проект патриотического воспитания
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Багирова Венера Ильинична

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во - многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc365.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение

         «Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, каким трудом заняты люди, какова природа – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств... » (Р. И. Жуковская)

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во - многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается  стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов - над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более западными» образцами. В эти годы в практике дошкольного образования появилось увлечение различными зарубежными технологиями и педагогическими системами (М. Монтессори, Вальдорфской педагогикой и т.д.), которые нередко используются без учета российских национальных особенностей воспитания и обучения детей.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданского и патриотического сознания. Патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и другого народа;  уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам.  Общественные деятели, педагоги  и ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести «диалог культур», овладению «культурой межнационального общения» можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.  К.).

А с другой стороны, должны быть переосмыслены идеалы, на которые опирались педагоги в работе по нравственному воспитанию до недавних пор, так как в государственной политике в области образования сохраняется требование к педагогам осуществлять педагогический процесс таким образом, чтобы духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и интеллектуального развития. Отсюда: понимая невозможность использования идеологизированных средств патриотического и нравственного воспитания в современных условиях, нужно им на смену выбрать идеалы вневременные и внеполитические, не подверженные идеологии.

В связи с этим, в условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества духовно- нравственное, гражданское воспитание дошкольников приобретает особую остроту и актуальность, очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания гражданственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматривала бы условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное – для приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях. Ребенку предстоит, исходя из собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир природы и культуры.  В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим разнообразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя  живущим в определенный временной период; в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Выбор моей темы обусловлен актуальностью проблемы. Целью моей работы является: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину»; развивать эмоциональную отзывчивость, готовность проявлять гуманность в поведении, деятельности.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • Выявить положительные и отрицательные тенденции в формировании у дошкольников представлений о началах патриотизма;
  • Разработать конкретные пути формирования патриотических чувств и гражданственности;
  • Определить систему работы по этой проблеме и поэтапно внедрить её в свою педагогическую деятельность.

Методы  работы:

  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, альтернативных программ и педагогических технологий.
  • Наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности.
  • Диагностическое обследование детей, анализ продуктов детской деятельности.

Теоретическая часть.

Глава 1. Проблема духовно – нравственного воспитания дошкольников волновала многие умы педагогов и психологов.

 Первой и блестящей попыткой создания теории дошкольного воспитания, положившей начало организованной работе с детьми – дошкольниками, был труд «Материнская школа» славянского педагога Я. А. Коменского. Многие положения Коменского (1592-1670гг.) – о физическом воспитании, о развитии речи и мышления, о воспитании нравственных качеств явились важным вкладом в развитие мировой педагогики.

Швейцарский педагог – демократ Генрих Песталоцци (1746-1827гг.) считал, что главный и лучший  воспитатель – это мать. Он составил специальное пособие «Руководство для матерей».  Выдвинутые идеи учёного, несмотря на их утопичность, оказали большое влияние на развитие мировой педагогической мысли.  Нравственное воспитание, развитие деятельной любви к окружающим людям занимает ведущее место в системе Песталоцци. Средствами нравственного воспитания  по Песталоцци являются:

  • во-первых, распространение доброжелательного, любовного отношения ребенка от ближайшего окружения, на все более широкий круг людей, явлений, предметов,
  • во-вторых, собственный положительный опыт детей  (необходимость поступиться с чем-то, пожертвовать ради других, проявить какие-либо усилия и т.п.), накопленный ими с помощью педагогов.

Теоретические воззрения на развитие нравственного воспитания  немецкого – психолога Фридриха Фребеля (1782-1853гг.) и итальянского врача – психиатра и педагога М. Монтессори  (1870-1952гг.)  получили широкое распространение во второй половине 19 и начале 20веков. Оторванную от жизни педагогику Фребеля о Монтессори, подвергнув основательной критике, прогрессивная педагогика взяла на вооружение их некоторые ценные находки и мысли.

По проекту известного государственного деятеля И. И. Бецкого (1704-1759гг.) в России были открыты первые воспитательные дома.  

Вопросы нравственного воспитания и эмоционального развития глубоко раскрыты в трактате «О воспитании и наставлении детей» Н. И Новикова (1744-1818гг.).

Огромное влияние на развитие нравственного воспитания оказал великий русский педагог К. Д. Ушинский (1824-1870гг.). В основу его педагогической системы был положен принцип народности: воспитание подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. Созданная народом или основанная на народных началах педагогическая система воспитания имеет действенную силу и может воспитать истинного «патриота». Педагог считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. Многие рассказы из книги «Родное слово» используются как средства патриотического воспитания  и сегодня.

Принцип народности также лежал в основе позиции у великого русского писателя Л. Н. Толстого. Он считал, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых. Очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям и языку. Язык народа, являясь полнейшим отражением родины и духовной жизни народа, является для ребенка лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни...

В области дошкольной педагогики последовательницей Ушинского была Е. Н. Водовозова (1844-1923гг.). Принцип народности, сформулированный учителем, она последовательно проводила в своей педагогической системе. В   её программах большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

Подбор игр и планирование занятий осуществлялось ею так, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной: в духе русских традиций и пробуждала интерес к окружающему. Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивными для своего времени (рекомендации педагогам по нравственному воспитанию были направлены на формирование у детей трудолюбия, умения управлять желаниями). Её труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных при подготовке детских садов в России.  

В отечественной педагогике после революции 1917года  содержание воспитания нравственности сводилось к понятию «общественная жизнь взрослых людей страны». В дело нравственного воспитания подрастающего поколения большой вклад в дошкольную педагогику  внесла  Н. К. Крупская. Она много сделала для определения конкретных задач по нравственному воспитанию. Крупская считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства.

В 20-30годах труды видных русских педагогов и общественных деятелей, работы многих психологов в области дошкольного воспитания создали, по сути, новую систему дошкольного воспитания, так как явный приоритет отдавался общественно- политическому аспекту.  Это нашло отражение и систематизировано в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой. Дошкольное воспитание получило всенародное признание и решало важную социальную задачу: воспитание нового человека, будущего строителя коммунизма. Важное место отводилось роли воспитателя, с его идейной убеждённостью, культурой и педагогическим мастерством. От этих качеств воспитателя зависело, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные уроки он приобретёт.

