Краткосрочный проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ» (национальный орнамент в одежде) Старшая группа
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Позднякова Лилия Игоревна

Краткосрочный проект

 

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ             ХАНТЫ И МАНСИ»

(национальный орнамент в одежде)

Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Усть – Юганская СОШ» (дошкольные группы)

                                   Краткосрочный проект

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ             ХАНТЫ И МАНСИ»

(национальный орнамент в одежде)

Старшая группа

Педагог дополнительного образования

Позднякова Лилия Игоревна

п Усть – Юган

декабрь 2017год

Актуальность проекта:

Актуальность. Мы живем в Ханты – Мансийском округе - Югра. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи нашего края. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину - задача особенно актуальная сегодня, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства коренного населения Югры.

Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры края, в котором живёт, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою малую Родину, свой народ и все, что связано с культурой Югры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше ребенок должен впитывать культуру нашего края через сказки и легенды, рассматривание иллюстраций. Рассматривая орнамент в одежде, дети видят колорит, самобытность Ханты и Манси.

Объект.

Изучение характерных особенностей национальной одежды.

Предмет.

Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом Ханты и Манси, живущих ХМАО – Югра.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, педагог дополнительного образования.

Цель проекта: Расширить и углубить знания детей о малой Родине.

Воспитание любви к национальной культуре нашего края.

Познакомить с национальным костюмом и орнаментом, бисероплетения.

Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с народным творчеством, обычаями и традициями народа.
  • Знакомство с национальным костюмом, орнаментом, колоритом и самобытностью.
  • развитие мышления. творчества;
  • развитие творческих способностей;
  •  умение концентрировать внимание;
  •  развивать речевую активность;
  • расширение и обогащению    художественного опыта.

Гипотеза проекта:

Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание  
  •  Социализация
  • Коммуникация
  • Безопасность
  • Художественное творчество 
  • Художественное творчество
  • Чтение художественной литературы
  • Музыка

Проживая в ХМАО - Югра, многие не знают традиции, и обычаи народа Ханты и Манси. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных, одеждах взрослых и детей, орнаменте и его различии и плетение из бисера.

Методы и приемы реализации проекта:

  • Консультативная работа с воспитателями и родителями
  • Рассматривание иллюстраций
  • Отгадывание загадок
  • Беседа
  • Прослушивание музыкальных произведений
  • Чтение сказок и легенд
  • Экспериментирование        
  • Продуктивная деятельность.

Проектное обеспечение: Гуашь, восковые мелки, ноутбук, проектор, заготовки для работы; схемы, шаблоны бумажных платьев.

Ожидаемые результаты:

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (Знать названия орнамента и уметь их рисовать)

Выявление и осознание ребенком своих способностей.

Обогащение речи детей.        

Развитие мышления, памяти.

Дети должны знать и называть: Название округа в котором мы живём, национальность коренного населения.

Знать культуру и традиции Хантов и Манси. Элементы одежды.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный

Определить вид проекта.

Определить цель и задачи проекта.

Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта.

2 этап – Организация проекта

Разработка проекта:

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать иллюстративный материал, художественную литературу по теме и т.д.

Подобрать материал для продуктивной деятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Материал подобран с учетом реализации меж предметных связей по разделам:

1.Развитие речи.

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. Ознакомление с окружающим миром. Для занятий по изо деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных и т.д.

3. Сенсорное развитие.

Занятия по изо деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. Музыкальное развитие.

Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении выставки к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. Физическая культура. Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Используемые приемы и методы:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений

Практические – упражнения, игровые методы

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Основные правила проведения занятий:

  • Главный герой рисования – ребенок.
  • Отбор тематического содержания.
  • Использование приема транслирования информации.
  • Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий.
  • Педагог создает схематические изображения
  • В качестве «физкультминутки» - используются имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью

Занятия строятся по коммуникативному принципу:

  • Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  • Обеспечение главных условий общения.
  • Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  • Использование различных коммуникативных средств.

Этапы проекта

1 Этап

Деятельность педагога

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.        

4. Дополнение задач проекта.

Деятельность детей

1.Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Принятие задачи.

2 этап

Деятельность педагога

1 Помогает в решении задачи

2. Помогает спланировать деятельность.

3.Организует деятельность.

4. Практическая помощь (по необходимости).

5. Направляет и контролирует осуществление проекта.

Деятельность детей

  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.
  3. Формирование специфических знаний, умений навыков.

3 этап

Деятельность педагога

1. Подготовка к выставке.

2.Выставка.        

3. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Деятельность детей

1. Продукт деятельности готовят к выставке.

2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Первая неделя –

Рассматривание репродукции картин хантыйских художников

- Знакомство детей культурой Ханты и Манси, бытом, домашней утварью. одеждой и орнаментом;

- Воспитывать любовь к краю, в котором ы живём.

-воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Вторая неделя –

Знакомство с орнаментом и его характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте:

-воспитывать уважение к людям, создавшим красоту бисероплетения (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

3 неделя – Рисование

Презентация. Репродукции картин хаты и манси

 Украшение орнаментом верхней мужской одежды по образцу и схеме.

4 неделя –Рисование

Презентация «Виртуальное путешествие по округу Югра»

Рисование "Украшение платья - продолжать знакомить детей с элементами Югорских узоров и их характерных особенностей; -продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге.

Материал проекта способствует:

  • Развитию мелкой моторики рук, речи и мышлению.
  • Концентрации внимания.
  • Расширению и обогащению художественного опыта.
  • Формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом.

3 этап – Заключительный

Оформление выставки

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации проекта «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ ХАНТЫ И МАНСИ»

были достигнуты определённые результаты:

1.Создана совместная выставка рисунков родителей и детей.

2.Сформированы устойчивые знания и интерес к культуре родного края.

3.Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и педагогом, благодаря совместной деятельности в ходе работы.

Вывод: Реализация проекта помогла детям творчески подходить к видению мира, который изображают, и используют для самовыражения любые доступные средства. Таким образом, гипотеза подтверждена.

Интернет источник

Образовательный портал http://geum.ru/next/art-36951.leaf-10.php 

Собрание хантыйских народных сказок

Электронная библиотека   http://skazkibasni.com/xantyjskie-skazki 

http://stranamasterov.ru/node/43300   

http://nativeurals.narod.ru/ornament.htm     

http://finugor.ru:8080/node/15019   

http://www.etnic.ru/edu/orn/orn3.html   

http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html   

http://www.groh.ru/map/hant/hant.html    - очень интересно этнография народа Ханты – Статья: В.М. КУЛЕМЗИН Н. В.ЛУКИНА Знакомьтесь: ХАНТЫ

http://www.etnic.ru/edu/orn/orn2.html    Коренные народы Севера в современном мире. Народ Ханты

http://www.etnolog.ru/people.php?id=HANT    Энциклопедия народов мира. Ханты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)...

Конспект НОД по художественному творчеству. Рисование «Элементы для национальной одежды» (старшая группа)

В условиях поликультурной республики в  образовании должно  учитываться все богатство и разнообрази национальных культур, воспитывающая у  детей  интерес и уважение не только к кул...

Краткосрочный проект «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России»

Становление облика человека начинается в дошкольном детстве. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываю...

Национальный праздник Ханты и Манси " Вороний день"для детей старшего дошкольного возроста

Интегрированное занятие-развлечение Национальный праздник ханты и манси: «Вороний день.»  Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В п...

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...

«Формирование представлений дошкольников о традициях разных народов и национальностей в рамках семейного клуба»

Формировать основы гражданственности и патриотизма дошкольников через ознакомление с культурой народов, проживающих на территории России...