«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ»

Россия… Как велика она, как многолика! Величаво раскинула свои просторы от океанского побережья Дальнего Востока до цветущих земель Украины, от побережья Ледовитого океана до благоухающего под теплым южным солнцем Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Живут, радуясь мирным восходам и закатам, любуясь красотами вечнозеленой тайги и величием сияющих в поднебесье золотых куполов храмов, зачарованно всматриваются в набегающие волны желтеющего пшеничного поля или в раздумье задерживают взор на седых горных вершинах.

Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Наша кубанская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду.

История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев?

        Воспитание мальчика – казака.        

Мальчика в казачьей семье стригли первый раз, когда ему исполнился один год.

Его усаживали на кошму, и крёстная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в котором потом заворачивали первые состриженные волосы) и гадали, как он будет вести себя, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею так, что издали казалось так, что идёт по улице казак  при шашке.

У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Крёстная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крёстный шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Сохраняй её до срока».

Крёстный принимал оружие, хранил его  и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крёстный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства.

Обучении е начиналось после праздника первых штанов. Штаны, как правило старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами,  и  казачок ими очень гордился. Лет с трёх – пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучения были тяжёлыми и постоянными. Стрелять учили с семи лет, рубит шашкой – с десяти.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовый он шёл первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым в последний раз ел детские сладости, под украдкой роняемые матерью, сёстрами и бабушкой слёзы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Воспитание девочки – казачки.

Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. В семье тоже волновались и молились за её счастье.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки на одежду, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились  на всю жизнь. Была и особенная работа – нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трёхлетняя – годовалого. Пятилеток – уже в няньки «в люди» отдавали. Труд не исключал радости и веселья: девочки пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено всё её воспитание.



Предварительный просмотр:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ»

Россия… Как велика она, как многолика! Величаво раскинула свои просторы от океанского побережья Дальнего Востока до цветущих земель Украины, от побережья Ледовитого океана до благоухающего под теплым южным солнцем Черноморского побережья Кавказа!.. На этих необозримых просторах живут и трудятся россияне. Живут, радуясь мирным восходам и закатам, любуясь красотами вечнозеленой тайги и величием сияющих в поднебесье золотых куполов храмов, зачарованно всматриваются в набегающие волны желтеющего пшеничного поля или в раздумье задерживают взор на седых горных вершинах.

Велика и красива Россия! Есть в ее наряде жемчужина, которая зовется Кубанью. Наша кубанская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, уделялось до перестройки и, к сожалению, потом вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице. В этой связи в процессе своей трудовой деятельности веду целенаправленную работу с детьми, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей.

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в детском саду. Именно поэтому в детском саду идет восстановление утраченных связей между поколениями, идет формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду.

История Кубани хранит множество случаев беззаветного служения Отечеству. Мы можем гордиться своими предками, их делами и теми нравственными ценностями, которые они оставили нам в наследство. Что же это за особое воспитание, которое дало Кубани и России таких героев?

        Воспитание мальчика – казака.        

Мальчика в казачьей семье стригли первый раз, когда ему исполнился один год.

Его усаживали на кошму, и крёстная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в котором потом заворачивали первые состриженные волосы) и гадали, как он будет вести себя, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву – будет жив. Заплачет повалится с коня – быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крёстный надевал на них обоих портупею так, что издали казалось так, что идёт по улице казак  при шашке.

У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Крёстная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крёстный шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Сохраняй её до срока».

Крёстный принимал оружие, хранил его  и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крёстный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства.

Обучении е начиналось после праздника первых штанов. Штаны, как правило старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами,  и  казачок ими очень гордился. Лет с трёх – пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучения были тяжёлыми и постоянными. Стрелять учили с семи лет, рубит шашкой – с десяти.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчики работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовый он шёл первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым в последний раз ел детские сладости, под украдкой роняемые матерью, сёстрами и бабушкой слёзы он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Воспитание девочки – казачки.

Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. В семье тоже волновались и молились за её счастье.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки на одежду, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились  на всю жизнь. Была и особенная работа – нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трёхлетняя – годовалого. Пятилеток – уже в няньки «в люди» отдавали. Труд не исключал радости и веселья: девочки пели и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, этому было подчинено всё её воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»

Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа

В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...

Краткосрочный проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ» (национальный орнамент в одежде) Старшая группа

Краткосрочный проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ             ХАНТЫ И МАНСИ»(национальный орнамент в одежде)Стар...

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области на 2017-2018 уч. год

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с традициями и обычаями народов живущих в Калининградской области...

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....

Роль народной игры в ознакомлении дошкольников 
с традициями и обычаями русского народа

Роль народной игры в ознакомлении дошкольниковс традициями и обычаями русского народа...