Нравственное воспитание является в «Программе...» одной из важных сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Начиная с раннего возраста, ставится задача воспитания уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений, формирование умений дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Всё это является началом воспитания сознательной дисциплины.  В период с 1917по1984гг. отношение к объёму знаний и организация их преподнесения детям, отличался единым пониманием термина «социальная действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей. Характерная черта «Программы...» - стремление «одеть в гранитные берега» детство. Лозунг «Детство – это подготовка к будущей жизни» определял отношение общества к ребенку, отрицая тем самым самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Ведь только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными гражданами, рождает такие черты личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Таким образом, в воспитании детей господствовала учебно–     дисциплинарная модель, которая вооружала  детей знаниями, умениями, навыками, отбрасывая в сторону развитие личности ребенка. В способах общения воспитателя с детьми преобладали запрет, диктат; лозунг «делай, как я».  При таком подходе не могло быть и речи о всестороннем развитии личности ребенка- дошкольника.

Р. И Жуковская, Г. М. Лямина, Н. В. Меньшикова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, В. И. Логинова и др.  (исследования 80-90гг.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о нем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В стране изменилась политическая ситуация, изменились подходы к воспитанию подрастающего поколения. Психологи- педагоги Л. А. Венгер, В. А. Петровский, И. Я. Михайленко и другие предложили личностно- ориентированную модель воспитания. Это позволило смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, на проблему их духовно- нравственного воспитания. С другой стороны - появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности  применительно к содержанию ознакомления ребенка с окружающим, что привело к выходу на более широкую проблему - социализации личности ребенка, становление гражданственности и патриотизма.

В нормативном документе «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.89г. изложены ключевые позиции обновления системы дошкольного воспитания (значение дошкольного детства в становлении личности, гуманизация целей  и принципов работы с детьми). Воспитатель при общении и воспитании придерживается принципа: «не рядом и не «над  детьми»,  а вместе».  При такой модели воспитания, при обновлении качества воспитания, с учетом индивидуальности каждого ребенка, возможно воспитание гражданина, патриота.

В 60-70гг. понятие патриотизма и гражданственности рассматривалось как составная часть понятия нравственности, при этом главный акцент делался на познание ребенком своей страны, а чувственному восприятию внимания уделялось мало.

В 70-80гг. появились исследования ученых, психологов, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. В основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.  

Обновление содержания патриотического воспитания в нормативных документах.

Глава 2. Как уже отмечалось во введении, формирование воспитательного потенциала системы образования в наши дни приобретает особую актуальность. Принципы гуманистического характера дошкольного воспитания, сформированные в Федеральном законе «Об образовании», выражают современную государственную политику в области воспитания. Её основу составляют цели и задачи всестороннего развития способностей, самоопределение личности, создание условий для её реализации, взаимодействие детского сада и семьи.

Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2010г.  

Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Детский сад оказывает своё воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Поэтому основными задачами являются:

•        повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребёнка;

•        формирование с раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию;

•        уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.          

О приоритете нравственных ценностей, воспитании патриотизма и гражданского становления личности указывается в «Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2004гг.» (от 16.02.2001г. за №122). «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Реализация этой программы будет способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности»,- говорится в «Программе».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, творческих союзов и религиозных конфессий.

Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- продолжить создание системы патриотического воспитания;

- продолжить совершенствование нормативно – правовой и организационно – методической базы патриотического воспитания;

- шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

- повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

- проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Перед дошкольными учреждениями в связи с реализацией программы патриотического воспитания в числе наиболее важных стоят  задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережному отношению к её историческому и культурному наследию; уважении к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. 

Необходимо создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самостоятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирование основ культуры, здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру.

Анализ альтернативных программ и педагогических технологий по проблеме патриотического воспитания.

Реализация «Программы патриотического воспитания» позволяет прослеживать процессы реформирования, обновления содержания дошкольного образования. В   сфере дошкольного образования наработан уникальный опыт  по воспитанию патриотизма, что показал проведённый  в рамках этой программы 1 Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений.

В рамках реализации программы патриотического воспитания 22-23 января 2003 года в Москве проведена научно-практическая конференция, подготовленная Департаментом образования города  и кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МИОО. В рамках научно – исследовательской работы авторов К.Ю.Белой и А.А Кондрыкинской  подготовлено пособие «С чего начинается Родина?»  для работы со старшими дошкольниками. Практический материал представлен в 5-ти разделах:

  • «Мой дом – моя семья».
  • «Знакомим  с русской народной культурой».
  • «Столица нашей Родины – Москва».
  • «Земля – наш общий дом».
  • «Защитники Отечества».

В сборнике из опыта работы используются наиболее интересные и результативные формы работы: прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной).

Эффективность нравственно – патриотического воспитания при ознакомлении с родным краем  в данных ДОУ достигается при умелом отборе методов и приёмов деятельности детей и педагогического персонала.

Заслуживает внимания технология «Мой родной дом», представленная педагогическим коллективом ДОУ № 2 Вачского управления образованием Нижегородской области. Методологической основой  технологии является, как и всей воспитательной системы,  концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А. В. Запорожца об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте. Содержание программы систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте:

  • «Мой родной дом – семья» 4-ый год жизни;
  • «Мой родной дом – детский сад» 5-ый год жизни;
  • «Мой родной дом – Нижегородский край (город, поселок)» 6-ой год жизни;
  • «Мой родной дом Россия» 7-ой год жизни.

Структура образовательного процесса подразумевает охват всего содержания, которое ориентировано на духовно – нравственное, эстетическое воспитание и общее развитие детей дошкольного возраста, а знания, умения, навыки являются лишь средством воспитания. Содержание предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру (литературу, изобразительное искусство, быт и традиции) с непременным учетом этнокультурных особенностей Нижегородского края.

Следующая педагогическая технология «Маленькие россияне», разработанная педагогическим коллективом детского сада № 2 поселка Рамонь Воронежской области – дипломант 1 степени  1-го всероссийского конкурса воспитательных систем. Цель системы – комплексное решение проблем воспитания, формирование всесторонне развитой личности. В пособии содержится перспективное планирование работы ДОУ по экологическому, патриотическому, физическому и художественно - эстетическому воспитанию.

Есть ещё одна работа, на которую, я считаю обратить внимание, это «Программа «С чего начинается Родина» как вариант реализации регионально – национального компонента в системе гражданско-патриотического  воспитания дошкольников». Эта программа  - результат экспериментальной педагогической площадки, открытой решением Администрации, ЗАТО Северска Томской области в октябре 1997 года на базе ДОУ 359. Комплексная программа включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого (сибирского) материала в работе с дошкольниками. Программа направлена  на нравственно – патриотическое воспитание и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка с рождения. Программа была представлена на международной выставке «УЧСИБ – 2001», получила диплом конкурса «Золотая медаль Сибирской Ярмарки».  В настоящее время программа представлена в экспертный совет Министерства образования РФ на присвоение ей грифа РВ. Комплексная региональная программа «С чего начинается Родина» по содержанию работы – краеведческая, по концептуальному решению – поликультурная, сочетающая в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы, направлена на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.

Основные разделы программы следующие:

  • «Человек и природа»,
  • «Человек и общество»,
  • «Человек  история».

К программе выпущены методические пособия:

  • «Народный календарь». В пособии представлены общие сведения о народном календаре, информационный материал о его днях и временах года из литературных источников, методика работы и перспективные планы по ознакомлению детей с днями Народного календаря, оформление уголков Народного календаря, схемы к ним, а также примерные сценарии вечеров развлечений.
  • «Родники земли сибирской» - представлено на Фестиваль педагогических идей «Искусство в 3-ем тысячелетии». Пособие  стало лауреатом этого фестиваля и  отмечено дипломом.  В нем представлены перспективные планы по ознакомлению с бытом, декоративно – прикладным искусством татарского и хантыйского народов, перспективные планы по закреплению полученных представлений в продуктивных видах деятельности, образцы работ к ним.

Программа, на мой взгляд, может быть использована педагогами – практиками дошкольных учреждений и как самостоятельная программа для массовых ДОУ областей и краев России, схожих с Томской областью по истории, географии, природе, климату, культуре, национальному составу населения.

Программы «Детям об Ижевске» и «Шаер» (малая Родина) – лауреаты  второго Фестиваля дошкольных инновационных педагогических проектов и программ «Инновация – путь к обновлению дошкольного образования. Технологии предполагают ознакомление детей старшего возраста (5-7лет) с историей образования города Ижевска (архитектурными строениями, памятниками; с людьми, прославившими город, и с наиболее важными и интересными событиями жизни города). Основными задачами детского сада при ознакомлении детей с родным краем являются:

  • Воспитание в детях чувства толерантности, терпимости к мнению других;
  • Умению признавать и уважать права других;
  • Принять традиции и обычаи народов, проживающих рядом.

Заслуживает внимания книга Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников», где систематизирована работа по патриотическому воспитанию и становлению гражданственности.

Как же решается проблема воспитания патриотизма и гражданственности в альтернативных программах?

Рассмотрим содержание проблемы становления гражданственности и патриотизма в программе «Детство». Это комплексная программа, она создавалась как программа обогащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны, и одновременно предполагается воспитание уважения к другим народам. Акцент делается на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда формируются ростки патриотизма и гражданского становления личности.

В базовой программе Развитие» Л.А. Венгера, на протяжении всего дошкольного детства ребенок осваивает 4 основные сферы действительности – природу, предметы, созданные руками человека, явления собственной жизни и деятельности, т.е. себя самого.

На занятиях, при проведении организованных дидактических игр и упражнений с дидактическими материалами, в процессе проблемного обучения и самостоятельного экспериментирования ребенок овладевает выработанными человечеством и зафиксированными в культуре средствами и способами познания и преобразования мира. В повседневной жизни, во время свободных наблюдений, бесед  с взрослыми ребенок получает представления о живом и неживом, причине и следствии,  пространстве и времени и т.д. Он знакомится с предметами, созданными руками человека. Начинает отличать красивое – от безобразного. Ребенку помогают понять мир человеческих отношений, знакомя с явлениями общественной жизни, осознать свое Я, выделять себя в мире.

«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г. Шевченко). В этой программе есть такие разделы: 1. Труд людей из ближайшего окружения. Цель раздела: познакомить детей с трудом родителей: где и кем работают его родители, что они делают на работе; закрепить знания о занятиях братьев и сестер (ходят в детский сад, школу, на работу).

2. Знание о себе и своей семье. Цель раздела: знать свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки. Познакомить с понятием «семья», дать элементарные представления о родственных связях. Знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказать, как семья проводит досуг.

В работе с детьми подготовительной группы, на занятиях большое внимание уделяется разделу: «Знакомство с ближайшим окружением», особенно темам: «Наша улица, наш дом», «наш детский сад», «Наш город», «Родная страна».

                                                                                                                                                                   

Целью программы  «Я – человек» (приобщение ребенка к социальному миру) является помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир. Сформировать у него представление о себе как представителе человеческого рода;  о людях, живущих на земле; об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающей чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям.  Программа построена на следующих положениях:

  • Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка осуществляется в тесном единстве, они взаимно мотивированы;
  • Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания человеком, а так же путём приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Содержание патриотического воспитания в программе «Радуга» научный руководитель Т.Н. Доронова.

Работа по патриотическому воспитанию начинается со средней группы. Детям даются такие понятия, как «семья», красота родного города, природы, желание оберегать и сохранять красоту; расширение понятий об улицах и городе, знакомство с достопримечательностями города.

Раздел программы «Познавательное развитие», обогащает сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире. Подводит детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия – семья, родина и др.) через:

- знакомство с некоторыми конкретными знаками и символами;

- закрепление и расширение полученных сведений о знаках и символах, знаковых системах через практический опыт;

- показать детям, что в основе социальных понятий (семья, родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живешь.

Закладываются основы уважительного, заинтересованного отношения к другим культурам. Детям дается представление о нескольких культурах, отличающихся от родной. Обращать внимание не только на отличия, но и на сходство ценностей этих культур.

Воспитывать у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.

Учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.

Приобщению к народно – прикладному искусству; способность оценить красоту произведений искусства: картины, скульптуру, произведения народного творчества и др. Посещение музеев.

Расширение понятий об улицах и умение ориентироваться в многообразии транспортных средств данной местности.

Осваивают культуру общения с взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Осознают свое положение в системе отношений с взрослыми и сверстниками.

Имеют достаточно полные знания о родной стране, столице; о родном городе, о других городах, где живут люди иных национальностей.

Появляется представление о труде как важной, жизненно необходимой деятельности, которой необходимо учиться.

Понимание того, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира; благодаря умениям людей осуществляется охрана природы; народ чтит память о выдающихся людях: писателях, художниках, ученых.

Имеют представления о культуре поведения в природе, о роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

С помощью произведений изобразительного, народного, декоративно – прикладного искусства помочь детям почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, людям, красоте хорошо знакомых вещей – овощей, фруктов, цветов, деревьев, природных явлений и др.).

Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

Знакомить детей с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Воспитывая детей по программе «Радуга», педагоги добьются того, что у них будут активные, самостоятельные дети, проявляющие инициативу и творчество в разных видах деятельности, открытые для общения со взрослыми, дружелюбные и терпимые по отношению к сверстникам, любознательные и интеллектуально развитые, эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину и свой народ.                                                                                                                              Вместе с тем анализ литературы  и опыт работы детского сада позволяет сделать вывод о неразработанности  проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения.  Историко-этнографическое  краеведение может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования,  сформулированные в Законе РФ «Об образовании» (1994) – воспитание гражданственности, любви к Отечеству и защита системой образования культурных традиций в условиях многонационального государства.

Поиск и разработку изменений в дошкольном образовании также закрепили ряд методических рекомендаций и нормативно- правовых документов, вышедших в последние годы:

«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ (Стёркина Р. Б., 1995)»;

«Проекты содержания государственных образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений (1995, 1996);

«Программа развития воспитания в системе образования  России на 1999-2001гг.»;

«Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования РФ на 2002-2004гг.»;  (где говорится о  создании благоприятной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно- нравственному становлению личности дошкольника.)

2. Практическая часть.

2.1 Организация работы по проблеме  через знакомство с родным городом (цели, задачи работы).

Я считаю, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой:

  • иметь общий план работы,
  •  четко выстроенную методику,
  • содержать познавательный региональный материал,
  •  конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах,
  • включать в себя специально организованные занятия,
  • мероприятия совместной деятельности педагога и детей,
  • свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

Цель моей работы: обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного города, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка; на воспитание целостной личности, сочетающий в себе нравственные, моральные, гражданские, многокультурные черты и обладающего качеством гражданина- патриота своей «малой Родины».

Из этой цели вытекают задачи: 

1.Дать детям представление об истории возникновения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности; о природных богатствах края.

2. Проявлять интерес к труду, трудовым профессиям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков.

3. Познакомить с памятными местами и достопримечательностями города, архитектурными строениями.

4. Формировать у детей с дошкольного возраста национальное сознание. Приобщать детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Воспитывать интернационализм.

5. Ввести дошкольника в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру.

6. Закрепить и расширить представления о природе Югорской земли; о коренном населении – хантах (жизнь, быт, труд, традиционные ремёсла, обрядовые праздники).

7. Воспитывать экологическую культуру, гражданственность и патриотизм; привязанность к родному городу, формировать чувство гордости за свою «малую Родину».

8. Развивать эмоциональную отзывчивость, готовность проявлять в деятельности, в поведении.

 Надо помнить, что ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально. Чувства привязанности к родному городу не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Необходима длительная,  целенаправленная работа,  положительного результата можно достичь только систематической работой.

2.2 Содержание работы с детьми (диагностическая и формирующая работа).

Основываясь на задачи программы «Радуга» Т.Н. Доронова, программы по патриотическому воспитанию, я разработала методику обследования.

 Использование диагностики, считаю важным делом.   В работе необходимо знать Зону актуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремится и со временем научится это делать самостоятельно) для более эффективной и направленной работы.

Целью  диагностического обследования   являлось: определение уровня знаний и представлений детей о родном городе (история города, природные богатства и природа края, труд взрослых, культурное наследие, коренное население, традиции).  В целях количественной и качественной оценки полученных фактических материалов выделила 3 уровня:   высокий уровень, средний и низкий.

В начале учебного года я проводила обследование детей. Экспериментальная проверка знаний и анализ  позволяют сделать следующие выводы: из 12 детей  старшей группы высокий уровень (0 %), 8 детей  - средний (67 %), 4 детей – низкий (33 %).

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

 Результаты показали:  у  детей недостаточно знаний о местоположении города, называют 1-2 улицы, из природных богатств – только нефть, не конкретизируют профессии нефтяников, из достопримечательностей -  памятник Алёше (как называют дети), о многих городских праздниках даже не слышали, путаются в символике, слабые знания о природе края и коренных жителях города, знаменитых жителях Нижневартовска.

Исходя из этих выводов  диагностики, я составила перспективный план работы с детьми (прилагается в приложении). На педагогическом совете в ноябре 2004 года  защитила образовательный проект «Мой город» (прилагается). С внедрением в практику работы детского сада этого  проекта осуществляется взаимосвязь, взаимопроникновение разделов «Развитие экологических представлений», «Ознакомление с художественной литературой и развитием речи», «Изобразительное искусство», программы «Радуга» Т.Н. Дороновой друг в друга, т.е. их интеграция. Проект долгосрочный. Участники проекта: воспитатели, узкие специалисты и родители.

Весь изучаемый материал я распределила  по разделам. Это такие разделы:

  • «Путешествие в историю города».
  • «История названий улиц города».
  • «Наша символика».
  • «Дом – колыбель души».
  • «История детского сада».
  • «Наше наследие».
  • «Места отдыха горожан и памятные места».
  • «Твои защитники».
  • «Нижневартовск – спортивный».
  • «Знакомство с бытом, жизнью, обычаями народности ханты; мир малыша ханты».

Приобщение к истокам родного края, воспитание гражданина и патриота предусматривает следующее:

  • Воспитатель сам должен  хорошо знать природные, географические, исторические, социальные, экономические особенности города, края.
  • Продумать, о чем рассказать детям, что показать, в какой форме, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показав при этом связь города со всей страной.

