Краткосрочный проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ» (национальный орнамент в одежде) Старшая группа
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Краткосрочный проект
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ»
(национальный орнамент в одежде)
Старшая группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
НРМОБУ «Усть – Юганская СОШ» (дошкольные группы)
Краткосрочный проект
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ»
(национальный орнамент в одежде)
Старшая группа
Педагог дополнительного образования
Позднякова Лилия Игоревна
п Усть – Юган
декабрь 2017год
Актуальность проекта:
Актуальность. Мы живем в Ханты – Мансийском округе - Югра. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи нашего края. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину - задача особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства коренного населения Югры.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры края, в котором живёт, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою малую Родину, свой народ и все, что связано с культурой Югры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше ребенок должен впитывать культуру нашего края через сказки и легенды, рассматривание иллюстраций. Рассматривая орнамент в одежде, дети видят колорит, самобытность Ханты и Манси.
Объект.
Изучение характерных особенностей национальной одежды.
Предмет.
Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом Ханты и Манси, живущих ХМАО – Югра.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, педагог дополнительного образования.
Цель проекта: Расширить и углубить знания детей о малой Родине.
Воспитание любви к национальной культуре нашего края.
Познакомить с национальным костюмом и орнаментом, бисероплетения.
Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с народным творчеством, обычаями и традициями народа.
- Знакомство с национальным костюмом, орнаментом, колоритом и самобытностью.
- развитие мышления. творчества;
- развитие творческих способностей;
- умение концентрировать внимание;
- развивать речевую активность;
- расширение и обогащению художественного опыта.
Гипотеза проекта:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Социализация
- Коммуникация
- Безопасность
- Художественное творчество
- Художественное творчество
- Чтение художественной литературы
- Музыка
Проживая в ХМАО - Югра, многие не знают традиции, и обычаи народа Ханты и Манси. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных, одеждах взрослых и детей, орнаменте и его различии и плетение из бисера.
Методы и приемы реализации проекта:
- Консультативная работа с воспитателями и родителями
- Рассматривание иллюстраций
- Отгадывание загадок
- Беседа
- Прослушивание музыкальных произведений
- Чтение сказок и легенд
- Экспериментирование
- Продуктивная деятельность.
Проектное обеспечение: Гуашь, восковые мелки, ноутбук, проектор, заготовки для работы; схемы, шаблоны бумажных платьев.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (Знать названия орнамента и уметь их рисовать)
Выявление и осознание ребенком своих способностей.
Обогащение речи детей.
Развитие мышления, памяти.
Дети должны знать и называть: Название округа в котором мы живём, национальность коренного населения.
Знать культуру и традиции Хантов и Манси. Элементы одежды.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
Определить вид проекта.
Определить цель и задачи проекта.
Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.
2 этап – Организация проекта
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать иллюстративный материал, художественную литературу по теме и т.д.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Материал подобран с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1.Развитие речи.
На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. Ознакомление с окружающим миром. Для занятий по изо деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных и т.д.
3. Сенсорное развитие.
Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. Музыкальное развитие.
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении выставки к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. Физическая культура. Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Используемые приемы и методы:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
Практические – упражнения, игровые методы
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные правила проведения занятий:
- Главный герой рисования – ребенок.
- Отбор тематического содержания.
- Использование приема транслирования информации.
- Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
- Педагог создает схематические изображения
- В качестве «физкультминутки» - используются имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью
Занятия строятся по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Этапы проекта
1 Этап
Деятельность педагога
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу.
4. Дополнение задач проекта.
Деятельность детей
1.Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию
3. Принятие задачи.
2 этап
Деятельность педагога
1 Помогает в решении задачи
2. Помогает спланировать деятельность.
3.Организует деятельность.
4. Практическая помощь (по необходимости).
5. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
- Объединение детей в рабочие группы.
- Распределение амплуа.
- Формирование специфических знаний, умений навыков.
3 этап
Деятельность педагога
1. Подготовка к выставке.
2.Выставка.
3. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Деятельность детей
1. Продукт деятельности готовят к выставке.
2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Первая неделя –
Рассматривание репродукции картин хантыйских художников
- Знакомство детей культурой Ханты и Манси, бытом, домашней утварью. одеждой и орнаментом;
- Воспитывать любовь к краю, в котором ы живём.
-воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Вторая неделя –
Знакомство с орнаментом и его характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте:
-воспитывать уважение к людям, создавшим красоту бисероплетения (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
3 неделя – Рисование
Презентация. Репродукции картин хаты и манси
Украшение орнаментом верхней мужской одежды по образцу и схеме.
4 неделя –Рисование
Презентация «Виртуальное путешествие по округу Югра»
Рисование "Украшение платья - продолжать знакомить детей с элементами Югорских узоров и их характерных особенностей; -продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге.
Материал проекта способствует:
- Развитию мелкой моторики рук, речи и мышлению.
- Концентрации внимания.
- Расширению и обогащению художественного опыта.
- Формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом.
3 этап – Заключительный
Оформление выставки
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ»
были достигнуты определённые результаты:
1.Создана совместная выставка рисунков родителей и детей.
2.Сформированы устойчивые знания и интерес к культуре родного края.
3.Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и педагогом, благодаря совместной деятельности в ходе работы.
Вывод: Реализация проекта помогла детям творчески подходить к видению мира, который изображают, и используют для самовыражения любые доступные средства. Таким образом, гипотеза подтверждена.
Интернет источник
Образовательный портал http://geum.ru/next/art-36951.leaf-10.php
Собрание хантыйских народных сказок
Электронная библиотека http://skazkibasni.com/xantyjskie-skazki
http://stranamasterov.ru/node/43300
http://nativeurals.narod.ru/ornament.htm
http://finugor.ru:8080/node/15019
http://www.etnic.ru/edu/orn/orn3.html
http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html
http://www.groh.ru/map/hant/hant.html - очень интересно этнография народа Ханты – Статья: В.М. КУЛЕМЗИН Н. В.ЛУКИНА Знакомьтесь: ХАНТЫ
http://www.etnic.ru/edu/orn/orn2.html Коренные народы Севера в современном мире. Народ Ханты
http://www.etnolog.ru/people.php?id=HANT Энциклопедия народов мира. Ханты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)
Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)...
Конспект НОД по художественному творчеству. Рисование «Элементы для национальной одежды» (старшая группа)
В условиях поликультурной республики в образовании должно учитываться все богатство и разнообрази национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к кул...
Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»
Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...
Национальный праздник Ханты и Манси " Вороний день"для детей старшего дошкольного возроста
Интегрированное занятие-развлечение Национальный праздник ханты и манси: «Вороний день.» Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В п...
Практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный проект «Ознакомление детей со свойствами воды»
краткосрочный проект...
Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...
«Формирование представлений дошкольников о традициях разных народов и национальностей в рамках семейного клуба»
Формировать основы гражданственности и патриотизма дошкольников через ознакомление с культурой народов, проживающих на территории России...