Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа реализуется в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_selskohozyaystvennomu_trudu.docx | 131.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №132» имени Н.М. Малахова
(МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова)
Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТРУДЕ
В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ
Разработала: Тарасова Н.Г., воспитатель
Барнаул, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 3 |
2. | Содержательный раздел | 4 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности | 4 |
2.2. | Формы и методы взаимодействия педагога с детьми | 6 |
2.3 | Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 7 |
3. | Организационный раздел | 7 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы | 7 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 8 |
Приложение. Конспекты занятий |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа, по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем (далее Программа), написана в соответствии с планом по реализации мероприятий Концепции развития непрерывного аграрного образования в Алтайском крае, письмо комитета по образованию города Барнаула от 16.05.2018 №1425.
В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО, у детей дошкольного возраста необходимо формировать позитивные установки к различным видам труда, формировать представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение к труду, формировать представления о социокультурных ценностях малой родины, особенностях ее природы.
Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной край.
Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Систематическое и последовательное знакомство детей с сельскохозяйственным трудом в родном крае способствует повышению познавательного интереса к агропрофессиям и агротехнологиям, экологическому и трудовому воспитанию, всестороннему развитию детей дошкольного возраста.
Цель программы: формирование первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем.
Задачи программы:
- создать условия для развития трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- создать условия для формирования понятий о сельскохозяйственном труде;
- познакомить с видами сельскохозяйственной техники;
- познакомить с профессиями сельскохозяйственной отрасли;
- формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями;
- формировать интерес к исследовательской работе, агротехнологиям;
- развивать интерес к труду на земле;
- воспитывать уважение и чувство благодарности людям, работающим в сельском хозяйстве.
1.2. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров на этапе освоения Программы:
- имеет четкое представление о профессиях сельскохозяйственной отрасли;
- различает и называет сельскохозяйственную технику;
- проявляет интерес к исследовательской работе;
- сформировано положительное отношение, уважение и чувство благодарности к людям, работающим в сельском хозяйстве.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Программа рассчитана на 4 года реализации. Содержание тем расширяется с каждым годом.
Направления Программы:
- проект «Поля Алтая» (возраст 5-7 лет);
- тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» (возраст 3-7 лет);
- исследовательский проект «Во саду ли в огороде» (возраст 6-7 лет);
- выставка «Наш богатый урожай» (возраст 3-7 лет);
- наблюдение и труд на огороде (возраст 6-7 лет);
- тематическое оформление мира избыточной информации в групповых помещениях;
- оформление мини-музей «Алтайский край».
Примерное тематическое планирование
3-4 года (младшая группа)
№ | Тема | Цель и задачи | Сроки проведения |
1. | Тематическая выставка «Наш богатый урожай» | - формировать представление о многообразии овощей, фруктов. | сентябрь |
2. | Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» | - познакомить детей с этапами посадки лука; - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука. | февраль-март |
Примерное тематическое планирование
4-5 лет (средняя группа)
№ | Тема | Цель и задачи | Сроки проведения |
1. | Тематическая выставка «Наш богатый урожай» | - формировать представление о многообразии овощей, фруктов. | сентябрь |
2. | Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» | - создать условия для формирования интереса к исследованию посадки лука; - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом лука; - формировать умение делать выводы, на основе анализа наблюдения; - развитие трудового и экологического воспитания. | февраль-март |
Примерное тематическое планирование
5-6 лет (старшая группа)
№ | Тема | Цель и задачи | Сроки проведения |
1. | Тематическая выставка «Наш богатый урожай» | - формировать представление о многообразии овощей, фруктов. | сентябрь |
2. | Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» | - познакомить детей с черенкованием при посадке; - развитие трудового и экологического воспитания; - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений). | Февраль-март |
3. | Проект «Поля Алтая» 1. Знакомство с Алтайским краем, географическим положением, сельское хозяйство. (2 занятия) 2. Знакомство с агропрофессиями, их значением. 3. Знакомство с агротехникой, их назначением. 4. Знакомство с особенностями выращивания хлеба. Тематическое занятие «Откуда хлеб на стол пришел?» | - повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям; - познакомить с особенностями выращивания хлеба на Алтае; - формировать интерес и уважение к труду на земле. | январь - март |
Примерное тематическое планирование
6-7 лет (подготовительная к школе группа)
№ | Тема | Цель и задачи | Сроки проведения |
1. | Тематическая выставка «Наш богатый урожай» | - формировать представление о многообразии овощей, фруктов. | сентябрь |
2. | Тематическое мероприятие «Огород на подоконнике» | - закреплять знания и умения при выращивании разных культур; - развитие трудового и экологического воспитания; - создать условия для формирования умения вести наблюдение за ростом растения (разные условия для роста растений). | Февраль-март |
3. | Проект «Поля Алтая» 1. Углубление знаний о природе Алтайского края, особенностях экономического развития. 2. Знакомство с агропрофессиями, их значением. Онлайн-экскурсия в поле. 3. Знакомство с агротехникой, их назначением. Беседа о людях, работающих на сельскохозяйственной технике. 4. Знакомство с особенностями выращивания сахарной свеклы. Тематическое занятие «Откуда появился сахар?» 5. Знакомство с особенностями выращивания подсолнечника. Тематическое занятие «Солнышко на ножке». | - повышение познавательного интереса дошкольников к агропрофессиям и агротехнологиям; - познакомить с особенностями выращивания сахарной свеклы, подсолнечника на Алтае; - формировать интерес и уважение к труду на земле. | Январь – март |
4. | Исследовательский проект «Во саду ли в огороде» | - вовлечение дошкольников в практическую деятельность на огороде; - познакомить с особенностями выращивания различных культур (капуста, картофель, морковь, салат и т.д.) | май-сентябрь |
2.2. Формы и методы взаимодействия педагога с детьми
В системе работы по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении представлений о родном крае в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение в природе и окружающей действительности.
Совместная деятельность детей и педагога предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка и использует следующие формы и методы формирования краеведческих представлений:
- наблюдения на прогулке, у окна;
- игры (дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на краеведческие темы, по их интересам;
- занятия по ознакомлению с особенностями сельскохозяйственного труда в родном крае;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе родного края;
- сбор коллекций семян, колосьев пшеницы, ржи, гречихи;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в природе, в группе, на участке;
- просмотр презентаций, видеофильмов;
- ведение календарей природы, дневников наблюдений, оформление альбомов;
- различные виды изобразительной деятельности на краеведческие темы;
- создание книг – самоделок
- экскурсия по мини-музею;
- экологические и краеведческие занятия, досуги и праздники.
На занятиях дети осваивают не только представления о природе своего края, о труде взрослых, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять своё отношение к различным объектам своего края. Специально организованное обучение строится таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему работы включаются занятия не только познавательного цикла – онлайн-экскурсии, наблюдения, ознакомления, формирование обобщённых представлений, систематизация знаний, но и те виды занятий, которые несут отражательный характер деятельности ребёнка (по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые). Широко используются занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов на основе впечатлений и опыта, полученных на экскурсиях, наблюдениях.
2.3. Примерное содержание взаимодействия с родителями
Родители являются активными участниками проектов, конкурсов, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви и интереса к родному краю должен быть двусторонним.
Примерные темы встреч с родителями:
- Я родился в Алтайском крае – что я о нем знаю.
- Природа Алтайского края.
- Жизнь на Алтае. Какая она?
- Известные люди Алтайского края.
- Музеи Алтайского края (посещение с родителями)
- Отдых на Алтае (фотоматериалы, поделки).
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации Программы в групповом помещении имеется:
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- конструкторы (настольный напольный, ЛЕГО);
- репродукции картин об Алтайском крае (природа, растительный и животный мир);
- книжная продукция об Алтайском крае (альбомы, открытки, художественная литература, энциклопедии и т.д.);
- портреты известных людей Алтайского края;
- видео материал, презентации об Алтайском крае;
- приборы и оборудование для проведения экспериментальной и исследовательской работы (ящики, колбы, лупы).
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
Образовательная деятельность по освоению детьми Программы обеспечивается использованием технологий, дополнительной литературы, конспектами занятий, источниками сайтов.
- Крылова Н.М., В.Т. Тарасова. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Технология работы «Детский сад – дом радости», возрастной диапазон: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа.
Чернова А. А. Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12563/ - Объекты культуры Алтайского края: строительство и реконструкция. 2007-2012 годы.
- Атлас охотничьего хозяйства Алтайского края.
- Места, которые следует посетить в Барнауле.
- Карта Барнаула.
- Карта Алтайского края.
- Истории Барнаула. Старцев А.В. и др. Барнаул, 2010. – 394 с.
- Барнаул: энциклопедия / [редкол.: В. А. Скубневский (гл. ред.) и др.]. — Барнаул:Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.—URL http://nlr.ru/res/epubl/rue/content/barnaul.html
- Энциклопедия Алтайского края : в 2 т. / [редкол.: В. Т. Мищенко (гл. ред.) и др.]. — Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1995–1996. — URL http://nlr.ru/res/epubl/rue/altai_kr.html
- Большая российская энциклопедия С. А. Буланов АЛТА́Й — URL https://bigenc.ru/geography/text/1814383
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».
Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста
Программа по формированию первичных представлений об объектах окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста посредством включения их в проектную деятельность(возраст 2-3 года)....
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Знания о труде людей творческих профессий и понимание значения данной деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его...
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ТРУДЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ БЕЛОГОРЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
Существует расхожее мнение, что творчество отражает жизнь. Пожалуй, правильнее сказать: оно сильнее жизни, поскольку не только отражает ее реалии, но и имеет возможность раздвинуть гра...
Программа по формированию первичного представления о сельскохозяйственном труде в процессе ознакомления дошкольников с родным краем
Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Гл...
Памятка для родителей «Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»
Грамотное планирование проведения дидактических игр, позволяет говорить о воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам....
Формирование первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека у дошкольников.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр....