«Оренбургский пуховый платок»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Корчигина Наталья Ивановна

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, самостоятельной деятельности и при проведении режимных моментов - 1 раз в неделю. Парциальная программа направлена на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы: - программа «Оренбургский пуховый платок» дополняет содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Цель программы: Формирование духовно-нравственной основы личности ребенка через ознакомление с народным промыслом родного края.  

Задачи:

1. Развитие познавательной мотивации, интереса к истории родного края.                  

2. Формирование и расширение кругозора.          

3. Воспитание эстетического отношения к народным промыслам, уважение к людям, создающим красоту народного быта.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.

Личностные:

- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на мир природы, духовный мир.

Интеллектуальные:

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимо-связях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Физические:

- развитие артикуляционного аппарата в процессе заучивания и рассказывания фольклорных произведений, развитие мелкой моторики в процессе выполнения продуктивной деятельности, развитие ловкости, умение заботиться о своем здоровье.

Программа реализуется с детьми среднего дошкольного возраста.

Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня при организации непосредственной образовательной деятельности (после обеда).

Реализация программы «Оренбургский пуховый платок» осуществляется в следующих формах организации деятельности: 

- совместная образовательная деятельность взрослых и детей, осуществляемая как в ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в ходе осуществления режимных моментов; 

- свободная самостоятельная деятельность детей. 

Данная программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать о его растительном и животном мире, расширить знания о народных промыслах наших предков. В ходе ее реализации дети узнают много интересных фактов о традициях и быте, о появлении «изюминки» Оренбуржья – пуховом платке. Содержанием программы предусмотрено знакомство с сырьем, из которого народные умелицы творят чудесные паутинки и платки, попробовать себя в качестве создателя образа (рисунка) для платка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_orenburgskiy_puhovyy_platok.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск

Протокол № _________________

«____» ________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Зав. МДОУ«Детский сад №5 Тополек»  п.Новоорск

_______________ Л.Г.Записочная

«___» _________________ 2016 г.

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК»

Образовательная область:

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Программу разработала: Корчигина Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории

п.Новоорск, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Раздел

I

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

1.4.

Возрастные характеристики развития детей

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

1.6.

Обоснование выбора содержания парциальной образовательной программы

1.7.

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

II

Содержательный раздел

2.1.

Тематическое планирование образовательной деятельности

2.2.

Содержание парциальной образовательной программы

III

Организационный раздел

3.1.

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

3.2.

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

3.3.

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

3.4.

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

3.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

IV

Дополнительный раздел

4.1.

Презентация парциальной образовательной программы

Литература

Приложения

I. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, самостоятельной деятельности и при проведении режимных моментов - 1 раз в неделю. Парциальная программа направлена на расширение содержания отдельных образовательных областей обязательной части Программы: - программа «Оренбургский пуховый платок» дополняет содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Актуальность выбора парциальной программы определяется образовательными потребностями и интересами детей и членов их семей, а также возможностями педагогического коллектива учреждения и условиями, созданными в детском саду.  

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы.  

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает наличие специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Обращение к истории своего родного края как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.  

Педагогическая культура человека, являясь частью общечеловеческой культуры, позволит формировать у ребенка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями. Выдвижение культурологического подхода означает, что знания и средства их преподнесения обеспечивают приобщение детей дошкольного возраста не только к общечеловеческой, но и к национальной культуре.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы.

Цель: Формирование духовно-нравственной основы личности ребенка через ознакомление с народным промыслом родного края.  

Задачи:

1. Развитие познавательной мотивации, интереса к истории родного края.                  

2. Формирование и расширение кругозора.          

3. Воспитание эстетического отношения к народным промыслам, уважение к людям, создающим красоту народного быта.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

Содержание данной программы составлено с учетом следующих принципов:

