Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
содержание занятия прикреплено к файлу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_malchikov_i_devochek_beseda.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
Цель: создать условия по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и обычаями казачьих семей
Задачи:
• Продолжать развивать у детей интерес к обычаям и укладу казачьей семьи.
• Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.
• Воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Материал: фото станицы Семикаракорской, обручи, кегли, клубки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Вос-ль: Мудрые люди сказывали: «Нет будущего у того народа, который историю свою не знает, предков не чтит, вековых обычаев не помнит».
Над станицей моей - солнце яркое,
Над станицей моей - солнце жаркое,
А вокруг, как ковер – зеленеют поля.
Это – Родина моя!
Дети: Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон, ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной.
Казачьей любимой станице
Во все для нее времена
По праву собою гордиться-
В России такая одна.
Отчизна ты наша родная,
С рожденья люблю я тебя.
Но лучше казачьего края,
Признаюсь, не встретила я.
Вос-ль: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область?
Дети: Ростовская область.
Вос-ль: А станицу нашу?
Дети: Станицей Семикаракорской
Вос-ль: Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Знакомые места».
(На столе разложены цветные фото, изображающие уголки нашей станицы. Дети по очереди переворачивают фото и отвечают, куда они попали) .
Вос-ль: Ребята, как вы понимаете пословицу: «Когда семья вместе и сердце на месте».
(Ответы детей) .
Вос-ль: Вспомните, чем занимались казачьи семьи?
Дети: Вели хозяйство, ухаживали за скотом, выращивали хлеб.
Вос-ль: Большая часть жизни казака проходила в дальних походах,
учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака
было делом чести не только отца с матерью, но и всей станицы, всего
Войска Донского.
В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды,
которым строго следовали.
Рождение ребенка всегда радостное событие для родных и близких. С
особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.
Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а
девочка – убыток, разорительница.
Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Годовалого
казачонка на женской половине усаживали на кошму, и крестная
срезала его первые пряди волос, которые потом на протяжении всей
жизни сохраняли.
Подстриженного мальчонку, женщины передавали мужчинам, и те
несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка
сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали,
как он будет себя вести. Если ухватится за гриву – быть казаком,
расплачется – не быть казаку, а упадет – быть убитому в бою. Эту
весть крестный держал в тайне
Посвящали мальчика в казаки в 3-4 года. Собиралась вся родня. Отец
сажал мальчонку на коня и даже давал ему в руки шашку.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с
очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет
мальчишки работали в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и
другой скот.
В 7 лет мальчика стригли во второй раз. В этом возрасте он собирал
свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих
братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя,
а полказака».
На первый взгляд может показаться, что малым казачатам некогда
было играть, но время для игр у них оставалось. Особенно юные
казачата любили играть в «бабки» и сейчас мы вами в нее поиграем.
Игра: «Бабки».
Вос-ль: При игре развивалась такая меткость в бросании камешков в
поставленные в ряд кости, что казаки могли убивать ими зайцев и
птиц на значительном расстоянии.
Вос-ль: Рождение девочки не праздновалось так широко, как
мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло,
доброту и ласку.
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь
«хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах:
стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет
учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела
каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на
всю жизнь.
Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла
нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.
Девочки тоже любили играть в игры. Одна из таких игр называется:
«Поможем бабушке смотать пряжу»
Вос-ль: Дальше будут поговорки.
Разрешите мне начать,
Казаки без поговорки
Не умеют отдыхать.
«Казак без коня, что солдат без ружья».
Дети: «Казак в беде не плачет».
«Казак сам голодает, а коня накормит».
«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой».
«Тот не казак, кто боится собак»
«Где враг, там и казак».
«Терпи казак – атаманом будешь».
«Казак сам себя веселит».
Вос-ль: Вот так на Дону и проходило воспитание и обучение казачат. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали мальчиков и девочек в семье казака?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»
Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Сердце семьи"
Програмное содержаниеЗакрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.Учить детей мыслит...
Модифицированная программа нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье»
содержание программы прикреплено к файлу...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада «Моя семья»
Задачи:Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном х...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Моя семья"
Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботя...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....