Ознакомление с окружающим миром «Казачий курень».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

сформировать у детей чувство любви и гордости к родине  на основе изучения культуры родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznak._s_okr._kazachiy_kuren.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миром «Казачий курень».

Группа: разновозрастная (средняя-старшая-подготовительная).

Цель: сформировать у детей чувство любви и гордости к родине  на основе изучения культуры родного края

Задачи:

-Знакомство с жилищем казаков, предметами быта

-Подчеркнуть любовь казаков к родному гнезду

-Воспитывать уважение к культуре предков

Программное содержание: 

-Беседа + показ презентации «Жилище и быт донского казака»

 -Игра «Ожившие вещи».

 - Работа с макетом куреня

Словарная работа:

Курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок, баз, палисадник.

Методика проведения.

Я хочу прочесть вам стихотворение, которое называется

«Весна в степи на Дону».

Тихий Дон разливается тихо,

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо,

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы.

И отважны донцы-молодцы.

«Жилище казака».

Строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью, школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица, представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи. Улицы, улочки, переулки, тупики все перемешалось.  В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. (Перья, куски шерсти, полотенце, монеты, крест). Для чего нужны перья и шерсть? (Чтобы хозяйство водилось.) Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? (Чтобы деньги водились). Верно. Деньги закладывались под матицу. Матица - несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем? ( Чтобы в доме не было пусто.) В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем? (Чтобы бог помогал). А какие материалы использовали казаки для строительства дома? (Солому, бревна, камыш). Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман? (Саман-кирпич из глины с примесью соломы). Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему? (На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать, и быстрей, и веселей). Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали глинобитный.

Потом дома начали строить из дерева или камня. Дома эти назывались курень. «Курень» по-монгольски - круглый. Казаки строили дома со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Позже дома начали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение - низы, второй - верхи). Окна закрывались от жары ставнями - деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы по нему можно было пройти закрыть или открыть ставни. (Показ слайдов).

  •  «А теперь давайте зайдем в казачий курень. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вышитыми покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати - занавеска.

Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки - деревянные. Вся семья ела из одной чашки. Начинали есть по старшинству, кто спешил, мог получить ложкой по лбу.

В курене появилась печь. Ее топили сухой травой, соломой или кизяком (сухой помет животных), а потом клали дрова. Готовили в чугунах. Их ставили в печь ухватом.

Любимые блюда казаков: лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Молоко хранили в погребе в глиняной посуде - махотке.

Одежду казаки хранили в сундуках. На них и спали. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила. Белье наматывалось на валик, и по ней прокатывали вот этой доской с зубцами.

Казаки были гостеприимны и набожны. В каждом доме в углу висела икона. В каждом доме у казачки была прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду (носки, варежки, шарфы, платки).

У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.

Физкультминутка.


Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже,

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё,

Через левое плечо

Буквой « Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Игра «Ожившие вещи». 

На столе разложены предметы казачьего быта: ковш, веретено, деревянная ложка, чугунок, ухват, гребень, рубель, серп, рушник.

Дети по желанию выходят, выбирают любой предмет и рассказывают о нём от первого лица (как называется, какую работу в доме выполнял, как относились к нему хозяева и т. д.).

 Работа с макетом куреня

Воспитатель с детьми рассматривают макет куреня, закрепляя полученные на занятии знания.

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. 

- О чём мы сегодня с вами говорили? - Для чего необходимо знать прошлое своего народа?- Что самое важное вы запомнили на занятии?

- Как называлось жилище казаков?

- Что использовали для постройки дома из самана?

- Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили?

                                                 МБДОУ  д/с «Колокольчик»

Занятие по ознакомлению с социальным окружением в разновозрастной группе №2 «Казачий курень».

                                                           Воспитатель: Громадина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Убранство куреня», старшая группа

Познакомить детей с бытом казаков, музейными экспонатами. Формировать у детей желание познакомиться с бытом казаков, систематизировать знания и представления о культуре предков. Познакомить с муз...

Ознакомление с окружающим миром «Казачий курень».

Группа: разновозрастная (средняя-старшая-подготовительная)...

конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».

Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит слов...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....