  • Принцип гуманитарного мышления, согласно которому стержнем работы являются человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Это определило отбор содержания, раскрывающего представления ребенка о народных промыслах родного края; о семейных ценностях и взаимоотношениях; о роли взрослых в воспитании детей; о ценности каждой личности и ее особенностях как члена семьи; о традициях и обычаях.    
  • Принцип деятельностного подхода к формированию интереса у дошкольников к духовным ценностям, в силу которого в содержание работы  отобраны знания и включены задания для детей, активизирующие деятельность разного содержания и разного уровня интереса: проектная деятельность, комплексно-тематическое изложение материала, решение рассказов-коллизий в игровом и вербальном планах, действеннопрактическая деятельность, направленная на изготовление макетов паутинок, с помощью техники «изонить».      
  • Принцип создания педагогической среды, обеспечивающей формирование интереса к народному промыслу родного края и создания личностно-ориентированного стиля общения с детьми путем организации совместных эмоционально-положительных переживаний, активнодейственного опыта общения детей, родителей и педагогов.
  • Принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности – учет желаний детей, организация образовательной деятельности с опорой на ведущую деятельность в данном возрасте.
  • Принципа сотрудничества образовательной организации с семьей – организация консультаций для родителей, презентация детских работ, приобщение родителей к совместной экспериментальной деятельности.
  • Принципа формирования познавательных интересов и познавательных  действий ребенка в различных видах деятельности – средствами художественно-эстетического развития формировать в детях учебную мотивацию, желание и интерес к истории родного края.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Личностный подход позволяет взглянуть на проблему духовно-нравственного воспитания ребенка с точки зрения развития его мотивационной сферы, с точки зрения осмысленности детской деятельности и самодеятельности. Личностный подход предполагает, что в основе развития лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения.

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением в качестве движущей силы психического развития. В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Системный подход предусматривает систему образовательной работы по формированию базы знаний детей об истории родного края, традициях и быте предков, и через изучение истории родного края строить патритическое воспитание дошкольников.

Культурно-исторический подход к развитию психики человека рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. В первую очередь это означает передачу взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности.

Возрастной подход.

На основании вышеизложенного обучение основано на учете психологических закономерностей развития детей дошкольного возраста; опирается на ведущую роль педагога; носит организованный характер, преследуя цель сообщения знаний детям, овладения ими навыками и умениями.

1.4. Возрастные характеристики развития детей.

Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих среднюю группа дошкольного образовательного учреждения.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Игровая деятельность на пятом году жизни: приобретённый детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровой репертуар пополняется: более разнообразными становятся сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные).

В играх детей находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская и др.). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.

В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»). Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

Дети 4–5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка: наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих. Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им по телефону», попросить «разрешить посадку самолёта» или просто обратиться с просьбой к играющим.

В дидактических играх дети активно пользуются словарём в обозначении пространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре, игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают:

- сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), их группировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию (это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);

- «упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление «рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);

- установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметного изображения из 4–6 частей;

- составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» и др.);

- формирование последовательного мышления, операций моделирования, планирования своей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающие игры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).

К пяти годам ребенок уже может элементарно описать свои ощущения, его начинает волновать здоровье, как свое, так и окружающих и он старается привлечь внимание матери или воспитателя, если появился дискомфорт.

В этом возрасте начинает развиваться самостоятельность и появляться инициатива. Дети делают что-либо, ожидая похвалы и уважения от взрослого за свои поступки. Если взрослый не заметил хороших поступков, ребенок реагирует на это обидой. В отношении сверстников, появляется не просто общая игра, но и общение, дети рассказывают друг другу как провели день, что им купили, где они были. Они учатся быть общительными в социуме.

В таком возрасте уже идет разделение поведения по половым признакам. Это заключается в том, что малыш может сказать, что он мальчик, поэтому носит шортики и короткую стрижку и защищает девочек. Они уже четко знают, что девочка – это дочь или внучка, а мальчик – сын или внук, брат, отец.

Тогда же складываются минимальные представления о профессиях, которые разделяются на профессии для мальчиков и девочек. Они начинают понимать, что собой представляет отдых, как нужно вести себя с другими взрослыми людьми, что можно говорить и что нельзя, учатся делать оценки поведению взрослых.

Но все это возможно, если у ребенка нет торможения в развитии речи. В это время он не просто «болтает», он развивает свой язык творчески, учась сочетать слова и складывать словосочетания. Это помогает ему к пяти годам начинать пересказывать сказки, то есть заниматься отвлеченной речью. Малыш уже может поделиться своими переживаниями, начинать фантазировать, что иногда взрослые воспринимают неправильно, как ложь. Он может давать небольшие характеристики предметам. Восприятие окружающего мира становится не просто целенаправленным, но и анализирующим.

