядь». «Детский сад и дети» Детскӧй сад да челядь. «Детский сад и дети» «Детскӧй сад да челядь» «Детский сад и дети» «Детскӧй сад да челядь» «Человек» «Морт» «Человек» «Морт» «Человек» «Морт» «Домашние животные» «Гортса пемӧсъяс» «Домашние животные» «Гортса пемӧсъяс» «Дикие животные» «Вӧрса пемӧсъяс» «Дикие животные» «Вӧрса пемӧсъяс» «Семья» «Рӧдвуж» «Семья» «Рӧдвуж» «Семья» «Рӧдвуж» «Семья» «Рӧдвуж» «Дом» «Керка да керка пытшкӧсса эмбур» «Дом» «Керка да керка пытшкӧсса эмбур» «Дом» «Керка да керка пытшкӧсса эмбур» «Еда.Посуда». «Сеян-юан.Тасьтi-пань(дозмук)» «Еда.Посуда». « Сеян-юан. Тасьтi - пань(дозмук)» «Еда.Посуда». «Сеян-юан. Тасьтi - пань(дозмук)» «Еда.Посуда». «Сеян-юан. Тасьтi - пань(дозмук)» «Одежда и обувь» «Паськӧм да кӧмкот» «Одежда и обувь» «Паськӧм да кӧмкот» «Одежда и обувь» «Паськӧм да кӧмкот»
«Одежда и обувь» «Паськӧм да кӧмкот» «Весна» «Тулыс» «Весна» «Тулыс» «Знакомство.Где я живу» «Тӧдмасьӧм. Кӧнi ме ола» «Знакомство.Где я живу» «Тӧдмасьӧм. Кӧнi ме ола» «Знакомство.Где я живу» «Тӧдмасьӧм. Кӧнi ме ола» «Ар. Арся вӧр - ва» «Осень. Осенний лес» «Ар. Арся вӧр - ва» «Осень. Осенний лес» «Ар. Арся вӧр - ва» «Осень. Осенний лес» «Ар. Арся вӧр - ва» «Осень. Осенний лес» «Ар. Арся вӧр - ва» «Осень. Осенний лес» «Рӧмъяс» «Цвета» «Рӧмъяс» «Цвета» «Рӧмъяс» «Цвета» «Рӧмъяс» «Цвета» «Тӧв. Выль во» «Зима. Новый год» «Тӧв. Выль во» «Зима. Новый год» «Тӧв. Выль во» «Зима. Новый год» «Тӧв. Выль во» «Зима. Новый год» «Тӧв. Выль во» «Зима. Новый год» «Вӧрса пемӧсъяс да лэбачьяс» «Дикие животные и птицы» «Вӧрса пемӧсъяс да лэбачьяс» «Дикие животные и птицы»
Вӧрса пемӧсъяс да лэбачьяс» «Дикие животные и птицы» «Вӧрса пемӧсъяс да лэбачьяс» «Дикие животные и птицы» Вӧрса пемӧсъяс да лэбачьяс» «Дикие животные и птицы» «Мамлӧн праздник» «Мамин праздник» «Мамлӧн праздник» «Мамин праздник» Мамлӧн праздник» «Мамин праздник» «Тулыс» «Весна» «Тулыс» «Весна» «Тулыс» «Весна» «Лӧсьӧдчам мунны школаӧ» «Собираемся идти в школу» «Лӧсьӧдчам мунны школаӧ» «Собираемся идти в школу» «Лӧсьӧдчам мунны школаӧ» «Собираемся идти в школу» | I неделя: Образовательная ситуация №1 Формировать представления о том ,что Республики Коми расположена на севере РФ, воспитывать любовь к родному краю, воспитывать интерес к коми языку, желание изучать язык, подготовить детей к школьной программе обучения коми языку. Материал: карта Республики Коми, флаг, герб. II неделя: Образовательная ситуация №2: Закреплять формы вежливого обращения; учить правильно выговаривать слова приветствия и прощания на коми языке: видза оланныд, бур асыв, бур лун,бур рыт, аддзысьлытӧдз; учить детей понимать вопросы на коми языке: Кто? Что?; учить отвечать на вопросы: Кто ты? Я – мальчик (девочка). Материал: фишки; кукла в коми национальном костюме. III неделя: Образовательная ситуация №3: Упражнять в составлении вопросно – ответных конструкций. Материал: микрофон, предметные картинки, кукла в коми национальном костюме. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Повторение материала по теме «Знакомство»; закрепить название посёлка, района, городов Республики Коми; закрепить слова приветствия и прощания, вопросно - ответные конструкции. Материал: альбом с иллюстрациями о Республике Коми, I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить детей со словами, обозначающими игрушки: акань, машина, барабан, мач, действие : ворсӧ, словами-частицами: да ,абу. Материал: игрушки . II неделя: Образовательная ситуация №2: Активизировать в речи глагол играть (ворсны); учить понимать вопросы: мый ? кодi тайӧ?; познакомить детей с новыми словами: пукалӧ, сулалӧ, куйлӧ, танi ,сэнi; познакомить со счётом в пределах 5. Материал: игрушки, фишки, картина «Дети играют в кубики», кукла в национальном костюме. III неделя: Образовательная ситуация №3: Упражнять детей в отчетливом произношении звука –ӧ- ; учить понимать вопрос: мый ?; закрепить существительные известные детям; глаголы по данной теме. Материал: картина «Мы играем», предметные картинки, фишки, кукла в национальном костюме. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Закрепить слова; обозначающие предметы и действия, учить различать одушевленные и неодушевленные предметы ;правильно отвечая на вопрос: мый? и кодi?; закрепить слова по пройденной теме. Материал: кукла в национальном костюме, предметные картинки, картины из серии «Мы играем». . I неделя: Образовательная ситуация №1: Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие части тела: морт юр, голя, кынӧм, ки, кок; шуйга, веськыд ; учить понимать и отвечать на вопрос : кодлӧн? Материал: сказочные маски животных, игрушки, фишки листы бумаги карандаши по количеству детей. II неделя: Образовательная ситуация №2: Ввести в словарь детей новые слова: юрси, син, ныр, вом пель чужом; познакомить со считалкой: «ӧтик, кык, куим, нёль…»; учить понимать и отвечать на вопросы: кодлӧн? и кутшӧм? Материал: иллюстрированная книжка В.Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», фишки бумага и карандаши для рисования. III – IV неделя: Образовательная ситуация №3: Активизировать у детей имеющийся словарный запас по теме «Человек»; ввести в словарь детей новые слова : майтоӧг ,ки чышкӧд , сынан ,пинь весалан щӧтка, чышкысьӧ , мыссьӧ. Материал: картина «Дети моют руки» умывальные принадлежности, мяч. I неделя: Образовательная ситуация №1: Закреплять и углублять знания детей о домашних животных; ввести в словарь детей новые коми слова: пон, порсь, кань, вӧв, коза, петук . Материал: сюжетные картины с изображением домашних животных, маски , картина из серии домашние животные. II неделя: Образовательная ситуация №2: Формировать знания детей о детёнышах домашних животных, обратить внимание на их внешний вид; учить образовывать названия детенышей животных слова: каньпи, понпи, порсьпи, кӧзапи. Материал: предметные картинки с изображением домашних животных маски, картина «Кошка с котятами». III неделя: Образовательная ситуация №3: Закрепление темы «Домашние животные»; ввести в словарь детей слова: йӧра, ур ,ош, кӧин, кӧч ,руч; помочь почувствовать образность коми речи: мудер, чукля-кока, ветлӧ-тапикасьӧ, полысь ; закрепить отчетливое произношение звука-ӧ-. Материал: предметные картинки с изображением лесных зверей. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Уточнить содержание понятия «лесные звери»; упражнять в образовании имен существительных множественного числа, обозначающих детёнышей животных: ош-ошпи, коч- кочпи, коин-коинпи, руч-ручпи, ур- урпи. Материал: предметные картинки, фишки, картины из серии «Дикие животные», маски диких зверей. I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить со словами, обозначающими членов семьи, ввести в словарь детей новые слова : мам, бать, ныв, пи, пӧль ,пӧч, уджалӧ ,отсасьӧ; упражнять в отчетливом произношении звука-дз-. Материал: волшебный кубик ,картина «Семья», ситуативные картинки. II неделя: Образовательная ситуация №2: Ввести в словарь детей новые слова : чой, вок, радейтны; закреплять знакомые типовые конструкции; способствовать развитию диалогической речи. Материал: сюжетные картинки, картина «В родной семье». III неделя: Образовательная ситуация №3: Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, поддерживая разговор , помочь понять содержание текстов. Материал: фотографии мам детей ситуативные картинки. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Закрепление темы «Семья»; вызвать желание знать коми стихотворения; закреплять счет в пределах 5. Материал: ситуативные картинки. I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить детей с предметами ближайшего окружения; ввести в словарь детей слова : ӧшинь, ӧдзӧс, стен, кильчӧ, йирт, керка. Материал: листки бумаги, карандаши, зеркало, картина «Если бы мы были художниками». II неделя: Образовательная ситуация №2: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; знакомить с новыми понятиями: жыр, пызан,улӧс ,пач ,пӧлать, лабич, крӧват. Материал: воспитатель в национальном коми костюме, старинная деревенская утварь. III – IV неделя: Образовательная ситуация №3: Формировать знания детей о жизни людей в селах и деревнях о том из чего они делают предметы которыми они пользуются как появились предметы которыми раньше не пользовались. Материал: сюжетные картинки. I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить детей с названиями столовой посуды; ввести в словарь детей новые слова: тасьтi , пань, дозмук, сея, юа;продолжать учить правильно произносить слова со звуками: - ӧ-; -дз-; -зь-; -сь-. Материал: мяч, посуда, предметные картинки. II неделя: Образовательная ситуация №2: Познакомить детей с названиями самых распространенных продуктов питания: нянь, рок, шыд, йов, вый, кампет; учить понимать обобщающее слово сеян-юан, развивать навыки связной речи. Материал: предметные картинки, изображающие предмет посуды, кукла в национальном костюме. III неделя: Образовательная ситуация №3: Ввести в словарь детей слова, обозначающие вкусовые качества: чӧскыд, шома, юмов, сола, курыд; продолжать знакомить со звуком –тш-. Материал: продукты питания; кухонная посуда, стол, стул, картина «Мы дежурим». IV неделя: Образовательная ситуация №4: Активизировать имеющийся словарный запас по теме «Еда. Посуда", помочь почувствовать образность коми речи. I неделя: Образовательная ситуация №1: Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие одежду и обувь: дӧром, гач, кепысь, пась,гынкӧм; упражнять в составлении речевых конструкций: тайӧ+сущ.(гач); менам+ сущ.(пась). Материал: кукла-мальчик в коми национальном костюме; разрезные картинки с изображением одежды, чудо - дерево с различной одеждой. II неделя: Образовательная ситуация №2: Развивать умение использовать в речи слова, обозначающие качественные признаки одежды: мича, выль, важ, няйт. Материал: предметные картинки с изображением кукольной одежды, 2 сундука, кукла. III неделя: Образовательная ситуация №3: Развивать умение в составлении речевых конструкций; активизировать словарь в речи (одежда, её качества, действия с ней) во время одевания и раздевания детей; ввести в словарь детей новые слова: порччыны, пасьтавны. Материал: сюжетные картинки, кукла в коми национальном костюме. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях по теме «Одежда». Материал: кукла в коми национальном костюме, чудо-дерево с разной одеждой I-II неделя: Образовательная ситуация №1-2 : Учить по картинам узнавать сезонные явления и время года, правильно называть: весна-тулыс, шондi, шор, йи нёнь, поводя, сынӧд. Материал: картинки, календарь. III-IVнеделя: Образовательная ситуация №3-4: Продолжать знакомить детей с коми словами; учить правильно их произносить и употреблять в активной речи. Материал: картины о весне. Второй год обучения I неделя: Образовательная ситуация №1: Обогащать и конкретизировать представления детей о родном поселке, ввести в словарь детей новые слова: ним, арӧс, сикт, кар, улича, посёлок. Материал: кукла Настя, иллюстрации с изображением посёлка Благоево, просмотр презентации. II неделя: Образовательная ситуация № 2: Продолжать знакомить с новыми понятиями, учить понимать и отвечать на вопросы: кыдзи тэнӧ шуӧны? кӧнi тэ олан?, развивать чувство гордости за родные места. Материал: микрофон, листы бумаги, карандаши. Ш-IV неделя: Образовательная ситуация № 3-4: Продолжать упражнять в понимании вопросной конструкции воспитателя и нахождении на них правильного ответа, развивать умение слушать партнера и устанавливать контакты в беседе с воспитателем и детьми. Материал: листы бумаги, карандаши. I неделя: Образовательная ситуация №1: Расширять представления детей о богатствах республики о лесе, ягодах. Материал: карта Республики Коми, иллюстрации (деревья, ягоды). II неделя: Образовательная ситуация № 2: Способствовать употреблению в речи слов: ар, зарни ар, кад, ывла,енэж, шондi, поводя, зэр, кымӧр, помочь понять содержание стихотворения, обратить внимание на образность описаний. Материал: картины об осени. III неделя: Образовательная ситуация №3: Ввести в словарь детей слова, обозначающие деревья и дары природы: пу, кыдз, коз, пожӧм, пелысь, тшак, вотӧс, пув, вотны, воспитывать интерес к коми фольклору, учить считать в пределах 10. Материал: картины об осени.
IV неделя: Образовательная ситуация №4: Продолжать расширять знания детей по теме «Осень», помочь запомнить слова, данные на предыдущих занятиях. Познакомить со скороговоркой, помочь запомнить её. Материал: картины о лесе, предметные картинки по данной теме. I неделя: Образовательная ситуация №1: Упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях по теме «Осень». Продолжать знакомить детей с коми словами; учить правильно их произносить и употреблять в активной речи. Материал: картины по теме «Осень». II неделя: Образовательная ситуация №2: Развивать умение выразить в речи признаки предметов, используя слова: сьӧд, еджыд, гӧрд, лӧз, кольквиж, турунвиж, упражнять в четком произношении звуков коми языка: -ӧ, сь,-дж-. Материал: плоские изображения разноцветных карандашей, тюбиков, красок, цветы с одним раскрашенным лепестком, разноцветные карандаши. III неделя: Образовательная ситуация № 3: Развивать умение выражать в речи признаки предметов, используя слова: сьӧд, еджыд, гӧрд, лӧз, кольквиж, турунвиж; упражнять в составлении речевых конструкций: прил.+сущ.; прил.+сущ. +глаг.ед.ч 3лица наст.вр.,менам+прил.+сущ. Материал: разноцветные карандаши, разноцветные зонты. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях по теме «Цвета»,дать представления о колорите цветовых гамм народа коми, учить считать в пределах 10. Материал: Кроссворд, волшебные очки. I неделя: Образовательная ситуация №1: Продолжать обогащать и активизировать словарь детей по теме «Цвета», упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях. Материал: фартуки, ватман, краски, кисточки. II неделя: Образовательная ситуация №2: Познакомить с новыми словами, обозначающими названия зимних явлений, ввести в словарь детей новые слова: тӧв, лым, ывла, кӧдзыд, поводя, дадь, коньки, лызь, зыр, закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы. Материал: ситуативная картинка «Кукла сидит на стуле», картинки с предметами одежды, с предметами для зимних игр, картина «Зимой на прогулке» III неделя: Образовательная ситуация № 3: Ввести в словарь детей новые слова: лым мач, лым морт, Выль во, закрепить знакомые типовые конструкции при рассматривании картинок, помочь понять текст песни. Материал: кукла Настя, картины «Зимой на прогулке», «Саша и снеговик». IV неделя: Образовательная ситуация №4: Закрепить ранее усвоенную лексику по данной теме, продолжать обогащать и активизировать словарь детей, учить произносить звук –дж- в словах и звукосочетаниях. Материал: предметные картинки (джыдж,джадж,джодж), картина «Зимние забавы». I неделя: Образовательная ситуация №1: Помочь запомнить слова, данные на предыдущем занятии, познакомить с названиями других слов: Кӧдзыд пӧль, козин коз, гажа, козьнавны, упражнять в составлении описательных рассказов по картине на знакомом словарном запасе, продолжать учить считать в пределах 10. Материал: картина «Дед Мороз», ёлочка, игрушки, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, мешок с подарками, снежинка. II неделя: Образовательная ситуация №2: Упражнять в ведении осмысленного диалога в игровых ситуациях по теме «Зима», продолжать учить грамматически правильно строить ответы на вопросы воспитателя. Материал: знакомые по предыдущим темам картины.
III неделя: Образовательная ситуация № 3: Продолжать знакомить детей со словами, обозначающими животных во множественном числе: ошъяс, ручьяс, уръяс, вӧр, вӧрса, учить детей через движения показать характерные особенности животных, познакомить с загадками о животных. Материал: предметные картинки (дикие животные), картины из серии «Дикие животные», маски. IV неделя: Образовательная ситуация №4: Продолжать знакомить с остальными более знакомыми животными: кӧч, кӧин, кӧр, шыр, познакомить с коми народной песней «Катша-катша», продолжать знакомить с загадками о животных. Материал: иллюстрации к произведению, игрушки, разноцветные карандаши. I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить с новыми словами, обозначающими птиц и в употреблении этих слов во множественном числе: катша - катшаяс, рака -ракаяс, пышкай - пышкайяс, продолжать со звуком -тш-, упражнять в его произношении. Материал: предметные картинки с изображением птиц. II неделя: Образовательная ситуация №2: Упражнять произносить короткие предложения с числительными, прилагательными по схеме: указательное местоимение + прилагательное + существительное слово танi + числительное + существительное. Например: Тайӧ ичӧт ур, танi кык ош. Познакомить с обобщающим словом, обозначающим диких животных и птиц. Материал: фланелеграф, картинки с изображением леса и диких животных. III-IV неделя: Образовательная ситуация № 3: Учить детей отличать диких животных и птиц, исполняя песню «Катша-катша» показывать действия - работу всех зверей. Продолжать знакомить с загадками, стихами о животных и птицах. Материал: кукла Настя, фишки, маски животных и птиц, листы бумаги, цветные карандаши. I неделя: Образовательная ситуация №1: Познакомить детей с новыми словами: март 8-ӧд лун, козин, дзоридз, мам, бур, муса, мича, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, поддерживая разговор, познакомить со стихотворением «Бур мам». Материал: выставка фотографий мам, детей, ситуативные картинки. II неделя: Образовательная ситуация №2: Продолжать знакомить с новыми глаголами: чолӧмавны, козьнавны ,пуны, мыськыны, упражнять в понимании и в переводе предложений со знакомыми словами, способствовать развитию навыков диалогической речи. Материал: ситуативные картинки. III - IV неделя: Образовательная ситуация № 3: Помочь запомнить слова, данные на предыдущих занятиях, продолжать расширять знания о празднике 8 Марта, продолжать обогащать и активизировать словарь детей, добиваться осмысленных, грамматически правильных ответов на вопросы. Материал: иллюстрации о семье, листы бумаги, карандаши цветные. I неделя: Образовательная ситуация №1: Способствовать употреблению в речи слов: шондi, шоныд, енэж, лун, му, шор, жургӧ, визувтӧ, сылӧ.Упражнять детей в употреблении форм дательного падежа единственного числа имен существительных, учить понимать вопросительное слово «кор?» Материал: ситуативные картинки, картины «Наша Таня», «Таня боится мороза», фигурки животных и птиц, листы бумаги, цветные карандаши. II неделя: Образовательная ситуация №2: Ввести в словарь детей слова, обозначающие время года - весна: тулыс, тӧв, кор, турун, дзоридз, гажа, вежӧдӧны пуяс, вежӧдӧ турун, сьылӧны лэбачьяс, воӧмаӧсь сьӧд ракаяс и способствовать их употреблению, познакомить с песней «Шор». Материал: предметные и ситуативные картинки к игре «Телефон», 2 игрушечных телефона, иллюстрации, изображающие весенние явления, рисунки детей. III-IV неделя: Образовательная ситуация № 3: Закрепить знания детей по теме «Весна», упражнять в составлении связных высказываний по данной теме, продолжать учить грамматически правильно строить ответы на вопросы воспитателя, просмотр презентации о весне. Материал: картины и иллюстрации о весне. I неделя: Образовательная ситуация №1: Ввести в словарь детей новые слова: велőдчысь, велőдчысьяс, гижő, рисуйтчő, лыддьő, учить строить высказывания на знакомом материале. Материал: предметные и ситуативные картинки. II неделя: Образовательная ситуация №2: Ввести в словарь детей новое слово: велőдысь, упражнять в отчётливом произношении трудных слов: велőдысь, велőдчысь. Закрепить навыки построения связных высказываний. Материал: картина «В классе», предметные и сюжетные картинки. III-IV неделя: Образовательная ситуация № 3: Учить отвечать на вопросы воспитателя по картинам, опираясь на имеющийся словарный запас, знакомые синтаксические конструкции. Воспитывать интерес к школе, желание учиться. Материал: сюжетные картинки, «Азбука» Е.