Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа реализуется в процессе ознакомления дошкольников с родным краем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_selskohozyaystvennomu_trudu.docx131.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132» имени Н.М. Малахова

(МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова)

Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова

«Детский сад №259»

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТРУДЕ  

 В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

Разработала: Тарасова Н.Г., воспитатель

Барнаул, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

3

2.

Содержательный раздел

4

2.1.

Содержание образовательной деятельности

4

2.2.

Формы и методы взаимодействия педагога с детьми

6

2.3

Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

7

3.

Организационный раздел

7

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

7

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

8

Приложение. Конспекты занятий

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа, по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем (далее Программа), написана в соответствии с планом по реализации мероприятий Концепции развития непрерывного аграрного образования в Алтайском крае, письмо комитета по образованию города Барнаула от 16.05.2018 №1425.

В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО, у детей дошкольного возраста необходимо формировать позитивные установки к различным видам труда, формировать представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение к труду, формировать представления о социокультурных ценностях малой родины, особенностях ее природы.

Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной край. 

Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Систематическое и последовательное знакомство детей с сельскохозяйственным трудом в родном крае способствует повышению познавательного интереса к агропрофессиям и агротехнологиям, экологическому и трудовому воспитанию, всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Цель программы: формирование первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем.

Задачи программы:

- создать условия для развития трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста;

- создать условия для формирования понятий о сельскохозяйственном труде;

- познакомить с видами сельскохозяйственной техники;

- познакомить с профессиями сельскохозяйственной отрасли;

- формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями; 

- формировать интерес к исследовательской работе, агротехнологиям;

- развивать интерес к труду на земле;

- воспитывать уважение и чувство благодарности людям, работающим в сельском хозяйстве.

1.2. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе освоения Программы:

- имеет четкое представление о профессиях сельскохозяйственной отрасли;

- различает и называет сельскохозяйственную технику;

- проявляет интерес к исследовательской работе;

- сформировано положительное отношение, уважение и чувство благодарности к людям, работающим в сельском хозяйстве.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Программа рассчитана на 4 года реализации. Содержание тем расширяется с каждым годом.

Направления Программы:

- проект «Поля Алтая» (возраст 5-7 лет);

- тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» (возраст 3-7 лет);

- исследовательский проект «Во саду ли в огороде» (возраст 6-7 лет);

- выставка «Наш богатый урожай» (возраст 3-7 лет);

- наблюдение и труд на огороде (возраст 6-7 лет);

- тематическое оформление мира избыточной информации в групповых помещениях;

- оформление мини-музей «Алтайский край».

Примерное тематическое планирование

3-4 года (младшая группа)

Тема

Цель и задачи

Сроки проведения

1.

Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

- формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

сентябрь

2.

Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

- познакомить детей с этапами посадки лука;

- создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука.

февраль-март

Примерное тематическое планирование

4-5 лет (средняя группа)

Тема

Цель и задачи

Сроки проведения

1.

Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

- формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

сентябрь

2.

Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

- создать условия для формирования интереса к исследованию посадки лука;

- создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука;

- формировать умение делать выводы, на основе анализа наблюдения;

- развитие трудового и экологического воспитания.

февраль-март

Примерное тематическое планирование

5-6 лет (старшая группа)

Тема

Цель и задачи

Сроки проведения

1.

Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

- формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

сентябрь

2.

Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

- познакомить детей с черенкованием при посадке;

- развитие трудового и экологического воспитания;

- создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений).

Февраль-март

3.

Проект «Поля Алтая»

1. Знакомство с Алтайским краем, географическим положением, сельское хозяйство. (2 занятия)

2. Знакомство с агропрофессиями, их значением.

3. Знакомство с агротехникой, их назначением.

4. Знакомство с особенностями выращивания хлеба. Тематическое занятие «Откуда хлеб на стол пришел?»

-  повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям;

- познакомить с особенностями выращивания хлеба на Алтае;

- формировать интерес и уважение к труду на земле.

январь - март

Примерное тематическое планирование

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема

Цель и задачи

Сроки проведения

1.

Тематическая выставка «Наш богатый урожай»

- формировать представление о многообразии овощей, фруктов.

сентябрь

2.

Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике»

- закреплять знания и умения  при выращивании разных культур;

- развитие трудового и экологического воспитания;

- создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений).

Февраль-март

3.

Проект «Поля Алтая»

1. Углубление знаний о природе Алтайского края, особенностях экономического развития.

2. Знакомство с агропрофессиями, их значением. Онлайн-экскурсия в поле.

