Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель : Романова Т.Н
Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- усвоение и анализ сенсорного материала;
- перевод его на знаков –символический язык;
- работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
-развитие умения дешифровки модели;
-формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи, моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
В своей работе я использую различные игры и упражнения.
- При нарушениях слоговой структуры слова
Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слова со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
«Рисуем слова»
Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.
Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они хлопнут в ладоши.
МАК, МАМА, МАШИНА
Пирамида
Дети учатся делить слова на слоги
Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее – с одним слогом, на среднее – с двумя, на верхнее – с тремя.
Хлопки
Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой
Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.
Найди свое место
Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.
При формировании лексико-грамматического строя речи
Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
- Подбери действия
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать –
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
2)Веселый мяч
Дети учатся употреблять в речи предлоги « на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой
Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова ( предлоги), встречающиеся в стихотворении , по картинкам.
Вот играет Буратино В мячик весло с Мальвиной. Ты, дружок, реши задачу: Кто куда закинул мячик?
3) Распредели по секторам
Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами .
Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам , сверяясь с символами – знаками.
4) Поезд
Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.
Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку
При подготовке к обучению грамоте
Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью.
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/ мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
- отработать навык послогового чтения.
- Рассели картинки в дом
Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где « живет» заданных звук в слове, а также в какой дом
« поселить» картинку.
- Спичка-ватка
Дети учатся различать твердые и мягкие звуки и соотносить картинки с символами (спичкой-ваткой) на перфокарте.
Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют с ваткой.
Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.
- Куда перелетела бабочка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на
карточке –схеме с помощью бабочки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части , и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелит бабочка: если звук в начале слова - в первый квадрат (со звездочкой), если в середине – во второй, если в конце-в третий.
- Чьи следы?
Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.
Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.
При обучении связной речи
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:
- пересказ;
-составление рассказов по картине и серии картин;
-описательный рассказ.
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
-усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
-обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Загадки – описания
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.
Живое
Форма-овальная Величина – большая
Цвет –рыжий Мех –пушистый живет – в норе
Рассказы по модели
О дарах осени
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ « О дарах осени»
Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.
План рассказа:
- семечко
- способы ухода
-всходы
-плоды
Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником.
В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой – последующего.
Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки;
попробовать рассказать о них же в обратном порядке : справа налево.
Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Волшебные картинки
Дети учатся осмысленно запоминать отдельные предметы, но и целые тексты.
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
Работа построена на использовании двух методик: Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики Н.В. Соловьёвой "Исполь...
Методическая разработка "«Использование современной здоровьесберегающей технологии «Drums Alive» в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раскрывает опыт работы по данной теме...
Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"
Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста" разработана Смирновой Ольгой Ростиславовной...