Культура речи - показатель профессионального мастерства педагога
презентация на тему
Актуальность совершенствования культуры речи педагога:
- пример для овладения детьми (а порой и родителями) нормами родного языка, культуры общения и поведения;
- повышение имиджа профессии воспитателя и качества дошкольного образования в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Культура речи – один из показателей
профессионального мастерства педагога» -
мастер-класс старшего воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»
Поповой Ж.А., воспитателей Татьянченко Л.В., Герасименко И.В.
в рамках работы творческой мастерской по теме:
«Профессиональное мастерство педагогов ДОУ»
Человека (существо разумное) от других млекопитающих прежде всего отличает владение языком и речью. Именно благодаря этому человечество развивается, передает из поколения в поколение исторически накопленный опыт в развитии экономики, науки, культуры, педагогике и пр. Именно поэтому выдающиеся люди (личности) разных исторических эпох придавали такое огромное значение речевой культуре человека, например:
- «Правильная речь - не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». (Цицерон)
- «Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку». (Д.Свифт)
- «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности». (В.В.Виноградов)
- «Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры». (В. А. Сухомлинский)
Итак, речь человека – показатель эрудиции, интеллекта, этики, воспитания, его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, т.к. дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, а одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно по этой причине к речи педагога дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования.
- Какой же должна быть речь педагога?
Речь педагога должна быть правильной, (т.е. соответствовать языковым нормам произношения, образования и изменения слов), точной, логичной, чистой (недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов), выразительной (интонация, темп речи, сила, высота голоса имеют огромное эмоциональное воздействие на ребенка), лексически богатой и уместной. /см. Приложение 1/
Безусловно, знание и соблюдение языковых норм и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы педагога по речевому развитию и формированию культуры речи дошкольников.
- Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
- Какую работу проводит наше учреждение по совершенствованию речи педагогов, а так же детей и родителей?
В целях формирования коммуникативных навыков и культуры речи дошкольников, овладения правилами хорошего тона для построения межличностных отношений всех участников образовательного процесса, а так же во исполнение распоряжения управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж от 06.04.2016г. №1602/01-02 «О реализации проекта «Вежливый Воронеж»» на территории Воронежской области в 2015-2019 г.г., /утвержденного решением Общественного наблюдательного совета по русскому языку в сфере публичного использования при Воронежской областной Думе от 17.03.2015г.; приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.03.2016 №314/, - в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123» разработан и утвержден план по реализации регионального проекта «Вежливый Воронеж» на 2015-2019гг:
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Место проведения | Ответственные |
«Правила интернет-переписки и мобильного общения» - консультация | 24.05.2016, 05.09.2016 | Музыкальный зал (педагогическое совещание) | Педагог-психолог Неробеева Ю.И. | |
«Культура речи педагога» - цикл практических занятий и упражнений со взрослыми по заучиванию норм произношения /на основе сборников «Культура речи учителя», «Культура речи в рифму» / | Ежемесячно | Музыкальный зал (педагогическое совещание) | Старший воспитатель Попова Ж.А. | |
«Речевая зарядка» - серия игр, упражнений и занятий с детьми по заучиванию норм произношения русского языка через дву-, четверостишия и другой поэтический материал /на основе сборника «Культура речи в рифму/ | Еженедельно 2016-2019гг | Все возрастные группы, кроме детей младшего дошкольного возраста | Воспитатели групп | |
«Говорим чисто и правильно» - серия игр, упражнений и занятий с детьми на основе чистоговорок, скороговорок и другого фольклорного материала | Ежедневно 2016-2019гг | Все возрастные группы | Воспитатели групп | |
«Это надо знать!» - мастер-класс для родителей в рамках «Клуба любящих родителей» по формированию культуры речи и общения в семье | Ежемесячно 2016-2019гг | Музыкальный зал (родительский клуб) | Педагог-психолог Неробеева Ю.И. | |
«Будем взаимовежливы!» - наглядная агитация | Постоянно 2016-2019гг | Информационные стенды в холле 1 этажа и группах, | Администрация, воспитатели групп | |
«Самый вежливый ребенок, родитель, работник учреждения» - проведение конкурса по итогам учебного года | Ежегодно 2016-2019гг | Группы, музыкальный зал | Администрация, воспитатели групп | |
«Фестиваль вежливости» - конкурс знатоков этики и этикета, песен, стихов и детского художественного творчества | Ежегодно 2016-2019гг | Группы, музыкальный зал, стенды и экспозиции | Администрация, воспитатели групп, музыкальные руководители | |
«Литературный Воронеж» - чтение произведений писателей и поэтов, чья биография связана с нашим городом | Ежемесячно, 2016-2019гг | Все возрастные группы | Администрация, воспитатели групп, родители | |
«Тотальный диктант» - участие в международной образовательной акции (по желанию) | Ежегодно, апрель 2017-2019 | Дистанционно или в музыкальном зале совместно с учителями МБОУ СОШ №83, «Лицей «МОК№2» | Администрация | |
«День славянской письменности и культуры» - создание книг-самоделок, посещение мини-музея «В мире книг» | 20-24 мая, ежегодно | Все возрастные группы, кроме детей младшего дошкольного возраста | Воспитатели групп, создатели мини-музея «В мире книг» Ромашкина А.А., Татьянченко Л.В. | |
«Пушкинский день в России (день русского языка)» - чтение и заучивание фрагментов произведений А.С. Пушкина | 06-10 июня, ежегодно | Все возрастные группы, кроме детей младшего дошкольного возраста | Воспитатели групп |
Реализация данного проекта охватывает всех участников образовательного процесса. Использование словесных игр, скороговорок, чистоговорок, специально подобранных дву- и четверостиший, представленных в приложениях, способствует совершенствованию культуры речи не только педагогов, но и детей и родителей; развивает память, делает досуг ребенка в дошкольном учреждении и семье активным, познавательным, положительно настроенным.
