Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в Лабораторию чудес»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanenko_a.a._statya.docx167.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Путешествие в Лабораторию чудес»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. закрепить знания детей о свойствах воды,
  2. учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  3. организовать познание детей через самостоятельный поиск;
  4. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Демонстрационный материал: столы, накрытые клеенками, стаканчики, сахар, шприцы без иглы, баночки с разбавленной акварельной синей краской, палочки деревянные, кисти для рисования, колонка с музыкой.

Раздаточный материал: пипетки, стаканчики с раствором синей краски, раскраски водные, кисти, стаканчики с водой и пеной для бритья.

Предварительная работа: просмотр презентации «Зачем нужна вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, раскраски «Раскрась аквариум и нарисуй его обитателей», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «Все о воде».

Ход развлечения

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Ребята, давайте, поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:

- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Дети: Вода.

Воспитатель: Что такое вода? (ответы детей)

- Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета, формы.

- Ребята, вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?

Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.

- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)

- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Сейчас нам Лилия расскажет стихотворение о воде?

Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

А Вы знаете ребята, что с водой еще можно проводить разные занимательные опыты. Все опыты проводят в специально оборудованном помещении. Кто знает в каком? Это место называется лаборатория. Давай те, все вместе произнесем ЛАБАРАТОРИЯ. И спросить несколько детей.

Вот сегодня мы и отправимся в «Лабораторию чудес»

Но прежде чем приступить к опытам, нам нужно познакомиться с правилами поведения и безопасности в лаборатории:

  1. не кричать;
  2. не трогать оборудование, приборы без разрешения;
  3. работать только на своем рабочем месте;

4) ничего не пробовать на вкус;

  1. соблюдать осторожность;
  2. в лаборатории принято работать в спецодежде.

Ребята, давайте, пройдем и оденем специальную одежду.

ПЕРЕОДЕВАЕМСЯ

Пройдем в лабораторию чудес (перешли за столы)

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие явления природы связаны с водой?

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар. (показ картинок).

Все эти природные явления состоят из воды. А знаете ли вы ребята, что вода – большая путешественница, капельки никогда не остаются на месте, постоянно куда-то движутся. Посмотрите на этот рисунок.

Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе, а когда капелек воды в облаке становится очень много, то облако превращается в тучу, и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

И сейчас, мы с Вами наглядно увидим.

ОПЫТ 1 «Образование облаков» (с пеной для бритья, губка для посуды).

Перед вами стоят тарелочки, в тарелочках вода, это наш водоем. Возьмите, пожалуйста, в руки губки и скажите губка легкая? (легкая как облако). А теперь наберите чуть-чуть водички, так, чтобы губка впитала капельки воды (набрали). Поднимите губку и скажите, губка потяжелела? А теперь давай те посмотрим, как из тучки льется дождь. Сожмите губку одной рукой, что пошло из тучки? Капельки снова из тучки спустились вниз.

Ребята, какое природное явление мы увидели? (Дождь)

Значит, что бы пошел дождь, что нужно? Облако. Так?

Где, же нам его взять? Я придумала. Облако мы сделаем из обычной пены для бритья.

Опыт №2 «Дождик в стакане воды»

Для этого опыта нам понадобится банка с водой, пена для бритья, пипетка и окрашенная вода в синий цвет. Выдавливаю пену в стакан.

- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком.

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно стакана красивыми струями. Так идет дождь.

Опыт №3 «Радуга в стакане воды»

Воспитатель: Готовы к следующему опыту? Тогда слушайте мою загадку.

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.

Дети: Радуга (картинка)

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).

Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам посмотреть как можно сделать радугу только из четырех цветов – в стаканчике.

Итак, для нашего опыта понадобится: теплая вода, стеклянные стаканчики, сахар, красители, ложечка.

Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 чайную ложку сахара, во 2-й – 2 ч. л., в 3-й – 3 ч. л., в 4-й – 4 ч. л.

В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаю по 3 чайные ложки воды, лучше теплой, и перемешиваю.

Затем в каждый стакан добавляю несколько капель пищевой краски из шприца, перемешиваю. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

Теперь самое интересное. Беру шприцы и набираю в них содержимое наших стаканчиков. В стаканчик при помощи шприца начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стаканчика.

В стаканчике образуются 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. Ребята перемешалась разноцветная вода в стаканчике? (ответы детей)

Воспитатель: Цветная вода ложиться слоями, не перемешивается.

- В чем же секрет этого опыта? (Ответы детей)

Вывод: Вода имеет вес. Ее можно утяжелить с помощью сахара. Чем больше сахара – тем тяжелее вода.

Воспитатель: А сейчас, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).

Опыт №3 «Рисование»

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам предстоит разгадать еще одну тайну. Подойдите, к столам. (На столе стоят баночки с обычной прозрачной водой и лежат картинки).

- Как вы думаете, сможем ли мы, используя воду, сделать картинку цветной? (предположения детей)

- Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку. Дети сырой кисточкой проводят по картинке (звучит песня «Где водятся Волшебники?» автор: Энтин Ю., композитор: Минков М.).

Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками? (ответы детей)

Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки. Как вы думаете, почему картинки стали цветными? (предположения детей).

Воспитатель: Краска изначально была нанесена на листы бумаги, а вода помогла их сделать яркими и красочными.

Итог мероприятия

Вот и подошло к концу наше путешествие в Лаборатории Чудес.

Ребята, давайте, пройдем и снимем спецодежду.

Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями.

Вам понравилось сегодня путешествовать? (ответы детей)

Что вам понравилось сегодня? Что удивил? Чему вы сегодня научились? Сегодня вы узнали много интересного. Я хочу вручить каждому из вас медали Юных исследователей «Лаборатории Чудес» (вручить).

Воспитатель: Всем спасибо. До свидания, ребята!

C:\Users\Администратор\Downloads\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.Развивать обследовательски...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в лес-чудес»

Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в зимнем лесу»

     Представленный конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности предназначен для педагогов, работающих с детьми старшей группы (детей 5-6 лет) в дошк...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Лаборатория чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:• Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствам...

Конспект занятия НОД по театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект  занятия НОД  по театрализованной деятельноКсти в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра»...

Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе "Путешествие в лабораторию чудес"

Конспект образовательной деятельностипо опытно-экспериментальной деятельности в старшей группеТема: «Путешествие в лабораторию чудес»Цель: развитие творческой познавательно-исследоват...