Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Курбанова Саида Тагировна

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

 Задачи:     

·        познакомить детей с русскими народными инструментами;

·        воспитывать любовь к своей культуре, истории;

·        обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску;

·        развивать навыки выразительного интонирования, познакомить с определением: «народный оркестр».

 

Материал к занятию:

·        Техническое обеспечение: ПК для воспроизведения презентации; проектор; аудиоаппаратура.

·        Мольберт, стол.

·        Презентация русских народных инструментов,  фото русского народного оркестра.

·        Аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки, кроссворд.

·        Музыкальные инструменты: балалайка,  трещотка, бубен, дудочка, свистулька,  ложки.

Методы: Художественное слово, наглядный, пояснения, беседа, практический.

Ход занятия

Дети входят в зал, звучит русская народная мелодия

 «Пойду ль я выйду ль я»,

Музыкальный руководитель: (поёт приветствие)

Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:  Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие – сегодня  мы начинаем путешествие в прошлые века, к истокам русской культуры, к нашим национальным корням.  Я расскажу о русских народных инструментах.  А чтобы узнать о них, мы отгадаем кроссворд. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по горизонтали слово “народный” (Дети подходят к мольберту)

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки! Подсказки представлены у меня на столе.

(На столе разложены музыкальные инструменты)

1.У него рубашка в складку любит он плясать вприсядку. 
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт. 
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак он  и буян голосистый мой… (Баян)

2. Тараторит словно тетка.

Называется….(Трещотка)

3.Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять,
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. (Дудка)

4.В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь. 
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.
Как зовут её? (Гармонь)

5.На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички, 
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)

6.Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)

 

(Музыкальный руководитель пишет на мольберте отгаданные слова)

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а что бывает народным?

Дети:  (Ответы детей) Инструменты, песни, сказки, костюмы.

Музыкальный руководитель:  А сейчас внимание на экран. Давайте присядем на ковер.  Внимательно посмотрим на русские народные инструменты, и  как они звучат.

 

 

Презентация  «Знакомство с русскими народными инструментами»

Музыкальный руководитель:  Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

- А как называется коллектив музыкантов, который исполнил данное произведение?

Дети: (ответ детей)  Оркестр.

Музыкальный руководитель: Кто руководит оркестром?

Дети: (Ответы детей) Дирижёр.

Назовите струнные инструменты русского народного оркестра?

Группа струнных? (Балалайка, домра, гусли)

Духовые инструменты? (Дудочка, свистулька, жалейка)

Ударные? (Ложки, трещотки, бубен)

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, кто изготовляет эти инструменты?

Дети: (Ответы детей) Народ.

Всю жизнь русский народ всегда окружал себя  песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления немудреных инструментов, и знал,  как на нем играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку (показывает свистульку) или из дощечки трещотку (показывает трещотку)

В нашей Белгородской области есть мастера,  которые делают  прекрасные балалайки. Один из них живет в с. Глуховка Алексеевского района. Зовут его Николай Ефимович Торбинов, он мастер балалаечник, изготовляет вот такие балалайки  (показ инструмента)    Послушайте, как она звучит, я наиграю вам мелодию «Во поле береза стояла»       

                       Звучит мелодия «Во поле береза стояла»

Музыкальный руководитель: А вот другой мастер Белгородского района живет в селе Казацком Красногвардейского  района.  Зовут  Марк Васильевич Сычев, его односельчане называют  «Мастер золотые руки», он умел вдохнуть в  свою жалейку душу. И пела она трогательно и нежно, что щемило сердце. Давайте с вами послушаем,  как звучит жалейка.

Звучание Жалейки.

Музыкальный руководитель: Не одна вечеринка на селе не обходилась без гармошки. Очень хорошо сказал о гармошке поэт Александр Даров.

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко,

За каждый покачнувшийся плетень.

Гармонь, гармонь! Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень.

 

(Музыкальный руководитель берет в руки аккордеон и обращает внимание детей на макет гармошки, который стоит на столе.)

Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад.

А вот мой аккордеон он разновидность гармоники он считается тоже древним  народным инструментом.

А сейчас я подыграю нашим ребятам на аккордеоне танец,  а  дети нам  исполнят  «Матаничку».

Этот танец танцевали в старину в селах  Белгородской области.

