Методическая копилка "проектный метод в ДОО"
методическая разработка на тему
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.
Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.
Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.
Согласно В.И. Слободчикову, проектирование – деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_razrabotki_proekta_-_etapy.docx | 26.45 КБ |
proekt_po_obrazovatelnym_oblastyam.docx | 24.26 КБ |
shemy_proektnaya_deyat.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм разработки проекта - этапы проектной деятельности:
I этап – Подготовительный этап (вхождение в тему) - формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор.
Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
- мониторинг знаний детей по теме проекта «Модель трёх вопросов» ((опрос, беседа и т.д.)
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают. | План (тема проекта) | Источники новых знаний т. е. средства |
- составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. (опрос, анкетирование родителей, беседа и. т.д.)
- изучение и подбор литературы, подготовка материала и т.д.
- составление паспорта проекта и плана реализации проекта.
Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.
II этап - Организационный. Реализация проекта - воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление, организует взаимодействия со всеми участниками реализации проекта, совершенствует предметно-развивающую среды.
№ | Дата, день недели | Работа с детьми в соответствии с разными видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития | Взаимодействие с родителями, со специалистами, с социальными партнерами | Совершенствование предметно-развивающей среды |
ОО «Познавательное развитие» - НОД «Путешествие в страну Здоровячков» - цель ……. Дидактическая игра» Режим дня» совместная деятельность Составление правил хорошего сна и т.п. Прогулка: «большие шаги, маленькие шажочки» ОО «Художественно-Эстетическое развитие» рисование «Спортивное оборудование» |
|
|
Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.
III этап – Заключительный: Основные виды работ в рамках 3-го этапа: размещение проектов и их продуктов в портфолио, подведение итогов работы по проекту. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д.
Результаты 3--го этапа - завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности.
IV этап - Рефлексивный (анализ итогов проектной деятельности). выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия,
№ п/п | Виды работ на этапе | Комментарии |
3.1 | Выступление с проектом | Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже |
3.2 | Дискуссия | |
3.3 | Самооценка и рефлексия | |
3.4 | Взаимооценка | |
3.5 | Размещение проекта в портфолио |
Результаты 4-го этапа: приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС дошкольного образования.
Портфолио проекта
Ι раздел. Титульный лист.
II раздел. Паспорт проекта
III раздел. План реализации проекта в соответствии с разными видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития (в соответствии с ФГОС ДО)
IV раздел. Оценка результатов и отчетность. Проводиться анализ реализации проекта и оценка результатов. Насколько достигнуты ожидаемые результаты, если нет то причина и т.д.
V. раздел. Приложения. В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта ( конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей, фотоотчёт, рекомендации)
№ | Дата, день недели | Работа с детьми
| Взаимодействие с родителями, со специалистами, с социальными партнерами | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Предварительный просмотр:
Перечень разных видов детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития
(в соответствии с ФГОС ДО)
Образовательная область развития | Детская деятельность | Формы организации детской деятельности |
1 | 2 | 3 |
Физическое развитие | Двигательная (овладение основными видами движения) | Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования |
Социально –коммуникативное развитие | Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие) | Сюжетные игры Игры с правилами |
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | Совместные действия Дежурство Поручение Задание Реализация проектов | |
Художественно - эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов |
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально – дидактическая игра | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение Обсуждение Разучивание | |
Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Сюжетные игры | |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Речевое развитие | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Беседы Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами |
Паутинка проекта по теме «________________________________________________________________________________________________»
№ | Образовательная область | Вид детской деятельности | Реализация проекта | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие со специалистами ДОО | Взаимодействие с социумом |
1 | Физическое развитие | Двигательная (овладение основными видами движения) |
| |||
2 | Социально –коммуникативное развитие | Игровая (сюжетно –ролевая игра как ведущая игра, игры с правилами и другие) | ||||
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | ||||||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) | ||||||
3 | Художественно - эстетическое развитие | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | ||||
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | ||||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | ||||||
Конструирование из разного материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.) | ||||||
4 | Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | ||||
5 | Речевое развитие | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
|
Предварительный просмотр:
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Схема 4.
Примерный план работа по подготовке проекта
- Подготовка цели проекта.
- Разработка плана движения к цели (педагоги, методист обсуждают план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему занятий, игр, экскурсий и других видов детской деятельности.
- Задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта (может проходить через любые виды деятельности).
Схема 5.
Схема 6.
Схема 7.
Схема 8.
Схема 9.
Задачи развития:
Схема 10.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте
Схема 11.
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
Таблица 1.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап |
|
|
II этап |
|
|
III этап |
|
|
IV этап | 9. Готовит презентацию |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....
• Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
рекомендации...
Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения ...
Учебно-методическое пособие "Метод интонационного постижения"
Цель предлогаемого метода- развитие музыкальной памяти, чистого звуковысотного интонирования. Музыкальные игры, входящие в это пособие способствуют развитию музыкального мышления, умению чувствовать ф...
Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"
На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируют...
Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н
Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного модели...
Методическая разработка "Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология"
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология...