Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ. Музыкально-ритмическое воспитание»
рабочая программа по теме
В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.
Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.
В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.
Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.
Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/pdo_programma.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Арттерапия в работе с детьми с ОВЗ.
Музыкально-ритмическое воспитание»
Расчитана на детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Существует множество методов, направленных на полноценное физическое и психологическое развитие ребенка. Для детей с особыми возможностями здоровья данный подход также актуален. И метод арттерапии как способ самовыражения и психического становления личности, занимает особое место среди других подходов.
Арттерапия – это одно из центральных психотерапевтических направлений, которое включает терапевтическую, коррекционную и реабилитационную работу. Существует несколько методов в арттерапии, цель которых - создание гармоничного развития личности посредством формирования способностей самовыражения и познания. К методам арттерапии относят рисование, музыку, моделирование с бумагой, лепку, работу по дереву или камню, литературное творчество, пение, танцы и др.
В работе с детьми - дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья, методы арттерапии также актуальны и широко применяются специалистами. Метод музыкальной терапии является одним из наиболее доступных и эффективных способов продуктивного взаимодействия с ребенком с ОВЗи его развития. Необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на сенсорное и психоэмоциональное состояние малышей не вызывает сомнения. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого и музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения имеющихся нарушений.
Данная программа предназначена для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, и включает в себя различные упражнения, направленные на формирование общих моторных навыков, координации движений, умение держаться в кругу, замечать других детей в группе, коррекцию эмоционального состояния и преодоление трудностей в поведении.
Программа построена таким образом, что игровые музыкальные упражнения включают в себя развитие различных сфер развития ребенка, от простого с начала учебного года к более сложным упражнениям к концу года.
Сформулируем основные цели и задачи всестороннего воспитания и развития ребенка с применением музыкальных средств.
1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
3. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха:
- музыкальных сенсорных способностей (различение динамики, продолжительности. Высоты и тембра музыкального звука);
- чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
- способности менять темп (контрастный – быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
4. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», топающий шаг и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (зайчиков, мишек, птичек и пр.).
5. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым или ребенком.
6. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу. Вперед и назад.
7. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (формирование и развитие речевой активности, расширение словарного запаса).
Репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение для развития речи детей, а также для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, способствуя проявлению ярких положительных эмоциональных реакций и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе со взрослыми или сверстниками.
Учитывая способность детей к подражанию, их желание двигаться вместе со взрослым и, вместе с тем, неспособность большинства таких «особых»детей действовать по словесной инструкции, педагог должен максимально выразительно и четко исполнять ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движения детей.
Объединение усилий родителей и педагогов в воспитании и развитии детей – вот, пожалуй, та красная нить, которая пронизывает направленность работы по становлению личности «особого» ребенка, а также улучшению эмоциональных отношений родителей и их ребенка.
Содержание работы
по воспитанию детей
музыкальными средствами в течение года
Осень
Этот период – один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в начале учебного года происходит адаптация к новой игровой обстановке, педагогу и другим детям. Отсюда главная задача – использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям. Тем не менее, педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:
1. дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения «Вот как мы умеем», «Ноги и ножки» и т.д.) Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой, с участием родителей.
2. Дети учатся передавать простейшие игровые действия также по показу воспитателя (упражнение «Прятки», «Птичка и собачка», «Вот летали птички» и др.)
3. Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения, притопы поочередно каждой ногой, «фонарики» и др. (пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»).
4. В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля-ля», «баю-баю», «кап-кап» и т.д.)
Итак, в осенний период работы с детьми самое важное – это установление контакта с ребенком и его родителями. Если эта задача решена, то последующее обучение будет продвигаться более успешно.
Зима
В этот период развитие детей в музыкальной деятельности происходит более интенсивно: с некоторыми детьми контакт уже установлен, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный игровой сеанс и «музыкального взрослого», который танцует и поет, и других педагогов, участвующих в программе. Педагоги получают возможность больше внимания уделять качеству движения и при этом добиваться более четких и ритмичных движений.
Ставятся задачи:
1. Совершенствовать ходьбу (у некоторых еще и бег).
2. Развивать образно-игровые движения (зайчики)
3. Развивать умение передавать ритм мелодии в игре на музыкальных инструментах (развитие чувства ритма и ловкости движений).
4. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (для некоторых детей), например. Под «Русскую пляску».
5. Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.
К концу зимы движения детей становятся более уверенными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается большей слаженностью. Также несколько быстрей удается вовлечь ребенка в круг и хоровод.
Весна
В третьем квартале детям предлагаются упражнения, включающие новые более сложные движения:
- ходьба вперед-назад Научились мы ходить»;
- прямой галоп («Лошадка»);
- пляски в парах («Топ-хлоп», «Лодочка», «По кругу»);
- разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с платочками), образно-игровые выразительные движения («Вот летали птички», «Воробушки и кошка»);
- пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парами, по кругу, сидя на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.
Задачи музыкального игрового воспитания детей по сути те же, однако педагог может немного увеличить нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1 – 2 композиции).
Лето
Как правило, дети посещают летом всего лишь один месяц, поэтому на оставшееся лето предлагаемый материал могут использовать родители (у которых к этому времени уже воспитаны интерес и понимание важности развития ребенка с использованием музыкальных средств).
Репертуар, предлагаемый для разучивания в этом квартале, направлен на совершенствование у детей навыков основных движений (ходьбы, у некоторых детей бега и прыжков), освоение более разнообразных способов их выполнения – ходьба парами («Погуляем), прыжки парами, держась за руки «Мы идем – прыгаем»). Дети уже могут справиться с довольно сложными по координации упражнениями: галопом в парах («Лошадка»), раскачиваясь вперед-назад, сидя на ковре («Лодочка»).
Музыкальная игра «Дождик» и хоровод «Подарило лето» активизируют творческие проявления детей.
К концу года некоторые дети уже активно подпевают взрослому, запоминают слова и фразы из песен, иногда исполняют их самостоятельно (по словам родителей).
Ярким показателем успешности музыкального развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения, не отвлекаясь, исполняя движения по показу взрослого.
Некоторые выученные на занятиях элементы движений или пляски некоторые дети к концу года пытаются выполнить самостоятельно.
В заключение можно сказать, что групповые совместные музыкальные игровые сеансы детей с родителями воспитывают в них стремление к общению с другими детьми, формируют умение взаимодействовать друг с другом. На таких игровых сеансах детям легче усваивать правила поведения в группе (умение здороваться и прощаться, участвовать в совместных играх и упражнениях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме:«Специфика реализации музыкально- ритмических движений у детей с ОНР в условиях ДОУ».
Содействовать устранению речевых нарушений посредством музыкально - ритмических движений....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»
Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...
Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....
«Активизация и использование современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию музыкально-ритмических способностей. Учебно- методический комплекс «Шома-бас»
Танец является одним из средств разностороннего развития и воспитания ребёнка. Танцы развивают у детей эмоциональное восприятие музыки, прививают хороший вкус, помогают приобщить их к миру прекрасного...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "А" для детей для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития...
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная образовательная дошкольного образования программа группы "В" для детей для детей от 5 до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи...
Цикл занятий с детьми с использованием музыкально-ритмических композиций
Цикл занятий с детьми...