Проект "Патриотическое воспитание в ДОУ"
проект (подготовительная группа) на тему

Задача проекта -  воспитать детей настоящими патриотами; научить их идти дорогою добра и не забывать о петербургских традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Патриотическое воспитание в ДОУ»

Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели группы.

Актуальность темы

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.

            В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В рамках реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» появились в свет новые парциальные программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время действует Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Кроме того, согласно Указу президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания. С принятием государственных программ по патриотическому воспитанию граждан и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация стала меняться в лучшую сторону. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Однако условия, в которых находится сегодня российское общество, в целом пока  неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Поэтому, патриотическое воспитание в детском саду - проблема архисложная в условиях современной России.

Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине – родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

          Задачи

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу;

- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- ознакомление с историческим прошлым России;

- развитие элементарных знаний о правах человека;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ, защитникам блокадного Ленинграда;

- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.  

   

Цель  

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Реализация проекта предусматривала несколько этапов и проходила по разработанному плану. В ходе предварительной работы были проведены беседы и консультации с родителями по вопросам актуальности патриотического воспитания детей; формированию личности, обладающей качествами гражданина-патриота, готового к защите своего Отечества; внедрению в жизнь социальных норм толерантности. Также было уделено особое внимание важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях.

На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе оборудованы специальные зоны:

- центр «Наша Родина - Россия», содержащий материал по ознакомлению со своей страной, государственной символикой;

- зона «Преданья старины глубокой» (обычаи, традиции, народные костюмы, макеты русской избы, богатырской крепости, предметы старины);

- центр «Блистательный Санкт-Петербург» (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о знаменательных датах в истории города);

- центр «Народное творчество» (широко представлены предметы народного декоративно-прикладного искусства: куклы, игрушки, макеты храмов, поделки, выполненные в сотворчестве с родителями, тематические альбомы по различным видам декоративно-прикладного искусства «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Палехские миниатюры», «Городец», «Дымково», «Полхов-Майдана» и т.д.;

- сменные экспозиции в книжном уголке: «Красуйся, град Петров», «Русские легенды и предания», «Поклонимся великим тем годам», «Что за прелесть эти сказки…», «Хроника военных лет», «Онежские былины», «России верные сыны».

Третий этап работы по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Патриотическое воспитание в ДОУ»

Срок проведения

     

       Тема

                           

                           Мероприятия

 Сентябрь

Моя малая родина (семья, дом, детский сад)

- беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»;

- организация выставки детского творчества «Утром солнышко встает, в детский сад меня зовёт»;

- оформление альбома «Моя семья» (создание герба семьи, генеалогического древа);

- организация коллективного труда детей и родителей в группе  и на участке детского сада «День большой чистоты», «Неделя добрых дел»;

- родительское собрание в форме званого приема (ознакомление родителей с планами работы по патриотическому воспитанию на текущий год, обсуждение плана совместных мероприятий, участие в них родителей).

 

  Октябрь

Защитники земли Русской

-беседы «Слава и гордость земли Русской», «Былинные богатыри – Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»;

- рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри»;

- музыкальный вечер «Надежда земли Русской» (слушание записи «Плача Ярославны» из оперы А.Бородина «Князь Игорь»; слушание кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»; слушание колокольного звона – праздничного и набата; разучивание песни «Вставайте люди русские»; слушание М.П. Мусоргского «Богатырские ворота»);

- проведение спортивного досуга «Богатырский турнир»;

- выставка детских работ «Любимые герои Онежских былин»

- сотворчество детей и родителей в изготовлении макета «Древняя русская крепость», в пошиве русских народных костюмов.

 

  Ноябрь

Моя Родина - Россия

- оформление центра «Наша Родина-Россия» (фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи);

- карта России, рассказывающая о городах страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), государственная символика (герб, флаг, гимн, портрет президента);

- создание альбома «Мы разные, но мы вместе», о народах, населяющих нашу страну;

- спортивный досуг «Игры народов России»;

- выставка детского творчества «От Москвы до самых до окраин…»;

- праздник «Люблю тебя, моя Россия», приуроченный к Дню народного единства;

- праздничное чаепитие с родителями «Блюда национальных кухонь».

 

  Декабрь

Блистательный Санкт-Петербург

- беседы «Это гордое звание-петербуржец», «Что мы знаем о родном городе»;

- оформление центра «Мой родной город» (символика города, иллюстрации, фотоматериалы, макеты символов СПб, карты города и микрорайона);

- создание семейных альбомов «Любимые места Санкт-Петербурга»;

- автобусная экскурсия «Блистательный Санкт-Петербург»;

- выставки детских работ «Петербургские набережные», «Красуйся, град Петров!»;

- литературно-музыкальная викторина «Гимн великому городу»;

- досуг «Рождественский бал в Дворянском собрании» (разучивание старинных танцев, хороводов, правил этикета).

  Январь

Была война…Была блокада…

- беседа «Они отстояли Ленинград»;

- выставка детских работ «Этих дней не смолкнет слава»;

- экскурсия в библиотеку, посещение фотовыставки «Никто не забыт - ничто не забыто…», видео-презентации «Хроника блокадных дней»;

- экскурсия в Музей обороны и блокады Ленинграда, возложение цветов к мемориалу Славы;

- концерт для защитников блокадного Ленинграда, участников ВОВ «Дорогие мои ветераны», праздничное чаепитие.

 

 Февраль

 Военная      присяга

- изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки»;

- викторина «Что мы знаем о нашей армии»;

- создание альбомов «Различные рода войск», «Когда мы едины - мы непобедимы»;

- изготовление открыток и подарков папам и дедушкам к Дню защитника Отечества;

- оформление выставки военной техники;

- приглашение в гости военнослужащих, беседа об их нелегкой работе, изготовление открыток призывникам «Солдат, служи честно!»;

- фотоконкурс «Есть такая профессия - защищать Родину»;

- выставка детских художественных работ «От защитников богатырей до защитников наших дней»;

- конкурс снежных построек «Военный городок»;

- спортивный праздник «Хочется мальчишкам в армии служить»;

- родительское собрание «Земное  и небесное воинство. Духовно-нравственное развитие Российской армии».

   

   Март

 

Культура русского народа

- беседы «В старину в Отечестве нашем…», «Поклонение женщине-матери, хранительнице семейного очага»;

- изготовление атрибутов для игр «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»;

- оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»;

- создание мини-музея «Славянские ремёсла»;

- разучивание народных хороводных игр, обрядовых песен;

- театрализованное представление «Широкая ярмарка»;

- конкурс чтецов «Красны девицы и добры молодцы».

 

 Апрель

Православные праздники и традиции

- беседы «Традиции народных гуляний на пасхальной неделе», «Светлая Пасха»;

- оформление уголка православия (создание альбомов «Православные храмы России», «Русская икона», изготовление пасхальных сувениров, игрушек-оберегов);

- выставка народного костюма;

- посещение Государственного музея истории религии;

- родительское собрание «Ступени духовно-нравственного воспитания, рожденного временем на основе традиций культуры».

   

    Май

День Победы

- создание в группе Центра боевой славы;

- беседы «Вставай, страна огромная…», «Они сражались за Родину», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»;

- выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А. Пластов, К.Васильев);

- слушание песен военно-патриотической тематики, просмотр диафильмов о войне «Маленький сержант», «Фронтовые письма»;

- создание альбома «Победа была за нами»;

- рассказывание из опыта «Как я был на параде»;

- экскурсии к памятным местам, мемориалам, возложение цветов;

- оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»;

- викторина «Мы за мир!»

- праздник «Поклонимся великим тем годам…»;

- совместные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Реализованный проект способствовал сплочению детско-взрослого коллектива дошкольного учреждения. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта. Так, перемены в детях отметили и родители, и педагоги. Воспитанники стали внимательнее относиться к людям старшего поколения, блокадникам, ветеранам Великой Отечественной войны; сформирован устойчивый интерес к изучению славного прошлого своей страны, города, района; наблюдается позитивное отношение к Вооруженным Силам, к традициям российского воинства. Можно с уверенностью сказать, что реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Тем самым были расставлены эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...