Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"
проект (старшая группа) на тему
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 233.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юные друзья кадетов»
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Актуальность проекта:
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и кадетской школы.
Кадеты – это люди чести, которые защищают Родину, могут постоять за себя, за честь семьи. Это люди с большим будущим. Основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в раннем детстве посредством игровой деятельности, именно поэтому наш проект рассчитан на детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы, способны сформировать любовь к Родине, Отчизне, своему краю, традициям, обычаям путем различных бесед, экскурсий, военно-патриотических игр. Поэтому именно в этом возрасте и надо начинать работу в этом направлении.
Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находится на стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.
Теоретическая база. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям.
Новизна опыта заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада и кадетской школы с учетом содержания воспитательной системы кадетской школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.
Цель проекта:
- формирование патриотизма, гражданственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к культуре кадетства.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Чувашии. Знакомясь с родной Республикой, ее достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.
Задачи проекта:
—создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским и чувашским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России, Чувашии, знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);
— воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;
— содействие осознанию ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планируется изобразительная деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по городу»). Активизация и развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и чувашской культуре, рассказывая русские и чувашские народные сказки. Прослушивания в аудиозаписи русские, чувашские народные песни, заучивание потешек, знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства. Просмотр мультфильмов на двух языках. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.
Именно такие методы работы воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Срок реализации проекта :
сентябрь 2014 года – май 2016 года.
Участники проекта:
дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Основные направления реализации проекта:
№ п/п | Название и содержание деятельности | Сроки реализации | Ответствен-ные |
1. | Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование | ||
1.1. Определение темы и актуальности | Май-август 2014 г. | ||
1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия | Сентябрь- октябрь 2014 г. | ||
1.3. Определение ресурсного потенциала | Сентябрь- октябрь 2014 г. | ||
1.4. Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по МБДОУ) | Сентябрь- октябрь 2014 г. | ||
2. | Практический этап. Основная деятельность – социальное участие | ||
2.1. Взаимодействие с партнерами – Кадетской школой № 14 г.Чебоксары. Экскурсия в Кадетскую школу ( на торжественное построение, на присвоение знаков отличия и т.д.) | Системати-чески 2014 г. | Родители, воспитатели | |
2.2. Создание символики кадетской группы ( гимн, вымпел, форма) | Ноябрь- декабрь 2014 г. | Родители, воспитатели | |
2.3. Проведение праздника «Посвящение в кадеты» | Январь 2015 г. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
2.4. Проведение интегрированных занятий по патриотическому воспитанию. Проведение занятий с использованием ИКТ (Изучение символики, быта, традиций, костюма, народов, населяющих наш край) | еженедельно | воспитатели | |
2.5. Проведение экскурсий по памятным местам (Монумент Славы, Памятник Ю.А.Гагарину и т.д.) | ежемесячно | Родители, воспитатели | |
2.6. Проведение занятий по Градоведению : 1. «Мы славим город свой » — Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе. 2. «История происхождения городов чувашских» — Цели: знакомство детей с происхождением и бытом городов Республики: Алатырь, Цивильск и др.. 3. «Москва! Как много в этом звуке…» — Цели: знакомство детей с происхождением и героическим прошлым столицы нашей Родины.. 4. «Город Санкт-Петербург» — Цели: знакомство детей с происхождением города, вызвать интерес к русским городам, к их историческому прошлому. 5.«Быт и традиции городов русских» — Цели: формировать у детей интерес к жизни русских городов в историческом прошлом, а так же и в современное время; учить детей находить параллель прошлого с настоящим. 6. «Символика города» — Цели: знакомить детей с символикой городов чувашских; объяснить, что означает каждый символ; приобщить к культуре своего народа. | Еженедельно по плану НОД | Воспитатели | |
2.7.Работу по патриотическому воспитанию осуществляется по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач. 1. «Край родной Чувашский» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях. 2. «Быт и традиции» — Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках. 3. «Флаг, герб и гимн Российского государства» — Цели: знакомство детей с государственной символикой России. 4. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам; 5. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. 6. «Как чуден наш родной язык» — Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов. | Еженедельно по плану НОД | Воспитатели | |
2.8.Проведение музыкально-игровых праздников , связанных с историческим календарем( Масленица, Пасха, Старый Новый год и т.д.); знакомство с народным фольклором русского и чувашского народа | В преддверии праздников | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
2.9. Взаимодействие с родителями (составление генеалогического древа своей семьи, герба, книжек-малышек о своей семье) | ежемесячно | Родители, воспитатели | |
2.10. Проведение спортивных мероприятий (ко Дню Защитника Отечества – соревнования вместе с папами, День памяти, посвященное Дню Победы), конкурс чтецов на военную тематику | В преддверии праздника | Воспитатели, родители | |
2.11. Создание выставочных композиций «Они сражались за Родину», которое пополнит Музей Славы ДОУ. | ежемесячно | Воспитатели, родители | |
2.12. Проведение благотворительных акций: «Шоколад к Новому году», «Мой подарок ветерану». | периодически | Родительский комитет | |
2.13. Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, героями чеченской войны) | В преддверии праздников | воспитатели | |
2.14. Выпуск газет, конкурсы рисунков, поделок, плакатов | ежемесячно | Родители, воспитатели | |
2.15. Проведение военно-патриотической игры «Зарница» | май | воспитатели | |
2.16. Заложение основ религиозной культуры (посещение Храма, беседа с Батюшкой) | ежемесячно | Воспитатели, родители | |
2.17. Введение этикета в повседневную жизнь дошкольников (правила поведения за столом, в транспорте, на улице и т.д.) | повседневно | Воспитатели, младший воспитатель | |
2.18. Посещение секции карате, созданной на базе группы | 2 раза в неделю | тренер | |
2.19. Изучение основ строевой подготовки | 2 раза в неделю | Воспитатели, тренер | |
2.20. Проведение тренировок на свежем воздухе. | ежедневно | Тренер, воспитатели |
Ресурсы, задействованные при реализации проекта
Ресурс | Целевое использование |
Административный | Нормативно-правовая база, ресурсная база ДОУ, взаимодействие с партнерами уровня администрации |
Общественный | Управление взаимодействием дошкольников и родителей, родителей и родителей, организация благотворительных акций, транспорт, сопровождение детей |
Ресурсы партнеров | Помещения, партнерство воспитанников, воспитателей, организационные вопросы, вопросы охраны жизни и здоровья детей |
Материальные ресурсы | Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.), транспорт |
Интеллектуально-творческие | Опыт проектной деятельности автора проекта и дошкольников, творческие возможности детей |
Ожидаемые результаты:
Дошкольники имеют представления:
- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, труду, к окружающему их миру;
- знакомы с историей и культурой своей страны, традициями и промыслами;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; развитие физической активности;
- возможность пополнения радов кадетского братства из дошкольников МБДОУ «Детский сад №130», группы №4.
Заключение.
Сотрудничество кадетской школы и детского сада характеризуется согласованной деятельностью партнёров, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. В данном сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Всё это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели – воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преемственности школы и детского сада.
Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников детского сада «Улап» и учащихся Кадетской школы № 14. Оно даёт возможность детям строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностях, ориентируясь на различные грани понимания и принятия себя как человека и гражданина – настоящего патриота своей страны.
Список литературы:
1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ.2005 – 256 с.
3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
5. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
8. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
9. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
12. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с .
13.Г.А.Ковалева Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников . – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
14.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росиии/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. – М.: «Просвещение», 2009. (Стандарты второго поколения)
15.Новицкая М.Ю. Наследие Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200с.
16. Программа «Кадетское образование без границ» МБОУ КСОШ № 13 на 2011 – 2015 г. Г.Новый Уренгой
17. Программа «Патриотическое воспитание граждан ЯНАО на 2011 – 2015 годы». Распоряжение Правительства ЯНАО от 2012.02.27 № 35-Р
18. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.
Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....
"Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям народов Башкортостана"
Реферат по патриотическому воспитанию....
педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"
сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города, систематизация зна...
Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"
патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...
Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...