Конспект занятия «В стране шахматных чудес» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Афоничева Светлана Александровна

На данном занятии педагог даст представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shahmaty.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «В стране шахматных чудес».

Цель: дать представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, шахматная доска напольная, игра «Составь доску», шахматная шкатулка,  смайлики.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Воспитатель: Дети, сегодня мы попали в страну шахматных чудес. Закрываем глаза, звучит музыка, и мы попадаем шахматную страну.

2. Основная часть.                                                                                            Воспитатель: Посмотрите, из чего состоит шахматная доска?

Дети: Из полей, домиков, клеточек, квадратиков.

Воспитатель: А какую тайну волшебной доски мы открыли с вами?

Дети: У доски есть горизонтальные, вертикальные и диагональные линии.

Воспитатель: А как они обозначаются?

Дети: Горизонтальные линии – арабскими цифрами, вертикальные – латинс-кими буквами, диагональные – цифрами и буквами.

Воспитатель: Давайте вспомним веселую считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий.

Дети: А-ртисту  Б-иму  Ц-иркуль  Д-ашь, его фамилия  Ж-еашь.

Воспитатель: Давайте назовем вертикальные линии: 1-ая – А, 2-ая – БЭ, 3-я

– ЦЕ, 4-ая – ДЭ, 5-ая – Е, 6-ая – ЭФ, 7-ая – ЖЭ, 8-ая – АШ. (Рассмотреть таблицу).  Хотите поиграть в игру «Живые шахматы»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте такую загадку: «Маленькая, удаленькая, много

полей вперед прошла и фигуру нашла».

Дети: Пешка.

Воспитатель: Какой строгий приказ по военному уставу должны выполнять

солдаты-пехотинцы?

Дети: Только вперед! Ни шагу назад. Первым вступай в бой.

Воспитатель: Да, редко какой пешке посчастливится продвинуться далеко вперед, но были случаи, когда с боем, с синяками и шишками  прорывалась она до последней линии горизонтальной доски. Тогда наступает самый счастливый миг в ее жизни. В награду пешке  предоставляется право превратиться в любую фигуру. Разумеется кроме короля! Двух королей одного цвета в каждом войске не бывает. Поэтому пешек нужно ценить, беречь, не отдавать без нужды противнику. Хотя их по количеству столько же, сколько всех остальных фигур вместе взятых. Сколько же их, дети?

Дети: Восемь.

Воспитатель: А теперь встаньте, все пешки, на вторую горизонтальную линию поиграем в игру «Кто, в каком домике живет». Ребята, назовите, пожалуйста, номер своего дома: Катя – Ф2,  Дима – Ф7, Ира – Е2  и т.д.

Воспитатель: Посмотрим, как белые пешки знают проспекты, улицы и переулки.  Катя, пройди по проспекту – 4, Ира по улице g, Дима по переулку – hi. Ребята, давайте поиграем в игру «Составь доску». Чья команда быстрее соберет из карточек доску на пустом столе по памяти.

Дети: (Играют).

Воспитатель: Ребята, до начала игры, где располагаются белые пешки?

Дети: Всегда во второй горизонтали.

Воспитатель: А черные?

Дети: На 7-ой горизонтали – в 7-ом ряду.

Воспитатель: Сейчас проведем эстафету с бегом «Кто правильнее и быстрее

расставит пешки на шахматной доске».

Постройтесь в две колоны, напротив каждой – на расстоянии 6-8

метров ставится по столу, на них кладутся шахматные доски, на другой стороне на стуле – пешки. По сигналу игроки, стоящие в колоннах первыми берут со стула пешку, добегают до доски и ставят белую на поле а2, а черную на поле а7, обегают стулья, возвращаются обратно, салят по руке  следующего играющего и встают в конце своей команды (колонны), побеждает та команда, которая быстро выполнила задание и не совершила ошибок в расстановке пешек.

Дети: (Играют).

Воспитатель: А сейчас отдохнем и вспомним, какие правила существуют в   шахматах.

Первый ребенок: «Тронул – ходи».

Второй ребенок: «Ход сделан, обратно не вернешь».

Третий ребенок: «Игрок, дотронувшийся до своей пешки должен ходить

ею, даже в том случае, если это ему не выгодно».

Четвертый ребенок: «Когда рука отнята от пешки (фигуры), ход считается

сделанным».

Пятый ребенок: «Дотронувшись до пешки противника, игрок обязан ее

взять, даже если ему это не выгодно».

Шестой ребенок: Если пешка стоит на доске нечетко, например, наполовину заступает на соседнее поле, необходимо предупредить партнера: «Поправляю».

Воспитатель: Я принесла вам «Шахматную Шкатулку». Что же в ней есть?

О! Здесь вопросы.

Как ходит пешка?

Дети: Только вперед по вертикали.

Воспитатель: Если дальнейшему продвижению пешки мешает пешка противника (стоит на ее пути), можно ли перепрыгнуть через нее или обойти слева (справа)?

Дети: Нет, по правилам пешки никогда не перепрыгивают через пешки. Обойти тоже не могут, так как они ходят только вперед, по вертикали.

Воспитатель: А если мешает своя пешка?

Дети: Перепрыгнуть тоже нельзя. А побить тем более – своих не уничтожают.

Воспитатель: Можно взять пешку соперника?

Дети: Да, пешка бьет наискосок пешку соперника.

Воспитатель: Можно ли вернуться на исходную позицию или сделать шаг назад, чтобы затем попытаться снова пробиться вперед?

Дети: По правилам пешка ходит только вперед и не имеет права делать ни шагу назад.

Воспитатель: Является ли пешка фигурой?

Дети: Нет, она просто пешка.

Воспитатель: Может ли пешка стать фигурой?

Дети: Да, может, если любая белая пешка достигнет 8-ой, а черная – 1-ой горизонтальной линии, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Воспитатель: Участвует ли эта пешка в дальнейшей игре?

Дети: Нет, она снимается с доски, а на это поле ставится любая другая фигура (по желанию игрока), какая нужней в данный момент в игре.

Воспитатель: Обязательно ли с начальной позиции пешке сразу ходить на два

поля? Когда это право теряется?

Дети: Любая пешка, при желании, может пойти вперед сразу на два поля, если  только эти поля свободны от других пешек (или фигур), но это не обязательно, если, же пешка сделала ход на одно поле, последующие

ходы она имеет право делать только на одно поле. Право хода на два

поля у этой пешке уж утеряно. Все остальные пешки, не трогавшись  с места, сохраняют право пойти первым ходом на два поля вперед.

Воспитатель: По каким линиям ходит пешка?

Дети: Пешка ходит только по вертикальным линиям и никогда не ходит

по горизонтальным. А по диагональным только тогда, когда берет

фигуру или пешку противника.

Воспитатель: А вы знаете, где располагаются до начала сражения все пешки,

как они перемещаются по доске и уничтожают неприятельские пешки, как пробираются до 8-ой и 1-ой горизонталей. А сейчас мы сыграем всеми пешками. Условия игры довольно просты: команды делают поочередно ходы. Выигрывает та команда, которая побьет больше пешек противника. (Проводиться игра)

Воспитатель: Ребята, шахматная доска – это не только место сражения пешек

и фигур, важно знать не только, как они сражаются и передвигаются по доске, но и уметь записывать. Кто сможет записать, где  стоит пешка? У нас есть солдат, который мечтает стать генералом. Иди Леша запиши.

Леша: (Пишет) с2, h3,  е4, b5.

Рефлексия. 

Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите, что Вы узнали на занятие?  Мы прощаемся со «Страной шахматных чудес»:

Мы – шахматные пешки, в бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперед, назад не знаем ход.

За нами офицеры, за нами короли,

Ладьи и королевы, и конные полки.

Налево и направо мы бить имеем право

А коль в конец доски придем, фигуру новую берем.

Закрываем глаза, звучит музыка, и мы попадаем в группу.

 Вы все молодцы, справились со всеми заданиями,  и   я хочу вам подарить за    хорошую работу смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматный король» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ &laq...

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Цель: Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

Конспект занятия по нетрадиционному виду рисования в старшей группе «Чудеса вокруг нас»

Развитие у детей воображения посредством нетрадиционной техники рисования- кляксография....

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»

Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми  опытно - зкспериментальной деятельностью....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство» в старшей группе по теме «Черно-белое королевство»

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигу...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Лабораторию чудес»

Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать любознательность, пытливост...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....