«Активизация и использование современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»
консультация на тему

Сафарова Гульнара Рашидовна

Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются  чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Дети очень любят танцевать. Танцы доставляют им радость и удовольствие. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shoma_-bas.docx34.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Активизация и использование современных образовательных  технологий  в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»

                 Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются  чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Дети очень любят танцевать. Танцы доставляют им радость и удовольствие. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность движений.

        В пособии вошли методические рекомендации, раскрывающие систему обучения татарским танцевальным движениям детей дошкольного возраста (3-7 лет). Для эффективности усвоения движений соблюдаются принципы постепенности, последовательности и систематичности.  Отдельные элементы разучиваются в медленном темпе воблегчённой форме(т.е. без подскоков),с сохранением выразительности характера.

        Самым главным в татарском танце является его национальное своеобразие. «Девушки танцуют мягко, сдержанно, застенчиво, со скрытым кокетством, их движения неширокие, скользящие, без больших прыжков. Танец юношей задорный, активный и мужественный , их движения  чеканные, изобилуют легкими подскоками и акцентированными притопами». Очень специфично для татарского танца заканчивать музыкальную фразу легким тройным притопом, с небольшим наклоном корпуса.

Основная задача при обучении татарскому народному танцу-познакомить детей –познакомить детей  с характером его движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

Обучение детей  танцевальным движениям начинается со второй младшей группы. Показывая детям незнакомые танцевальные движения, музыкальному руководителю или воспитателю  необходимо выполнять их правильно. Выразительно, чтобы донести до детей сочетания движений и музыки. Наодном занятии можно планировать разучивание от одного до трёх танцевальных движений. Обучение движениям состоит из трёх этапов: знакомство с новым движением; продолжение разучивания движения, предложенного на предыдущем занятии; повторение и закрепление ранее разученных движений по выбору и желанию детей, при выполнении которых дети должны выдерживать темп и характер.

        Разучивание одного движения продолжается в течение двух-четырех занятий, в зависимости от сложности танцевальных движений. Вся работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Обучение татарским танцевальным движениям в группах старшего дошкольного возраста предлагается проводить в определённой последовательности. Например на первом занятии дети разучивают характерные движение, на втором-лирическое, на третьем-повторяют оба движения на четвёртом занятии музыкальный руководитель предлагает детям двух частное музыкальное произведение, чтобы  дети смогли объеденить движения в зависимости от характера и темпа музыки и закрепили этот навык. Такая дифференциация  и интеграция в обучении танцевальным движениям позволяет поддерживать у детей устойчивый интерес к танцу, желание учиться танцу (танцевать) восхищаться искусством танца.

Если  в младшей и средних группах не  обязательно знание названий танцевальных движений (они выполняют их по показу или понимают, о каком движении идет речь), то в группах старшего дошкольного возраста дети должны знать и движение, и его название.

Знакомство детей с новыми движениями всегда соединено с музыкой. Подбирая музыку для движений нужно всегда помнить, что она должна быть доступной по форме и содержанию. Важно, чтобы ребенок чувствовал характер музыки, различные средства ее выразительности, как например, ритмический         рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможностям передавал это в движении. Народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии ее просты, логичны, в них ярко выражена фразировка.

Элементы татарского танца изменяются в зависимости от характера музыки: они делаются то более спокойными, то более задорными и оживленными; исполняются то резче и сильнее, то мягче и слабее. Музыку для танца нужно дать послушать детям дол показа нового движения, чтобы дети воспринимали ее содержание и характер, а затем передали  это в движении. Необходимо обратить особое внимание на качественное исполнение музыкального сопровождения. Разучивание движений должно осуществляться под аккомпанемент фортепиано или баяна, но не под аудио или грамзапись, т.к. нужные результаты будут получены только в том случае, если народная музыка будет исполняться грамотно и выразительно, в соответствующем характере, темпе, ритме, с необходимыми динамическими оттенками, акцентами. Не следует допускать произвольных замедлений или пауз перед окончанием музыкальной мысли. Для разучивания и закрепления танцевальных движений может быть использована одна и та же мелодия, с целью развития умения сочетать движения между собой, и  развития у дошкольников навыков импровизации.

Не следует забывать о создании  на занятиях атмосферы заинтересованности. Разнообразные методические приемы, применяемые при разучивании движений, должны соответствовать общим требованиям  музыкально-ритмического воспитания, развивать музыкальное восприятие детей, красоту передачи движений, а также самостоятельность и творческую активность. Работая над постановкой танцевальных композиций, педагог должен опираться на знания, умения, навыки, полученные детьми на занятиях.

К методическому пособию «Шома бас» прилагаются аудиоприложение с оригинальными аранжировками татарских народных мелодий к танцам. Следует отметить практическое значение аудиоприложения:   подобранный темп, красочное звучание аранжировок с использованием тембров народных инструментов,  создают все условия  для успешного знакомства малышей с татарскими народными мелодиями. раскрывая  перед ними  красоту народной музыки.

Данное методическое пособие  адресовано  музыкальным руководителям, воспитателям и другим категориям педагогических работников, осуществляющих работу по музыкально-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Педагогические работники способствуют приобщению детей дошкольного возраста к лучшим образцам татарской народной музыки, развитию эстетической и музыкальной культуры, самовыражению через татарский народный танец.

Движения для детей 2 младшей группы:

«Притоп одной ногой»(«бер аяк белэн тыпырдау»)

«Борма» («борма»)

«Простые шаги» («гади адым»)

«Притопы двумя ногами» («ике аяк белэн тыпырдау»)

«Дробный ход» («Тыпырдаулы йореш»)

«Вертушки» («Култыклашып эйлэну»)

Движения для детей средней группы

«Простые шаги» («Гади адым»)

«Приподнимание» («Кутэрелу»)

«Дробный ход» («Тыпырдаулы йореш»)

«Одинарный бишек» («Берле бишек»)

«Борма» (для мальчиков)

«Вертушки»(«Култыклашып эйлэну»)

«Простой шаг»(«Гади адым»)-для мальчиков

«Присядка»(«Чугу»)

«Мелкая дробь» («Вак тыпырдау»)

«Носок-пятка» («баш-укчэ»)-для девочек

«Боковой ход»(«Кырын йореш»)-движение общее

Движения для детей старшей группы

«Основной ход» («топ йореш»)

«Приподнимание» («кутэрелю»)

«Боковой ход» («кырын йореш»)

«Простой шаг» («гади адым»)

«Дробный ход» («тыпырдаулы йореш»)

«Вертушки» («култыклашып эйлэну»)

«Борма»

«Пятка-носок»  («укчэ-баш»)

«Апипа» («Эпипэ»)

«Ход с каблука» («укчэдэн йореш»)

«Чугу» («присядка»)

«Дробь» («тыпырдау»)

«Одинарный бишек»( «берле бишек»)

«Носок-пятка» («баш-укчэ»)

«Мелкая дробь» ( «Вак тыпырдау»)

«Одинарное захлестывание» («Бер аяктан чалыштыру»)

«Простые шаги с притопом» («Гади адым»)

Движения для детей подготовительной группы

«Основной ход» («топ йореш»)

«Боковой ход» («кырын йореш»)

«Дробный ход» («тыпырдаулы йореш»)

«Простой шаг» («гади адым»)

«Приподнимание на полупальцах («кутэрелу»)

«Присядка» («чугу»)

«Мелкая дробь»(« вак тыпырдау»)

«Пружинистый ход»( «сыгылымлы йореш»)

«Дробь»( «тыпырдау»)

«Борма» («борма»)

«Строчка»( «тегу»)

«Бишек»( «бишек»)-для девочек

«Одинарное захлёстывание» («бер аяктан чалыштыру»)-для мальчиков

«Вертушки» («култыклашып эйлэну»)

«Первый ход»( «беренче йореш»)-общее

«Ход с каблука»( «укчэдэн йореш»)-для девочек

«Станок» («станок»)-общее

«Дробный носок-пятка» («тыпырдаулы баш-укчэ»)-для мальчиков

«Дробный пятка-носок»(«тыпырдаулы укчэ-баш»)-для мальчиков

«Прыжки цепочкой»(«сикереп чылбыр»)-для мальчиков

«Нанизывание» («тезмэ»)-для девочек

«Цепочка»(«чылбыр»)-для девочек

«Простые шаги с притопом» («гади адым»)-общее

«Волчок» («ботерелу»)-для мальчиков

«Угол» («почмак»)-для мальчиков

«Ход с полупальцев» (Аяк очыннан йореш»)-общее

«Тройной притоп»( «очле тыпырдау»)-общее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»

В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми в...

Современные формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.

Современые формы работы с семьей для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста. Школа заботливых родителей.Организация домашних занятий для детей дошкольного воз...

Консультация для педагогов «Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи».

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

Консультация для педагогов «Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи».

В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам....