Обучения детей татарскому языку в доу.
статья по теме

Фаттахова Алсу Мухарлямовна

Роль дидактических игр в обучении языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЯ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ

В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

             Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения - веяние сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников.

Язык        - основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна        из самых сложных методических задач. Но сейчас стало        интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста.

           Если        раньше        в        преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра - естественная форма детского существования.        И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с        ребенком лежит через игровое действие. Но любая стрессовая        ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на        занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенным, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов.

            На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах:

первый этап - ознакомление детей с новыми словами;

второй этап - повторение пройденного материала;

третий этап - закрепление, активное пользование языком.

  Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

 -вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

 -воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

-познакомить детей с интересными историческими        событиями,        трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

            В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

      Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

        Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

          Дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время - основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия. Работая в дошкольном учреждении, понимаешь, что среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.

             Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. А так как учебно-методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, ведь именно через дидактическую игру идёт организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала. Изначально, ставим задачи дидактических игр:

  • Способствовать лучшему усвоению программного материала.
  • Усвоить лексику татарского языка.
  • Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку.

Не забываем, что в основе любой игровой методики образовательной деятельности лежат следующие принципы:

Актуальность дидактического материала помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении        верного        результата,стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные.

 Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Вспоминаем требования к дидактическим играм:

*Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.

*Игра - не урок. Игровой приём, включающий детей        в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествиев сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей.

* Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

*Игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.

 Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

               Дидактические игры по обучению детей татарскому языку способствуют созданию положительного отношения к обучению татарскому языку, улучшают общую работоспособность, дают возможность закрепить пройденный материал разнообразными способами.

   Дидактические игры :

“Гәрәбә тезәбез ”

Максат. Балаларны төсләрне  дөрес атый һәм аера белүләрен , 10 га кадәр санау күнекмәләрен камилләштерү.Саннарның сөйләм телендә кулланышын активлаштыру.  Матурлыкны күрә белү, эстетик зәвык тәрбияләү.

Җиһазлар.  2 шакмак. Берсендә 1-5 кә кадәр, икенчесендә 6-10 кадәр саннар. Шакмакларда төсләрдә бар.

Уен барышы. Бу уенда 5-6 бала катнаша. Уенчыларга бау (шнур),гәрәбә  бирелә.

Шакмакны атып беренче гәрәбәнен санын һәм төсен билгелиләр. Алып баручы   Ничә? Нинди? сорауларын  бирә. Балалар гәрәбәнең төсен атыйлар һәм санны әйтәләр. Уен бау  беткәнче дәвам итә.

 “Нанизываем бусы”

Цель. Закрепить умение различать и правильно называть цвета , считать до 10и. Активизировать в речи  использование числительных. Развивать эстетический вкус.

Ход игры.  Участвуют 5 -6  детей. Игрокам дается шнур и бусы. Ведущий задает вопросы “Сколько?”, “Какой?” (Ничә? Нинди?). Дети называют цвет и цифру. Игра продолжается до тех пор, пока не заполнится шнур.

F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_102620.jpg F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_102418.jpg F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_102618.jpg     

«Удивительные коробки» “Гаҗәп тартмачыклар”

Цель. Обогащать словарный запас. Закрепить умение правильно называть слова. Активизировать, правильно и осознанно  использовать слова в речи. Вывести детей на диалог.

Ход игры :

Для детей средней группы: играют  4-5 ребенка. Ведущий называет слово на татарском языке ребенок находит коробку соответствующий слову и забирает себе  коробку . Открываем   коробку называем слово.  Просим, угощаем. Составляем простой диалог.

       

F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_091001.jpg        F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_102904.jpg          F:\разное УМК\для призентация\IMG_20170511_102816.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку "В огороде"

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Знакомство с новыми словами по теме "Овощи"и  закрепление изученных слов....

НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.

НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.Автор: Галимова Гульназ Ильфаковна, воспитатель татарск...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию...

од по обучению детей татарскому языку на тему "Путешествие в школу" для детей 6-7 лет

Цель: Научить детей понимать и общаться на татарском языке.Задачи:1. Образовательные:- закреплять знания пройденного материала;-учить детей применять свои знания в общении.2. Развивающие:- совер...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...