Если взрослые читают ему книги, то это может стать настоятельной потребностью в будущем. Дети всегда стараются даль определение поступкам героев сказок. В таком восприятии книги большую роль играют картинки. В этом возрасте ребенок запоминает не только название книги, но и автора, а запомнив обложку, понравившуюся книгу могут найти среди других.

Каждый возраст ребенка прекрасен и интересен по своему, дети 4-5 лет становятся интересными собеседниками для своих сверстников, а их анализирующие суждения о поведении другого человека иногда не просто вызывают улыбку, но и ставят в тупик своей логикой.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы.

Личностные:

- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на мир природы, духовный мир.

Интеллектуальные:

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимо-связях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Физические:

- развитие артикуляционного аппарата в процессе заучивания и рассказывания фольклорных произведений, развитие мелкой моторики в процессе выполнения продуктивной деятельности, развитие ловкости, умение заботиться о своем здоровье.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной образовательной программы.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание.

Данная программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать о его растительном и животном мире, расширить знания о народных промыслах наших предков. В ходе ее реализации дети узнают много интересных фактов о традициях и быте, о появлении «изюминки» Оренбуржья – пуховом платке. Содержанием программы предусмотрено знакомство с сырьем, из которого народные умелицы творят чудесные паутинки и платки, попробовать себя в качестве создателя образа (рисунка) для платка.

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы:

- выставки детских работ в технике «Изонить», «Аппликация», «Рисование красками, карандашами»;

- фестиваль мастериц (мамы, бабушки): «Оренбургский пуховый платок»;

- день народных игр;

- открытое занятие по теме программы;

- выставка фотографий родителей на тему «Любимый край, благословенный!», «Времена года. Оренбуржье».


II. Содержательный раздел.

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности.

Модуль/Тема

Кол- во и объём ОД (в мин.)

Способы реализации в специально организованной взрослым деятельности

Способы реализации в свободной деятельности

Модуль 1. Мой край родной – Оренбуржье.

1.1.

«Оренбург – город на Урале».

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с главным городом нашей области; рассматривание памятников Оренбурга – виртуальная экскурсия.

Самостоятельная деятельность в краеведческом уголке.

1.2.

Многонациональное Оренбуржье.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: виртуальная экскурсия в национальную деревню Оренбуржья.

Самостоятельная деятельность в краеведческом уголке.

1.3.

Музеи Оренбурга.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: познакомить детей с музеями Оренбурга, объяснить социальную значимость музеев для будущих поколений оренбуржцев.

Самостоятельная деятельность в краеведческом уголке.

1.4.

Игра «Знатоки»

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: проверка знаний детей по культуре и этике поведения в общественных местах.

Культурное поведение в разных видах деятельности.

1.5.

Пестрый ковер степей.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Что такое степь. Расположение природных зон в Оренбургской области. Характерные особенности.

Беседа о степи.

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя о поездке в степь, обмен впечатлениями с детьми.

1.6.

Фауна Оренбургских степей.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Обитатели степи. Особенности условий их жизни. Загадки о животных

Беседа о степных обитателях с опорой на личный опыт детей. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения И. Малова «Я слышу степь». Разучивание пальчиковой игры «Суслик».

1.7.

Праздник осени в лесу «Загадки Лесовичка»

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Праздник в лесу. Загадки: кто в нем живет, что растет. Рисунки для Лесовичка. Обобщение знаний по 1 модулю.

Дидактические игры.

Отгадывание загадок.

Модуль 2. Оренбургский пуховый платок.

2.1.

Пуховый платок.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с народным промыслом оренбуржец.

Создание мини-музея «Оренбургский пуховый платок!» в группе.

2.2.

Из чего изготовлена паутинка.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: познакомить с сырьем из которого изготавливаются пуховые изделия.

Рассматривание шалей, паутинок в групповом мини-музее.

2.3.

Встреча с мастерицей: как я создаю свои паутинки.

1 ч.

20 мин.

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: формирование уважения к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда.

2.4.

Красота паутинок.

2 ч.

40 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с разными видами пуатинок, шалей, рассматривание узоров. Создание узора для паутинки с помощью красок.

Рисование симметричных узоров.

2.5.

Придумай свой узор.

2 ч.

40 мин.

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: создание узора для паутинки с помощью цветной бумаги (аппликация).

Дидактическая игра «Рисование геометрическими фигурами»

2.6.

Мини-исследование «Пуховые изделия в моей семье».

4 ч.

80 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: совместная деятельность родителей и детей, подбор изделий, рассказ о том кто их изготовил.

Беседы с родителями об изготовлении пуховых изделий в их семье.

2.7.

Моя паутинка.

4 ч.

80 мин.

Форма работы: подгрупповая

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: изготовление «паутинок» в технике «изонить».

Дидактические игры «Рисование нитью», «Клубочек».

2.8.

Пестроцветная яшма.

1 ч.

20 мин

Форма работы: подгрупповая

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с другими неофициальными символами Оренбургской области.

Самостоятельная деятельность в краеведческом уголке.

2.9.

Золотые колосья.

1 ч.

20 мин

Форма работы: подгрупповая

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с другими неофициальными символами Оренбургской области.

Проявляет интерес к достоянию Оренбургской области.

2.10

Хлеб всему голова!

1 ч.

20 мин

Форма работы: подгрупповая

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: знакомство с другими неофициальными символами Оренбургской области, привлечение внимание к труженикам сельского хозяйства – хлеборобам.

Проявляет интерес к достоянию Оренбургской области.

2.11

Турнир «Символы Оренбуржья»

1 ч.

20 мин

Форма работы: подгрупповая

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: обобщение знаний детей о неофициальных символах родного края.

Проявляет интерес к достоянию Оренбургской области.

Модуль 3. Моя малая Родина – Новоорск.

3.1.

Моя родина – Новоорск.

2 ч.

40 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Развивать интерес к родному поселку, его архитектуре, памятникам, истории. Совместная деятельность педагога – родителей – детей: создание фотоальбома «Мой Новоорск». Символы Новоорска.

Беседа о поселке с опорой на опыт детей.

3.2.

Новоорск – казачья станица.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Развивать интерес к родному городу, его архитектуре, строительству.

Виртуальное путешествие по Новоорску. Рассматривание иллюстрация – фотографий Новоорска.

3.3.

Ириклинское водохранилище – рукотворное море.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Беседа об Ириклинском водохранилище, рассматривание иллюстраций (фотографий), об его обитателях.

Беседа об Ириклинском водохранилище с опорой на собственный опыт детей.

3.4.

Культурные места поселка – ДЮСШ. Спортивный праздник.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: спортивные состязания, эстафеты.

Спортивные игры на прогулке.

3.5.

Краеведческий музей имени Г.И.Русова.

1 ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: экскурсия в музей ЦДТ Новоорского района.

Проявляет интерес к истории родного края.

3.6.

Мои предки на защите нашей Родины.

2 ч.

40 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: Беседа о ВОВ. Экскурсия к памятнику павшим солдатам.

Проявляет интерес к истории родного края.

3.7.

Игра «Что? Где? Когда?»

1  ч.

20 мин

Форма работы: групповая.

Основные виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Содержание занятия: игра среди детей по обобщению знаний по программе.

Проявляет интерес к истории родного края.

3.8.

Выставка продуктивной деятельности по программе.

в течение недели

Содержание: Оформление выставки работ детей и совместных работ детей и родителей в раздевалке группы.

Проявляет интерес и любознательность.


2.2. Содержание парциальной образовательной программы.

Модуль/Тема

Сроки проведения

Содержание модуля/темы

Форма проведения

Модуль 1. Мой край родной – Оренбуржье.

1.1.

«Оренбург – город на Урале».

1 нед. сентября

Ознакомление дошкольников с особенностями расположения Оренбурга (на слиянии двух рек Урал и Сакмара). Государственная значимость города Оренбурга. Ознакомление дошкольников с символами города (флаг, герб, гимн).

Д/И «Буква за буквой», «Найди отличия».  

Видеоряд: видеофильм «Город Оренбург».  

Зрительный ряд: открытки, фотографии города Оренбурга.

Литературный ряд: чтение стихов о городе.

Материалы и оборудование: ТСО.

Виртуальное путешествие

1.2.

Многонациональное Оренбуржье.

2 нед. сентября

1.3.

Музеи Оренбурга.

3 нед. сентября

Музей истории – прекрасное культурноисторическое заведение Оренбурга, отражение истории жизни города.  

Зрительный ряд: фотографии музеев Оренбурга.

Материалы и оборудование: ТСО.

Виртуальная гостинная

1.4.

Игра «Знатоки»

4 нед. сентября

Обобщение и закрепление знаний детей о поведении в общественных местах.

Зрительный ряд: презентация фотографий с общественными местами г.Оренбург

Литературный ряд: загадки по правилам поведения.

Материалы и оборудование: ТСО, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Игровое состязание

1.5.

Пестрый ковер степей.

1 нед. октября

Ознакомление с растениями родного края (деревья, кустарники, луговые цветы). Классификация лекарственных и ядовитых растений.  

Хороводная игра «Во поле береза стояла».  Литературный ряд: загадки о растениях.  

Материалы и оборудование: ТСО.

НОД

1.6.

Фауна Оренбургских степей.

2 нед. октября

Ознакомление с животным миром Восточного Оренбуржья (сурок, сайгак, лиса, волк, заяц) и птицах (орел, куропатка, сокол), об их особенностях жизни, обитания в разное время года.  Д/И «Определи животных по следам», Русская народная игра «Птицелов»  

Зрительный ряд: опорные картинки с птицами и животными.  

Литературный ряд: загадки про животных.  Музыкальный ряд: записи звуков леса, луга.  

Материалы и оборудование: Карточки со следами животных.

НОД

1.7.

Праздник осени в лесу «Загадки Лесовичка»

3 нед. октября

Обобщение знаний по модулю проводится в форме праздника.

Русская народная игра «Птицелов».

Зрительный ряд: презентация по фотографиям.

Литературный ряд: загадки, рифмовки.

Музыкальный ряд: звуки леса, голоса птиц.

Материалы и оборудование: ТСО, костюмы

Театрализованный праздник

Модуль 2. Оренбургский пуховый платок.

2.1.

Пуховый платок.

4 нед. октября

Ознакомление с особенностями пуховязального промысла Оренбургского края (открытый, полуоткрытый узор, графическое изображение узора каймы и платка).  

П/И «Кто быстрее» (перемотать нить с веретена в клубок).  

Зрительный ряд: выставка Оренбургских пуховых платков, образцы орнамента, фотографии старинных изделий.  

Литературный ряд: чтение стихов об Оренбургском пуховом платке.  Музыкальный ряд: муз. А. Вельцер, сл. Л. Столповский «Оренбургская паутинка».  Продуктивная деятельность: коллективная работа «Придумай свой узор», изготовление паутинок в технике «изонить».  

Исследовательская деятельнорсть: рассматривание сырья для паутинок и платков.

Совместная работа с родителями: мини-исследование «Пуховые изделия в моей семье».

Материалы и оборудование: гребень, чески, веретено, прялка, спицы, пуховая нить, схемы, модели узоров, бумага, тушь, заостренные палочки. ТСО

НОД

2.2.

Из чего изготовлена паутинка.

1 нед. ноября

НОД

2.3.

Встреча с мастерицей: как я создаю свои паутинки.

2 нед. ноября

Встреча с мастерицей.

2.4.

Красота паутинок.

3-4 нед. ноября

Практическое занятие

2.5.

Придумай свой узор.

1-2 нед. декабря

Практическое занятие

2.6.

Мини-исследование «Пуховые изделия в моей семье».

3-4 нед. декабря

2-3 нед. января

Совместное занятие с родителями

2.7.

Моя паутинка.

4 нед. января

1-3 нед. февраля

НОД

2.8.

Пестроцветная яшма.

4 нед. февраля

Ознакомление дошкольников с особенностями добычи пестроцветной яшмы на территории нашего региона. История названия  горы Полковник г. Орск. Зрительный ряд: фотографии горы, орской яшмы, иллюстрации изделий из Орской яшмы, рассматривание поделочного камня – яшма.

Материалы и оборудование: ТСО.

НОД

2.9.

Золотые колосья.

1 нед. марта

Ознакомление дошкольников  с зерном, его внешним видом. Как растет хлеб, уход за ним. Хлеб и правильное отношение к нему. Профессии людей, связанных с выращиванием и производством хлеба. Зрительный ряд: Рассматривание колосьев. Сравнение сухих и ранее замоченных зерен.  Литературный ряд: Чтение стихотворения о росте колосьев.

