Конспект занятия "Архитектура родного города"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мусина Юлия Фаритовна

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блок – «Мой дом, моя семья, моя страна»

Тема:  «Архитектура родного города.»

Возрастная группа: старшая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura_microsoft_word_21.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области

Конспект занятия

В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай»

Блок – «Мой дом, моя семья, моя страна»

Тема:  «Архитектура родного города»

Возрастная группа: старшая

Январь занятие №1

                                                                             Составила:

                                                                                  Воспитатель Мусина Ю.Ф.

                                                                   МКДОУ №10 г. Сим

                                                                                Педагогический стаж: 4 года

                                                             

 

2015г.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); 
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Предварительная работа:

  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях;
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы»,  строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура»;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.

Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток  с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»;  «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (организационный момент)

Дети находятся в группе, сидят  полукругом на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в  мир Искусства.   Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными  сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности.  Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены  таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).  

Воспитатель: Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. Есть и в нашем городе Сим архитектурные здания. (Воспитатель обращает внимание детей  на выставку фотографий с изображением различных сооружений города Сим. Рассматривание фотовыставки или слайдов  с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура). Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры»(воспитатель на доске открывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство  проектировать  и создавать сооружения для жизни и деятельности людей,  это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы). Можно ли принести в детский  сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель:  Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери  архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения.  Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры.  (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят  на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А  чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома?  А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители  строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома  дается  руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Физминутка  на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы». Сейчас мы с  вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные  сооружения нашего города Сим, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Революции. Оно большое, красивое, двухэтажное. Это двухэтажное здание с  множеством огромных окон,  в нём имеется один вход и выход. Утром и вечером родители приводят сюда своих детей, чтоб они занимались спортом.  Что это за здание?

Дети: Дворец спорта.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали,  о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

Воспитатель: Это сооружение  называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании  широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. Оно находится недалеко от бассейна. О каком здании я говорю?

Дети: Школа.

Воспитатель: Это здание, находится на улице Кирова, оно является культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это  сооружение украшено лепными декоративными деталями,  колоннами, арками. В здании  много дверей.  Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания. Мы очень часто его посещаем ,ходим на спектакли, премьеры. Кто то из вас посещает кружки.

Дети: «Дворец Культуры» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно  отгадали  здания, о которых  я вам  рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до  3 станции, которая называется  «Мы – строители». Вы будете строить  архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители). 

Художественное слово(Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам  (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.

III. Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города,  сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось  и запомнилось на занятии?

Методические рекомендации:

После путешествия  можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести  игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Родной город"

Конспект занятия "Родной город" предназначен для детей подготовительной группы с целью закрепления знаний о родном городе Аша, его достопримечательностей....

конспект НОД " Родной город

Знакомство детей старшего возраста  с родным городом, с использованием электронно-дидактического пособия...

Конспект НОД «Родной город - мой дом»

Познакомить детей с достопримечательностями родного города. Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками....

Конспект "Мой родной город"

Задачи:     1.  Продолжать совершенствовать умение составлять короткие рассказы на заданную тему («речевое развитие»)    2. Формировать грамматически правильн...

Конспект «Мой родной город Сургут»

Цель: развитие речи детей в процессе знакомства с родным краем и городом.ЗадачиОбразовательные:обогащать словарный запас по теме;закреплять знания детей об округе, о родном го...

Конспект занятий родной город

Цель: создать условия для ознакомления детей с достопримечательностями города Саратов; уточнить и расширить знания детей; формировать представления об архитектуре города; продолжать учить детей изобра...