Дети исполняют «Танец Матаня»

Музыкальный руководитель: (поёт и подыгрывает на ложках)

“Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем в ложки”, Ух!

 

Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

Описание игры: Музыкальный руководитель отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая  ритм ладошками.

Музыкальный руководитель:  А теперь берем ложки садимся,  как ложкари в оркестр и будем исполнять  и русскую народную мелодию «Как под яблонькой».

Оркестр ложкарей «Как под яблонькой»

Музыкальный руководитель: А сейчас я прочту вам  стихотворение

Николая Ярославцева

 

«Родничок»                                    

Пробивается сквозь крону

Света солнечный пучок.

И спешит, бежит навстречу,
Неприметный родничок.

Озорством зверюшек лечит,
Дарит свежесть по утрам,
И спешит, бежит  навстречу,
Озорной, весёлый  к нам!

Слово «родник» исторически  восходит к словам «род», «родить».

Давайте ребята вспомним нашу песню «Родники». Как её надо петь?

Дети: (ответы детей) Ласково, протяжно, спокойно, напевно.

 

Дети исполняют песню «Родники», музыка Р. Гуцалюка

 

Музыкальный руководитель: Пришла пора поиграть.  Сегодня мы поиграем в игру «Заинька, где ты был?  А кто сегодня хочет быть заинькой?

(выбирается зайка)

 

Проводиться русская народная игра: Заинька, где ты был?

 

Музыкальный руководитель: Наше занятие закончилось.

Вам спасибо всем за уменье, знания.
Вы сегодня заслужили похвалу признание!

(Поёт) До свиданья, ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки! До свидания!

Дети (поют) До свидания! (Дети парами уходят под музыку)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребенка  –  детский сад №70 «Светлячок»

Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины

(старшая группа)

Музыкальные  руководители:

Курбанова С. Т.

Станиславская В. Я.

Белгород 2017

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

 Задачи:        

  • познакомить детей с русскими народными инструментами;
  • воспитывать любовь к своей культуре, истории;
  • обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску;
  • развивать навыки выразительного интонирования, познакомить с определением: «народный оркестр».

Материал к занятию:

  • Техническое обеспечение: ПК для воспроизведения презентации; проектор; аудиоаппаратура.
  • Мольберт, стол.
  • Презентация русских народных инструментов,  фото русского народного оркестра.
  • Аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки, кроссворд.
  • Музыкальные инструменты: балалайка,  трещотка, бубен, дудочка, свистулька,  ложки.

Методы: Художественное слово, наглядный, пояснения, беседа, практический.

Ход занятия

Дети входят в зал, звучит русская народная мелодия

 «Пойду ль я выйду ль я»,

Музыкальный руководитель: (поёт приветствие)

Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!

Дети: (поют) Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:  Добрый день дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие – сегодня  мы начинаем путешествие в прошлые века, к истокам русской культуры, к нашим национальным корням.  Я расскажу о русских народных инструментах.  А чтобы узнать о них, мы отгадаем кроссворд. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по горизонтали слово “народный” (Дети подходят к мольберту) 

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки! Подсказки представлены у меня на столе.

(На столе разложены музыкальные инструменты)

1.У него рубашка в складку любит он плясать вприсядку. 
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт. 
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак он  и буян голосистый мой… 
(Баян)

2. Тараторит словно тетка.

Называется….(Трещотка)

3.Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять,
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. 
(Дудка)

4.В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь. 
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.
Как зовут её? (
Гармонь)

5.На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички, 
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (
Ноты)

6.Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (
Балалайка)

http://50ds.ru/img/_3MO0X4084.jpg

(Музыкальный руководитель пишет на мольберте отгаданные слова)

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, а что бывает народным?

Дети:  (Ответы детей) Инструменты, песни, сказки, костюмы.

Музыкальный руководитель:  А сейчас внимание на экран. Давайте присядем на ковер.  Внимательно посмотрим на русские народные инструменты, и  как они звучат.

Презентация  «Знакомство с русскими народными инструментами»

Музыкальный руководитель:  Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

- А как называется коллектив музыкантов, который исполнил данное произведение?

Дети: (ответ детей)  Оркестр.

Музыкальный руководитель: Кто руководит оркестром?

Дети: (Ответы детей) Дирижёр.

Назовите струнные инструменты русского народного оркестра?

Группа струнных? (Балалайка, домра, гусли)

Духовые инструменты? (Дудочка, свистулька, жалейка)

Ударные? (Ложки, трещотки, бубен)

Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, кто изготовляет эти инструменты?

Дети: (Ответы детей) Народ.

Всю жизнь русский народ всегда окружал себя  песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления немудреных инструментов, и знал,  как на нем играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку (показывает свистульку) или из дощечки трещотку (показывает трещотку)

В нашей Белгородской области есть мастера,  которые делают  прекрасные балалайки. Один из них живет в с. Глуховка Алексеевского района. Зовут его Николай Ефимович Торбинов, он мастер балалаечник, изготовляет вот такие балалайки  (показ инструмента)    Послушайте, как она звучит, я наиграю вам мелодию «Во поле береза стояла»        

                       Звучит мелодия «Во поле береза стояла»

Музыкальный руководитель: А вот другой мастер Белгородского района живет в селе Казацком Красногвардейского  района.  Зовут  Марк Васильевич Сычев, его односельчане называют  «Мастер золотые руки», он умел вдохнуть в  свою жалейку душу. И пела она трогательно и нежно, что щемило сердце. Давайте с вами послушаем,  как звучит жалейка.

Звучание Жалейки.

Музыкальный руководитель: Не одна вечеринка на селе не обходилась без гармошки. Очень хорошо сказал о гармошке поэт Александр Даров.

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко,

За каждый покачнувшийся плетень.

Гармонь, гармонь! Родимая сторонка,

Поэзия российских деревень.

(Музыкальный руководитель берет в руки аккордеон и обращает внимание детей на макет гармошки, который стоит на столе.)

Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад.

А вот мой аккордеон он разновидность гармоники он считается тоже древним  народным инструментом.

А сейчас я подыграю нашим ребятам на аккордеоне танец,  а  дети нам  исполнят  «Матаничку».

Этот танец танцевали в старину в селах  Белгородской области.

Дети исполняют «Танец Матаня»

Музыкальный руководитель: (поёт и подыгрывает на ложках)

“Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем в ложки”, Ух!

Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

Описание игры: Музыкальный руководитель отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая  ритм ладошками.

Музыкальный руководитель:  А теперь берем ложки садимся,  как ложкари в оркестр и будем исполнять  и русскую народную мелодию «Как под яблонькой».

Оркестр ложкарей «Как под яблонькой»

Музыкальный руководитель: А сейчас я прочту вам  стихотворение

Николая Ярославцева

«Родничок»                                    

Пробивается сквозь крону

Света солнечный пучок.

И спешит, бежит навстречу,
Неприметный родничок.

Озорством зверюшек лечит,
Дарит свежесть по утрам,
И спешит, бежит  навстречу,
Озорной, весёлый  к нам!

Слово «родник» исторически  восходит к словам «род», «родить».

Давайте ребята вспомним нашу песню «Родники». Как её надо петь?

Дети: (ответы детей) Ласково, протяжно, спокойно, напевно.

Дети исполняют песню «Родники», музыка Р. Гуцалюка

Музыкальный руководитель: Пришла пора поиграть.  Сегодня мы поиграем в игру «Заинька, где ты был?  А кто сегодня хочет быть заинькой?

(выбирается зайка)

Проводиться русская народная игра: Заинька, где ты был?

Музыкальный руководитель: Наше занятие закончилось.

Вам спасибо всем за уменье, знания.
Вы сегодня заслужили похвалу признание!

(Поёт) До свиданья, ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки! До свидания!

Дети (поют) До свидания! (Дети парами уходят под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с русскими народными инструментами.

План -конспект интегрированного занятия /познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие/для детей 5-6 лет. Задачи: развивать пр...

Занятие для подготовительной группы. " Знакомство с русскими народными инструментами".

Занятие для подготовительной группы "Знакомство с русскими народными инструментами"....

Открытое занятие "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"

На этом занятии дети знакомятся с русской народной культурой, с песнями, с музыкой и, конечно, с русскими народными инструментами, с игрой на них....

"Знакомство с русским народными инструментами"

Конспект к лекции-концерту по познавательному развитию для подготовительного дошкольного возраста...

Презентация "Знакомство с русскими народными инструментами"

Презентация была составлена для ознакомления детей дошкольного возраста с различными русскими народными инструментами...

Конспект НОД "Знакомство с русскими народными инструментами"

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста...