Роль народной игры в ознакомлении дошкольников
с традициями и обычаями русского народа
статья (средняя группа)
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников
с традициями и обычаями русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_1.docx | 13.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников
с традициями и обычаями русского народа
В настоящее время актуальной и очень важной задачей является сохранение национальной культуры и традиций, формирование национального самосознания человека. И делать это необходимо с раннего возраста.
Необходимость приобщения современных детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня как никогда наше прошлое. Сегодня дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и обычаи с традициями национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; воспитать в себе любовь к своей Родине, своему народу
и ко всему, что связано с народной культурой.
Большинство взрослых сегодня не передают детям навыки и умения старшего поколения, забываются обычаи и традиции родной страны.
Чтобы избежать этого и помочь воспитанникам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа педагогам необходимо через занятия сформировать у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. Также важно данную тему обсуждать с родителями
на собраниях. В совокупности это создаст эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств у ребенка.
В детском саду, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдается предпочтение русским народным играм. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много шуток, юмора, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.
Выразительность и доступность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений
об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это
не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, на прогулке.
На праздниках и развлечениях также используются народные игры.
К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры: «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные: «Заинька», «Коза»; игры-забавы: «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, многие дети любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч».
Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые
так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются
с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Большинство родителей убеждены, что просто играть и разговаривать
с ребенком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем,
с малышом «надо заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое (аналитическое) полушарие,
на работе которого и так построена система школьного образования. Вот
и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать
эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко нужно использовать игры на становление познавательных процессов.
Например:
Игры на развитие различных видов памяти: «Запоминалки», «Чего
не стало», «Телеграмма», «Художники» и др. Игры на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка: «Ласковые слова», «Паровозик с именем», «Комплименты» и др. Игры на развитие мыслительных операций: «Лишнее слово», «Говори наоборот», «Подбери словечко», «Быль и небыль», «Загадочные слова» и др. Игры на развитие воображения: «Что было», «Что будет», и др. Игры на снятие эмоционального напряжения.
В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как
в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...
Консультация «Ознакомление дошкольников с традициями и обычаями через народные игры»
Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. БелинскийРодина впервые предстает перед...
Роль народной игры в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями русского народа
В данной статье говорится о важности и необходимости приобщения детей к национальной культуре (традициям и обычаям) через народные игры. Даны рекомендации по использованию игр с целью развития определ...
игры для ознакомления детей с культурой и обычаями русского народа
Вашему вниманию хочу предложить развивающие игры...
Консультация "Ознакомление с традициями и обычаями русского народа"
laquo;Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры» «Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь...
«Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»
laquo;Роль народной игры и игрушки в ознакомлении дошкольников с традициями и обычаями народов России»...
«Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»
laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через родныеи национальные явления…»В. Белинский...