 Работу начала с изучения краеведческой литературы. Подобрала библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным краем  и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме.  Для пополнения  своих знаний об истории и достопримечательностях города и края, посетила краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева; детскую библиотеку, расположенной по улице Дружбы народов.  Изготовила творческие развивающие игры «Я живу в Нижневартовске» (описание игр прилагается).

Одним из условий формирования представлений о Родине, крае, городе, воспитания патриотизма является создание развивающей среды в группе, построенной  на принципах личностно – ориентированного подхода.  

Развивающая среда в моей группе это:

  • Мини – музей, где находятся фотографии, открытки, альбомы, книги, хантыйские орнаменты. Представлены куклы  в народных костюмах, гербы и флаги городов;  изделия из бисера, ткани и дерева; амулеты- обереги хантыйские...  
  • Уголок природы, где созданы условия для каждодневного ухода за живыми объектами и общения сними. Там же находятся: камни и различные семена, сухие листья, ветви и сухая кора деревьев, образцы песка, морские и речные раковины… Поделки из природного материала и календарь природы; иллюстрации природных зон Земли (тайги, тундры, пустыни и т.п.).    
  • Библиотека – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Размещены и куклы, которые использую во время беседы.
  • Мастерская, где подготовлены планы, изображающие отдельные основные помещения  и  общие поэтажные планы детского сада; компас и глобус; разномасштабные карты и схемы родного города; серии открыток с изображениями достопримечательностей города. Здесь можно найти и мелкие игрушки, машинки. Конструкторы, разложены  по  форме;  схемы и чертежи – развертки, трафареты; листы бумаги для чертежей, альбом  по архитектуре; плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы и величины.
  • Уголок изобразительной деятельности, где размещены и  настоящие картины. В наличии имеются бумага разного формата, карандаши, краски, гуашь, клей, кисточки, пластилин и глина… Русская матрешка, подносы с росписью, игрушки из дерева.
  • Уголок экспериментирования, где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов: песочные часы,  лупы, термометры, трубочки, мерные стаканчики и ряд других предметов.  

Успешность развития ребенка при знакомстве с  родным краем может быть только при условии его активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём: через игру, общение, труд, обучение, предметную деятельность, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.  

Маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности; поэтому работу начала последовательно от более знакомого: семьи. Есть мнение, что ребенок любит свой дом и родителей независимо от того, плохие они или хорошие. Это ошибочное мнение. Любовь к родному дому, своим родителям воспитывается специально. Чувство защищенности, которое дарит дошкольнику родной дом, рождает в нем потребность иметь, как все, дом и родителей – надежду и опору, кормильцев и защитников. Поэтому очень важной я считаю работу по ознакомлению с традициями семей  воспитанников. Дети рассказывали о своих родителях, родственниках, рисовали на такие темы:  «Моя семья», «Дом моей бабушки», «Портрет мамы», «Безопасный дом» и т.д. Готовили подарки для родных и близких. Рассматривали семейные альбомы  и фотографии.  Подготовила вопросы для бесед с детьми:

  • Что ты можешь рассказать  о себе?
  • Назови членов твоей семьи.
  • Что ты знаешь о своём брате (сестре)?
  • Назови имена своих родственников.
  • Откуда приехали  бабушка и дедушка в город Нижневартовск?
  • Какие праздники проводятся в твоей семье?

В ходе беседы дети  не только пересказали  всё, что узнали  от взрослых, но и «прочувствовали»  особенность того времени, когда  бабушка была молодой, а  мама – маленькой девочкой; познакомились  с играми, в которые они играли, и сами  поиграли  в них; нарисовали  одежду, в которой они ходили. Дети  узнали,  что история каждой семьи оформляется в виде альбома и становится семейной реликвией.  

Проводила презентацию «Увлечения моей семьи», где мама Ксюши научила детей украшать пасхальные яйца бисером. Надо было видеть сияющие  лица детей вечером, когда  они своим родителям дарили эти подарки. Очень интересно прошла интеллектуальная игра «Мой дом – моя крепость», где родители показывали домашние заготовки со своими детьми: рассказывали стихи, придумывали рассказы, драматизировали сказку. А совместный праздник «Пальчики оближешь», где мамы показывали свои кулинарные способности, надолго запомнился детям. Дети, используя кулинарные формочки, вырезали из теста печенье. Мероприятие закончилось совместным чаепитием. Хочется особо рассказать об одном мероприятии, где   родители со своими  детьми придумывали герб своей семьи (образцы  гербов прилагаются). Многие с вдохновением восприняли эту идею, некоторые не смогли придумывать, спрашивали,  что и как. Для них оформила консультацию «Говорящие гербы». Особо инициативные родители со своими детьми составили родовое (генеалогическое) древо.  С остальными  детьми составили древо трудовых династий и календарь семейных дат,  после чего организовали выставку. Приходили воспитатели со своими воспитанниками, и  даже родители с других групп. Мои воспитанники с гордостью  их знакомили с экспозициями.  

Во всех видах деятельности (специально – организованной, совместной, самостоятельной, индивидуальной работе) красной нитью проходили темы: «Семья», «Дом родной», «Детский сад». Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитанию уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье эта задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребенок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. Со среднего возраста детей  знакомила с расположением различных помещений детского сада, с удовольствием посещали кабинеты и службы. Знакомила с макетом детского сада. Детям очень нравится играть в прятки: искать спрятанные игрушки в определённых местах детского сада, найти их по отметкам в планах. (Есть в  нашей программе серия занятий по разделу «Ознакомление с пространственными отношениями».) Одной из эффективных и действенных форм являются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомились с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений  впоследствии  с детьми составляли рассказы.   Отражали свои впечатления в рисунках и  сюжетно ролевых играх; дидактических играх «Кому,  что нужно для труда», «Так бывает или нет?» и др. Оформляли поделки сотрудникам в день рождения детского сада. Проводила вечер воспоминаний (знакомила детей с историей создания детского сада, говорила о трудной, но почётной работе педагогов).  Очень удачной, на мой взгляд, оказалась идея о создании традиций группы, таких, как праздник «Новоселье» (переход из одной группы в другую, где организовала выставку поделок из природного материала, сделанных руками родителей и детей);  ведение фотоматериалов  (я сама фотографировала интересные моменты в жизни детей). Это помогает увидеть, как растут и меняются дети, общие просмотры фотографий сплачивают и объединяют детей и взрослых, воспитывают дружеские и теплые взаимоотношения. Особо хочется сказать о  традиции «Именины», которые проводились 4 раза в год. Игры, сюрпризы, поздравления, аттракционы, подарки, сколько было восторга…

Знакомство с двором, улицей,  на которой  живёт ребенок, микрорайоном кладут начало формированию у детей преставлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием были экскурсии, целевые прогулки, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любовались самыми красивыми местами нашего города, его замечательной природой: парком, рекой Обью…

И вот мы на берегу Оби! Ширь реки, далекий противоположный берег – все это воочию предстало перед детьми. После наблюдений отметили, что наш город  расположен на правом берегу реки, этот берег более высокий и опасность затопления не велика. На карте нашли исток реки Оби, где две горные речки Бия и  Катунь, сливаясь, образуют Обь. На занятиях знакомила детей со значением реки для экономики не только края, но и всей страны. Построили  с детьми модель взаимосвязи растений и животных с  условиями   жизни  в экологических системах (водоем, город).  Была проведена беседа «Подводный мир реки Обь» (бассейн реки богат ценными породами рыб, дети знакомились с названиями некоторых рыб: осетр, стерлядь, муксун, нельма, щука).  Знакомила детей с названиями реки. Ханты называют Обь «ас» - большая река, т.к. вся их жизнь связана с ней, она и транспортное средство, и кормит таёжного жителя.

Знакомила детей с улицей 60лет Октября, которая раньше называлась Набережная. В ходе наблюдения выяснили, что улица – это дорога, дома вдоль дороги и транспорт на ней. Коснулись классификации видов транспорта.  Ребята отметили, что транспорт бывает: наземный, воздушный и водный (после прогулки закрепили эти понятия на занятии «Развитие элементов логического мышления»).   Особое внимание обратила на храм Рождества Христова. Дети отмечали величие и красоту здания.  Провела небольшую беседу о том, что это особое здание. Сюда приходят люди, которые верят в бога. Сравнивали храм с другими зданиями:  дети отметили,  что храмы можно определить по куполам. Купола покрыты золотом, они блестят на солнце, украшая город.  На занятиях по конструированию дети строили по замыслу (кто различные здания, кто  храмы…). Из окон нашей группы виден часть храма, где наблюдали в разное время года и были слышны звон колоколов. Познакомила детей со словом «звонарь», т.е. человек, который бьет в колокола.  

Шли по улице Дружбы народов, вспомнили с детьми, почему эта улица так называется.  Перечисляли национальности, проживающие в городе. Отметила, что именно на этой улице проходит праздник Дружбы народов. Дети об этом празднике не слышали, потому что многих детей на целое лето увозят на Большую землю. Приносила из дому свои семейные фотографии, где были впечатлены яркие моменты этого праздника. Отметили, что наш детский сад расположен на улице Дружбы народов.

Улица Пионерская раньше называлась деревянная. Все это было интересно детям. На пересечении находится улица Мусы  Джалиля,  названной в честь татарского поэта.  Детям показывала фотографию поэта, прочитала на татарском языке стихотворение, которую он написал из Моабитской тюрьмы и посвятил своей дочери. Потом стихотворение перевела на русский язык.

Кроме тематических прогулок, проводились занятия, наблюдения, рисование  на тему «Дома бывают разные».  Сравнивались здания по высоте, назначению, здесь же называли профессии людей, которые работают в этих зданиях. Итог впечатлений – объёмное моделирование, рисование, конструирование, развивающие и творческие игры, составление плана – схемы микрорайона. С большим интересом дети работали со схемой  нашего микрорайона, на которой дети рисовали дорогу из дома в детский сад.   На схеме обозначали места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой  домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. На примере своего микрорайона детей знакомила с  назначением различных учреждений и служб. Детям становились понятными материальные и духовные потребности людей. Они узнали, что люди разных профессий трудятся на благо города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.  

В декабре 2004 года я  показывала для воспитателей нашего детского сада открытое мероприятие – КВН «Знатоки родного края».   Дети показывали свои знания о природе края: отличали по коре, хвоинкам, шишкам ель от сосны и кедра;  рассказывали, что даёт могучее дерево – кедр; загадывали и отгадывали загадки о животных;  капитаны соревновались, кто больше знает  растения нашего края. В мае 2005 учебного года провела промежуточную диагностику по итогам работы. Результаты позволяют сделать следующие выводы:  из 12 детей уже 3 (25%) имеют высокий уровень, 7 детей (58%) – средний,  2 детей (17%) – низкий.

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

Диаграммы показывают, что повысился уровень знаний.  И поскольку диагностика выявила слабые знания об истории города Нижневартовска, о большой нефти Самотлора, о подвигах нефтяников – первопроходцев, многонациональности города, культурном наследии, я определила работу по ознакомлению с городом  таким образом:

  • Знакомство с  историческим прошлым города.
  • Возрождение города.
  • Настоящее Нижневартовска (город сегодня).

На занятиях, беседах, рассказах, в рассматривании иллюстраций дети узнавали о далеком прошлом города. С помощью ярких иллюстраций, фотоснимков дети увидели огромный край озёр и болот, где изредка можно было встретить затерявшееся в тайге население хантов. Каждый рассказ сопровождала иллюстрациями, т.к. наглядность при ознакомлении с окружающим играет большую роль. На карте находили наш город, реку Обь, другие сибирские города, построенные на болоте. Играли в развивающие, словесные игры по знакомству с городом:  «Узнай по описанию», «Где находится памятник», «Знатоки города»,  «Разрезные картинки, «Кто больше подберёт слов» и т.д.

Много было проведено бесед о выдающихся нефтяниках – первопроходцах Самотлора, почетных и знаменитых  людях города (Кузоваткин, Б. С. Хохряков;   Т. Д. Шуваев;   М. К.  Анисимкова,  Л.  Кошиль и  др.). Совместно с родителями организовали экскурсию в краеведческий музей, на дверях которого памятная доска о дате открытия музея и о его основателе Т. Д. Шуваеве. Проводился цикл занятий о городе, где дети узнавали о том, что город своим появлением обязан самому крупному месторождению в мире – Самотлору. В переводе с языка ханты «Самотлор» означает «сердце  озёр». Рассказывала детям легенду о Самотлоре, беседовали по содержанию книги «Как искали Тюменскую нефть».  На опытно – экспериментальном занятии «Природные богатства нашего края» дети знакомились со свойствами нефти, делали выводы, умозаключения.  Дети узнали, как добывается нефть, как она попадает в трубопровод, обогатился словарный запас детей новыми словами, расширился кругозор. Была организована выставка рисунков, где дети рисовали и буровые вышки, нефтяные качалки, фонтаны нефти, природу края.

Формирование патриотических чувств и гражданское становление дошкольника проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. В своей работе я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования и становления личности ребенка.

«Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - завещал А. С. Макаренко.  С целью выяснения отношений к вопросу патриотического воспитания, я проводила анкетирование родителей (прилагается в приложении). 72 % родителей считают, что детей нужно приобщать к социальной действительности, знакомить с достопримечательностями; посещать музеи, выставки, театры.  Но только 58% родителей рассказывают детям о своей профессии, работе.  И 28 % родителей считают, что ещё рано знакомить детей, они ещё малы.

По словам А. С. Макаренко «вдумчивые родители ещё до школы, удовлетворяя детскую любознательность, расскажут своему ребенку о родном городе, об истории возникновения, о перспективах его развития…».    

В группе для родителей подготовлены консультации: «Народные традиции», «Традиции нашего города», «Лекарственные растения нашего края»;  методические рекомендации по ознакомлению с природой (прилагается в приложении). Совместно с родителями организовывались выставки рисунков детей, поделок из природного материала. В группе имеется стенд « Для вас,  родители», «Библиотечка для родителей».  Вместе с родителями оформили мини – музей в группе.

Здесь представлены куклы народов ханты, куклы в национальных костюмах. Рассматривали вместе с детьми альбомы «Костюмы разных народов», «Танцы народов». Куклы «приходили» к нам в гости и рассказывали о себе, о жизни детей, ведь понятие патриотизм включает в себя  интернационализм, приобщение к культуре, традициям, жизни других народов. Девочка Исмигуль, узбечка, нам пела песни на своем языке. Адам – чеченец, рассказывал о праздниках в своей семье и показывал  свои рисунки, где танцуют народный танец.   Рассказывал о головном уборе – папахе, и что он станет президентом Чечни. Я в свою очередь рассказывала о народном предводителе Тамерлане.  Разучивали хантыйские подвижные игры. Знакомила детей с праздниками народов ханты: «Медвежий праздник»,  «Праздник вороны», «День обласа». Молдаванка Карина нам рассказывала о своей дальней Родине. Водили хороводы, знакомила с пословицами  и поговорками русского народа, с историей возникновения русской народной игрушки – матрешки, знакомила с историей России (жизнью, бытом русского народа).  Читала сказки народов мира. У детей постепенно появился интерес к родной культуре и традициям, устному народному творчеству.  

Одним из принципов патриотического воспитания (через ознакомление с родным городом) является:  привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (это такие городские праздники, как Рождество, Масленица, День города, Самотлорские ночи). В дни празднования Курбан  байрам, (мусульманского праздника), помощник воспитателя Гульназ Рауфовна (она из Башкирии) угощали детей и рассказывали об этом празднике. А в дни Пасхи дети нас угощали куличами, пасхальными яйцами.   Знакомила  с жителями – носителями традиций в области ремёсел, песни, танцев.  Говорила о таких традициях в городе, как проводы в армию, чествовании героев – нефтяников и строителей, спортсменов. Знакомила с профессиональными праздниками (день учителя, нефтяников и т.д.). Приобщая детей к этим традициям, мы приобщаем тем самым к жизни города, горожан.

Неизменной является традиция чтить память погибших воинов. Каждый год 9 мая мы с детьми идём к мемориалу в парк Победы, минутой молчания чтим память воинов, погибших в годы  Великой Отечественной войны.  В конце мая, в день пограничников, чтят в городе память воинов – интернационалистов, погибших в Афганистане и Чечне. Дети знают, что на Комсомольском  бульваре находится Колокол Памяти. Нам не удалось побывать у этого памятника.

Дети смотрят телевизионные передачи, слышат разговоры взрослых, рано или поздно у них возникают острые вопросы, касающиеся  и Чечни, и терроризма, и многих других малоприятных и понятных вещей.  Ребенок вправе задавать такие вопросы.  Старалась тактично отвечать на такие вопросы, учитывая жизненный опыт детей. А в педагогике, как в медицине, главное – не навредить.

Детей знакомила символикой (страны, округа, города). Дети сравнивали флаги, гербы разных городов. Давала сведения, какие цвета используются при составлении гербов.  С изображениями гербов проводила различные упражнения: найти животных на гербах, с изображением природы, с основной «профессией» города и т.д. Изображения гербов использовала при обучении детей составлению описательного рассказа. Для этого предлагала  детям  опорную таблицу. Дети уже знают, что такое гимн и  в каких случаях звучит гимн; что слушать гимн надо стоя. Закрепляли знания и представления о символике в рисунках, аппликации, словесных играх. Нечеткие представления отдельных детей о родном городе, о профессиях, о богатствах края, о нефтяниках углублялись и закреплялись в процессе рассматривания иллюстраций, чтения произведений местных авторов, тематических беседах, объяснениях, в разговоре с родителями, в индивидуальной работе. В сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности дети воплощались в  артистов, показывали свое «искусство» (это после просмотренных фотографий о самом любимом  празднике горожан «Самотлорские ночи»). Этот праздник стал предметом гордости, культурной традицией, определяющей лицо города. Многонациональный Нижневартовск удивляет приезжих  своим гостеприимством и бережным отношением к культуре других национальностей.

Мои воспитанники участвовали в городских конкурсах детского творчества в номинациях: «Новогодняя игрушка», «Зимушка-зима», «Соблюдай правила  дорожного движения». Приняли участие  в губернаторских состязаниях, «Самотлорских  родничках». Многие дети посещают спортивные секции и кружки. Боря (ушу), Алина и Ксюша (акробатика) показывают неплохие спортивные результаты. Кто знает, может они станут чемпионами,  и мы будем гордиться ими.    

3. Заключительный этап.

Итогом проверки знаний и представлений о городе  стало открытое мероприятие для коллег нашего сада, где я представила технологию моделирования  при ознакомлении с родным городом через дидактическую игру «Экскурсия по Нижневартовску».   23 апреля 2006 года я представила и обобщила свой опыт работы на городском методическом объединении воспитателей.  Тема: «Взаимодействие воспитателя и логопеда – дефектолога в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития». Данный опыт работы рекомендован для практического применения в ДОУ.

    В мае  была проведена итоговая диагностика за 2005-2006 учебный год, которая показала следующие результаты: детей с высоким уровнем стало 8 (67%), со средним – 4 (33%). Исчез низкий уровень.

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

 -низкий уровень                - средний уровень             - высокий уровень

Сравнение показателей за   май 2004-2005 учебный год и  

                                                   май 2005-2006 учебный год,

т.е. старшей и подготовительной групп с целью определения эффективности проводимой работы в целом.

Уровни развития детей

май 2004-2005уч. год.

май 2005-2006уч. год

1

Высокий уровень

25  %

67%

2

Средний уровень

58  %

33 %

3

Низкий уровень

17 %

0 %

Полученные сравнительные результаты отмечают яркую положительную динамику в плане формирования патриотических чувств. Видно, что  проводимая мною работа во многом  способствовала воспитанию лучших гражданских качеств. Через занятия и беседы,  через участие в общих праздниках дети пришли к выводу, что их город, все горожане, родители – частица огромной Родины, которая называется Россия.

Однако, намеченная работа будет продолжаться. Сейчас и до конца учебного года планирую работу по проекту «Мой город». Продолжать работу с родителями под девизом: знания родителей и любовь к городу Нижневартовску должны передаваться детям.


  «модель» выпускника.

  • Имеет представления о своем городе, о других городах края, где живут люди иных национальностей.
  • Знает символику Югры, города.
  • Узнает учреждения культурно-бытового обслуживания (театр, библиотека, школа…) по внешним вывескам. По карте-схеме может рассказать о городе, об улицах.
  • Хорошо себе представляет труд рыбаков, нефтяников, основные этапы  в процессе создания продукции.
  • Имеет представления о знаменитых людях города, о всенародных праздниках.
  • Различает по внешнему виду и называет растения, наиболее распространенные в крае.
  • Может самостоятельно составить рассказ по иллюстрации.
  • Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
  • Имеет представления о творчестве русского народа, о хантах.
  • С уважением относится к национальностям, к их культурным традициям.
  • Сформирована потребность заниматься художественной деятельностью.
  • Эмоционально отзывчив. С уважением относится к работникам детского сада, воспитателям.
  • Ребенок любит родителей, близких, свой дом.
  • Управляет своим поведением, знает, что можно и что нельзя.
  • Стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию.
  • Ребенок  способен организовать совместную деятельность, игру.
  • Дошкольник спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, знает правила общения.
  • Участвует в посильном труде, понимает нужность и важность труда, с уважением относится к людям труда.
  •  Он физически подготовлен, владеет основными видами движений.
  • Умеет использовать приобретённый двигательный опыт в самостоятельной деятельности.

 


Введение        3

Теоретическая часть.        5

Обновление содержания патриотического воспитания в нормативных документах.        8

Анализ альтернативных программ и педагогических технологий по проблеме патриотического воспитания…………………………………………………………………..10                                                                                                      

Содержание патриотического воспитатния в программе Т.А. Доронова "Радуга"………...14

2. Практическая часть……………………………………………………………………………..16

2.1 Организация работы по проблеме  через знакомство с родным городом (цели, задачи работы)…………………………………………………………………………………………...16

2.2 Содержание работы с детьми (диагностическая и формирующая работа)……………..17

3. Заключительный этап.        27

Целевая аудитория

                 Реализация проекта предполагает охват детей дошкольного возраста  5-7 лет в количестве 20 человек, родителей воспитанников. Характеризуя особенности развития детей 5-7 лет, необходимо отметить, что  это очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Закладываются основы уважительного, заинтересованного отношения к другим культурам. Детям дается представление о нескольких культурах, отличающихся от родной. Обращать внимание не только на отличия, но и на сходство ценностей этих культур.

Воспитывать у детей уважение к искусству как очень ценному общественно признанному делу.

Учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам.

Приобщению к народно – прикладному искусству; способность оценить красоту произведений искусства: картины, скульптуру, произведения народного творчества и др. Посещение музеев.

Расширение понятий об улицах и умение ориентироваться в многообразии транспортных средств данной местности.

Имеют достаточно полные знания о родной стране, столице; о родном городе, о других городах, где живут люди иных национальностей.

Появляется представление о труде как важной, жизненно необходимой деятельности, которой необходимо учиться.

Понимание того, что трудом взрослых создано богатство окружающего мира; благодаря умениям людей осуществляется охрана природы; народ чтит память о выдающихся людях: писателях, художниках, ученых.

Имеют представления о культуре поведения в природе, о роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.

Знакомить детей с творчеством местных поэтов, композиторов, художников.

Воспитывая детей, педагоги добьются того, что у них будут активные, самостоятельные дети, проявляющие инициативу и творчество в разных видах деятельности, открытые для общения со взрослыми, дружелюбные и терпимые по отношению к сверстникам, любознательные и интеллектуально развитые, эмоционально отзывчивые на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родинуи Родину.                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Патриотическое воспитание в ДОУ

План--проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников...

Проект "Патриотическое воспитание в ДОУ"

Задача проекта -  воспитать детей настоящими патриотами; научить их идти дорогою добра и не забывать о петербургских традициях....

Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

проект патриотическое воспитание "Мы россияне" подготовительная группа

проект по развитию нравственно-патриотического воспитания...

Образовательный проект "Патриотическое воспитание дошкольников, через связь с социумом посредством проведения праздников и развлечений"

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через связь с социумом посредством участия детей в праздниках и развлечениях, воспитание гордости и уважения за Российскую армию....

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...