Конспект интегрированной НОД на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель:
Ø Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского народа.
Задачи:
Ø Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о значении березы в жизни якутского народа и связанные с ней традиции, познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения, активизировать словарь. Закрепить представления о том, что каждый элемент якутского орнамента имеет свое название и несет определенный смысл.
Ø Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь.Умение детей рисовать в технике печатания поролоном с трафаретом. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя элементы сердцеобразного «Сурэх ойуута» орнамента.
Ø Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству якутского народа.
Ø Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Интегрированной НОД на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №17 «Кунчээн»
Конспект
Интегрированной НОД
на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы
«Чудо береста»
Выполнила воспитатель: Захарова
Елизавета Петровна
Г. Якутск
2016 г.
КОНСПЕКТ
Интегрированной НОД в подготовительной группе
«Чудо береста»
Цель:
- Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского народа.
Задачи:
- Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о значении березы в жизни якутского народа и связанные с ней традиции, познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения, активизировать словарь. Закрепить представления о том, что каждый элемент якутского орнамента имеет свое название и несет определенный смысл.
- Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь.Умение детей рисовать в технике печатания поролоном с трафаретом. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя элементы сердцеобразного «Сурэх ойуута» орнамента.
- Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству якутского народа.
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и технические средства: мультимедийный проектор, слайдовая презентация на тему «Береза», «Ысыах», аудиозапись звуки хомуса, песня Железновы «Автобус», выставка якутской берестяной посуды, материалы дидактической игре «Найди лист березы», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, силуэтные заготовки в форме туесков, изображения якутских орнаментов ввиде слайдовой презентации, трафареты с сердцеобразным «Сурэх ойуута» орнаментом, поролон, гуашь коричневого цвета, подарки для детей обереги изготовленные из бересты.
Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа.
Методические приемы: словесные приемы (художественное слово, беседа, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание). Наглядные приемы показ выставки берестяных изделий, слайдовой презентации.
Мотивация: общение с детьми
Ход занятия:
(Под звуки хомуса дети и воспитатель заходят в зал)
1.Организационный момент: Дети и взрослые становятся в полукруг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Приветствие: дети читают стихотворное приветствие с сопровождениями движений.
2.Вводная часть: (Показ слайда на тему «Береза»)
Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение С.А. Есенина «Береза»).
(На предыдущем занятии у детей были сформированы знания о березе)
Воспитатель и дети: Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с березой и ее видами. Расскажите, кто знает, что-нибудь о березе.
(Березу можно встретить в лесу и в поле, она украшает парки, цветет береза у нас в Якутии в мае, весной семена березы называют «Сережками» и т.д.
- Какие виды берез у нас растут в Якутии? (Береза повислая, береза белая, кустарниковая, каменистая).
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки, листья).
-Как вы думаете, все ли о березе мы узнали с вами? (Ответы детей).
(Показ слайда на тему «Ысыах»)
-Сегодня я вам поведаю новый и очень важный секрет березы. У якутского народа береза считалась священным деревом, посвящали ему песни и стихи, водили вокруг него хороводы «Осуохай». Береза символ оживления природы. Березки «Чэчир» ставились на празднуемой «Ысыах» (Национальный праздник встречи лето) поляне, завязывали на веточки березы цветные ленточки «Салама» и загадывали желание. Действительно жизнь и судьба якутского народа связана с красавицей березой.
-Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).
(Показ материала-бересты)
-Береста-это и есть березовая кора-один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. Якуты из бересты изготавливали разнообразную посуду, жилище-берестяные юрты «Ураса». Кроме этого современные мастера делают разные украшения.
-Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в экскурцию в музей. Чтоб побольше узнать о берестяных изделиях якутского народа. Хотите в музей? (Ответы детей). -На чем туда отправимся? (Ответы детей). -Я предлагаю отправиться на автобусе.
(Музыкально-подвижная игра под песню Железновы «Автобус»)
(Один из углов музыкального зала оформлена в виде музея с выставкой берестяных изделий. В музее встречает детей экскурсовод Туйаара в национальном костюме)
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в музей. Сейчас Туйаара вам покажет и расскажет берестяные изделия якутского народа. (Туйаара начинает знакомить с бытом якутов).
Туйаара: -А теперь познакомимся с предметами якутского быта, относящимися к посуде. Традиционная якутская кухонная посуда в старину изготавливалась из природных материалов-дерева, бересты, кожи. Много было у якутов кухонной утвари-посуды из бересты, так как в берестяной посуде молочные, рыбные продукты сохраняются дольше.
(Показ берестяных изделий)
-«Туяс» (Тууйас) -туесок, небольшой берестяной сосуд с деревянным дном и деревянной съемной крышкой, сшиты шнурами из конского волоса, использовался для сбора ягод, грибов. Также в туесках раньше охотники и путники хранили продукты.
-«Ыагайа» (Ыа5айа)-большое берестяное ведро служило для сбора молока при доении коров и кобылы.
-«Мэсэмэн» (Мэьэмээн)-суживающийся книзу берестяной сосуд. Предназначался для измерения продуктов (Мера масла, мера муки и т.д.).
-Матаарчах-берестяной сосуд для молочных продуктов или в виде шкатулки, в которой рукодельницы хранили все необходимое для декоративно-прикладного творчества.
-Сейчас современные мастера из бересты изготавливают разные посуды и украшения.
Береста-это очень гибкий и прочный материал и долго не гниёт.
Воспитатель: сейчас мы с вами проверим действительно ли прочная кора березы. Для этого мы проведем маленький опыт.
(Проводится опыт «У кого прочнее»)
-У вас на тарелочках лежат коры разных деревьев. Мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
(Проводится игра «Найди лист березы»)
(Листья разных деревьев рассыпаны, дети под музыку собирают листья березы в туесочек, а листья других деревьев в корзину).
Воспитатель: ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (Ответы детей)
-Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой. Значит, что мы можем мы можем сказать о коре березы? (Прочная).
-Береза-ценный природный материал. Берестяные вещи удобны, практичны, прочны.
-Сейчас садитесь пожалуйста за столы. Перед вами лежат заготовки туесочка. Сегодня мы будем рисовать орнамент на туесочке необычным способом-с помощью поролона. Этот способ называется печать поролоном с трафаретом. (Показ образца орнамента).
-Дети, какие вы орнаменты знаете? (Ответы детей). (Дети ранее были ознакомлены с якутским орнаментом).
-Ребята, посмотрите орнамент, который мы сейчас будем рисовать. -Как называется этот орнамент? (Сердцеобразный орнамент-«Сурэх ойуу»). (Воспитатель показывает на доске способ создания изображения).
-Чтобы работы получились красивыми, что нужно сделать? (Ответы детей).
-Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал, листья у берез считал…»)
(Продуктивная деятельность деятельность под звуки хомуса)
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, все очень хорошо позанимались. Предлагаю вам выбрать из трех карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?» красная-понравилось; жёлтая-не очень; синяя-не понравилось. (Дети выбирают, воспитатель уточняет почему) (Ответы детей).
(Туйаара благодарит детей за посещение музея, хорошее занятие и дарит им подарки-обереги из бересты).
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Повертелись, покружились очутились в детский сад!»
-Очень красивые туесочки получились. Мы украсим ими наш якутский уголок.
Литература
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»-М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников-М.: Вако, 2006.
Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь-Якутск, 1988.
Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов-Якутск, 1976.
Неустроев Б.Ф. Изделия из бересты-Якутск, 1996.
Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты-Якутск, 1994.
Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХIХ начало ХХ в.)-Якутск, 1989.
Слепцов П.А. Якутско-русский словарь-М., 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы. Тема: «Русская березка».
Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы.Тема: «Русская березка». Подготовила воспитатель Васильева Т. В. Цель: Использова...
Проект "Чудо береста" для детей подготовительной группы
Экологическое воспитание...
Развлечение в бассейне на тему "Чудо остров" для детей подготовительных групп
Развлечение в бассейне...
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы Развивать познавательные способности детей через экспериментиро...
Конспект интегрированной НОД на тему: «Люблю берёзку русскую» в подготовительной группе.
laquo;Люблю берёзку русскую»Цель. Формирование экологической культуры дошкольников. Задачи. Активизировать знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей.Развивать...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".
Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....
Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»
Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...