Материалы и оборудование: ТСО.

НОД

2.10

Хлеб всему голова!

2 нед. марта

Хлеб – богатство Оренбургского края. Ознакомление с трудом хлебороба. Современные технологии хлебобулочного производства.  

Д/И «Узнай на вкус».  Зрительный ряд: иллюстрации хлебных полей Восточного Оренбуржья, картины серии «Выращивание хлеба», выставка домашней выпечки хлеба.  

Литературный ряд: загадки, пословицы и поговорки о хлебе, «Хлеб» П. Качанов  Музыкальный ряд: песня сл. Н. М. Кудрин, муз. В. Балачан «Хлеб - всему голова». Материалы и оборудование:ТСО.

НОД

2.11

Турнир «Символы Оренбуржья»

3 нед. марта

Обобщение и закрепление знаний детей о неофициальных символах

Зрительный ряд: презентация фотографий Литературный ряд: загадки по теме.

Материалы и оборудование: ТСО, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Турнир

Модуль 3. Моя малая Родина – Новоорск.

3.1.

Моя родина – Новоорск.

4 нед. марта

Ознакомление дошкольников с родным поселком, с его географическим расположением, является частью Оренбургской области.  

Д/И «Скажи какой». Зрительный ряд: карта Оренбургской области, иллюстрации, фотографии, картинки отражающие жизнь людей в поселке.  

Музыкальный ряд: «Новоорск – край родной» Исп: Степанова Ю.А.

Продуктивная деятельность: работа с картой.  

Материалы и оборудование: карта России, цветные  карандаши.  

НОД

3.2.

Новоорск – казачья станица.

1 нед. апреля

НОД

3.3.

Ириклинское водохранилище – рукотворное море.

2 нед. апреля

Ознакомление дошкольников с созданием Ириклинского водохранилища на территории Новоорского района.

Зрительный ряд: карта Оренбургской области, иллюстрации, фотографии, картинки отражающие жизнь людей в поселке.

Продуктивная деятельность: работа с картой.  

Материалы и оборудование: карта Оренбургской области, цветные  карандаши.  

НОД

3.4.

Культурные места поселка – ДЮСШ. Спортивный праздник.

3 нед. апреля

Ознакомление дошкольников с социальнозначимыми учреждениями Новоорского района.

Организация экскурсий в учреждения, пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимание к истории родного края.

Материалы и оборудование для проведения спортивного праздника: кегли, обручи, скакалки.

Спортиный праздник

3.5.

Краеведческий музей имени Г.И.Русова.

4 нед. апреля

Экскурсия

3.6.

Мои предки на защите нашей Родины.

1-2 нед. мая

Привлечение внимания дошкольников и воспитание уважения к ветеранам ВОВ.

Зрительный ряд: презентация о войне, показ фотографий веранов ВОВ Новоорского района.

Литературный ряд: чтение стихотворений о войне.

Музыкальный ряд: прослушивание композиции «День Победы».

Материалы и оборудование: ТСО.

НОД. Экскурсия к памятнику.

3.7.

Игра «Что? Где? Когда?»

3 нед.

мая

Обобщение знаний по 3 модулю.

Зрительный ряд: фотографии Новоорска.

Литературный ряд: произведения о Новоорске.

Музыкальный ряд: «Новоорск – край родной» Исп: Степанова Ю.А.

Материалы и оборудование: ТСО, сигнальные карты, карточки с заданиями.

Турнир

3.8.

Выставка продуктивной деятельности по программе

4 нед.

мая

Подведение итогов образовательной деятельности по программе.

Организация выставки продуктивной деятельности по программе за год.

Выставка

III. Организационный раздел.

3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы.

Основной воспитатель: педагог должен обладать основными компетенциями в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их.

3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы.

ТСО

Ноутбук, колонки, музыкальный центр, телевизор.

Средства для организации продуктивной деятельности

Краски, альбомы, карандаши, клей, цветная бумага, картон, шерсть, пух, шерстяные нитки, средства для вязания, средства для обработки сырья для вязания, контурная карта Оренбургской области.

Демонстрационный материал

Карточки, картинки, презентации, видеоролики, музыкальные композиции, фотографии, карта Оренбургской области.

3.3. Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания).

Программы:

Князева О.Л, Махенева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010. – 304 с.

Методические пособия:

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Скрипторий, 2010.  

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью.- М.:ООО Элизе Трейдинг. 2002.-246 с.

3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы.

Программа реализуется с детьми среднего дошкольного возраста.

Программа реализуется 1 раз в неделю во второй половине дня при организации непосредственной образовательной деятельности (после обеда).

Реализация программы «Оренбургский пуховый платок» осуществляется в следующих формах организации деятельности:  

- совместная образовательная деятельность взрослых и детей, осуществляемая как в ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД), так и в ходе осуществления режимных моментов;  

- свободная самостоятельная деятельность детей.  

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Оформление пространства

Содержание

Способы использования

«Оребургский пуховый платок»

- платки, косынки;

- карта Оренбургской области;

- фотографии Новоорска;

- фотоальбом групповой;

- куклы в национальных костюмах;

- веретено;

- хлеб;

- дидактические игры.

В ходе НОД по основной программе;

В ходе НОД по парциальной программе;

В свободной деятельности.

IV. Дополнительный раздел.

4.1. Презентация парциальной образовательной программы.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребенок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение родного края в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения духовно – нравственного развития детей, воспитания любви и привязанности к родному краю, формирования гражданских позиций и навыков,  играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Цель программы: Формирование духовно-нравственной основы личности ребенка через ознакомление с народным промыслом родного края.  

Задачи:

1. Развитие познавательной мотивации, интереса к истории родного края.                  

2. Формирование и расширение кругозора.          

3. Воспитание эстетического отношения к народным промыслам, уважение к людям, создающим красоту народного быта.

Тематическое планирование по программе разделено на 3 модуля:

- Модуль 1. Мой край родной – Оренбуржье.

- Модуль 2. Оренбургский пуховый платок.

- Модуль 3. Моя малая Родина – Новоорск.

Каждый модуль объединяет несколько тем, которые раскрывают тематику модуля.

Программа подразумевает взаимодействие детей и родителей:

- совместные исследования;

- оформление фотоальбомов;

- совместные праздники и другие формы взаимодействия.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью. Старшая группа.- М.:ООО ЭлизеТрейдинг. 2002.-246 с.  
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой.  Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. Учебно – методическое пособие. – М.:2003.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданскопатриотическое воспитание дошкольников. – М.: Скрипторий, 2010.  
  4. Князева О.Л, Махенева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010. – 304 с.  
  5. Чибилев А.Н. Природное наследие Оренбургской области. Учебное пособие. – Оренбург.1996. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.Издательство АСТ.1998

6.     Энциклопедия «Оренбуржье»/ Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

Приложение.

Карта индивидуального развития дошкольника

______________________________________________

Целевые ориентиры:

Показатели развития ребенка:

Качество проявляется

в процессе образовательной деятельности

в самостоятельной деятельности

1.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к

разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувствомтсобственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- проявляет устойчивый интерес к истории и традициям создания оренбургского пухового платка;

- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об оренбургском пуховом платке;

2.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- способен конролировать свои чувства и эмоции;

- способен вступать во взаимоотношения со сверстниками, договариваться;

3.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей.

- способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение), в процессе изучения свойств оренбургского пухового платка

4.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- проявляет ручную ловкость в процессе изготовления образцов узоров оренбургского пухового платка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оренбургский пуховый платок.

история создания пухового платка...

Мини-музей "Оренбургский пуховый платок"

Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» Мне платок подарили пуховый,Оренбургский пуховый платок.Он согреет, как теплое слово,Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козыНара...

"Оренбургский пуховый платок"

Заботясь о сохранении народных промыслов, народной культуры, мы формируем у детей чувство принадлежности к своему народу....

Тема: «Оренбургский пуховый платок».

Цель: Формирование умение создавать образ на белой ткани. ...

Оренбургский пуховый платок

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Оренбургский пуховый платок» Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, музык...

Занятие «Оренбургский пуховый платок»

Цель: Формирование представлений о традициях Оренбуржья в диалоговом общении с элементами театрализованной деятельности. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообр...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Оренбургский пуховый платок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка»Южноуральского городского округа457045, Россия, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии 18 В, 4-8...