3. Знакомство с агротехникой, их назначением. Беседа о людях, работающих на сельскохозяйственной технике.

4. Знакомство с особенностями выращивания сахарной свеклы. Тематическое занятие «Откуда появился сахар?»

5. Знакомство с особенностями выращивания подсолнечника. Тематическое занятие «Солнышко на ножке».

-  повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям;

- познакомить с особенностями выращивания сахарной свеклы, подсолнечника на Алтае;

- формировать интерес и уважение к труду на земле.

Январь – март

4.

Исследовательский проект «Во саду ли в огороде»

- вовлечение дошкольников в практическую деятельность на огороде;

- познакомить с особенностями выращивания различных культур (капуста, картофель, морковь, салат и т.д.)

май-сентябрь

2.2. Формы и методы взаимодействия педагога с детьми

В системе работы по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении представлений о родном крае в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение в природе и окружающей действительности. 

Совместная деятельность детей и педагога предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка и использует следующие формы и методы формирования краеведческих представлений:

  • наблюдения на прогулке, у окна;
  • игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
  • рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
  • беседы и разговоры с детьми на краеведческие темы, по их интересам;
  • занятия по ознакомлению с особенностями сельскохозяйственного труда в родном крае;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе родного края;
  • сбор коллекций семян, колосьев пшеницы, ржи, гречихи;
  • опыты, поисковая деятельность;
  • труд в природе, в группе, на участке;
  • просмотр презентаций, видеофильмов;
  • ведение календарей природы, дневников наблюдений, оформление альбомов;
  • различные виды изобразительной деятельности на краеведческие темы;
  • создание книг – самоделок
  • экскурсия по мини-музею;
  • экологические и краеведческие занятия, досуги и праздники.

На занятиях дети осваивают не только представления о природе своего края, о труде взрослых, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять своё отношение к различным объектам своего края. Специально организованное обучение строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему работы включаются занятия не только познавательного цикла – онлайн-экскурсии, наблюдения, ознакомления, формирование обобщённых представлений, систематизация знаний, но и те виды занятий, которые несут отражательный характер деятельности ребёнка (по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые). Широко используются занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов на основе впечатлений и опыта, полученных на экскурсиях, наблюдениях.

2.3. Примерное содержание взаимодействия с родителями

Родители являются активными участниками проектов, конкурсов, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви и интереса к родному краю должен быть двусторонним.

Примерные темы встреч с родителями:

  1. Я родился в Алтайском крае – что я о нем знаю.
  2. Природа Алтайского края.
  3. Жизнь на Алтае. Какая она?
  4. Известные люди Алтайского края.
  5. Музеи Алтайского края (посещение с родителями)
  6. Отдых на Алтае (фотоматериалы, поделки).

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации Программы в групповом помещении имеется:

  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  • конструкторы (настольный напольный, ЛЕГО);
  • репродукции картин об Алтайском крае (природа, растительный и животный мир);
  • книжная продукция об Алтайском крае (альбомы, открытки, художественная литература, энциклопедии и т.д.);
  • портреты известных людей Алтайского края;
  • видео материал, презентации об Алтайском крае;
  •  приборы и оборудование для проведения экспериментальной и исследовательской работы (ящики, колбы, лупы).

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами

Образовательная деятельность по освоению детьми Программы обеспечивается использованием технологий, дополнительной литературы, конспектами занятий, источниками сайтов.

  1. Крылова Н.М., В.Т. Тарасова. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Технология работы «Детский сад – дом радости», возрастной диапазон: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа.
    Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/
  3. Объекты культуры Алтайского края: строительство и реконструкция. 2007-2012 годы.
  4. Атлас охотничьего хозяйства Алтайского края.
  5. Места, которые следует посетить в Барнауле.
  6. Карта Барнаула.
  7. Карта Алтайского края.
  8. Истории Барнаула. Старцев А.В. и др. Барнаул, 2010. – 394 с.
  9. Барнаул: энциклопедия / [редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. — Барнаул:Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.—URL     http://nlr.ru/res/epubl/rue/content/barnaul.html
  10. Энциклопедия Алтайского края : в 2 т. / [редкол.: В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.]. — Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1995–1996. — URL  http://nlr.ru/res/epubl/rue/altai_kr.html
  11. Большая российская энциклопедия С. А. Буланов АЛТА́Й — URL  https://bigenc.ru/geography/text/1814383

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».

Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста

Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР

Существует  расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть гра...

Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем

Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Гл...

Памятка для родителей «Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»

       Грамотное планирование проведения дидактических игр, позволяет говорить о воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам....

Формирование первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека у дошкольников.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр....