Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""
методическая разработка по теме
Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд и играет огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании, выражает вкусы, склонности и интересы народа. Русская народная культура чрезвычайно богата играми. Любая народная игра и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотемлемой частью поликультурного, физического и эстетического воспитания детей. РНИ сохранились до наших дней из глубокой старины вбирая в себя лучшие национальные традиции. Например Нижегородские хороводные игры богаты тематикой производства сельскохозяйственной продукции: "А мы просо сеяли", Лён мой зеленой", "Прялица", "Ленок" и т. д.
"В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны" Александра Платоновна Усова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа"" | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды
Конспект мастер-класса на тему:
«Русские народные игры
«Распотешься, разыграйся русская душа!»»
Выполнила:
Метлина Галина Анатольевна,
воспитатель МАДОУ
детского сада «Буратино» п. Пруды
п. Пруды
2017 год
Конспект мастер-класса на тему:
«Русские народные игры «Распотешься, разыграйся русская душа»»
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В.А.Сухомлинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Метлина Галина Анатольевна, я работаю воспитателем детского сада "Буратино" п. Пруды.
Хочу сегодня поделиться своим опытом работы по теме: «Русские народные игры «Распотешься, разыграйся русская душа»»
Вся моя жизнь пронизана фольклором. В детстве в Нижегородской деревне водила хоровод после посевной. В школе, пела в хоре, танцевала, а в студенческие годы занималась на курсах хореографии.
Более 22 лет вела в ДК кружок РН танцев «Коробейники», в котором занимались 60 детей. Это было моё хобби. И сейчас для меня тема РНФ актуальна. Работая в детском саду, я заметила, что у детей идет легче усвоение РН песен, танцев, хороводов и игр, поэтому стараюсь передать им свой опыт. Работала по самообразованию на тему: «Русский народный фольклор, как метод, способствующий разностороннему развитию детей», выступала на РМО по этой теме. Участвовала в районных педагогических чтениях по теме: «Роль русского народного фольклора в духовно нравственном воспитании дошкольников». Разработала и реализовала фольклорный проект по теме: «Люблю берёзку русскую».
Всем известно, что ФГОС ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд и играет огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании, выражает вкусы, склонности и интересы народа.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. РНИ игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение РНИ сложно переоценить. Они:
• Развивают речь, чувство ритма и музыкального слуха.
• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
• Развивают умение детей действовать вместе, сотрудничать.
• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Одной из основных целей моей работы является приобщение к культуре России через русские народные игры именно Нижегородской области.
Задачи:
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
Развитие речи, творческих способностей, эстетического воспитания и восприимчивости ко всему прекрасному через проведение РНИ.
Цели и задачи мастер класса:
Трансляция опыта работы по теме: Русские народные игры «Распотешься, разыграйся русская душа».
1. Познакомить педагогов с РНИ Нижегородской области.
2. Вовлечение педагогов МАДОУ в фольклорную деятельность.
3. Мотивация педагогов на применение РНИ в работе с детьми.
Средства: Мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, музыка, платья- костюмы, атрибуты для РН игр.
Народное творчество не стоит на месте, а развивается и творчески обогащается талантливыми исполнителями и сочинителями. Вот и сегодня мы с вами постараемся окунуться с головой в этот сказочный мир детской игры. И сегодня я хочу, с Вами поделится своим опытом, познакомить и попробовать с Вами поиграть в наиболее любимые детьми РНИ именно Нижегородской области. А так же познакомить с разработанными мною авторскими играми на основе РНФ.
Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности.
Прежде чем знакомить детей с правилами игр я делаю небольшой Экскурс (предысторию) игры. Сначала поясняю детям, как, где, и когда появилась эта игра, какой сюжет отражен в ней.
Сегодня я хочу остановиться на Нижегородских хороводных играх.
Игра «Карусель».
На Руси устраивали карусель на ярмарочной площади для забавы. Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Карусели, как и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена и связаны с весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы. Вот таким образом эта игра дошла до наших дней и дети с удовольствием в неё играют.
Каруселька: Здравствуйте, честной народ!
На святой Руси
Необычный день начинается.
Карусель игры приближается.
Каждый едет к нам
Со своей игрой – необычною, народною.
Каруселька в центре зала держит карусель с ленточками.
Карусели, карусели,
Закружился, стар и мал.
Кто на них не покатался,
В жизни много потерял.
Считалочка: Раз, два, три, музыкантом будешь ты!
Дети стоят, в кругу в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Побежали, побежали, Побежали, побежали! (На слова «побежали» карусель меняет направление движения)
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Расходитесь кто куда. Или (Вот и кончилась игра), (Закружилась голова)
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).После этого дети бегут по кругу под РНП, после остановки музыки берут ленточку, тот кому не досталось становиться «Музыкантом» и игра продолжается.
Игра «Заря-зарница».
А сейчас опять игра,
Будем веселиться!
И сейчас сыграем мы
В «Заря-заряницу»
Выбирается водящий «Заря» считалочкой:
Ой, ты, зоренька-заря,
Заря утренняя.
Кто до зореньки дойдет,
Первый в хоровод войдет
Дети, держат карусель за ленты идут по кругу и поют:
Заря-зарница, Ключи золотые,
Красная девица, Ленты голубые,
По полю ходила, Кольца обвитые,
Ключи обронила. За водой пошла!
Водящий – «заря» – ходит вне круга, с последними словами задевает одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто первым возьмётся за ленту. Неудачник становиться «Зарёй» и игра повторяется.
3 игра, с которой я хочу познакомить вас, называется «А мы сеяли, сеяли ленок» Используя эту хороводную игру для занятий по ознакомлению с окружающим миром, детям рассказывала о прядении, ткачестве, показывала презентацию о производстве и выращивании льна.
Начну с предыстории: В многообразие русского фольклора Нижегородский край внес местные особенности в характер, ритм движений, в манеру исполнения и в рисунок. Хороводам Нижегородской области присуща плавность, строгость и сдержанность исполнения, различные по форме построения орнаментальные хороводы: «кругом», «улиткой-капусткой», «змейкой-ужом», «звездочкой», «ручейком». В Нижегородской области хороводы водились под самые различные песни, ярко отражающие разнообразный крестьянский труд, те или иные виды женской работы, - «А мы просо сеяли», «Лен мой зеленой», «Прялица».
В игровом хороводе Пильнинского района Нижегородской области, исполняемом под песню «Лен мой зеленой», женщина находиться в середине, то движущегося, то стоящего хороводного круга. Различными плясовыми движениями и выразительными пластическими жестами она показывает весь процесс сева и обработки льна. Участники хоровода подпевают этой женщине и тем самым как бы становятся непосредственными исполнителями всех действий.
В этой игре встречаются непонятные слова «Супрядка» -посиделки, «Кужелёк»- волокно льна, значение которых я поясняю детям.
Нижегородская хороводная игра: «Лён мой зеленой»
ПРАВИЛА ИГРЫ
В начале игры выбирается бабушка и игра начинается с Заклички когда мы с вами будем играть я ее сама произнесу. Далее играющие встают в круг вокруг бабушки и задают ей вопросы (которые я вам раздам на листочках), а бабушка им отвечает. После этого встают в хоровод, включается аудизапись песни ( в былые времена женщины сами пели) и начинают петь, показывая движениями действия, о которых поётся в песне.
Ну что начнем и поиграем?
Закличка: Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Семя льна мы несём,
В лапоточках идём.
Будем сеять мы лён.
Потом жать пойдём!
Садятся на лавочки и спрашивают участника, изображающего «бабушку»:
Играющие: - У бабушки у нашей супрядка¹ была. (¹ - посиделки).
Что ты, бабушка, нам прясть дашь?
Бабушка: - Старым старушкам шерсти клочок,
А красным молодушкам белый ленок!
Играющие: - Кто сеял, кто веял белый ленок?
После этого встают в хоровод, начинают петь, показывая движениями действия, о которых поётся в песне.
1.А мы сеяли, сеяли лён,
А мы, сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев: Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеляной.
2. А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев.
3. Вот мы рвали, мы рвали лён,
А мы рвали, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый кужелёк,
Припев.
4. А мы стлали, мы стлали лён,
А мы стлали, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой белый Кужелёк,
Припев.
И далее:
5. А мы мочили, мочили лён,
*Мы сушили, сушили лён,
*А мы мяли, мы мяли лён,
*А мы трепали, трепали лён,
*А мы чесали, чесали лён,
*А мы пряли, мы пряли лён,
*А мы ткали, мы ткали лён,
*А мы кроили, кроили лён,
*А мы носили, носили лён,
А мы носили, приговаривали
Чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
Ты носися, мой белый кужелёк.
Припев.
Следующая игра называется «Пирог»
Дети встают в круг. Считалочкой выбирается игрок, который изображает «Пирог» Считалочка: Ани-бани, трукатани,
Едет баба по Рязани,
Она едет на печи,
Продает калачи.
Калач
Горяч,
Выходи,
Не плачь!
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (На него одета шапочка) Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
РН игра «Горелки»
Наши дети любят играть в РН игру «Горелки» не зная того, что это была любимая игра А.С.Пушкина. Другие русские названия этой игры: «Гори ясно», «Огарыши», «Разбегиши», «Разлуки». Игра известна у всех славянских народов и является очень древней, общеславянской.
Веками горелки были одной из самых распространённых и любимых игр русского народа. «Она в горелки не играла», - говорит А.С. Пушкин о Татьяне, считая, что этим убедительно доказывается необычность характера героини. Действительно, только в русской литературе горелки описаны десятки раз. Возрождение этой игры на русских народных праздниках и гуляниях приобретают сейчас почти обрядовое, символическое звучание.
По считалке выбирается водящий «горелка».
Считалочка:
Ахи, ахи, ахи, ох, Уродился он густой,
Маша сеяла горох. Мы помчимся, ты постой!
Остальные делятся на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди, в 3 метрах от первой пары, спиной к остальным играющим стоит «горельщик». Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Начиная со слов «глянь на небо», «горельщик» смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок бежит справа, другой слева вдоль колонны вперёд. Почти поравнявшись с «горельщиком», ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперёд мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать (осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки.
Если же «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару. Осалив кого-то, он говорит: «Ты «горящий»!», а сам берет за руку напарника и становится с ним впереди. Все снова поют.
Правила:
1. «Горельщик» не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся пара, может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.
2 Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово» звенят».
3.«Горельщик» может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.
4.Каждый раз пара пробежавших становится впереди колонны.
Так же на основе РНХ песен и музыки мною разработаны и апробированы свои авторские игры, с которыми вы можете ознакомиться, посмотрев картотеку или на сайте.
Заключение. Рефлексия
В: Ну, вот мы с вами и поиграли, размялись, а сейчас хочется узнать Ваше мнение о проведенном мероприятии. Обратите внимание, на доске размещено солнышко, пока оно без лучиков. Я предлагаю на лучиках написать Ваше впечатление о проведенном мастер-классе, озвучить его нам и установить лучик к нашему солнышку.
(Педагоги пишут свое впечатление о мероприятии на лучиках, подходят к доске, озвучивают его и крепят к солнышку).
В: Спасибо большое Вам за ваше мнение. Благодарю Вас за участие в моем мастер-классе. Думаю, что данный опыт работы поможет вам, и вы в дальнейшем будете использовать его с детьми. Своё выступление я хочу закончить словами, с которыми нельзя не согласиться…
«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».
Александра Платоновна Усова
Ах ты, русская душа, На такой задорной ноте, До чего ж ты хороша! Приглашаю всех на чай. В хороводе отличись. Пироги мои готовы, И весельем зарядись! Угощайся! Налетай!
ЧАЕПИТИЕ
Литература:
1. Материалы архивов Нижегородского дома фольклора. .
2. «Музыкальный руководитель» №3, 2012.
3. «Нижегородские песни и игры для детских фольклорных ансамблей», г Нижний Новгород, 1993.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
5. М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
6. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"
Цель: Изготовление игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала. Задачи: •создание условий для профессионального общения, саморе...
Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»
Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные куклы».Изготовление народной куклы»...
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....
Мастер – класс для родителей ТЕМА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» СТАРШАЯ ГРУППА «СКАЗКА»
Цели: воспитывать нравственную сплоченность семьи;укреплять связь семьи и детского сада, внутрисемейные отношения;научить родителей организовывать досуг детей. Задачи:Упражнять в ходьбе, бег...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы "Северная Берегиня"
Конспект мероприятия для родителей включает в себя мастер-класс по изготовлению народной тряпичной куклы "Северная Берегиня" и экскурсию в мини-музей группы "Куколки из сундучка". ...
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»
Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...