Рабочая программа «Волшебный мир красок Красноярского края»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа Волшебный мир красок Красноярского края | 86.5 КБ |
приложение1 | 63 КБ |
приложение 2 | 71 КБ |
приложение 3 | 109.5 КБ |
творческий проект "Волшебный мир Красноярского края" | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»
Рассмотрено на заседании педагогического совета № от ________ 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МКДОУ детский сад «Лукоморье» ___________Худеева Е.Х. Приказ № от _________2016г.
|
Рабочая программа
художественно-творческая
деятельность (вариативная)
«Волшебный мир красок
Красноярского края»
(нетрадиционные техники рисования)
на 2016 – 2017 учебный год
(для детей 5-8 лет)
Принята
на Педагогическом совете
«____» августа 2016г.
Протокол № ____
2016год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебный мир красок Красноярского края» разработана в соответствии Федерального образовательного стандарта дошкольного образовательного учреждения, (утв.Приказом Минобаронауки России от 17 октября 2013г. №1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2014г. В Минюсте юстиции РФ), на основе методических рекомендаций Давыдовой Г.Н., Фатеевой А.А. «Нетрадиционные техники рисованияв детском саду» Лыковой И.А. «Цветные ладошки», Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду».
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения. Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития. В процессе этих занятий ребенок овладевает согласованностью движений пальцев, тренирует кисть руки, все увереннее рисует штрихи и линии. Рисование способствует развитию мышления и воображения ребенка; развитию речи. Во время этих занятий у детей является потребность общаться с другими детьми и со взрослыми. Случайно подмеченное сходство в штрихах с каким-нибудь предметом вызывает радость и желание поделиться с другими. Эти занятия воспитывают у детей ряд положительных качеств характера: настойчивость, усидчивость и сообразительность. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-творческая деятельность.
Цель программы: развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Занятия по изобразительной деятельности «Волшебный мир красок Красноярского края» (образовательная область «Художественное творчество») разработана для детей от 3 до 7 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Включает в себя 36 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет (3-5лет - до 15- 25 минут), 5-7 лет до 25 - 30 минут).
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы и реализации программы:
- Игры.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
Принципы организации:
- подача материала в игровой форме
- развитие творческих способностей детей, фантазии.
Игры на развитие творческой активности (см.Приложение 1)
Техники нетрадиционного рисования
С детьми младшего дошкольного возраста (дети 3-4 лет) рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста (дети 4-5лет) можно знакомить с более сложными техниками:
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование мятой бумагой;
- набрызг
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте (дети5-7лет) могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование зубочисткой;
- рисование мыльными пузырями;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- рисование нитками
- пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Возраст | Нетрадиционные техники |
Младшая разновозрастная группа | рисование пальчиками; рисование ладошками; рисование тычками из поролона; ватными палочками; печатание листьями; рисование свечой; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки; |
Старшая разновозрастная группа | кляксография с трубочкой; монотипия; набрызг; восковые мелки + акварель; оттиск смятой бумагой; рисование поролоном; гравюра; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом; тиснение; тычок жесткой полусухой кистью; рисование по - сырому; черно-белый граттаж; батик; рисование солью; расчёсывание краски; двойное примакивание кисти; печать по трафарету; монотипия предметная чёрно-белый граттаж (грунтованный лист) ; кляксография обычная; кляксография с ниточкой; кляксография с трубочкой, набрызг; акварельные мелки; тычкование; цветной граттаж; монотипия пейзажная. |
Приемы нетрадиционного рисования (см.Приложение 2).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- познавательное развитие - игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций;
- социально-коммуникативное развитие - решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
- речевое развитие - стихи и рассказы о природе, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
- художественно-эстетическое развитие - прослушивание музыкальных произведений;
- физическое развитие - физкультминутки.
Предполагаемый результат:
Дети:
- сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
- плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти;
- используют цвет для создания различных образов;
- создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческойработе;
- используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
Сотрудничество с родителями.
- Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.
- Привлечение родителей к совместной работе с детьми (оформление выставок).
- Оформление выставки-отчета. В течение учебного года
Используемая литература:
- А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
- Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
- Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
- И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
- Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
- А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Игры на развитие творческой активности:
1. Игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
2. Игровое упражнение «Простые рисунки". Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения. Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
3. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.
4. «Нарисуй теплую картинку». Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
5. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?». Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
6. «Составь ежа из палочек». Цель: учить схематично, передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
7.«Портреты». Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
8. «Кто играет с нами в прятки». Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
9. Панно «Осень праздничная». Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
- Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
- На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
- «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
- После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
10. «Тепло-холодно». Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
11. Игры на развитие мелкой моторики рук:
1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним)
А куда ему спешить? ( указательным пальцами обеих рук по столу)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют)
«По газону не ходить!» ( ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) (Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
5. Пальчиковая игра «Я художник».
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят:
«My-у!..») (Пальцы складываются домиком.) (Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцемправой руки рисуют кисточкина левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.) (Левая рука сжимается в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь правой.) (Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.) (Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице).
6. Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)
(Интенсивно растереть кисти. Энергично встряхивать кистями рук.)
7. Пальчиковая игра «Осенний букет».
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем кулачки.) (Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.). (Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)
Предварительный просмотр:
Приложение №2.
Приёмы нетрадиционного рисования:
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков, которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера). Предварительно простым карандашом наносится контур рисунка. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём все ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков) .
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Вариант 1. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения.
Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение.
Набрызг (рисование зубной щёткой)
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Разбрызгивание капель с помощью зубной щётки и стеки. Наберем краску на зубную щётку и быстрыми движениями будем проводить по поверхности щетки, по направлению к себе.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю – наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Пальцевая живопись (краска наносится пальцами, ладошкой)
В этом случае краска наливается в плоские розетки или в плоские емкости, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
Монотипия (отпечатка)
Краска наносится на кусочек: целлофана, бумаги или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна от направления растирания получаются различные изображения.
Разновидность «монотипий» - лист бумаги складывается по полам, затем разворачивается, краска наносится на одну половинку листа, после чего лист снова складывается, и изображение получается как бы зеркальное Использовать можно как одну краску, так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек. Когда краска высохнет, из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку и другое изображение.
Рисование свечой
Рисунок рисуется свечой, но его не видно. Чтобы рисунок стал виден, на весь лист наносится краска. тушь, цветные чернила.
Рисование на мокрой бумаге.
Лист смачивается водой, а по том кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисовать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Рисунок на мятой бумаге
Предварительно лист сжимают в комок, потом расправляют и на него наносят рисунок.
Цветные ниточки
Нитки по 25-30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь, кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить.
Трафарет
Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «закрасим» силуэт.
Тампонирование
Делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь лёгкое, воздушное, пушистое…
Печатка
Позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Можно изготовить самим из ластика (нарисовать на нем рисунок и срезать все ненужное).
Штриховка
Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…
Рисование солью
Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается солью (можно манкой).
Батик
Рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевым и или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Расчёсывание краски
Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Каракулеграфия
Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности объекта. По сложности
задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
Шаблонография
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнаватьформу в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать,
что каждый сложный предмет можно изобразить с помощьюп ростых состам яющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрически х фигур - с целью составить и изобразить отдельны й объект или сюжетную картинку.
Ожившие предметы
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью,с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте,умении выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Планирование
Месяц | Тема | Содержание | Источник |
Сентябрь | Рисование пальчиками: «Солнышко» | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. Помочь осознать ритм изобразительно-выразительного средства. Закрепить приём вливания одного цвета в другой. | Лыкова А.И. Цветные ладошки. |
«Ветка рябины» | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией , показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать ею самому. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 11 | |
Смешивание цветов «Цветик – разноцветик» | Закрепить представления детей о цветовом многooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 18 | |
Кляксография «Весёлые кляксы» | Познакомить с методом кляксографии. Побуждать детей к творческой активности. Развивать мелкую моторику рук | Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования для дошкольников» Стр. 23 | |
Октябрь
| Штамп-оттиск: «Осень на опушке краски разводила» | Ознакомить с новым видом изобразительной техники – печать растениями. Развивать чувство композиции. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 5 |
Рисование губкой (паролоном): «Осенний пейзаж» | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность внешнего вида (объем, пушистость). Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. | Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Стр. 34 | |
Раздувание краски: «Осенние мотивы» | Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски. Показать его выразительные возможности. Развивать мышцы рта. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 32 | |
«Плюшевый медвежонок» | Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закреплять умение изображать форму частей, их относительную Величину, расположение, цвет. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 17 | |
Ноябрь | Кляксография «Чудесные превращения кляксы» | Познакомить с методом кляксографии. Побуждать детей к творческой активности. Развивать мелкую моторику рук | И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 82 |
«Золотая хохлома и золотой лес» | Декоративное рисование по мотивам народной росписи. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 68 | |
Рисование с элементами аппликации «Осенний пейзаж» | Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | И. А. Лыкова«Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 94 | |
Набрызги «Первый снег» | Познакомить с методом набрызгивания. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. | Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования для дошкольников» Стр. 67 | |
Декабрь | Витражи: «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» | Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить с «витражами» и техникой их выполнения.
| Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 53 |
Фотокопия (рисование свечой): «Морозный узор» | Вызвать интерес к зимним явлениям природы. Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве.
| Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 43 | |
«Новогодний праздник» | Освоение смешанной техники с использованием парафина (набрызг и процарапывание).
| Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 22 | |
Рисование солью: «Дед Мороз» | Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей , их расположение, относительную величину. Закрепить навыки рисования ryашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения более светлоro оттенка. Побуждать детей к творческой активности. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 38 | |
Январь
| Набрызг и процарапывание: «Рождественская ночь»
| Освоение смешанной техники с использованием парафина. Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Побуждать детей к творческой активности. Развивать мелкую моторику рук. | Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 21 |
«Зимние напевы» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 5 | |
«Золотая рыбка» | Освоение техники процарапывания. Закрепить интерес к изображению реальных предметов. Развивать воображение. | Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 18 | |
Шаблонография: «Рисуем по шаблону» | Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находи ть взаи мосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и туже форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 68 | |
Февраль
| Рисование штрихом: «Колючая сказка» | Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов -«колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 24
|
Ожившие предметы: «Ожившая сказка» | Развивать образную память, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Развивать воображение, фантазию. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 73 | |
Батик: «Натюрморт из фруктов» | Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способам и создания рисунка на ткани. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. | Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Стр. 72 | |
«Берёзка» | Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способам и создания рисунка на ткани. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 51 | |
Март | Процарапывание: «Букет для мамы» | Знакомство с техникой процарапывания. Развивать чувство композиции. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Стр. 77 |
Рисование нитками: «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 34
| |
Расчёсывание краски: «Верблюд в пустыне» | Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представnений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приемом рисован и я - «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 11 | |
Граттаж: «Космический пейзаж» | Научить новому способу получения изображения - граттажу. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления , полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 22 | |
Апрель | Рисование методом тычка: «Черёмуха» | Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 28 |
Трафарет – распыление: «Пушистый одуванчик» | Научить распылять краску по трафарету. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом одуванчика. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 16 | |
«Пёстрокрылая бабочка» | Познакомить с таким способом изображения, как распыление, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Поощрять детское творчество, инициативу. | Соловьёва О. Необыкновенное рисование. Стр. 4 | |
Рисование нитками «Красивые картинки из разноцветной нитки» | Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользоваться клеем. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. | Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования для дошкольников» Стр. 89 | |
Май | Проступающий рисунок: «Праздничный салют над нашим поселком» | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в roды Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. | Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Стр. 48 |
Рисование - экспериментирование «Зелёный май» | И. А. Лыкова«Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 198 | ||
Рисование - фантазирование «Чем пахнет лето» | Поощрять детское творчество, инициативу Закрепить интерес к изображению реальных предметов | И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр. 206 | |
36 | Итоговое занятие (выставка) | ||
Итого: | 36 занятий |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Тип: долгосрочный (9 месяцев) Вид: творческо-исследовательский Участники: воспитатель, ребенок. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-творческая деятельность.
Цель Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке
Задачи Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
РЕЗУЛЬТАТ Дети сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.
Рисуем ладошками
Волшебное яблоко
Набрызг
Кляксография
Монотипия
Волшебный дождик рисуем ниточкой
Рисуем свечой
Рисуем на мятой бумаге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...
ПРОЕКТ «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования)
Рабочая програма «Волшебный мир красок Красноярского края» (нетрадиционные техники рисования) разработана в соответствии Федерального образовательного стандарта дошкольного обра...
Рабочая программа кружка "Радуга красок"
Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
кружковая деятельность...
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир красок»
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к вывод...
Рабочая программа кружка "Радуга красок"
Данная рабочая программа кружковой деятельности является нормативным документом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Жар-птица», характеризующим систему организации...