Консультация для педагогов «Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи».
консультация по развитию речи
В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_pintogrammy.docx | 378.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование пиктограмм в работе с детьми
по развитию речи».
Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
В современном мире пиктограммы применяются в знаках регулирования уличного движения, указателях, вывесках. Даже не зная, о чем идет речь, можно догадаться по рисункам.
В настоящее время перед нами – педагогами стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, я пришла к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. Новые ФГОС ДО подразумевают широкое применение интеграции в разнообразных образовательных областях и инклюзии (т.е. включение в педагогический процесс детей с отклонениями в развитии).
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Поэтому, применение пиктограмм или мнемотехники, то есть различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является очень важным средством для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным.
Пиктограмма относится к невербальным средствам общения: это когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, а при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Целью использования нами (воспитателями) пиктограмм является обеспечение дополнительной возможности развития связной речи ребёнка.
Благодаря использованию пиктограмм можно решить следующие задачи:
• развить интерес к составлению творческих рассказов;
• создать мотивацию к рассказыванию своих историй;
• расширить словарный запас;
• научить преодолевать робость, застенчивость;
• воспитать умение свободно держаться перед аудиторией.
Одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Наверное, каждый, готовясь к выступлению, делаете себе заметки.
У детей с ОНР особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, облегчающие процесс запоминания и увеличивающих объём памяти. Овладение приемами работы с пиктограммами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».
В любой деятельности с детьми, будь то игровая, художественно-продуктивная, возможно применение пиктограммы «схемы слова», которые помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), пиктограммы «схемы предложения» – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза.
Мне нравится метод пиктограмм при заучивании стихотворений. Так как ребенок в современных условиях должен быть успешным и активным лично, а не только в группе, то этот метод позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка не только в группе детского сада, но и дома.
Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Если нужно передать настроение героя используются пиктограммы. Они поочередно демонстрируются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенном признаке и действии героя.
Пиктограммы являются нашими лучшими помощниками при пересказе сказок, использовании в играх:
«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
«Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.
«Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.
«Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.
Таким образом, метод наглядного моделирования или метод пиктограмм необходимо использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми детского сада.
Я очень часто использую пиктограммы в своей работе и как показывает практика, детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации.
Не буду голословной и приведу пример. На этой неделе у нас лексическая тема-"Зима. Зимние приметы". Для беседы с детьми о зиме я приготовила вот такие пиктограммы:
Здесь зашифрованы приметы зимы: зимой часто идет снег; зимой водоемы покрываются льдом; зимой птицам голодно и человек подкармливает их, развешивает кормушки; и т. д.
А вот эти пиктограммы я использую при работе над лексико-грамматическим строем предложений. здесь изображены игрушки, которые можно повесить на елку плюс число. Например, ребенок, посмотрев на пиктограмму должен сказать: "Я повешу на елку пять снегирей" и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"
традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...
Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".
В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....
Брошюра для педагогов "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"
Пиктограмма – это знак, символ, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Актуальность использования пиктограм...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"...
Консультация для педагогов «Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи».
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....