Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
Что же можно посоветовать родителям
для развития речи ребенка 3-х лет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_razvitiya_rechi.docx | 85.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы развития речи детей 3-х лет»
Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
!Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребёнка, формированию его личностныхкачеств.
Что же можно посоветовать родителям
для развития речи ребенка 3-х лет?
Даже малоговорящий ребёнок, при соответствующем внимании со стороны взрослых, способен добиться значительного прогресса в развитии своей речи в течение достаточно короткого периода времени.
- Разговаривайте с ним, пойте ему:
Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, проговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы родом из детства и знаем много потешек, скороговорок.
- Создавайте ситуации, когда ребёнку нужно что-то сказать:
Спрашивая (задавая вопрос), не торопитесь помочь ребёнку и ответить за него, дайте время ему самому сказать, поощряйте любые попытки речевой активности ребёнка.
- С малышом, нужно говорить, не сюсюкая:
Не искажая слова, не подражая детской речи. Как показали серьёзные психо-лингвистические исследования, обращённая к ребёнку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А в будущем мы имеем такую неприятность, как аграмматизм у школьника – «как слышится, так и пишется», а пишется неграмотно.
- Больше читайте ребёнку:
Особенно стихи, слушая которые, он постепенно научится договаривать последние слова.
Из произведений детских писателей рекомендуются книги В. Сутеева. Они ярко оформлены, эмоциональны и просты по содержанию. Полезно и прослушивание аудиокассет со сказками, в которых часто используют одни и те же фразы, которые ребёнок будет неоднократно повторять.
- Развивайте слуховое внимание ребёнкаи слуховую память: Спрашивая его о том, что звучит. Благодаря этим упражнениям ребёнок учится слышать, распознавать и различать звуки. В дальнейшем это умение является не только основой правильного звукопроизношения, но и основой развития фонематических процессов, обучения грамоте. Привлекайте внимание ребенка к разным звукам в вашей квартире и на улице, спрашивайте, что он слышит.
Начните делать специальные упражнения:
- Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание.
- Прошепчите малышу на ушко "секрет", пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.
- Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться.
- Рассказывая сказки (например, про семерых козлят), изображайте волка с "толстым" голосом, потом с "тонким", пусть попробует это повторить и сам ребенок.
- Учите ребенка воспроизводить ритм:
- Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами.
- Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т.д.).
- Играйте в словесно-речевые игры:
«Придумай слово»
- Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)
- холодные слова( снег,мороз, лёд, ветер)
- круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)
- колючие слова(укол, ёж, комар) и т.д.
«Скажи наоборот»
- Слова- антонимы: высокий- низкий, далеко- близко, грязный- чистый и т.д. (Этот мальчик добрый, а этот …злой.)
«Назови одним словом»
- Капуста, огурец, лук, помидор- это…(овощи и т.д.)
«Назови правильно»
Фрукты-это…….
Мебель- это….и т.д.
«Кого не стало»
Разложить на столе 4 картинки или 4 игрушки , рассмотреть , спрятать одну. Спросить , какой игрушки не стало. Если ребёнок легко справляется с заданием, убирать по2 штуки.
«Разные вопросы»
Сидя на полу, перекатывая мяч друг другу . задаём вопросы:
-Где растут листья? (на ветке)
-Где растут ветки? (на дереве)
-Где растут деревья? ( в лесу, у дома и т.д.)
«Чудесная коробочка»
Взять4-6 игрушек, рассмотреть, спрятать в коробочку. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочке.
- Развивайте мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.
- Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
- Играйте в народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, раскрашивание.
- Очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
- Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
- Давайте играть с крупами (перебирать, пересыпать); песком (рисовать пальчиком, сыпать кулачком, щепотью); водой (вылавливать предметы).
- По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
- Выполняйтеспециальную гимнастику(комплекс упражнений): направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определённых положений органов артикуляционного аппарата.
Вот некоторые упражнения, которые вы можете выполнять с ребенком:
- «Птенчики» - широко открыть рот, закрыть рот.
- «Шарик» - надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
- «Паровозик» - погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
- «Заборчик» - улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
- «Вкусное варенье» - облизать губки по кругу (представьте, что вы выпачкались в варенье или намажьте вареньем губы ребенка).
- «Киска лакает молоко» - облизать тарелочку, как это делает киска.
- «Барабанщик» - приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
- «Чупа-чупс» - с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «спрятали за щеку чупа-чупс».
- «Лошадка» - поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
- «Часики» - покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т.д.), в машине, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения.
- Развивайте речевое дыхание:
- Во-первых, научите ребенка дуть, как сильный ветер и слабый ветерок. Или дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос. Любое дыхательное упражнение не должно занимать более 20-30 секунд
- Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
- Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.
- Можно тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть ребенок дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать "настоящую бурю".
Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые, выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша!
Если ребёнок заговорил, необходимо обратить внимание на то, как он произносит слова, какие звуки не проговаривает. И хотя отсутствие или замена некоторых звуков (ш, ж, л, р, рь), как уже выше отмечалось, является возрастной особенностью речи 3 лет, всё же не стоит оставлять этот процесс без должного внимания.
Вас ждет непременный успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....
Выступление на методическом объединении «Развитие речи детей»
Дошкольное детство- небольшой отрезок в жизни человека. За это время ребенок приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлен...
Теоретические и методические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
Предметно- развивающая среда в группе по развитию речи;Дидактические игры по ознакомлению со звуковым строением слова:Перспективное планирование в подготовительной группе...
Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »
Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...
Методическая разработка "Развитие речи детей. Осень" (продолжение)
Педагогом разработан материал по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувство языка....
Методическая разработка. Развитие речи детей 3-4 лет.
Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада...
Цели, задачи и методические принципы развития речи детей
Цели, задачи иметодические принципы развитияречи детей...