А.Кузивановой, Е.Ф.Таракановой. | Рассматривание карты Республики Коми, глобуса, флага. Чтение художественной литературы: сборник «Наш край родной»; «Земля моя Коми». Слушание песни М.Лебедева «Коми му». Ситуация общения «Телефон», дидактические игры: «Кукушка»; «Педыр ворсӧ»; «Кто быстрей найдёт ответ?»; дидактическое упражнение: «Кымын…» (Сколько?) Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (Вай тӧдмасям); дидактическое упражнение: «Докончи приветствие»; чтение стихотворения С.Попова «Чужан му». Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов; составление рассказов из личного опыта детей; просмотр презентации : «Моя Республика»; фонематическая игра «Эхо» (произношение звука –дз-). Дидактические упражнения: «Спрашивай - отвечаем» (Юалӧй-висьталам); «Кто чем играет?» (Кодi мыйӧн ворсӧ); чтение стихотворений : О.Рочева «Менам уна чача»; А.Барто «Танялӧн мач» (комиӧдic С.Куликов); разучивание хороводной игры: «Кыдзи Галя чужан лунӧ» (Каравай). Дидактические игры: «Кто быстрей?»; «Узнай предмет по описанию»; рассматривание картины «Дети играют в кубики»; заучивание стихотворения А.Барто «Мач»; игра «Педыр ворсӧ»; фонетическая игра «Найди игрушку». Дидактическая игра « Назови правильно»; « Отгадай ,кто что делает»(Тӧдмав, кодi мый вӧчӧ), «Телефон»; повторение стихотворения А.Барто «Мач»; фонетическая игра « Песня веселого язычка». Дидактические игры: «Я покажу, вы называйте»; «Давай знакомиться» (Вай тӧдмасям); чтение отрывка из стихотворения С.Попова «Физзарядка»; дидактическое упражнение « Назовите игрушки, которые дружат с вопросом мый?» Ритмическая игра: «Тайӧ ки, и тайӧ ки- клоп, клоп, клоп! Тайӧ кок, и тайӧ кок-топ, топ ,топ»; физкультурная пауза «Лыддьӧдлана физзарядка» Н.Щукин; дидактическая игра: «Что это?» (Мый тайӧ); загадывание загадок. Чтение потешки «Кӧч йӧктӧ йӧктӧ»; стихотворения А.Ванеева «Ми вӧчам зарядка»; считалка «ӧтик, кык, куим, нёль…»; дидактические игры: «Петкӧдлӧй» (Покажите); «Ыджыд да ичӧт» (Большой и маленький); рассматривание картины «Дети моют руки». Рассматривание иллюстраций из книги К.Чуковского «Мойдодыр»; картины «Дети моют руки»; дидактические игры: «Да или нет» (Да либӧ абу); «Волшебная коробочка» (Волшебнӧй кӧрӧб); чтение отрывка из стихотворения Ю.Поповой «Дуркпоз». Упражнение « Сидим у телевизора», рассматривание картин с изображением домашних животных; дидактические игры: «Покорми животного» (Верд пемӧссӧ); «Кто спрятался в домике?» (Кодi дзебсис керкаын?); фонетическая игра «Песенки животных». Чтение произведения В.Лыдкин «Кодi кыдзи горзӧ?» (Кто как кричит?); слушание коми народной песни «Руй,руй»; заучивание стихотворения по А.Барто «Вӧв»; фонетическая игра «Голоса животных» (Пемӧсяслӧн горзӧм); рассматривание картины «Кошка с котятами». Дидактические игры: «У кого кто?» (Кодлӧн кодi); «Волшебная коробочка»(Волшебнӧй кӧрӧб); игра «Быстрые глаза»(Сюсь синъяс); чтение стихотворения Ю.Васютова «Вӧрса стӧрӧж»; загадывание загадок; разучивание коми народной игры «Ошкысь» (В медведя). Рассматривание картины из серии «Дикие животные»: «Лиса с лисятами»; дидактические игры: «Парные картинки» (заяц - зайцы); «Расскажи о зайце, медведе, кошке, собаке» (Висьтав кӧч,ош, кань, пон йылысь); подвижная игра «Пышкай» (Воробей). Гимнастика для проговаривания звуков «Гажа кыв» (Веселый язычок); рассматривание картины «Семья»; чтение отрывка из рассказа И.Коданева «Вежысь лоӧ»; дидактическая игра «Назови ласково» (Висьтав мелiа). Рассматривание картины «В родной семье»; чтение стихотворения В.Ширяева «Отсасьысь»; разучивание пальчиковой игры «Тайӧ чуньыс-пӧль» (Семья). Рассказы детей по фотографиям о маме; чтение отрывка из рассказа Г.Юшкова «Нывкалӧн висьт»; разучивание стихотворения С.Попова «Бур мам»; подвижная игра « Кыдзи Галя чужан лунӧ» (Каравай); дидактическая игра «Как зовут твою маму, твоего папу» (Кыдзи шуӧны тэнсьыд мамтӧ, батьтӧ). Упражнение «Домики» (Керкаяс); физминутка «Окала ме мамӧс»; повторение считалки « ӧтик кык, куим, нель…» Рисование домика вместе с воспитателем; рассматривание картины; игра «Солнечный зайчик». Экскурсия в коми избу; рассказ воспитателя, рассматривание предметов мебели.
Рассматривание картин; иллюстраций; рассказ воспитателя; дидактическая игра «Я пришел за мебелью». Пальчиковая игра: «Катша рок пуис»; дидактическая игра «Скажи одним словом» (Висьтав ӧти кывйӧн); фонетическая игра «Попугай». Рассматривание картины «Дети обедают»; чтение стихотворения Ю.Поповой «Сея кӧ …»; дидактическая игра «Что лишнее?» (Мый оз лӧсяв). Чтение стихотворения Ю.Попова «Катша рок пуӧ»; фонетическая игра «Песенка паравозика»; дидактическая игра «Угадай на вкус» (Тӧдмав кӧр сертиыс); рассматривание картины «Мы дежурим». Повторение имеющихся знаний по данной теме. Разучивание коми считалки: «Киӧ- кепысь. Юрӧ - шапка, кокӧ-гынкӧм,вылӧ-пась.ывла вылӧ петны дась»;дидактические игры: «Что это?» (Мый тайӧ); «Разрезные картинки» (Чукӧрт серпас); чтение Н.Саконская «Маша кепысясигкостi» (Где мой пальчик?) Рассматривание предметов одежды; дидактические игры: «Что это?»(Мый тайӧ); «Разноцветная одежда»(Уна рӧма паськӧм); дидактическое упражнение: «Сложи одежду по сундучкам» (Пукты паськӧм сундукӧ). Дидактическая игра: «Угадай ,что делает?» (Тӧдмав, мый вӧчӧ); дидактические упражнения: «Угадай, кто одевается, а кто раздевается» (Тодмав, кодi пасьтасьӧ, кодi порччысьӧ); «Кто что делает?» (Кодi мый вӧчӧ); повторение коми считалки «Киӧ-кепысь..». Сюжетно - ролевая игра: «Магазин» (Лавка); ситуация общения «Показ мод»; рассматривание альбома «Национальный костюм народа коми»; иллюстраций; дидактическая игра: «Найди пару» (Корсь пӧвсӧ). Беседа о весне на коми языке; рассматривание картин; разучивание стихотворения М.Лебедева «Гажа тулыс воис»; разучивание коми народной игры «Мак». Чтение художественного произведения Г.Юшкова «Тувсов шондi»; экскурсия к реке; дидактическая игра: «Закончите и раскрасьте рисунок» (Помалӧй да мичмӧдӧй серпассӧ). Фонетическая игра «Вőчőй ставӧн» (Сделайте вместе) артикуляционная гимнастика со звуками «ő, дз, дж, сь», беседа и объяснение новых слов, ситуативное общение «Видза оланыд» (карта дорын удж нуőдőм), игра «Кодi унджык висьталас?» (Кто больше скажет), подвижная игра «Керка дортi ветлőдла» (Вокруг домика хожу), чтение стихотворения М. Лебедева «Коми му» (презентация) Артикуляционная гимнастика «Висьталőй ме бőрся» (Повторяйте за мной), ситуативное общение «Журналисты и репортѐры» (составление диалога), дидактическая игра «Вай тӧдмасям» (Давай знакомиться), подвижная игра «Кодi серӧктас?» (разучивание), чтение стихотворения А.Мишариной «Видза олан» (рисование по стихотворению) Организационный момент «Висьтав рочőн» (глаголы), ситуативное общение «Сиктын аддзысьőм», чуньясőн ворсőм «Шондi югӧръс»,чтение стихотворения Г. Юшкова «Миян сиктын», игра со звуками «Кино», разучивание стихотворения (с движениями) Н. Щукина «Ми йőктам», рисование «Кőнi ме ола?» Просмотр презентации о Республике Коми, её богатствах, чтение стихов Сергея Куликова о природе Коми края. Фонетическая гимнастика «Гажа кыв»( артикуляционная гимнастика со звуками «ő-и-тш-дз-сь»), беседа и объяснение новых слов (сюжетные картинки), дидактическая игра «Аддзы, петкőдлы и висьтав» (Найди,покажи и расскажи), «Мый вежсис» (Что изменилось?), ритмическая игра( ки-кокӧн ворсӧдчӧмъяс) «Быдмӧ ӧмидз кыр йылын », чтение стихотворения Г.Торлопова «Во гӧгӧр», раскраска «Ар». Организационный момент «Времена года» (пантомима) стихотворение (с движениями) Н.Щукина «Лыддьӧдлана физзарядка» (счет до10),ситуативное общение «Чукőртам тшак да вотőс» (составление диалога), дидактическая игра «»Тőдмав мый кажитчő?», подвижная игра «Ошкысь», чтение стихотворений из журнала «Би кинь» - «Вőрын быдмő…», «Озыр ар» Организационный момент «Да-абу», кывпесан «Тэрыб Педыр ветлiс недыр, ваис Педыр китыр сэтӧр» (разучивание скороговорки),ситуативное общение «Ветлам вőрő» (по картине- составление монолога), дидактическая игра «Тőдмав нőдкыв» ( найти картинку), подвижная игра по стихотворению «Бубыля» (заучивание слов в игре). Организационный момент Просмотр сказки на коми языке «Маша да ош» (Маша и медведь) телепередача «Дзолюк малышок». Фонетическая игра: «Песенки веселого язычка» (Гажа кывлӧн сьылӧм), рассказ воспитателя о цветах, дидактическая игра «Висьтав кутшӧм карандаш» (Назови карандаш), дидактическое упражнение «Тӧдмав кутшӧмкраска олӧ тюбикын?» (Угадай, какая краска в тюбике живёт), домашнее задание «Раскрась лепесток в нужный цвет». Организационный момент «Песенка весёлого язычка» (звук «дз»: произношение изолированного звука, звук в слогах и словах), дидактическая игра «Уна рӧма зэр» (Разноцветный дождь); (повторение значения новых слов), дидактическая игра «Быстрые глаза», ритмическая игра «Кőза», раскраска «Светофор». Фонетическая игра «Песенка веселого язычка « (звук «ő»), ситуация общения «Что перепутал художник», дидактическая игра «Кутшӧм рӧм петкӧдлӧ волшебнӧй ӧчки», подвижная игра «Пőльтам ыджыд гадь», чтение стихотворения С.Попова «Őшкамӧшка», разучивание стихотворения (с движениями) Н.Щукина «Лыддьӧдлана физзарядка» (счет до10). Организационный момент «Вőчőй ставőн», фонематическая игра «Повтори чистоговорку», дидактическая игра «Мый овлӧ кольквиж (гӧрд, лӧз и т.д.) (Что бывает зеленым,красным,желтым), подвижная игра «Пышкай» (Воробей), чтение народной сказки «Шыр да гадь»( с показом иллюстраций сказки). Фонетическая игра «Эхо» (звук –дз-), беседа и объяснение новых слов, рассматривание картины «Зимой на прогулке», ритмическая игра(ки-кокӧн ворсӧдчӧмъяс) «Усьӧ,усьӧ,усьӧ лым», подвижная игра «Кőдзыд пӧль»(разучивание),чтение стихотворения В.Чисталёва «Лым чиръяс». Фонетическая минутка «Волшебный кубик» (отчётливое произношение звука –ӧ-), рассматривание картин, познакомить с песней «Козйő, козйő», подвижная игра «Кőдзыд пӧль». Организационный момент «Усьӧ,усьӧ,усьӧ лым» (ки-кокӧн ворсӧдчӧмъяс), чистоговорка ( по выбору воспитателя на произношение звука –дж-), рассматривание картины «Зимние забавы», загадывание загадки «Еджыд эшкын мусӧ вевттис», чтение стихотворений («Би кинь» журнал) «Чőв», «Небыд лым», «Турőб». Организационный момент «Лым чиръяс», игра «Живые числа» (счёт в пределах 10), рассматривание картины «Дед Мороз», раскраска «Мичмőд коз», подвижная игра «Кőдзыд пőль», чтение стихотворения А. Некрасова «Выль во лунő» Организационный момент «Висьтав унджык», пудъясьőм (заучивание) С. Пылаева «Збыль, дерт», ситуативное общение «Тőдмав, кутшőм поводдя» (составление диалога по сюжетным картинкам), дидактическая игра «Корсь пőвтő», подвижная игра ««Кőдзыд пőль», чтение стихотворения Л. Лютоева «Дед Мороз» Фонетическая игра «Пемӧсъяслӧн сьылӧм» (Песенки животных),ситуативное общение «Гőститам вőрса пемőсъяс ордын» (составление монолога по сюжетной картинке), подвижная игра «Кőк»(разучивание), ритмическая игра «Петкőдлы вőрса пемőсőс». Организационный момент «Аддзы да висьтав»(пемӧсъяс да лэбачьяс), «Гажа кывлӧн сьылӧм» (слова со звуками), беседа и объяснение новых слов, ситуативное общение «Чукőрт серпас» (составление диалога), подвижная игра «Пышкай», чтение коми народной песенки «Катша-катша» (с иллюстарциями), раскраска «Вőрса пемőсъяс да лэбачьяс» Фонетическая игра «Песенки весёлого язычка (Гажа кывлӧн сьылӧм: звук поезда), разучивание считалки «Ур», ситуативное общение «Лэбачьяс йылысь сѐрни» (составление диалога), игра «Поезд» (распределение по вагонам животных и птиц), подвижная игра «Сюзь» (разучивание), чтение стихотворения П.Бушенѐв «Сюзь да сизь» Дидактическое упражнение «Кого - назову, того- покажи» (Код йылысь висьтала, сiйӧс петкӧдлы»,дидактическая игра «Кодi мунiс?” (Кто ушёл?), подвижная игра «Сюзь». Организационный момент «Волшебный кубик» (животные из сказки «Колобок»), ситуативное общение «Настуклőн да Ванюклőн нőдкывъяс», игра- драматизация по коми народной песенке «Катша-катша», подвижная игра «Ошкысь», чтение стихотворения Г. «Вőрын вузасьőм», коллективное рисование «Вőр» Организационный момент «Ме…» (глагол), артикуляционная гимнастика со звуками «ő-дз» (изолированно, слог, слово, небольшой текст), беседа и объяснение новых слов, игра «Назови ласково», чтение и заучивание стихотворения С. Попова «Бур мам», рисование «Менам мам» Организационный момент «Мый группаын эм гőгрőс» (Что в группе есть круглое), чистоговорки «Докончи предложение», ситуативное общение «Мам йылысь сѐрни» (составление диалога), дидактическая игра «Тőдмав, кодi мый вőчő?»(Угадай, что делает?), повторение стихотворения С. Попова «Бур мам». Организационный момент «Лыддьы да висьтав» (счѐт), пудъясьőм (считалка по выбору воспитателя), ситуативное общение «Дзоридзьяс мамлы праздник кежлő» (рисование и рассказ по рисунку), дидактическая игра «Висьтав őти кывйőн» (Скажи одним словом), подвижная игра «Ыджыд вőрőта» (разучивание), чтение стихотворения Ю.Васютова «Мам». Организационный момент «Попугай», игра «Аддзы и висьтав» (звуки «дж-дз»), беседа и объяснение новых слов, ситуативное общение «Картинная галерея» (составление монолога по картинам), подвижная игра «Шырőн-пельőсőн» (разучивание), чтение стихотворения С.Попова «Шондi петiс», рисование на тему весна. Организационный момент «Зарни куд»(с фишками), кывпесанъяс (тихо-громко), ситуативное общение «Телефонőн сѐрнитőм» ( составление диалога), чтение стихотворения и заучивание «Шондi петiс» С. Попова, составление предложений по своему рисунку, игра «Кор тайő овлő?»( Когда это бывает?), подвижная игра «Шырőн-пельőсőн». Организационный момент «Мый овлő ыджыд да ичőт»(Что бывает большим, маленьким), «Лыддьы да висьтав» (счѐт по сюжетной картинке), дидактическая игра «Тőдмав, мый меным кажитчő серпас вылын?»(Угадай, что мне нравится на картине), подвижная игра «Мак», чтение стихотворения К. Ушинский «Нѐль кőсйőм». Организационный момент «Кодi абу?», артикуляционная гимнастика со звуками «ő-тш-дж-сь-нь», беседа и объяснение новых слов по сюжетной картинке «Лőсьőдчам мунны школаő», дидактическая игра «Чукőртам портфель» (Соберём портфель), игра «Волшебная коробочка» (с фишками-коми слова по теме), подвижная игра «Кодi медся тэрыб?» (Кто больше соберѐт воздушных шаров). Организационный момент « Уна рőма керка» (счѐт), чистоговорка (разучивание) по выбору воспитателя, ситуативное общение «Висьтав велőдчысьяс йылысь»(Расскажи об учениках), дидактическая игра «Тőдмав мый ме вőча?» (составление диалога), чтение стихотворения П..Бушинева «Алик- первоклассник» (заучивание). Организационный момент «Ме..» (глаголы), , ситуативное общение «Библиотека», дидактическая игра «Петкőдлы, мый колő вőчны …» (школьные принадлежности), повторение стихотворения П..Бушинева «Алик- первоклассник», подвижная игра «Шырőн-пельőсőн», рисование по теме + составление предложений по своему рисунку, выставка рисунков «Лőсьőдчам мунны школаő». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Комплексно - тематическое планирование средняя группа по программе "Изучаем русский язык" М.Гаффарова
Комплексно - тематическое планирование средняя группа по программе "Изучаем русский язык" М.Гаффаров...
Комплексно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и фонетических занятий в старшей логопедической группе
Данная разработка включает в себя комплексно-тематическое планирование на весь учебный год....
Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем...
Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ.
Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...
Консультация для воспитателей "Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ".
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаяхвозможно при ...