В качестве примера предлагаю одну из карточек блиц-контроля с подборкой четверостиший, способствующих быстрому запоминанию языковых норм произношения (правильная постановка ударения в словах):
Блиц – контроль культуры речи
Столяр | Заперта | Балуйся |
Крапива | Занята | Баловаться |
Краны | Счастливее | Жалюзи |
Компас | Красивее | Двухведерный |
К двери | Мельком | Грунтовая |
Свекла | Квартал | Запломбировать |
Звонит | Договор | Заперла |
Диспансер | Эксперт | Заняла |
На столе лежит футляр, в нем пилу забыл столяр. | Дверь на кухню заперта – значит, мама занята. | Поперед других не суйся, на уроке не балуйся. |
Это просто некрасиво - огород зарос крапивой. | Стоп, ребята, не соваться, и прошу не баловаться. | |
Нефть пойдет в другие страны - мы свои открыли краны. | Маша всех счастливее – она всех красивее. | Шторки мне не привози – мы повесим жалюзи. |
Мы в лесу сегодня ждем вас, не забудьте - нужен компас. | Говорит царю придворный: «Самовар-то двухведерный!» | |
Прибежали звери, прислонились к двери. | Вова скушал карамельку, но я видел это мельком. | Эх, колясочка лихая и дорога грунтовая! |
От дождя я не размокла, хоть и сахарная свекла. | Я конечно же устал, я работал весь квартал. | Зуб, чтоб больше не страдать, надо запломбировать. |
У меня в ушах звенит- телефон весь день звонит | Перелезь через забор, мы подпишем договор. | Маша кошку привела, дверь на ключик заперла. |
Заболевший офицер пошел лечиться в диспансер. | Положи письмо в конверт, пусть его прочтет эксперт. | Я все деньги отдала, рубль у Саши заняла. |
Проверочный материал
- Почему мы считаем важным совершенствование культуры речи педагога?
Потому, что педагог, обладающий высокой культурой речи, повышает:
- уровень овладения детьми нормами речи, культуры общения и поведения;
- авторитет и уважение среди родителей;
- имидж профессии воспитателя и учреждения в обществе (социуме);
- качество дошкольного образования в целом.
Вывод: Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Таким образом, культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Приложение1
Требования к речи педагога дошкольного учреждения
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Приложение 2
«Культура речи в рифму» -
переработанный материал на основе
методической разработки кафедры теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО
Е.И. Грищук, И.А. Стернина, 2002, 2004г.г.
Работа с двустишиями
Двустишия, предлагаемые в данном пособии, подразделяются на два типа.
Первый тип - это двустишия с провоцирующей рифмой, в которых последнее слово первой строфы однозначно провоцирует употребление правильной формы слова в конце второй строфы. Двустишия этого типа педагог читает дошкольникам вслух, а они хором называют правильную форму - последнее слово.
Второй тип - это двустишия, в которых нет однозначно провоцирумого
слова (возможны варианты), и слова-трудности должны быть предложены
дошкольникам для запоминания.
По несколько двустиший включается в речевую зарядку на каждом занятии по развитию речи. В дальнейшем дети должны выучить эти двустишия наизусть.
Может проводиться конкурс - кто больше помнит двустиший по культуре речи: дети называют по очереди по одному двустишию, а кто не смог назвать в очередной раз - выбывает или считается проигравшим.
Стихотворные тексты из произведений профессиональных поэтов содержат правильные формы трудных слов и являются материалом для выразительного чтения.
Дети могут придумывать двустишия и стихи с трудными для них словами сами, можно провести конкурс на сочинение подобных двустиший. Также данный материал может использоваться педагогами учреждения для совершенствования своей культуры речи.
Работа с двустишиями на слух
Сколько здесь сладкого груза! Здесь выгружают арбузы. | Мама пельмени на ужин сварила, масло в пельмени она положила. |
Попали мы в лес дремучий - такой неприятный случай! | Чтобы было плоско, мы подложим доску. |
Силы мы умножили, до победы дожили. | Она силы собрала, до победы дожила. |
Жадничать не будем, все оставим людям. | На столе лежит футляр, в нем пилу забыл столяр. |
Положи ружье на полку, нет в округе больше волка. | Подошел к медведю Федя и погладил он медведя. |
Много денег он нажил, все в сберкассу положил. | Слово в словаре нашла и всю фразу поняла. |
Раз не будет заморозков, запоют и жаворонки. | Во дворе урчит мотор - грузовик завел шофер. |
Нефть пойдет в другие страны - мы свои открыли краны. | Он весь день за ней шпионил, снова ничего не понял. |
Чтоб от жажды не страдали, “Фанту” мы с собою взяли. | Это просто некрасиво - огород зарос крапивой. |
Прибежал в квартиру зверь, а в зубах держал портфель. | Мы в лесу сегодня ждем вас, не забудьте - нужен компас. |
Прибежали звери, прислонились к двери. | На дворе стоит плетень и висит от брюк ремень. |
От дождя я не размокла, хоть и сахарная свекла. | Буква с буквою стоит - это русский алфавит. |
Бабочка-капустница выросла из гусеницы. | У меня в ушах звенит- телефон весь день звонит. |
Маша к полке подошла, с полки вазочку взяла. | |
Перейти здесь нелегко- здесь вода и глубоко! | Заболевший офицер пошел лечиться в диспансер |
Дверь на кухню заперта – значит, мама занята | Чтоб попасть к утру на Волгу, надо выехать задолго |
Маша всех счастливее – она всех красивее | Все бумажки наш народ бросил в мусоропровод |
Вова скушал карамельку, но я видел это мельком | Ничего не помогло – он все сделал нам назло! |
Я кончено же устал, я работал весь квартал | Перелезь через забор, мы подпишем договор |
Надо вытащить поддон – пусть на нем стоит бидон | Положи письмо в конверт, пусть его прочтет эксперт |
Поперед других не суйся, на уроке не балуйся Наше русское пространство и российское гражданство | Стоп, ребята, не соваться, и прошу не баловаться Шторки мне не привози – мы повесим жалюзи |
Эх, колясочка лихая и дорога грунтовая! | Говорит царю придворный: «Самовар-то двухведерный!» |
Если скажем «монолог», то тогда и «диалог» | Марь Иванна в класс вошла и заданье задала |
Зуб, чтоб больше не страдать, надо запломбировать | Нету нашего кота – дверь была не заперта. |
Маша кошку привела, дверь на ключик заперла | Нас он поблагодарил и таблеточку запил |
Я свой кошелек оставил и у Саши рубль занял | Я все деньги отдала, рубль у Саши заняла |
Палец окольцованный, зуб запломбированный | Видно все теперь, как в зеркале: мы все доводы исчерпали |
Честь им, слава и почет, тем, кто хлеб для нас печет | Он все книги уволок, чтоб оставить каталог |
Поперхнулся вафлей он и тихонько кашлянул | Если что-то мы берем, то обратно все кладем |
С полки вазочка упала, когда Маша книжку клала | Не поможет тебе душ, если у тебя коклюш |
За окошком ветер стонет, в сон меня сегодня клонит | Увенчали его лентой, человек он компетентный |
Будем мы среди ребят всем пропагандировать – раз есть слово «компромат» - есть «компрометировать» | Говорю я кошке «брысь» - ну какая в ней корысть? |
Щелкал, щелкал целый день, в зажигалке стер кремень | Крепко затянул ремень – ну не парень, а кремень! |
Со сберкнижки снял проценты и купил медикаменты | До чего ж занюханный этот ножик кухонный! |
И залез наш хитрый кот прямо в мусоропровод | Обижать, ей богу, свинство национальные меньшинства |
Вечно голодающие все млекопитающие | Знает каждый человек – если дружба, то навек |
Над едой один сидит и всех голодом мори | Фея тихо в дом вошла и к себе нас позвала |
Мой любимый и желанный, будешь братец мне названный | Люди все проверенные, с добрыми намерениями |
Ожерелье чтоб создать, надо бусы нанизать | Хватит попусту кричать, дело нам пора начать |
Мы сегодня пострижем головы шальные, отношенья изживем мы неуставные. | Возмущается народ – перекрыт водопровод |
Не роняй на лоб кирпич, чтоб не вышел паралич | Больше, милый мой, не путай – сей закон открыл нам Ньютон |
Покупает офицер нам билеты всем в партер | Я физически устал – пробежал бегом квартал |
Пусть немного посидит и заданье повторит | Пусть ребята посидят и заданье повторят |
Он забрал свою корзинку и поехал на поминки | Туру, туру, туруру – встанем рано поутру |
С шести утра он на ногах, был даже на похоронах Из вулкана - лава, вы, кончено, правы | Плач стоит со всех сторон – это едут с похорон Чтоб в деньгах не обижать, его должны премировать |
Чтоб от жизни не отстать, что-то надо предпринять | Кто-то старый выбыл, кто-то новый прибыл |
Папку с текстами отрыв, прочитал он свой призыв | После того, как машину пригнали, старую дешево очень продали |
Ты не плачь, моя желанная, у тебя ведь есть приданое | Помогите человеку – ведь над ним нужна опека |
Он счастлив неспроста – не зря жизнь прожита | Давайте заучим немножко, запомним сейчас две строки: у козлика рожки и ножки, а у макарон – рожки. |
Урожай богатый вырос, уберем его на силос | А теперь проснись и пой – день рожденья нынче твой |
Все теперь ужасно рады – уже вся техника на складах | Говорит он: «Покалечен я и нуждаюсь в обеспеченьи» |
Принцип есть давно открытый – выступать по алфавиту | Мы народ не избалованный – день у нас ненормированный. |
За столом портной сидит и материю кроит | Чтобы могли мы успешно хозяйствовать, надо бы нам о кредите ходатайствовать |
В английский дети все влюбленные – ведь обученье углубленное | Мы давно сказали вам: она цыганка, он цыган. |
Снова тоска надвигается смертная, снова комиссия будет экспертная | Чтобы было счастливое детство, нам нужны материальные средства. |
Посадили сливы мы, сок получим сливовый | Провезти валюту можно, нам добро дает таможня |
Тиражи нужны большие, подведет полиграфия… | Больше моей здесь не будет ноги – завтра на бирже начнутся торги |
Он за начальником последовал и обо всем его осведомил | Хорошо в лесу весною – так приятно пахнет хвоя! |
Надо будет здесь сверлить, чтобы дырку углубить |
Работа с двустишиями по списку “опасных слов”
Список “опасных слов”
инструмент новорожденный каучук
ожил опломбировать газопровод
поняла прецедент она начала
щавель млекопитающие некролог
досуг перспектива похороны
заключим завидно сгибается
гололедица колосс баловать
дерматин в кладовой дефис
она начала сгибается принудили
Предъявите документ – мы дадим вам инструмент | Он от радости силы умножил и тогда окончательно ожил |
Слово в словаре нашла и всю фразу поняла | Поскорей откройте дверь – я принес для вас щавель! |
Снова не спит барсук – ведь у него досуг | Под забором посидим, договор мы заключим |
Светофор зеленым светится, осторожно – гололедица! | Постояла у окна, убираться начал |
Вариант у нас один – говорите «дерматин»! | Восхищается народ – провели газопровод! |
Посмотрите сверху вниз и запомните – «дефис» | Вечно голодающие все млекопитающие |
Был денечек напряженный – ведь у нас новорожденный! | Чтоб не стали открывать, надо опломбировать. |
Как сказал наш президент, мы создали прецедент | Точно так, как каталог, говорите «некролог» |
Разрослась весною слива, заслонила перспективу | Лавку красят охрою, говорите «похороны» |
Вам все сверху видно, ну а мне завидно | Сначала приголубили, а потом принудили |
Ты будешь в старости страдать, коль будешь сына баловать | Кот нашел себе покой в нашей старой кладовой |
Миша уже улыбается, палец уже сгибается | Кто ответит на вопрос – что такое есть колосс? |
Сидит маленький барчук, повторяет – «каучук» |
Стихи для выразительного чтения
Хоть я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, Сладка на вкус. Узнали вы? Я ... свекла | Вот сосна, А вот и ель, Вот саранка И ... щавель |
Ты нас, мама, не ищи: Щиплем мы щавель на щи. В поле травы шевеля, Мы нащиплем щавеля. Б.Заходер | Качу, лечу во весь опор. Я сам шофер, я сам мотор. Б. Заходер Там на улице заторы, Там волнуются шоферы.А. Барто |
В речке пошли подо льдом пузыри, Начали снега искать снегири. Глянула верба из почки тугой: “Что это? Что это? Месяц какой?” В.Инбер | Пароход отойдет Через две минуты, Чемоданами народ Занял все каюты. С.Маршак |
Звери Ванюшу так ласково любят, Звери балуют его и голубят. К.Чуковский | Бригадир Сергей Кузьмич Лучше всех кладет кирпич. А.Барто |
В мартенах плавится металл. Уже не только за квартал - Уже за целый год Стране свою работу сдал Прославленный завод. А. Барто | Увезли забор и доски. Дом стоит на перекрестке, Дом на солнце заблистал, Украшает весь квартал. А.Барто |
Море! Я к тебе бегу, Я уже на берегу! Я бегу к твоей волне, А волна бежит ко мне! Э. Мошковская | Стоит девочкам начать, Дай им только волю - Будут целый день качать И баюкать Лелю. А. Барто |
С утра девчонки на посту, Приносят гусениц кроту. Он открывает рот - Он очень умный крот. А.Барто | Взяли ребята Лопаты и санки, Шубы надели И шапки-ушанки. А.Барто |
Нынче день такой хороший, тучки в небе ни одной, Он ворчит: Надень калоши, Будет дождик проливной. А.Барто | А брату Саше третий год - Его умой, одень! Уходит мама на завод - Сиди с ним целый день А.Барто |
Буквы-значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд... Каждый в условленном месте стоит, И называется все ... (алфавит). | На бахче у нас растет, Как разрежешь - сок течет. Очень сладкий он на вкус, Называется ... (арбуз). |
Сторожа давали свеклу Двум задумчивым слонам. А в бассейне Что-то мокло... Это был гиппопотам! С.Маршак | Видят - девочка стоит, Очень странная на вид: Нос распух, что свекла, Платье все промокло. А. Барто |
Ребята-станичники в кузов Грузили арбузы в жару, Недаром погрузка арбузов Похожа скорей на игру. Ю. Яковлев | И как отрадно было видеть нам, Когда наш лен на всем своем массиве Приподнятый, выравнивался сам И день за днем все делался красивей. М.Исаковский |
В детский сад ребятам Ослика прислали. До утра подарок Заперли в гараж. З. Александрова А сапожник в мастерской Тянет дратву день-деньской, Шьет, кроит и ставит латку. С. Маршак | Тихо-тихо сидят снегири на снегу Меж стеблей прошлогодней крапивы; Я тебе до конца описать не могу, Как они и бедны и красивы! Тихо-тихо клюют на крапиве зерно, Без кормежки прожить не шутки! Пусть крапивы зерно, Хоть не сытно оно, Да хоть что-нибудь будет в желудке. Н. Асеев |
Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать. В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки! Вот какой рассеянный С улицы Бассейной. Надевать он стал пальто - Говорят ему: не то! Стал натягивать гамаши - Говорят ему: не ваши! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. С. Маршак Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то. С. Маршак | Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть... Есть слово “проволочка”, И “проволочка” есть. А что такое “атлас”? Его приносят в класс? Я прочитала “атлас”, Но есть ведь и “атлас”. А. Барто Дин-ди-лень, Динь-ди-лень Динь-ди-лень, То тюлень позвонит, то олень, А недавно две газели Позвонили и запели: - Неужели В самом деле Все сгорели Карусели? К. Чуковский |
Мишка топал, баловался, Легкий мостик зашатался, По воде идут круги... Шарик, Шарик, помоги! З.Александрова | Где пробоина? У носа. Лейтенант зовет матроса: “Надо, брат, заплату класть, Чтобы судну не пропасть!” Говорит матрос: “Поможем! Положить заплату можем...” С. Маршак |
Избалована болонка, Извертелась собачонка. Сколько шерсти, Сколько злости При таком ничтожном росте. В. Берестов | В то же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла - И вопрос свой задала. А. Пушкин |
За стеклом стоят в порядке Склянки, банки и горшки, В них пилюли и облатки, Капли, мази, порошки. От коклюша, от ангины, От веснушек на лице, Рыбий жир, таблетки хины И, конечно, витамины - Витамины: А, Б, С. С. Михалков | Шутка Мой дядя выяснял лет сорок И все же выяснить не мог, Как говорить вернее: творог, А может, правильней - творог?! И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, - Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: “Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдет в ватрушку и в пирог... А как спросить: “Почем творог? А может, правильнее - творог?” Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы, Сказав: “Прошу вас получить За полкило творожной массы”. Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже И так сказала: “Не осталось! Она распродата уже!” В.Громов |
По телефону день-деньской Нельзя нам дозвониться! Живет у нас народ такой - ответственные лица: Живут у нас три школьника Да первоклассник Коленька. Придут домой ученики И начинаются звонки - звонки без передышки. А кто звонит? Ученики, Такие же мальчишки. Звонят, звонят ученики... Зачем писать им в дневники, Какой урок им задан? Ведь телефон-то рядом! Звони друг другу на дом! Звонят, звонят ученики... У них пустые дневники, У нас звонки, звонки, звонки, А первоклассник Колечка Звонит Смирновой Галочке Сказать, что пишет палочки И не устал нисколечко. А.Барто | Выполняя договоры, Инженеры и шоферы, Столяры и маляры - Потрудились все на славу, Чтоб за месяцы зимы Возвести домов кварталы. Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, специальный ...(каталог) Так что, ребята, В общем и целом, Все бегемоты заняты делом. Ну а под вечер, Вернувшись с работы, Они у домов Подпирают ворота. Самолетом правит летчик, трактор водит тракторист, Электричку - машинист, Стены выкрасил маляр, доску выстрогал столяр. |
Род слов-трудностей русского языка
Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).
Внимание! Не путайте!
Абонент - лицо, которому направлена какая-либо информация.
Абонемент - документ на право пользования чем-либо
А'вгустовская жара
Августовские совещания
Адресат - получатель письма
Адресант - отправитель письма
А'тлас географический
Атла'с на платье
Ванна - емкость для купания.
Ванная - комната
Дипломат - должностное лицо, представляющее интересы государства в сфере
внешних сношений с другими государствами
Дипломант - призер конкурса
Занято'й человек
За'нятый дом, за'нятый в чем-либо (производстве, сельском хозяйстве)
Ле'дник – погреб
Ледни'к - в горах
Невежа - не знающий приличий, грубый человек
Невежда - необразованный, несведущий человек
Предоставить слово
Представить человека
Феноме,н – человек
Фено'мен - явление
Эмигрант - лицо, навсегда покинувшее свою страну
Иммигрант - лицо, приехавшее в чужую страну для постоянного проживания
Языково'й барьер
Языко'вая колбаса
Приложение 3
Речевые развивающие игры «По дороге в детский сад»
Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.
Речевое развитие детишек происходит особенно быстро в дошкольном возрасте, когда просто невероятными темпами пополняется словарный запас детей, произносимые фразы становятся более осмысленными и развернутыми, а звуковое оформление слов качественно улучшается. Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне, и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Предлагаемые словесные игры не требуют какого-либо оборудования или наглядности. Их можно проводить по дороге в детский сад, на отдыхе, в транспорте, в ожидании приёма у доктора и т. д. Эти игровые приёмы не займут много времени, зато принесут пользу и приятное общение.
Такое совместное времяпрепровождение позволит с лёгкостью сформировать богатый словарный запас; развить умение правильно использовать грамматические формы; освоить звуковую культуру речи и совершенствовать связную речь, тем самым достигнуть коммуникативной компетентности ребёнка.
Назови одним словом
Яблоко, груша, апельсин, мандарин – это всё фрукты;
сапоги, туфли, босоножки, кроссовки – это… (обувь);
ромашка, колокольчик, василёк, одуванчик – это… (цветы);
панама, кепка, шляпа, бандана – это … (головные уборы);
диван, кресло, тумбочка, шкаф – это … (мебель);
кастрюля, тарелка, сковорода, стакан – это … (посуда);
дятел, ласточка, скворец, воробей – это … (птицы).
Четвёртый лишний
Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно — лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных.
Диван, стол, кастрюля, шкаф (лишнее слово кастрюля, так как это посуда, а всё остальное мебель).
Дуб, берёза, одуванчик, липа.
Орёл, ворона, сова, гусь.
Босоножки, тапки, панама, сапоги.
Жёлтый, красный, сильный, зелёный.
Смелый, храбрый, отважный, злой.
Кто это? Что это?
Хитрая, рыжая, хищная… (лиса);
кислый, жёлтый, сочный… (лимон);
высокая, стройная, зелёная … (ель);
мохнатый, большой, коричневый… (медведь);
сладкий, сочный, крупный … (арбуз)
Какой? Какая? Какое? Какие?
Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч?» (или любой другой хорошо знакомый ему предмет). Предложите подобрать подходящие к предмету свойства: «Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым...»
Белка – …(пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая);
Дом - ... (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый, кирпичный);
Пальто - …(красивое, тёплое, зимнее, короткое, длинное, старое, новое, дорогое, красное);
Облака - …(пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые)
Какое что бывает?
Предложите рассказать, что бывает:
широким – …( река, дорога, лента, улица, кровать, полотенце);
вкусным – …(шоколад, пирог, , сок, обед, суп, торт, ужин, чай);
холодным – …(чай, снег, мороженое, лёд, ветер, дом, компот);
новым – … (дом, стол, костюм , автомобиль, журнал);
зелёным - … (лук, огурец, крокодил, лист, сад, сквер).
Назови действия
Что можно сказать о самолёте, что он делает? (летит, гудит, взлетает, садится, поднимается и т. д.);
что можно сказать о снеге? (летает, падает, кружится, идёт, блестит, скрипит, ложится, тает, переливается);
что можно сказать о собаке? (лает, грызёт, виляет, спит, охраняет, бегает, ходит, крадётся, подпрыгивает, скулит)
что можно сказать о солнце (светит, греет, восходит, заходит, печёт, сияет, ласкает).
Скажи по-другому
Помогите малышу подобрать слова, близкие по значению. Если у человека плохое настроение, то о нём можно сказать, что он грустный, печальный, унылый.
Очень большой – … (огромный, громадный);
чистая вода - …(прозрачная);
самолёт сел - … (приземлился);
мальчик бежит - … (мчится, несётся);
смелый солдат - … (храбрый, отважный, стойкий);
красивое платье - … (восхитительное, прекрасное, нарядное, симпатичное);
дождь идёт - … (льёт, моросит, накрапывает, хлещет).
Один – много
Один – гриб, а если их много, то как мы скажем? (Грибов);
дерево – много (чего?)… деревьев;
лист - … (листьев);
корзина - … (корзин);
ёж - … (ежей);
белка - … (белок);
мальчик - … (мальчиков);
солнечный день - … (солнечных дней);
тёмная туча - … (тёмных туч);
съедобный гриб - … (съедобных грибов);
Скажи ласково
У утки клюв, а у утёнка – клювик;
у собаки лапы, а щенка - … лапки;
птица - … (птичка);
коляска - … (колясочка);
хвост - … (хвостик);
чёрное перо - … (чёрненькое пёрышко);
пёстрые крылья - … (пёстренькие крылышки);
серая спина - … (серенькая спинка)
Назови родителей
У щенка мама – собака, а папа – пёс;
у котёнка мама – … ( кошка), папа – … (кот);
у телёнка мама – … (корова), папа – … ( бык);
у жеребёнка мама – лошадь, папа – … (конь);
у козлёнка мама коза, папа – … (козёл);
у ягнёнка мама – … ( овца), папа – … ( баран);
у крольчёнка мама – … (крольчиха), папа - … ( крол);
у цыплёнка мама - … ( курица), папа - … ( петух);
у утёнка мама – … (утка), папа – … ( селезень);
у гусёнка мама – … ( гусыня), папа – … (гусь).
Угадай целое
Взрослый называет части предмета, а ребёнок должен угадать этот предмет (целое).
Кабина, кузов, колёса, фары, двери – грузовая машина.
Палуба, корма, каюта, штурвал - … (корабль).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни - … (дерево).
Хвост, крылья, кабина, шасси, иллюминатор - …(самолёт).
Голова, хвост, крылья, лапки, клюв, перья - … (птица).
Голова, туловище, плавники, чешуя, глаза … (рыба).
Найди рифму
Предложите ребёнку подобрать пару созвучных слов: ночка – дочка, халат – салат.
Галка - …(палка, скалка, скакалка);
ёлка - … (пчёлка, тёлка, чёлка);
рубашка - … (пташка, кашка, букашка);
лягушка - … (подружка, попрыгушка, квакушка, кукушка, частушка);
Снежок - … (сапожок, кружок, флажок, дружок, бережок).
Придумай слово
Можно придумывать из одного слова другое, похожее, например, конверт из бумаги – бумажный конверт;
кисель из клюквы – … ( клюквенный кисель);
суп из овощей – … (овощной суп);
перчатки из кожи – … (кожаные перчатки);
стакан из стекла – … (стеклянный стакан);
варенье из малины – … (малиновое варенье);
сапоги из резины – … ( резиновые сапоги);
деталь из железа - … (железная деталь);
скамейка из дерева – … (деревянная скамейка);
крепость из снега – … (снежная крепость);
дом из кирпича – … (кирпичный дом).
Противоположные по смыслу слова (антонимы)
Этот дом высокий, а этот - низкий;
широкий – … (узкий);
больной – …(здоровый);
мелкий – … (глубокий);
чистый – …(грязный);
тонкий – … (толстый);
холодный – …( горячий);
светлый – … (тёмный);
легкий – … ( тяжёлый);
длинный – …( короткий);
кислый – …(сладкий);
смелый – …(трусливый);
ленивый – …(трудолюбивый);
медленный – …(быстрый);
злой – … (добрый);
умный – … (глупый);
весёлый - … (грустный);
молодой – … (пожилой);
Придумай слово
На звук К… (кошка, кот, конфета, каша, карандаш, кузнечик).
На звук КЬ… (кирпич, кит, кеды, кепка).
На звук Л … (лодка, лампа, лопух, ласточка, лапти, ландыш).
На звук ЛЬ… (лимон, липа, лето, лестница, леденец, Лена).
На слог МА... ( маска, мама, матрешка, малина, малина).
На слог СА… (сапоги, салют, санки, сарафан, сахар).
На слог РУ… (рука, рукавица, рубанок, ручка, рубашка).
Назови первый звук в словах.
Удочка, альбом, облако, игла, комната, собака, сито, кит, забор, земля, носок, нитки, лопата, лимон, вата, винт, гуси, гитара, дом, день, банка, бинокль, щит, часы, шалаш, жара, медаль, молоко, плита, петух, ромашка, рюкзак, торт, телефон, факел, фильм.
Звуковая цепочка.
Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последний звук в предыдущем слове.
Телефон, насос, сапоги, игла, аист, торт, танк, кактус, самолёт, туфли, ириска, арка, азбука, аквариум, мак, кот, танец, цирк, конфета, артист.. и т.д.
Добавь словечко
Я пью, ты пьёшь, мы пьём.
Я стою, ты …(стоишь), мы … (стоим).
Я пою, ты …(поёшь), мы … (поём).
Я читаю, ты … (читаешь), мы … (читаем).
Я кушаю, ты … (кушаешь), мы … (кушаем).
Выполни действие
Взрослый называет любое действие в настоящем времени, а ребёнок называет действие, которое уже выполнено: ест – съел; гуляет – погулял.
Рисует - … (нарисовал); пишет - … (написал); поливает - … (полил); вытирает - … (вытер); копает - … (выкопал); собирает - … (собрал); несёт - … (принёс); ищет - … (нашёл); ловит - … (поймал); смотрит - … (смотрел); летит - … (прилетел).
Закончи фразу
Колючий … (еж), воздушный … (шар), высокий … (дом), пушистый … (кот), хитрая … (лиса), мягкая … (вата), холодная …(вода), веселые … (дети); веселый … (гном), свежий … (хлеб), горячий … (блин), кленовый … (лист); стеклянная … (банка), новая … (кофта), домашние … (тапки).
Где что моно делать?
Спросите у малыша, что можно делать в лесу? – гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом.
Что можно делать на реке? - … (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке).
Что можно делать в детском саду? - …(играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать книги).
Что можно делать в магазине? - … (делать покупки, рассматривать товар, интересоваться новинками, спрашивать продавца, встретить знакомых.
Почему так говорят
Узнайте у ребёнка, как он понимает выражение: «растёт не по дням, а по часам» (растёт очень быстро).
«Одна нога здесь, другая там», «Свалился, как снег на голову», «Надуть губы», «Летел, как угорелый», «Зарубить на носу», «Как гром среди ясного неба», «У страха глаза велики», «Сгореть со стыда», «Ахнуть не успел».
Закончи предложение
Начните говорить предложение, но оборвите его на самом интересном месте и попросите закончить. Предложения могут быть такими:
На улице стало сухо, потому что выглянуло солнышко.
Начался дождь, поэтому… .
Я надел теплую куртку, потому что... .
Растения нужно поливать для того, чтобы… .
Мы пойдём гулять, если…
Дети сели в лодку, чтобы…
Исправь ошибку.
Предложите ребёнку найти ошибку и правильно составить предложение.
Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня.
Стул залез под котёнка.
На лягушку прыгнула трава.
Кустик спрятался за ёжика.
Щука поймала рыболова.
Приложение 4
Использование скороговорок в формировании правильного произношения у детей
Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплексов общения, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведёт к снижению успеваемости.
Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности логопедов. Но всё же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.
Что такое скороговорки?
Скороговорки – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, мышление, память, восприятие, воображение, обогащают словарный запас. Скороговорки являются своеобразным тренажёром, развлечением в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут, огромную пользу не только детям, но и взрослым.
Все скороговорки обычно сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков именно для вашего ребёнка.
Как работать со скороговорками?
1. Прочитайте ребёнку скороговорку, если есть иллюстрации, попросите ребёнка посмотреть их и найти героев этой скороговорки.
2. Если рядом со скороговоркой есть вопросы, помогите ребёнку ответить на них.
3. Попросите ребёнка объяснить сложные слова (они обычно отмечены звёздочкой) или объясните их значение сами.
4. Возьмите в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорите скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог). Затем проделайте то же самое вместе с ребёнком, а только потом предложите ребёнку сделать это самостоятельно.
5. Предложите ребёнку вместе с вами проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую, затем сделать это ребёнку самостоятельно.
6. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
7. Вместе с ребёнком проговорите скороговорку, прохлопывая ритм ладошками (хлопать надо как бы «перекладывая» ладошки, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
8. Устройте соревнование (с членами семьи или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
9. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
10. Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец. Например:
У бабы – бобы, у деда – дубы.
У деда – дубы, у бабы – бобы.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ребёнок сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого часто не хватает в наше стремительное время!
Приложение 5
Начало формы
Конец формы
Как научить ребенка красиво говорить
/консультация для родителей/
Грамотную речь приятно слушать, а когда красиво и выразительно разговаривает ребенок – это приятно вдвойне. Умение четко и ясно излагать свои мысли – большой плюс и залог будущего успеха. Поэтому так важно, чтобы родители научили своего малыша красиво говорить.
1
Лучший учитель – личный пример. Старайтесь говорить внятно и грамотно, избавьтесь от некрасивых выражений и «слов – паразитов». Оскорбления, а тем более ненормативная лексика – табу, ведь ребенок копирует не только поведение, но и речь родителей.
2
Общайтесь с ребенком. Пусть он вам подробно расскажет, как прошел его день. Внимательно прислушивайтесь к тому, как говорит малыш. Тактично поправляйте его, объясняйте значение слов, подсказывайте правильное произношение и ударение.
3
Приобретите специальное пособие для обучения детей правильной и красивой речи. Занятия по данным методикам помогут ребенку закрепить навыки чтения, а также расширить словарный запас и развить связную речь. Главное, чтобы такие уроки приносили радость и проводились в виде игры.
4
Читайте как можно больше. Детское чтение должно быть разнообразным: сказки, повести, рассказы, детские энциклопедии. Это расширяет словарный запас ребенка и делает речь более яркой и выразительной. Практикуйте чтение вслух, делайте это четко и с выражением, чтобы малыш запомнил правильную интонацию и произношение.
5
Учите наизусть стихи и скороговорки. Стихи тренируют память и улучшают дикцию, а скороговорки помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить.
6
Хвалите малыша даже за небольшие успехи: «Ты очень хорошо сегодня рассказал стихотворение», «Как ты выразительно прочитал сказку, у тебя отличная интонация!». Такие слова – стимул для новых свершений, они придадут ребенку уверенность в своих силах.
Пусть ребенок участвует в утренниках и праздничных представлениях. Во время домашних репетиций объясните малышу, что если он будет слишком тихо, невнятно или наоборот быстро говорить, то зрители мало что поймут и останутся недовольны представлением. Со временем ребенок привыкнет к выступлениям на публике, а его речь станет четкой и ясной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе профессионального мастерства педагогов «Портфолио педагога – свидетельство результативности профессиональной деятельности»
В документе представлены условия организации конкурса, определены основные критерии оценки портфолио педагогов ДОУ....
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.
Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства выдвинут научно- теорет...
Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.
Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...
Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.
Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...
Культура речи как главная составляющая профессионального мастерства педагога.
Современный век информационных технологий предоставляет человеку возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации. На ряду с непосредственным общением, получают развитие опос...
Консультация (стендовый вариант) "Образцовая речь как показатель профессиональной подготовленности педагога"
Консультация в краткой форме напоминает педагогам, на сколько качество их речи влияет и отражается на формировании детской речи....
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...