Знакомство с русскими народными инструментами.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
План -конспект интегрированного занятия /познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие/
для детей 5-6 лет.
Задачи: развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах, вызвать эмоциональную отзывчивость на народную музыку, развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый, ладовый слух. Расширять представление о музыкальной культуре русского народа .Закреплять навыки штриховки, сгибания бумаги.
Дети под русские народные наигрыши заходят в зал..
На столах разложены музыкальные инструменты.
М.р. Ребята, я вас приглашаю на выставку, эта выставка необычная, на ней представлены русские народные инструменты. Проходите, рассаживайтесь, и будем знакомиться с ними.
Дети рассаживаются на стулья.
М.р. Дудка – древнерусский народный духовой инструмент. Устройство дудки не сложно, она представляет собой деревянную, или камышовую трубочку с отверстиями на боку. Изготавливали дудочки в мае – июне из веток камыша, ивы, рябины, орешника. Дудочку использовали пастухи, привлекая незатейливыми мелодиями коров. И детские потешки русский народ сочинил не зря о весёлой дудочке.
/Рассматривают изображение пастушка с дудочкой/
Ай ду-ду, ай ду-ду.
Сидит ворон на дубу,
Он трубит на дубу
В золочёную трубу,
Во трубу во золотую,
В золотую, в завитую,
А под дубом заиньки
Невелички, маленьки.
Двое – пляшут, двое – спят,
Трое – в дудочки свистят,
Подпевают, как умеют
Трубачу искусному.
Дать бы зайкам-музыкантам
По листу капустному.
Звучит наигрыш на дудочке в записи.
М.р. Познакомимся со следующим музыкальным инструментом – свистулькой. Её изготавливали из глины, дерева. Чаще это была детская игрушка. Звук извлекался, путём выдувания воздуха. К каким инструментам мы можем его отнести? /Ответы детей/
Предлагаю послушать и ответить, как звучит свистулька./Дети слушают. Ответы детей: весело, задорно, звонко/.
М.р. /показывает ложки/. Кто и когда первым додумался использовать ложки как ударный инструмент – неизвестно, но только и до наших дней ложки используются, как музыкальный инструмент. А всё, видимо, началось с простой забавы для малышей.
М.р. /Музыкальный руководитель поёт и подыгрывает себе на ложках/
На дворе у нас играют,
Ребятишек забавляют.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чайки в балалайки,
Кошки в ложки, свинки в скрипки,
Бараны в барабаны, кони в гармони
Абен, бубен, бух, бьёт копытом во весь дух.
М.р. Не сдержать от пляса ножки,
Так пляшите от души!
В наш оркестр вступают ложки,
Ах, как ложки хороши!
Давайте сейчас и мы попробуем стать настоящими ложкарями и исполним наигрыш под песню «Во кузнице» /Русскую народную песню исполняет ансамбль ложкарей/.
М.р. Наступила очередь следующего инструмента, послушайте внимательно и сами догадаетесь, о каком инструменте идёт речь.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка?
Это наша…(балалайка).
Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка!
Приглашаю мальчиков-балалаечников исполнить песню «С балалайкой веселее»
М.р. А сейчас я приглашу балалаечницу, которая сыграет нам на настоящей балалайке и расскажет об этом удивительном инструменте.
Балалаечница: Балалайка родилась в России, это струнный щипковый инструмент с лёгким забавным тембром. Выполнена она в виде деревянного треугольника и длинного грифа, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или брянцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам. /Исполнение русской народной мелодии/.
М.р. Следующий музыкальный инструмент очень уникальный. Своим многозвучием он заменял целый оркестр, Этот оркестр можно было легко переносить и тем полюбился на Руси.
По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул её меха-
Стал похож на жениха. /гармошка/.
/Показ иллюстрации с изображением гармони/
Играть на гармошке не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши. Да ещё трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он всё, что окружает – природу, людей, которые пришли послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, весёлые и плясовые. Сегодня мы пригласили в гости гармониста с гармошкой и послушаем наигрыши в её исполнении. /Звучат русские народные наигрыши в исполнении гармониста/.
М.р. Русских мастеров, которые делали гармошки, было много. Славились мастера, жившие в Туле, в Саратове и в других городах, а их инструменты называли «тульскими» гармониками, «саратовскими», то есть по тому городу, где они были сделаны. Ну и мы с вами сделаем свою гармошку и назовём её «почепская».
Воспитатель. Вначале мы раскрасим фигуру гармониста фломастерами, из полоски бархатной бумаги согнём гармошку, приклеим к основе, а на боковых планках фломастером нарисуем кнопочки.
/Под русские народные наигрыши в исполнении гармошки дети выполняют свои работы/.
М.р. На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется этот весёлый гармонист с гармошкой, а с какими инструментами мы сегодня познакомились? /Ответы детей/.
На этом просмотр нашей выставки окончен. До свидания./Дети прощаются и уходят/.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с русскими народными инструментами".
Конспект занятия...
Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи: ·...
Занятие для подготовительной группы. " Знакомство с русскими народными инструментами".
Занятие для подготовительной группы "Знакомство с русскими народными инструментами"....
Открытое занятие "Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием"
На этом занятии дети знакомятся с русской народной культурой, с песнями, с музыкой и, конечно, с русскими народными инструментами, с игрой на них....
"Знакомство с русским народными инструментами"
Конспект к лекции-концерту по познавательному развитию для подготовительного дошкольного возраста...
Презентация "Знакомство с русскими народными инструментами"
Презентация была составлена для ознакомления детей дошкольного возраста с различными русскими народными инструментами...
Конспект НОД "Знакомство с русскими народными инструментами"
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста...